Общие рекомендации по выбору методов и методик и определению необходимого количества испытуемых:
· чем менее изучено явление, тем обоснованнее обращение к качественным методам исследования. Соответственно, чем в большей степени изучено явление, тем предпочтительнее использование количественных методов;
· чем более «размыта» гипотеза, тем большее количество методик необходимо использовать, чтобы иметь возможность конкретизировать проблему, отбросив несущественное;
· количество используемых в исследовании качественных методов может быть небольшим, количество испытуемых также может быть невелико, что предъявляет повышенные требования к анализу результатов;
· рекомендуется комплексный подход, при котором качественные и количественные методы взаимодополняют друг друга;
· минимальное количество испытуемых – 15 – 30 человек (при использовании качественных методов), максимальное количество – 150 – 200 человек (при использовании количественных методов).
Минимальное количество методик, используемых в исследовании, 2 – 3 (при условии наличия: четко сформулированной гипотезы; достаточно большого количества регистрируемых показателей; узкой цели; большого количества испытуемых, представляющих разные группы).
Максимальное количество – 6 – 7 методик (так как слишком большое количество зафиксированных релевантных показателей может затруднить анализ).
Эти рекомендации носят условный характер. Окончательное решение является продуктом творческого анализа проблемы исследователем и зависит от используемой логики доказательств. Общие рекомендации по описанию методики:
· при описании испытуемых надо указать, какие группы сравнивались (например: указать состав экспериментальной и контрольной групп; при их отсутствии указать состав групп, сравниваемых по другим основаниям – социально-экономическим, профессиональным, этническим и т.д.).
Если группа испытуемых была достаточно однородной (например: только потребители услуг конкретного предприятия) и исследователем не вводились разделяющие ее на подгруппы условия, необходимо обоснование такого подхода.
Возможные обоснования:
а) необходимость сравнения диагностических возможностей различных методик;
б) необходимость сравнения некоторых характеристик испытуемых конкретной группы: если у них есть «то», есть ли у них и «это»;
в) необходимость проверки предположения о том, что определенная методика способна выявить те или иные характеристики;
г) необходимость изучения появления определенных характеристик в ходе тренинга или формирующего эксперимента.
· При описании методик подробно следует описывать только малоизвестные методики. В обосновании использования необходимо указывать, каким образом методика разрешает поставленные задачи;
· при описании способов обработки результатов необходимо указать конкретный способ, особенно при обработке количественных данных. Если использовалась компьютерная обработка, то указывается программа (например: «Анализ данных проводился в статистической системе SPSS для Windows»).
В) Заключительный параграф основной части: «Результаты и их обсуждение».
Данный параграф должен быть значительным по объему (15 – 20 страниц для дипломной работы).
В нем представляются результаты исследования и дается их трактовка в соответствии с целями и задачами, обсуждается их значение и соотношение с известными фактами.
Основное требование к представлению результатов: не смешивать исходные теоретические предположения, результаты и их интерпретацию.
Другими требованиями являются:
· краткость и компактность: представляется только та информация, которая помогает разрешить поставленные задачи, и, по возможности, в обобщенном виде. Все «сырые» результаты (сводные таблицы данных, протоколы, типичные рисунки испытуемых), а также все громоздкие таблицы нужно помещать в Приложении. Полные копии всех протоколов прилагать к работе не требуется;
· наглядность: при отображении информации необходимо учитывать законы восприятия. Минимальные требования – результаты, наглядно представленные в виде таблиц, графиков должны целиком помещаться в поле зрения и иметь законченную форму.
Способ представления результатов зависит от типа данных, полученных в ходе исследования.
К качественным методам обычно относят: беседу, наблюдение, неформализованные проективные техники, групповую дискуссию, фокус-группы, ролевые игры и др.
Выделяют несколько уровней анализа результатов качественного исследования:
· уровень сознательных факторов, доступных для структурированных опросников;
· уровень личных чувств и языка, для которых требуется «сочувствующее» интервью;
· уровень интуитивных ассоциаций, для выявления которых используются невербальные методы или игры;
· уровень бессознательных, спонтанных реакций, не подверженных цензуре сознания факторов, поддающихся проективным методам.
Выделяются также несколько этапов анализа, описанные Р.Крюгером:
· сбор непосредственных данных;
· описательные утверждения (обобщения);
· интерпретация.
