Качественных и количественных методов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Общие рекомендации по выбору методов и методик и опре­де­ле­нию необходимого количества испытуемых:

· чем менее изучено явление, тем обоснованнее обращение к каче­ственным методам исследования. Соответственно, чем в боль­­шей степени изучено явление, тем предпочтительнее исполь­зо­вание количественных методов;

· чем более «размыта» гипотеза, тем большее количество ме­тодик необходимо использовать, чтобы иметь возможность кон­кре­­тизировать проблему, отбросив несущественное;

· количество используемых в исследовании качественных ме­­то­­дов может быть небольшим, количество испытуемых также мо­жет быть невелико, что предъявляет повышенные требования к ана­лизу результатов;

· рекомендуется комплексный подход, при котором качест­вен­ные и количественные методы взаимодополняют друг друга;

· минимальное количество испытуемых – 15 – 30 человек (при исполь­зо­вании качественных методов), максимальное количество – 150 – 200 человек (при использовании количественных методов).

Минимальное количество методик, используемых в исследо­ва­­нии, 2 – 3 (при условии наличия: четко сформулированной ги­по­тезы; достаточно большого количества регистрируемых пока­за­телей; узкой цели; большого количества испытуемых, представ­ля­ющих разные группы).

Максимальное количество – 6 – 7 методик (так как слишком боль­шое количество зафиксированных релевантных показателей мо­жет затруднить анализ).

Эти рекомендации носят условный характер. Окончательное ре­­ше­ние является продуктом творческого анализа проблемы иссле­до­­вателем и зависит от используемой логики доказательств. Общие рекомендации по описанию методики:

· при описании испытуемых надо указать, какие группы срав­ни­­вались (например: указать состав экспериментальной и конт­роль­ной групп; при их отсутствии указать состав групп, срав­ни­ва­емых по другим основаниям – социально-экономическим, про­фес­сиональ­ным, этническим и т.д.).

Если группа испытуемых была достаточно однородной (на­при­мер: только потребители услуг конкретного предприятия) и иссле­дователем не вводились разделяющие ее на подгруппы усло­вия, необходимо обоснование такого подхода.

Возможные обоснования:

а) необходимость сравнения диагностических возможностей раз­­лич­ных методик;

б) необходимость сравнения некоторых характеристик ис­пы­ту­е­мых конкретной группы: если у них есть «то», есть ли у них и «это»;

в) необходимость проверки предположения о том, что опре­де­­лен­ная методика способна выявить те или иные харак­те­рис­тики;

г) необходимость изучения появления определенных харак­те­­рис­­тик в ходе тренинга или формирующего эксперимента.

· При описании методик подробно следует описывать только мало­­­из­вестные методики. В обосновании использования необхо­ди­мо указывать, каким образом методика разрешает постав­лен­ные за­дачи;

· при описании способов обработки результатов необходимо ука­­­зать конкретный способ, особенно при обработке количест­вен­­ных данных. Если ис­поль­­­зо­ва­лась компьютерная обработка, то указывается про­грам­ма (например: «Анализ данных проводился в статистической сис­те­­ме SPSS для Windows»).

 

В) Заключительный параграф основной части: «Результаты и их обсуждение».

Данный параграф должен быть значительным по объему (15 – 20 страниц для дипломной работы).

В нем представляются результаты исследования и дается их трак­­­товка в соответствии с целями и задачами, обсуждается их зна­­чение и соотношение с известными фактами.

Основное требование к представлению результатов: не смеши­вать исходные теоретические предположения, результаты и их ин­тер­­­претацию.

Другими требованиями являются:

· краткость и компактность: представляется только та инфор­ма­ция, которая помогает разрешить поставленные зада­чи, и, по воз­можности, в обобщенном виде. Все «сырые» ре­зуль­­таты (свод­ные таблицы данных, протоколы, типичные рисунки испытуемых), а также все громоздкие таблицы нужно помещать в При­ложении. Пол­ные копии всех протоколов прилагать к работе не тре­буется;

· наглядность: при отображении информации необходимо учи­тывать законы восприятия. Минимальные требования – резуль­та­ты, наглядно представленные в виде таблиц, графиков должны целиком помещаться в поле зрения и иметь законченную форму.

