Развитие персонала включает в себя профессиональную ориентацию, адаптацию, обучение работников и их использование.
Профориентация — это комплекс экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального признания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.
Задача профориентации состоит в оказании помощи молодым людям в выборе профессии, работы с учетом их склонностей, интересов, психофизических особенностей, а также складывающейся конъюнктуры на рынке труда.
Основные формы профориентационной работы:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная информация;
- профессиональная консультация.
Качественный уровень профориентационной работы — это одно из условий успешной трудовой адаптации работников.
Адаптация персонала — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.
Приходя в организацию, человек имеет определенные цели, потребности и нормы поведения, на основе которых он предъявляет определенные требования к организации. При этом адаптация пройдет тем успешнее, чем быстрее нормы и ценности коллектива становится нормами и ценностями отдельного работника. Успех адаптации зависит от ряда условий:
- объективность деловой оценки работника;
- престиж и привлекательность профессии;
- организация труда, реализующая мотивационные установки сотрудника;
- гибкость системы обучения персонала;
- благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
- личностные свойства адаптируемого, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением.
Выделяют два направления адаптации:
- первичная. Это приспособление молодых работников (не имеющих опыта);
- вторичная. Это приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
Обучение персонала — это процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации с целью подготовки их к успешному выполнению стоящих перед ним задач.
Обучение персонала полезно и требуется в трех основных случаях.
1. Когда человек поступает в организацию.
2. Когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу.
3. Когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Планирование образование персонала включает в себя различные мероприятия по подготовке:
- обучения сотрудников предприятия на рабочем месте;
- обучения сотрудников вне рабочего места внутри организации;
- обучения сотрудников вне организации;
- самообразования работников.
Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, имеет тесную связь с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудитории. Но, вместе с тем, такое обучение ограничено рамками данного рабочего места.
Обучение вне рабочего места внутри организации связанно с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работников от их служебных обязанностей. Оно позволяет не только повышать их квалификацию, но проводить переквалификацию и повышать их общеобразовательный уровень.
Обучение вне организации требует еще больших финансовых затрат и более длительного отвлечения работников от их обязанностей. Оно, прежде всего, нацелено на повышение их общеобразовательного уровня, ознакомления с достижениями науки и практики в сфере их профессиональной деятельности. Работнику позволяют оторваться от повседневной работы и расширить свои профессиональные и социальные контакты.
Процесс профессионального обучения включает следующие этапы:
1. Определение потребностей в обучении.
2. Формирование бюджета обучения.
3. Определение целей обучения и критериев оценки его эффективности.
4. Определение программ и выбор методов обучения.
Потребности в обучении. Они формируются на основе потребностей развития персонала организации и необходимости выполнения сотрудниками своих основных производственных обязанностей. Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:
- индивидуальные планы развития;
- заявки и пожелания самих сотрудников;
- стратегия развития предприятия.
Бюджет профессионального обучения. Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. На величину бюджета обучения влияют два фактора:
- потребности предприятия в обучении персонала;
- его финансовое состояние.
Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на обучение персонала в течение следующего года и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении.
Цели обучения и критерии его эффективности. Цели профессионального обучения должны быть конкретными и специфическими, ориентирующими на получение практических навыков, поддающимися оценке, т.е. измеримыми. При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием:
- профессиональное обучение служит развитию конкретных навыков и умений, необходимых данной организации;
- образование направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.
Для оценки эффективности обучения используют четыре основных категории эффектов обучения, которые можно измерить:
- реакция. Оценивают реакцию обучаемых на программу обучения, т.е. нравится ли им эта программа, считают ли они ее полезной;
- степень усвоения. Тестируют обучающихся, чтобы определить, удалось ли им в полной мере приобрести необходимые навыки.
- поведение. Выясняют, изменилось ли поведение обучающихся на рабочем месте благодаря обучению.
- результаты. Определяют, какие окончательные результаты достигнуты в рамках изначально поставленных целей.
Программы обучения. Они создаются как для выработки конкретных профессиональных навыков, так и для формирования определенного типа мышления и поведения.
Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способностей обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Факторами, ориентирующими сотрудников на активное участие в программах обучения, являются:
- стремление сохранить работу, оставаясь в занимаемой должности;
- желание получить повышение или занять новую должность;
- заинтересованность в увеличении заработной платы;
- интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками;
- желание установить контакты с другими участниками программ обучения.
Использование персонала — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и трудового потенциала работников. Оно должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде.
Основные принципы использования персонала:
- обеспечение рациональной занятости работников;
- обеспечение стабильной и равномерной нагрузки в течение рабочего периода;
- обеспечение соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизических данных требования рабочего места и производства в целом;
- периодический переход работников с одного рабочего места на другое.
Сбалансированность числа рабочих мест и численности работников достигается посредством:
- правильной расстановки работников по структурным подразделениям;
- внутриорганизационной мобильности (внутриорганизационные трудовые перемещения, внутрипрофессиональные и квалификационные перемещения, межпрофессиональные перемещения за счет освоения дополнительных профессий, междолжностные перемещения, связанные с изменением места работы, ротация).
При этом преследуются две цели:
- формирование активно действующих коллективов в рамках структурных подразделений;
- перспективность расстановки, способствующая росту кадров.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.