Основной способ представления качественных данных – текст.
При текстовом представлении особенно важно соблюдать правило: не смешивать результаты и их интерпретацию.
Поэтому обычная схема описания результатов – представление данных в обобщенном виде (повторяющихся, непротиворечивых) с приведением выдержек из протоколов.
Пример представления результатов наблюдения: «У сотрудников, которые не разделяли корпоративные ценности предприятия, относительная продуктивность труда сохранялась лишь благодаря активным попыткам супервайзеров привлечь к себе внимание. Тогда наблюдался непродолжительная трудовая активность, которая угасала, как только технический руководитель прекращал свои попытки. Эти наблюдения позволили объединить особенности поведения таких сотрудников в особый тип …»
Пример представления результатов фокус-группы: «В целом было выделено 21 понятие, релевантное для восприятия идеи развития партнерских отношений участников туристской среды… Их можно классифицировать по трем признакам… Рассмотрим все выявившиеся в ходе обсуждения оценочные категории…»
· Другой способ представления качественных данных – таблица. Принцип отражения материала в таблице: обобщенные описательные утверждения, подтверждаемые выдержками из протоколов.
Качественные данные могут быть преобразованы в количественные и представлены способами, характерными для представления этого типа данных. Самый простой способ преобразования – перевод в проценты, расчет частоты встречаемости. Пример текстового представления: «Беседа с гостями выявила жалобы на слабый контакт участников сервиса (65%), несовершенство материально-технической базы предприятия (45%)».
Возможна и дальнейшая статистическая обработка с использованием различных методов. Распространенные способы представления: текст, гистограмма, таблица.
В зависимости от того, какие задачи стоят перед исследователем, применяются те или иные методы сбора и обработки количественных данных (табл. 2)
Таблица 2
Классификация задач и методов их решения
Часто также используется параметрический t – критерий Стьюдента для проверки гипотез о случайности различия (сходства) параметров и для оценки значимости коэффициентов корреляции, использующихся в корреляционном анализе.
Нашли свое место в работах исследователей кластерный и факторный анализ.
Способы представления результатов обработки количественных данных зависят от применяемых методов и весьма разнообразны.
Основное требование: количественные данные должны учитывать пределы точности измерения показателей, зависящие от способов регистрации и обработки (должны быть сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий).
· Приведем пример представления количественных результатов в тексте:
«Разброс показателей по группам: в первой группе счастливыми себя считают 52%, во второй – 21%».
«Средний показатель по тесту 21,5, стандартное отклонение 4,9».
«В целом коэффициент корреляции Спирмена оказался статистически незначимым (r = – 0,03, р < 0.05)».
t-критерий Стьюдента для разных сравнений показал, что этот эффект статистически значим (р = 0.015)».
«Был обнаружен высоко значимый эффект совместного влияния факторов «Самооценка» и «Комфортность» на процент правильных ответов (F (2,70) = 5,78, р = 0.005)».
«Проведенный кластерный анализ результатов позволил выделить 3 блока кластеров. Первый блок составляет кластеры… В нем выделяется ядро (2 внутренних кластера), к нему примыкают…»
«В результате факторного анализа было выделено 4 фактора:
1-й фактор объясняет 49,5% общей дисперсии и включает следующие признаки:
внимательный 0.75
отзывчивый 0.73
любезный 0.69
готовый помочь 0.65
общительный 0.64
равнодушный -0.55
Если данные не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к использованию кривой нормального распределения, используются непараметрические методы анализа. Если они удовлетворяют, а также если значения признака измерены по интервальной шкале – используются параметрические методы.
В целом проблемно-аналитический характер второй главы дипломной работы демонстрирует умение автора анализировать состояние объекта исследования (рыночное пространство сервисного предприятия, факторы его внешнего окружения, определяющих развитие, а также состояние его внутренней среды) и обоснование конкретных практических предложений по совершенствованию функционирования и развития объекта исследования.
Анализ внутренней среды должен включать следующие подразделы:
общая характеристика, структура и система управления организацией;
анализ кадрового состава, состояния материальной базы, эффективности реализуемых услуг и др. с использованием методик, применяемых в сервисной сфере.