Способ представления результатов зависит от типа данных, полу­ченных в ходе исследования.

К качественным методам обычно относят: беседу, наблю­де­ние, неформализованные проективные техники, групповую дис­кус­сию, фокус-группы, ролевые игры и др.

Выделяют несколько уровней анализа ре­зуль­та­­тов качественного исследования:

· уровень сознательных факторов, доступных для структури­ро­­ван­­ных опросников;

· уровень личных чувств и языка, для которых требуется «со­чув­ствующее» интервью;

· уровень интуитивных ассоциаций, для выявления которых ис­пользуются невербальные методы или игры;

· уровень бессознательных, спонтанных реакций, не под­вер­жен­­ных цензуре сознания факторов, поддающихся проективным ме­тодам.

 Выделяются также несколько этапов анализа, описанные Р.Крю­­­гером:

· сбор непосредственных данных;

· описательные утверждения (обобщения);

· интерпретация.

Основной способ представления качественных данных – текст.

При текстовом представлении особенно важно соблюдать пра­вило: не смешивать результаты и их интерпретацию.

Поэтому обычная схема описания результатов – представление дан­ных в обобщенном виде (повторяющихся, непротиворечивых) с приведением выдержек из протоколов.

Пример представления результатов наблюдения: «У сотрудников, которые не разделяли корпоративные ценности предприятия, относительная продуктивность труда со­­х­ранялась лишь благодаря активным попыткам супервайзеров при­влечь к себе внимание. Тогда наблюдался непродолжительная трудовая активность, которая угасала, как только технический руководитель прекращал свои по­пыт­­ки. Эти наблюдения позволили объединить особенности пове­де­­ния таких сотрудников в особый тип …»

Пример представления результатов фокус-группы: «В целом бы­­ло выделено 21 понятие, релевантное для восприятия идеи развития партнерских отношений участников туристской среды… Их можно классифицировать по трем признакам… Рассмотрим все выявившиеся в ходе обсуждения оценочные ка­тегории…»

 

· Другой способ представления качественных данных – таб­ли­ца. Принцип отражения материала в таблице: обобщенные опи­са­­тель­ные утверждения, подтверждаемые выдержками из прото­ко­лов.

Качественные данные могут быть преобразованы в количест­вен­­ные и представлены способами, характерными для пред­став­ле­ния этого типа данных. Самый простой способ преобразования – перевод в проценты, рас­­­чет частоты встречаемости. Пример текстового представления: «Беседа с гостями выя­ви­ла жалобы на слабый контакт участников сервиса (65%), несовершенство материально-технической базы предприятия (45%)».

Воз­­­можна и дальнейшая статистическая обработка с использо­ва­ни­­ем различных методов. Распространенные способы представления: текст, гистограм­ма, та­блица.

В зависимости от того, какие задачи стоят перед иссле­до­ва­те­лем, применяются те или иные методы сбора и обработки коли­чест­­вен­ных данных (табл. 2)

Таблица 2

                       

                        Классификация задач и методов их решения

 

Часто также используется параметрический t – критерий Стью­­дента для проверки гипотез о случайности различия (сход­ст­ва) пара­мет­ров и для оценки значимости коэффициентов корре­ля­ции, исполь­­зующихся в корреляционном анализе.

Нашли свое место в работах исследователей кластерный и фак­­тор­ный анализ.

Способы представления результатов обработки количест­вен­ных данных зависят от применяемых методов и весьма разно­об­разны.

Основное требование: количественные данные должны учи­ты­­вать пределы точности измерения показателей, зависящие от спо­со­бов регистрации и обработки (должны быть сведения об уров­нях значимости, достоверности сходства и различий).

