МЕТОДЫ КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Звукоусиливающие приборы индивидуального и коллективного пользования
При стойком понижении слуха, достигающем степени, затрудняющей речевое общение, существенную пользу могут оказать звукоусиливающие приборы.
В школах и дошкольных учреждениях для детей с недостатками слуха широко используется звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования. Индивидуальные слуховые аппараты. В качестве звукоусиливающих приборов индивидуального пользования применяются слуховые аппараты (рис. 38). Их называют иногда слуховыми протезами, что является неточным, так как протезы — приспособления, заменяющие отсутствующий орган (зубной протез, протез ноги и т. д.), а слуховые аппараты служат лишь для усиления звука. В электрических слуховых аппаратах усиление звука достигается за счет электрической энергии, получаемой от сухих батарей или миниатюрных дисковых аккумуляторов. Составными частями слухового аппарата являются микрофон, усилитель, телефон и источник питания. Схема его действия такова: звуковые колебания поступают в микрофон, где механическая энергия преобразуется в энергию электрического тока. Электрическая энергия, усиленная посредством электронных ламп или полупроводниковых приборов, поступает в телефон, где она вновь преобразуется в энергию звуковых колебаний, которые и доставляются в ухо.



Рис. 11. Современные слуховые аппараты (типа заушины)
В слуховых аппаратах применяют телефоны воздушной и костной проводимости (сокращенно называемые воздушным и костным телефонами). В воздушном телефоне колеблется мембрана, которая в свою очередь приводит в колебание воздух в наружном слуховом проходе, а в костном телефоне вибрирует его корпус, прикладываемый к сосцевидному отростку за ухом и передающий свои вибрации через кости черепа внутреннему уху. Степень усиления может регулироваться посредством регулятора громкости или происходит автоматически. В слуховых аппаратах имеется и регулятор тембра, при помощи которого можно по желанию изменять усиление высоких или низких частот и тем самым создавать большее усиление в той области частот, где имеется большая потеря слуха у лица, пользующегося слуховым аппаратом. Подбор слухового аппарата производится индивидуально, с учетом характера и степени нарушения слуха. Костный телефон применяется главным образом при заболеваниях среднего уха, когда нарушена воздушная проводимость, но хорошо сохранена костная. При низком качестве слуховые аппараты издают побочные шумы и трески, которые вызывают очень неприятные ощущения. В современных высококачественных аппаратах этот дефект устранен, однако и они в начальном периоде пользования ими могут вызывать неприятные ощущения и дают иногда недостаточную разборчивость речи. Это объясняется тем, что аппарат усиливает не только речь, но и все посторонние звуки, которые плохо слышащий человек без аппарата обычно не слышит и потому, в отличие от нормально слышащего, не научился (или разучился) их отсеивать. В результате упражнений в пользовании аппаратом этот дефект постепенно преодолевается.
При правильном подборе слухового аппарата и нормированном его применении он не только не оказывает вредного влияния на остаточную слуховую функцию, но обычно в результате упражнений со слуховым аппаратом отмечается даже улучшение слухового восприятия речи. Подбор слухового аппарата, инструктирование по вопросам его эксплуатации, наблюдение за влиянием аппарата на слуховую функцию требуют специальной подготовки.


Современные портативные и в то же время высококачественные слуховые аппараты с успехом используются учащимися школ и воспитанниками дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха и ограничивают как в процессе обучения, так и для общения в быту. Однако при назначении слухового аппарата глухим и слабослышащим детям с нарушениями речевого развития должны быть предъявлены особо высокие требования к акустическим качествам аппарата. Необходимо учитывать, что у большинства детей со стойкими нарушениями слуха поражен звуковоспринимающий аппарат, т. е. нервные элементы слухового органа. А при таких поражениях дети плохо переносят звуковые нагрузки из-за резкого сужения динамического диапазона слуха. Поэтому для них могут быть рекомендованы только аппараты, снабженные автоматической регулировкой громкости. Эти аппараты усиливают слабые звуки в большей степени, чем сильные, и ограничивают усиление степенью, не достигающей болевого порога.
В нашей стране в настоящее время применяют разные типы слуховых аппаратов: карманные, заушные, внутриушные и внутриканальные. Ведутся работы над созданием имплантируемых аппаратов. Карманные СА прикрепляются к одежде и с помощью проводов передают преобразованные в электрические и усиленные звуковые сигналы к телефону. Этот телефон, изготовленный в виде вкладыша, помещается на ушную раковину. Поскольку в карманных слуховых аппаратах микрофон и телефон находятся на относительно значительном расстоянии друг от друга, удается избежать эффекта обратной акустической связи. Попросту говоря, избежать помех в виде посторонних шумов или свиста, что особенно важно для детей. С помощью одного карманного СА можно проводить бинауральное протезирование (одновременно на оба уха). Единственным их недостатком является размер, однако пожилых пациентов этот факт не смущает.
Другой распространенной модификацией СА является заушина. В корпусе особой формы размещаются элемент питания, усилитель, микрофон и телефон. Сам СА находится позади ушной раковины. Эстетически такая модель более приятна и поэтому популярна. Недостатком заушины является довольно высокий уровень собственного шума и большая возможность возникновения обратной акустической связи. Внутриушные и внутриканальные модели предусматривают изготовление специального индивидуального корпуса по форме слухового прохода пациента, в котором размещаются усилитель, телефон и микрофон. Регулировки таких СА более сложные, а уровень интенсивности выходного сигнала ниже, чем в карманных и заушных аппаратах. Поэтому их применяют при сравнительно небольших потерях слуха. Следует отметить, что технология СА очень быстро прогрессирует. Так, для заушных СА сейчас созданы различные программы, которые вводятся самим пациентом в зависимости от условий, в которых он находится (разговор по телефону, на улице, в учреждении, дома, в классе и т. д.). Последние модели СА снабжены возможностью цифровой обработки поступающих звуковых сигналов (речи), являются по существу миниатюрными компьютерами, в которых проводится полный анализ входного сигнала по времени и частотам. В перспективе — имплантируемые в среднее ухо вибраторы, укрепляемые на слуховых косточках, сигнал на которые передается из приемника по радиоканалу (какие-либо внешние элементы у таких СА вообще будут отсутствовать). Важно не только правильно подобрать тип слухового аппарата, но и соответствующим образом настроить его, а также научить пациента пользоваться СА с максимальным эффектом. Последнее особенно относится к детскому возрасту. Подобной работой в нашей стране занимаются специально обученные врачи — сурдологи-протезисты.

Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования. Примером электроакустической аппаратуры, предназначенной для коллективного пользования, могут служить усилительные устройства, применяемые в зрелищных предприятиях, в залах заседаний, на стадионах и т. п. Эти устройства состоят из микрофона, усилителя и громкоговорителя или телефонных наушников. Звуковая энергия речи или музыки преобразуется в микрофоне в переменные электрические напряжения, которые после их усиления передаются на громкоговоритель или телефонный наушник, где вновь преобразуются в звуковые колебания. Иногда используется другой способ: речь или музыка предварительно записывается посредством магнитофона на пленку и затем передается через громкоговоритель, опять-таки после предварительного усиления. По такому же принципу оборудуются микрофонные классы в школах для детей с недостатками слуха (рис. 39). Аппаратура микрофонного класса состоит из следующих частей: 1) микрофона учителя; 2) микрофонов учащихся; 3) усилителя; 4) телефонных наушников; 5) индивидуальных регуляторов громкости.

 

Микрофон учителя помещается на его столе; микрофоны учащихся размещаются на партах и служат для восприятия учащимися собственной речи (с целью самоконтроля), а также речи товарищей. Индивидуальные регуляторы громкости располагаются на партах и дают возможность самим учащимся регулировать степень усиления соответственно состоянию своего слуха и характеру воспринимаемого звукового материала. В настоящее время микрофонная аппаратура внедряется не только в школы, но и в дошкольные учреждения для детей с недостатками слуха.
Значение применения звукоусиливающей аппаратуры в школе и детском саду для слабослышащих детей становится особенно очевидным, если учесть, что даже при I степени тугоухости удаление всего лишь на 0,5 м от уха ведет к резкому ухудшению восприятия речи: в этих условиях дети с тугоухостью I степени воспринимают лишь около половины согласных звуков, произнесенных голосом разговорной силы. Микрофонная аппаратура не только облегчает работу учителя, освобождая его от необходимости перенапрягать свой голос, но и позволяет проводить занятия с использованием слухового восприятия, а также упражнения по развитию слухового восприятия одновременно с целой группой учащихся.


Зрительное восприятие устной речи

 

При составлении этого параграфа использованы материалы Ф. Ф. Pay «Обучение чтению с губ». Нарушение слухового восприятия устной речи может быть в значительной степени компенсировано за счет зрительного восприятия. Зрительное восприятие устной речи осуществляется посредством различения элементов речи по видимым движениям речевых органов, а также по выразительным движениям, сопровождающим речь. Наиболее отчетливым из всех этих движений являются движения губ, поэтому и сам процесс зрительного восприятия устной речи получил название чтения с губ. Известно, что и при нормальном слухе восприятие речи улучшается, когда слушающий видит лицо говорящего. Особенно существенную помощь оказывает зрительное восприятие в тех случаях, когда речь в силу тех или иных причин оказывается недостаточно разборчивой (например, при плохой дикции, в шумной обстановке и т. п.). Естественно, что при тугоухости и особенно при глухоте чтение с губ приобретает еще более важное значение, так как в этом случае оно должно возместить нарушенное слуховое восприятие устной речи. Чтение с губ представляет собой очень сложный процесс, специфические трудности которого обусловлены неполноценностью зрительного отображения речевых движений, свойственных тем или иным элементам речи, в частности таким важнейшим ее элементам, как фонемы. В русском языке, как известно, имеется 42 фонемы. Акустические признаки, свойственные разным фонемам и отличающие их друг от друга, определяются соответственными речевыми движениями, которые далеко не в одинаковой степени доступны зрительному восприятию. Оптические, или так называемые оральные, образы, соответствующие отдельным звукам, часто плохо видимы либо оказываются сходными для нескольких звуков. Относительно хорошо видимы гласные, особенно у, а, о. Из согласных лучше всего видимы губные (п, б, м, в, ф), труднее всего воспринимаются заднеязычные (к, г, х), которые в некоторых сочетаниях вообще не видны. Даже хорошо видимые фонемы часто оказываются оптически уподобленными друг другу, так как их произношение отличается только по сокращениям мышц гортани или по движениям мягкого неба, языка, невидимым вовсе или видимым неясно.