Анализ внешней среды должен включать следующие подразделы: тенденции развития отрасли и спроса на рынке сбыта; характеристика взаимоотношений с поставщиками, покупателями и другими партнерами по бизнесу; сравнительный анализ организации с основными конкурентами; оценка влияния факторов макроокружения (политических, экономических, социальных, технологических- PEST-анализ). На основе выполненного анализа должны быть выявлены сильные и слабые стороны организации, определены возможности и угрозы для ее развития и основные проблемы, требующие решения.
Для этого может быть использован SWOT-анализ.
Выводы по данному разделу должны отражать возможные пути устранения выявленных проблем и перечень задач (мероприятий), решение которых позволит преодолеть негативные тенденции в работе предприятия.
От полноты и качества выполненных исследований непосредственно зависят глубина и обоснованность мероприятий, предлагаемых в третьей главе.
Третья глава (25-35 стр.) носит расчетно-практический характер и является основной частью дипломного проекта. В ней студент разрабатывает рекомендации. Базой для научного обоснования и разработки конкретных мероприятий и предложений служат выводы теоретического анализа, выполненные в первой главе; результаты анализа исследуемой проблемы развития предприятия, полученные во второй главе, а также прогрессивный отечественный и зарубежный опыт в области профессиональной деятельности.
Третья глава должна быть представлена в виде: программы мероприятий; программы обслуживания деловых мероприятий или мероприятий сферы досуга и развлечений, программ развития персонала; программы реструктуризации бизнес-процессов сервиса и других разработок, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Конкретность мероприятий должны быть обеспечена выполнением следующих условий:
· экономическое обоснование, включающее оценку эффективности проекта и необходимых для этого инвестиций, а также прогноз результатов внедрения предлагаемых мероприятий и их влияние на основные показатели деятельности организации.
Глава должна заканчиваться графиком внедрения разработанных мероприятий с указанием исполнителей, продолжительности разработки и внедрения каждого мероприятия, необходимых финансовых ресурсов.
Выпускные квалификационные работы второго типа - проекты, позволяющие актуализировать имеющийся профессиональный опыт и оценить умение разрабатывать концепцию или модель сервисного продукта, технологию его продвижения, продажи или функционирования, пакет технической документации или программу деятельности с конкретными предложениями, организационными или производственными решениями, осуществлять и представлять результаты научно-проектировочной деятельности.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания интеллектуального продукта. Это всегда творческая деятельность. При выполнении проекта студент:
ü структурирует проект в логике научного исследования,
ü включает в проект аргументацию его актуальности,
ü определяет объект и предмет исследования,
ü обозначает цели и задачи проектного исследования.
ü формулирует гипотезу исследования,
ü определяет методы исследования,
ü конкретизирует источники информации,
ü выводит методологию исследования,
ü определяет пути решения проблем,
ü осваивает новое опытным путем
ü оформляет проект в виде выводов,
ü подтверждает или опровергает гипотезу,
ü выходит на новый спектр проблем.
Проект должен содержать аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулировку проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез и разработку путей решения задач (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения. Решение задачи предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.
Выпускные квалификационные проекты должны соответствовать требованиям:
· инновационности,
· практической значимости,
· внедренческой возможности предложенных технологических решений в индустрии гостеприимства и событийного сервиса;
· разработанности программных мер по реализации сервисного продукта,
· обоснованности и аргументированности выводов и предложений, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи, решаемые студентом в ходе самостоятельной творческой деятельности.
· ясности, логичности, научности изложения содержания,
· применения компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков (схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы стандартам.
Структура и содержание дипломного проекта определяются его целями и задачами.
Проект, в отличие от дипломных работ теоретико-практического типа, не содержит теоретической части, т.е. теоретическое, методологическое обоснование опускается.
В проекте развернуто представляется аналитическая и инновационная части, что соответствует требованиям, предъявляемым ко второй главе проблемно-аналитического характера и третьей - расчетно-практического характера.
Структура рукописи включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
· титульный лист
· аннотация проекта - краткая характеристика, в которой отражен сегмент потребителя и суть проектной разработки
· содержание – перечень разделов текста проекта
· пояснительная записка (Вводная часть или резюме проекта) - обоснование актуальности проекта, представлен анализ отрасли, состояния разработанности проблемы в теории и практике туризма, определено место и значение проектной разработки для улучшения качества продукта событийного сервиса.