· Приведем пример представления количественных резуль­та­тов в тексте:

«Разброс показателей по группам: в первой группе счаст­ли­вы­ми себя считают 52%, во второй – 21%».

«Средний показатель по тесту 21,5, стандартное отклонение 4,9».

 «В целом коэффициент корреляции Спирмена оказался стати­сти­­чес­ки незначимым (r = – 0,03, р < 0.05)».

t-критерий Стьюдента для разных сравнений показал, что этот эф­­фект статистически значим (р = 0.015)».

«Был обнаружен высоко значимый эффект совместного вли­я­ния факторов «Самооценка» и «Комфортность» на процент пра­виль­ных ответов (F (2,70) = 5,78, р = 0.005)».

«Проведенный кластерный анализ результатов позволил выде­лить 3 блока кластеров. Первый блок составляет кластеры… В нем выделяется ядро (2 внутренних кластера), к нему примы­ка­ют…»

«В результате факторного анализа было выделено 4 фактора:

1-й фактор объясняет 49,5% общей дисперсии и включает сле­ду­ю­­щие признаки:

внимательный    0.75

отзывчивый           0.73

любезный              0.69

готовый помочь    0.65

общительный        0.64

равнодушный       -0.55

 

Если данные не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к использованию кривой нормального распределения, использу­ют­ся непараметрические методы анализа. Если они удовлет­во­ря­ют, а также если значения признака измерены по интервальной шка­ле – используются параметрические методы.

 

В целом проблемно-аналитический характер второй главы дипломной работы демонстрирует умение автора анализировать состояние объекта исследования (рыночное пространство сервисного предприятия, факторы  его внешнего окружения, определяющих развитие, а также состояние его внутренней среды) и обоснование конкретных практических предложений по совершенствованию функционирования и развития объекта исследования.

Анализ внутренней среды должен включать следующие подразделы:
общая характеристика, структура и система управления организацией;
 анализ кадрового состава, состояния материальной базы, эффективности реализуемых услуг и др. с использованием методик, применяемых в сервисной сфере.

Анализ внешней среды должен включать следующие подразделы:  тенденции развития отрасли и спроса на рынке сбыта;  характеристика взаимоотношений с поставщиками, покупателями и другими партнерами по бизнесу; сравнительный анализ организации с основными конкурентами;  оценка влияния факторов макроокружения (политических, экономических, социальных, технологических- PEST-анализ). На основе выполненного анализа должны быть выявлены сильные и слабые стороны организации, определены возможности и угрозы для ее развития и основные проблемы, требующие решения.

Для этого может быть использован SWOT-анализ.

Выводы по данному разделу должны отражать возможные пути устранения выявленных проблем и перечень задач (мероприятий), решение которых позволит преодолеть негативные тенденции в работе предприятия.  

 От полноты и качества выполненных исследований непосредственно зависят глубина и обоснованность мероприятий, предлагаемых в третьей главе.

Третья глава (25-35 стр.) носит расчетно-практический характер и является основной частью дипломного проекта. В ней студент разрабатывает рекомендации. Базой для научного обоснования и разработки конкретных мероприятий и предложений служат выводы теоретического анализа, выполненные в первой главе; результаты анализа исследуемой проблемы развития предприятия, полученные во второй главе, а также прогрессивный отечественный и зарубежный опыт в области профессиональной деятельности.

Третья глава должна быть представлена в виде: программы мероприятий; программы обслуживания деловых мероприятий или мероприятий сферы досуга и развлечений, программ развития персонала; программы реструктуризации бизнес-процессов сервиса и других разработок, направленных на повышение эффективности деятельности  предприятия. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Конкретность мероприятий должны быть обеспечена выполнением следующих условий:

  • подробная характеристика мероприятий (предложений), с необходимыми расчетами;
  • организационное, информационное и финансовое обеспечение внедрения предложений в исследуемой организации;

·  экономическое обоснование, включающее оценку эффективности проекта и необходимых для этого инвестиций, а также прогноз результатов внедрения предлагаемых мероприятий и их влияние на основные показатели деятельности организации.

