5.1. Оглавление.
Оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы: введение, наименование всех глав и параграфов основной части, заключение, список литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Структура, содержание и логика построения выпускного квалификационного проекта должны обеспечивать:
· объективную оценку результатов анализа деятельности объекта;
· реальную направленность и конкретность предлагаемых мероприятий;
5.2. Введение
Во введении обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы. Этот раздел ВКР ориентирует читателя в том, как будет раскрываться тема, и должно донести основную идею автора, обосновать необходимость проведения исследования.
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснование актуальности темы для конкретного объекта исследования, практическая значимость работы.
Во введении обозначаются объект, предмет исследования, формулируются цель дипломного проекта и комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению в процессе дипломного проектирования, выдвигаются гипотезы, которые либо подтверждаются, либо опровергаются в результате исследования, дается краткая характеристика источников информации и используемых методов исследования, указывается структура работы.
А) В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо:
· отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме);
· провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость.
В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность.
При этом не рекомендуется:
· формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний;
· основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость;
· многословие при описании актуальности проблемы.
Примерная схема постановки проблемы:
Под…понимается…В…проблема…является одной из главных... Вопрос…актуален…Сейчас, когда необходимо… Все более очевидно… Современные исследования…позволяют утверждать… Традиционно… В соответствии со сложившимися…. Многочисленные эксперименты…наглядно продемонстрировали… Многие авторы пытались… Различным аспектам посвящено… Согласно теории… Согласно другой теории… В настоящее время ни одно из этих предположений…
Приведенный обзор показывает, что… С одной стороны… С другой стороны… Однако…не проводился… Следовательно… Искать нужно… Интересным представляется… В отличие от большинства работ… Мы предполагаем… Основная причина… Скорее объясняется не.., а… По-видимому… Это позволит… Именно поэтому мы…
Б) Практическая значимость работы определяется тем эффектом, который появится в результате внедрения и практического использования результатов выпускной квалификационной работы в практику деятельности предприятия социально-культурной сферы.
В) Далее необходимо сформулировать цели исследования
Цель – это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы.
Приведем для примера часто встречающиеся в исследованиях формулировки:
«Маркетинговый анализ и выявление особенностей…»
«Сравнительное изучение особенностей…»
«Выявление различий в …»
«Выявление связи между…»
«Исследование соотношения…и…в контексте…»
«Изучение возможности…»
«Разработка концепции мероприятия…»
«Применение…подхода к изучению…»
«Изучение механизмов…у…в зависимости от…»
«Изучение нарушений механизмов…»
«Сравнение уровня развития…в предприятиях…»
«Выявление динамики и сервисных условий …»
Г) Далее следует поставить задачи, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы
В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели.
Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы.
Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ.
Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической.
Приведем часто встречающиеся формулировки.
Задачи теоретической части:
«Анализ основных направлений исследования…»
«Сопоставление закономерностей…»
«Теоретическое обоснование предположения о …»
«Теоретический анализ проблемы…как…»
«Анализ роли…в…»
«Выделение функций и форм…»
Задачи эмпирической части:
«Используя метод.., выявить…особенности…»
«Выявить различные типы…»
«Выделение вариантов…»
«Сравнить сходство профилей…»
«Выявление противоречий…»
«Анализ… факторов и условий…»
«Проверка наличия эффекта…»
«Получить….сравнить и выяснить степень различия…»
«Изучить воздействие…на…характеристики…»
«Провести сравнительный анализ…и выделить…»
«Сопоставить показатели…с показателями…»
«Сравнение выполнения…»
«Сопоставление уровня…с уровнем…»
«Установить различия по показателям…»
«Оценить уровень развития…»
«Изучение динамики…»
«Выявить возможности…в использовании…»
«Разработка и апробация…приемов и процедур обработки эмпирических данных…»
«Разработка и апробация методики…»
«Разработка и апробация программы тренинга…»
Заголовки глав и параграфов обычно рождаются из формулировок задач исследования.
5. Г лавы основной части
Основная часть разрабатывается с учетом выбранной темы. Выпускные квалификационные работы по направлению подготовки Сервис могут быть 2 типов. В зависимости от типа ВКР (проекта) содержание основной части будет различным.