· описание проекта - излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные в пояснительной записке. Содержание описания проекта должно раскрывать тему проекта. В нем анализируется процедура и результаты проведенного эмпирического исследования: маркетинговое исследование сегмента рынка, спроса потребителей туристского или гостиничного продукта. В описании проекта автор представляет новые технологические решения, значимые для социально-культурного сервисного сектора и производственной сферы индустрии гостеприимства, апробированные в ходе исследований, либо рекомендованных к апробации или внедрению. Представлена технология, модель или программа продукта: программа обслуживания, программа самого мероприятия, программа сервисной, производственно-технологической деятельности.
· заключение - приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы.
· список литературы
· приложения, куда выносятся те вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст или разрывают текст работы более, чем на один лист.
Если проект прошел апробацию на конкретном предприятии (конгрессно-выставочная компания/, ивент-агентство, гостиничное предприятие, Комитет по внешним связям Администрации г. Екатеринбурга и т.п.), то следует представить акт об апробации, заверенный печатью предприятия и рекомендации по использованию материалов и результатов деятельности в практике событийного сервиса, туризма и гостеприимства.
5.4. Заключение
В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел обучающийся в результате написания выпускной квалификационной работы. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.
Общие требования к оформлению выводов:
– выводы должны содержать новое знание, которое отсутствовало до проведения исследования;
– последовательность выводов определяется логикой работы;
– выводы следует формулировать самостоятельно, не допуская цитирования изученной литературы;
– в выводах должно быть отражено решение каждой задачи, поставленной в исследовании;
– если в исследовании получены ответы на вопросы, которые не были поставлены до его проведения, они также должны присутствовать;
– в выводах должна быть оценка того, насколько удалось продвинуться в разрешении проблемы;
– в выводах указываются как положительные, так и отрицательные результаты;
– число выводов не должно быть слишком велико (5-6);
– выводы должны быть пронумерованы;
– под каждый вывод выделяется один абзац.
· Общие требования к оформлению заключения:
– в заключении должна содержаться итоговая оценка проделанной работы в обобщенном виде, должны быть сделаны обобщающие выводы;
– заключение по объему должно быть небольшим, в несколько страниц;
– не рекомендуется пересказывать содержание работы и повторять выводы;
– возможно описание перспектив дальнейшего исследования и практических предложений, сделанных на основе полученных результатов.
Заключение пишется тезисно и должно отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым проектным решениям с оценкой их эффективности. Обязательно необходимо подчеркнуть практическую направленность проекта и оценить возможность и последствия его внедрения в организации.
5.5. Составление списка литературы
Список литературы должен содержать сведения обо всех источниках, использованных при выполнении выпускной квалификационной работы, с выходными данными.
Список литературы строится в соответствии со следующими правилами:
· не рекомендуется использовать термин «библиография» для названия данной части работы, так как этот термин подразумевает исчерпывающую информацию о публикациях по данной проблеме;
· в выпускной квалификационной работе в списке должно быть около 50 пунктов;
· в список не вносятся неопубликованные работы;
· литература в списке должна быть пронумерована;
· первыми в списке размещаются работы, опубликованные на русском языке (а также на языках, использующих кириллический алфавит). Далее располагаются работы на языках, использующих латинский алфавит (английском, немецком и т.д.). Затем идут работы на языках, использующих самостоятельные системы письменности (китайском, арабском и т.д.);
· основной способ группировки работ – алфавитно-хронологический:
а) фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещаются по алфавиту;
б) при нескольких работах одного автора размещение организуется в соответствии с хронологией (новейшие работы располагаются в списке последними);
в) если год издания совпадает в работах одного автора – по алфавиту названий;
г) при авторах-однофамильцах – по инициалам;
д) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов;
е) при совпадении первых слов заглавий (если автор не указан) – по алфавиту вторых и т.д.
· правилами составления библиографических описаний допускаются сокращения (например: собр. соч., под ред., изд-во и др.);
· названия городов, кроме Москвы (М.,) и Санкт-Петербурга (СПб.,), пишутся полностью. Если книга была издана в нескольких городах, их названия пишутся через точку с запятой: М.; СПб.
5.6. Составление приложений
В приложение рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, которые по каким-либо признакам не были включены в основную часть. Обычно это вспомогательный материал, который не рассчитан или не разработан лично автором, или носит промежуточный характер. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и другие документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: копии уставных и регистрационных документов, бухгалтерской отчетности; промежуточные экономические расчеты; методические указания и рекомендации и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.