Глава должна заканчиваться графиком внедрения разработанных мероприятий с указанием исполнителей, продолжительности разработки и внедрения каждого мероприятия, необходимых финансовых ресурсов.

Выпускные квалификационные работы второго типа - проекты, позволяющие актуализировать имеющийся профессиональный опыт и оценить умение разрабатывать концепцию или модель сервисного продукта, технологию его продвижения, продажи или функционирования, пакет технической документации или программу деятельности с конкретными предложениями, организационными или производственными решениями, осуществлять и представлять результаты научно-проектировочной деятельности.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания интеллектуального продукта. Это всегда творческая деятельность. При выполнении проекта студент:

ü структурирует проект в логике научного исследования,

ü включает в проект аргументацию его актуальности,

ü определяет объект и предмет исследования,

ü обозначает цели и задачи проектного исследования.

ü формулирует гипотезу исследования,

ü определяет методы исследования,

ü конкретизирует источники информации,

ü выводит методологию исследования,

ü определяет пути решения проблем,

ü осваивает новое опытным путем

ü оформляет проект в виде выводов,

ü подтверждает или опровергает гипотезу,

ü выходит на новый спектр проблем.

Проект должен содержать аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулировку проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез и разработку путей решения задач (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения. Решение задачи предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Выпускные квалификационные проекты должны соответствовать требованиям:

· инновационности,

· практической значимости,

· внедренческой возможности предложенных технологических решений в индустрии гостеприимства и событийного сервиса;

· разработанности программных мер по реализации сервисного продукта,

· обоснованности и аргументированности выводов и предложений, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи, решаемые студентом в ходе самостоятельной творческой деятельности.

· ясности, логичности, научности изложения содержания,

· применения компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков (схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы стандартам.

Структура и содержание дипломного проекта определяются его целями и задачами.

 Проект, в отличие от дипломных работ теоретико-практического типа, не содержит теоретической части, т.е. теоретическое, методологическое обоснование опускается.

В проекте развернуто представляется аналитическая и инновационная части, что соответствует требованиям, предъявляемым ко второй главе  проблемно-аналитического характера и третьей - расчетно-практического характера.

Структура рукописи включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

· титульный лист

· аннотация проекта - краткая характеристика, в которой отражен сегмент потребителя и суть проектной разработки

· содержание – перечень разделов текста проекта

· пояснительная записка (Вводная часть или резюме проекта) - обоснование актуальности проекта, представлен анализ отрасли, состояния разработанности проблемы в теории и практике туризма, определено место и значение проектной разработки для улучшения качества продукта событийного сервиса.

· описание проекта - излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные в пояснительной записке. Содержание описания проекта должно раскрывать тему проекта. В нем анализируется процедура и результаты проведенного эмпирического исследования: маркетинговое исследование сегмента рынка, спроса потребителей туристского или гостиничного продукта.  В описании проекта автор представляет новые технологические решения, значимые для социально-культурного сервисного сектора и производственной сферы индустрии гостеприимства, апробированные в ходе исследований, либо рекомендованных к апробации или внедрению. Представлена технология, модель или программа продукта: программа обслуживания, программа самого мероприятия, программа сервисной, производственно-технологической деятельности.

· заключение - приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы.

· список литературы

· приложения, куда выносятся те вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст или разрывают текст работы более, чем на один лист.

Если проект прошел апробацию на конкретном предприятии (конгрессно-выставочная компания/, ивент-агентство,  гостиничное предприятие, Комитет по внешним связям Администрации г. Екатеринбурга и т.п.), то следует представить акт об апробации, заверенный печатью предприятия и рекомендации по использованию материалов и результатов деятельности в практике событийного сервиса, туризма и гостеприимства.