Исследования (В. И. Бельтюков) показали, что 42 фонемам русского языка соответствуют 15 самостоятельных оптических образов, составляющих своеобразный оральный алфавит. Эти исследования внесли некоторые уточнения в ту схему зрительных образов звуков речи, которая была установлена ранее на основании наблюдений сурдопедагогов и включала лишь 12 образов. Уточненная схема орального алфавита представлена в таблице 7.


Таблица 7. Оральный алфавит I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

а о у э и п ф ш л с т к

ы п' ф' ж л' с' т к

б в ч р з д г

б'

м

м' в щ р' з'

ц

й д'

н

н' г'

х

х'

 


Необходимо указать, что противопоставленность фонем и их групп при зрительном восприятии живой речи оказывается еще менее выраженной, чем это представлено в таблице, так как на зрительный образ той или иной фонемы нередко оказывают влияние соседние фонемы. Например, в положении перед гласным у стираются различия между фонемами VIII и XI групп (шипящими и свистящими); в положении между двумя мягкими согласными звук э уподобляется звуку и (петь — пить). Однако и без учета особенно неблагоприятных фонетических условий само сходство оральных образов звуков речи внутри приведенных в таблице групп создает большие трудности при чтении с губ. Из таблицы видно, что каждый из оптических образов может означать одновременно до шести различных звуков. Таким образом, слово папа может быть прочитано 36 различными способами, как это видно на таблице 8, представленной ниже, где показаны все варианты возможного истолкования данного зрительного образа.

 

Таблица 8. Варианты истолкования зрительного образа



Как же все-таки читающий с губ может правильно воспринять произнесенное слово?
Важнейшим фактором, компенсирующим недостаточность восприятия видимых речевых движений, является смысловое комбинирование, благодаря которому отбрасываются все бессмысленные комбинации звуков и оставляются лишь такие, которые дают осмысленное слово. Однако в некоторых случаях один и тот же оральный образ может оказаться общим для нескольких слов. В приведенном примере, кроме слова папа, могут быть допущены еще два осмысленных толкования: мама и баба. Различить такие сходные слова оказывается возможным лишь в контексте, опять-таки при помощи смыслового комбинирования. Если произносится фраза Ребята слепили из снега бабу, то толкования мама и папа отпадают. Большую роль при чтении с губ играет также комбинирование по грамматической форме. Во фразе Папа пришел домой слово папа распознается не по смыслу, так как мама и баба тоже могут прийти домой, а по глагольной форме пришел.
Комбинирование не только дает возможность выбрать нужное толкование из нескольких возможных при сходстве зрительных образов, но и помогает дополнять отсутствующие звенья в воспринимаемом сочетании. Например, в слове кукла невидимые к подставляются по смыслу. Большую помощь оказывает при чтении с губ наличие определенной ситуации, известного контекста, заранее известной темы, а также сопровождение речи теми или иными выразительными движениями. Естественно, что комбинирование по смыслу и по форме оказывается возможным только в том случае, когда читающий с губ в достаточной мере владеет словесной речью, что позволяет ему в процессе зрительного восприятия речи опираться на свой предшествующий речевой опыт. Роль речевого опыта здесь, так же как и при неполноценном слуховом восприятии, заключается в том, что, обладая определенным словарным запасом и владея грамматическими формами языка, читающий с губ получает возможность на основе неполных оральных образов воспроизвести произнесенные слова и фразы. Физиологический механизм такого воспроизведения тот же, что и при нарушенном слухе, т. е. приведение в действие прочно сложившихся речедвигательных стереотипов при поступлении в кору головного мозга неполных, обрывочных оптических сигналов, воспринимаемых при чтении с губ. В последнее время осуществляются попытки расширить возможности зрительного восприятия устной речи посредством применения специальной аппаратуры, преобразующей акустические сигналы в оптические. Сущность предложенных для этой цели приборов заключается в том, что звуки речи превращаются с помощью микрофона в электрические колебания, а эти последние преобразуются в световые сигналы, которые воспроизводятся на специальном светящемся экране в виде различных фигур или линий. Приборы, получившие название «Видимая речь», смогут оказать существенную помощь глухим в восприятии ими устной речи посредством зрительного анализатора.

 

















Дата: 2018-12-28, просмотров: 332.