Выпускные квалификационные работы первого типа - теоретико-практического характера. Основная часть этого типа работ должна состоять из трех разделов: теоретического, аналитического и проектного, каждый из которых в свою очередь делится, в среднем, на 3 параграфа.
Первая глава (15-20 стр.) носит общетеоретический /методологический/ научно-исследовательский характер, строится на основании изучения теоретических источников по выбранной проблеме, фундаментальных, концептуальных научных подходов к изучению туризма как сферы научного знания, как общественного явления. Любое исследование рекомендуется начинать с аналитического обзора литературы по выданной теме.
Не рекомендуется начинать издалека и пытаться освоить проблему как можно шире. Необходимо сосредоточиться только на том, что имеет непосредственное отношение к теме работы. Не рекомендуется бездоказательно утверждать, что тема исследуется впервые.
Для полноты обзора рекомендуется использовать литературу (монографии, сборники статей, тезисов, журнальные статьи) как на русском, так и на иностранном языках. Литература не должна быть устаревшей (не в смысле года издания, а в смысле содержания), необходимо использовать и самые последние работы в данной области.
Дальнейшее изложение идет в соответствии с логикой исследователя.
На основе изучения практического опыта и работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные методические подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента, формулируются промежуточные выводы.
Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок эмпирической части.
В теоретической части основным является текстовое представление материала. Главный прием изложения – рассуждения. Главное требование – аргументированность.
Вторая глава (20-25 стр.) носит проблемно-аналитический характер. Здесь автор излагает собственное видение практического решения поставленной проблемы, которая решается путем сбора данных определенным методом. Это предполагает теоретически обоснованные предположения, которые затем будут проверены в эмпирической части.
Эмпирическая часть разбивается на три параграфа: А) цели и задачи исследования, Б) методика исследования, В) результаты и их обсуждение.
А) В параграфе «Цели и задачи исследования» необходимо указать:
· предмет исследования;
· объект исследования;
· гипотезы исследования;
· цели и задачи исследовательской, эмпирической части.
В самом общем смысле объект исследования можно охарактеризовать как некоторый фрагмент реальности, предмет – как некоторые свойства этого объекта, рассматриваемого под определенным углом зрения.
Гипотезу можно охарактеризовать как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно-следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением.
Основные правила формулирования гипотезы:
· гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;
· гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;
· если в ходе теоретического анализа проблемы рождаются лишь размытые общие предположения, которые автор не может конкретизировать (например: «Потребительский опыт определяет восприятие сервиса»), то гипотеза не формулируется. Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.
Приведем примеры типичных формулировок:
«В качестве … может выступать…»
«Процесс… определяется…»
«Одной из причин… является...»
«Предполагается, что … может оказаться ключевым для …»
«Наличие … влияет на особенности …»
«Имеются отличия … у … с … и с …»
«… присущ..., характеризующийся …»
«… особенность … должна отражаться в …»
«… оказывает влияние на …»
«… связано с …»
«При изменении … изменяется …»
«Изменяя степень … предполагается возможным изменить степень …»
«Значимые различия по показателям … у … связано с …»
«… особенности … не влияют на … показатели у …»
После гипотезы формулируются цели и задачи исследовательской части.
Б) Следующий параграф: «Методика исследования».
Описание методики исследования должно быть подробным, так как методика является «связующим звеном» между теоретической и эмпирической частью.
В данном разделе должны быть следующие пункты:
1) описание выборки (количество опрашиваемых, их пол, возраст, другие характеристики);
2) перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора);
3) описание процедуры исследования;
4) описание способа обработки результатов.
То, какие методы и конкретные методики будут использованы и в каком количестве, какова будет по объему и составу выборка, зависит от гипотез, целей и задач исследования; а также степени изученности явления. На выбор методов оказывает также влияние и степень владения исследователем конкретными методами и методиками.
Считается, что существует континуум методов, на одном полюсе которого располагаются свободные («emic») данные, вытекающие из естественных форм поведения, а на другом полюсе – строгие («etic») данные, являющиеся результатом воздействия исследователя. Исследователь выбирает между качественными и количественными методами исследования.
В табл. 1 приведены результаты сравнения этих методов:
Таблица 1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 199.