 

 5.4.  Заключение

 

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел обучающийся в результате написания выпускной квалификационной работы. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

Общие требования к оформлению выводов:

– выводы должны содержать новое знание, которое отсут­ст­во­­ва­ло до проведения исследования;

– последовательность выводов определяется логикой работы;

– выводы следует формулировать самостоятельно, не до­пус­кая цитирования изученной литературы;

– в выводах должно быть отражено решение каждой задачи, пос­тавленной в исследовании;

– если в исследовании получены ответы на вопросы, которые не были поставлены до его проведения, они также должны присут­ст­вовать;

– в выводах должна быть оценка того, насколько удалось прод­ви­нуться в разрешении проблемы;

– в выводах указываются как положительные, так и от­ри­ца­тель­­ные результаты;

– число выводов не должно быть слишком велико (5-6);

– выводы должны быть пронумерованы;

– под каждый вывод выделяется один абзац.

· Общие требования к оформлению заключения:

– в заключении должна содержаться итоговая оценка про­де­лан­ной работы в обобщенном виде, должны быть сделаны обоб­ща­ющие выводы;

– заключение по объему должно быть небольшим, в несколько стра­ниц;

– не рекомендуется пересказывать содержание работы и пов­то­­рять выводы;

– возможно описание перспектив дальнейшего исследования и практических предложений, сделанных на основе полученных результатов.

Заключение пишется тезисно и должно отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым проектным решениям с оценкой их эффективности. Обязательно необходимо подчеркнуть практическую направленность проекта и оценить возможность и последствия его внедрения в организации.  

5.5. Составление списка литературы

 

 Список литературы должен содержать сведения обо всех источниках, использованных при выполнении выпускной квалификационной работы, с выходными данными.

Список литературы строится в соответствии со следующими пра­ви­­лами:

· не рекомендуется использовать термин «библиография» для наз­вания данной части работы, так как этот термин подразу­ме­ва­ет исчерпывающую информацию о публикациях по данной про­бле­ме;

· в выпускной квалификационной работе  в списке должно быть около 50 пунк­тов;

· в список не вносятся неопубликованные работы;

· литература в списке должна быть пронумерована;

· первыми в списке размещаются работы, опубликованные на русском языке (а также на языках, использующих кирил­ли­чес­кий алфавит). Далее располагаются работы на языках, исполь­­зу­ю­­щих латинский алфавит (английском, немецком и т.д.). Затем идут работы на языках, использующих самостоятельные системы пись­­менности (китайском, арабском и т.д.);

· основной способ группировки работ – алфавитно-хро­ноло­ги­чес­кий:

а) фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) раз­ме­ща­ются по алфавиту;

б) при нескольких работах одного автора размещение орга­ни­зуется в соответствии с хронологией (новейшие работы рас­по­ла­гаются в списке последними);

в) если год издания совпадает в работах одного автора – по ал­фавиту названий;

г) при авторах-однофамильцах – по инициалам;

д) при нескольких работах автора, написанных им в соавтор­ст­ве с другими – по алфавиту фамилий соавторов;

е) при совпадении первых слов заглавий (если автор не указан) – по алфавиту вторых и т.д.

· правилами составления библиографических описаний до­пус­­каются сокращения (например: собр. соч., под ред., изд-во и др.);

· названия городов, кроме Москвы (М.,) и Санкт-Петербурга (СПб.,), пишутся полностью. Если книга была издана в нескольких го­родах, их названия пишутся через точку с запятой: М.; СПб.

5.6. Составление приложений

 

В приложение рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, которые по каким-либо признакам не были включены в основную часть. Обычно это вспомогательный материал, который не рассчитан или не разработан лично автором, или носит промежуточный характер. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и другие документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: копии уставных и регистрационных документов, бухгалтерской отчетности; промежуточные экономические расчеты; методические указания и рекомендации и т.д.  



Дата: 2018-12-28, просмотров: 191.