Тема 3. Понятие о моделях корпоративного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

 

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

 

 

Краткий курс лекций

 

Автор - Решетникова Т.В.

 

Екатеринбург

2017


Тема 1. Экономическое содержание корпоративных финансов

Теория и практика корпоративных финансов прочно вошла в обиход отечественных специалистов по управлению финансами, в первую очередь, частнохозяйственными. Частнохозяйственные финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой форме (в области частного бизнеса). В структуре частнохозяйственных финансов особую роль играют корпоративные финансы, которые выступают как система финансовых отношений, действующая в определенной среде (рыночной) и конкретной организационно-правовой форме (в корпорации - публичной акционерной компании). В приведенном определении  речь идет о процессах, происходящих в публичной акционерной компании, т.е. в такой компании, где встречаются интересы собственников компании и менеджеров, которые в статусе наемных сотрудников управляют капиталами, ресурсами, денежными потоками, персоналом.

С нашей точки зрения, классическим определением корпоративных финансов можно считать данное Р.Брейли и С.Майерсом, согласно которому корпоративные финансы понимаются как система объективных закономерностей и правил, определяющих взаимоотношения между всеми участниками финансовых рынков, в основе которых находится рыночная стоимость акции. Здесь также видим, что предметом изучения является формирование и использование собственности, опосредованное движением рыночной стоимости акции. Речь и в этом случае идет о публичной корпорации, поскольку рыночную стоимость акции  имеет та корпорация, чьи акции высоколиквидны и обращаются на биржах. Компания (фирма, корпорация, интегрированная бизнес-группа) является основной первичной ячейкой странового экономического хозяйства. Необходимые для ее функционирования финансовые ресурсы поступают из различных источников, в первую очередь от собственников, которые при учреждении участвуют в образовании финансов капитала компании посредством покупки акций или долей (паев).     

В процессе хозяйственной деятельности компания постоянно порождает входящий и исходящий денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, вступает во множество многоуровневых горизонтальных и вертикальных взаимосвязей с участниками экономического процесса. В рамках данного подхода система входящих и исходящих потоков платежей, возникающая в ходе становления, функционирования и ликвидации фирмы, является предметом исследования теории корпоративных финансов [42, с.9]. 

Цели корпорации являются проекцией экономических интересов ее участников, которые  объединяют свои ресурсы для достижения общих интегрированных целей с учетом личной мотивации, так называемых стейкхолдеров. Стейкхолдеры компании – это заинтересованные группы, которые неразрывно связаны с функционированием компании на рынке, без которых компания не может обойтись и которые именно благодаря ей реализуют свои жизненные цели и получают денежные и иные выгоды [43, с.30].

Стейкхолдеры могут иметь непосредственное отношение к деятельности компании, тогда их объединяют в группу внутрифирменных участников: собственники (акционеры), члены трудового коллектива (персонал), топ-менеджеры. Часть стейкхолдеров находится с внешней по отношению деятельности компании стороны, вместе с тем оказывает на нее существенное влияние. К внефирменным участникам-стейкхолдерам относятся: кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы, финансовые институты, дочерние и зависимые компании (рисунок 1).

 

 

В литературе встречаются иное деление заинтересованных лиц: на финансовых стейкхолдеров (собственников капитала или акционеров и кредиторов корпорации) и нефинансовых стейкхолдеров (члены трудового коллектива, топ-менеджеры, поставщики и покупатели, государственные органы, дочерние и зависимые компании). Надо понимать, что группы заинтересованных лиц имеют разную мотивацию в отношениях с корпорацией, разные стимулы и экономические интересы, разную степень влияния на принятие решений относительно деятельности компании.

Охарактеризуем каждую группу участников корпорации (субъектов взаимоотношений), выявим их экономические интересы и цели в корпоративных финансовых отношениях.

 В первую очередь рассмотрим группу внутрифирменных участников, поскольку без них функционирование корпорации в принципе было бы невозможно.

Акционеры – финансовые стейкхолдеры, приобретая акции, предоставляют корпорации свои финансовые ресурсы, которые могут свободно конвертироваться в иные виды ресурсов: материальные, производственные, трудовые. Среди акционеров компании могут быть юридические и физические лица; внутренние и внешние акционеры; резиденты и нерезиденты; крупные и мелкие акционеры; частные акционеры и само государство (рисунок 2).

 

 

Акционерам каждой группы присуща особая совокупность прав, обусловленная владением различных типов акций и разными размерами принадлежащих им пакетов акций. Кроме того, существуют различия в отношении акционеров к целям деятельности компании, поставленным задачам, способам и методам достижения целей. У всех этих групп может быть разное отношение к развитию корпорации, но поскольку они акционеры одной и той же корпорации, то цель у них общая – рост капитализации компании и повышение ликвидности ее акций.

 Наемные работники (члены трудового коллектива) предоставляют корпорации свою способность к труду, принадлежащие им навыки и умения, добросовестное отношение к профессиональным обязанностям. Они заинтересованы в удовлетворении своих потребностей, признании и самореализации и имеют следующий мотив в отношениях с корпорацией: справедливая и своевременная оплата труда, обеспечение социального пакета, возможность профессионального роста, обеспечение условий труда, возможность получения материального поощрения за качество труда, финансовая безопасность труда.

Топ-менеджеры и менеджеры, как правило, испытывают потребность в самовыражении и повышении своего социального статуса. Поскольку в корпорациях сконцентрированы значительные материальные и финансовые ресурсы, которые высший менеджерский персонал контролирует, то увеличение подконтрольных финансовых потоков ведет к росту их дохода, повышению статуса и увеличению власти.

Охарактеризуем отношения внефирменных участников с корпорацией.

Кредиторы – юридические и физические лица, которые предоставляют корпорации денежные средства на условиях платности, срочности, возвратности. В первую очередь, это банки, выдавшие кредит, и владельцы облигаций, если корпорация разместила облигационный заем. Их финансовый интерес во взаимоотношениях с корпорацией – полный и своевременный возврат основной долга и получение дохода в форме процентов или дисконта.

Поставщики и покупатели – это партнеры корпорации, с которыми у нее возникают отношения делового сотрудничества по поводу поставок сырья, материалов, оказания транспортных услуг, реализации собственной продукции и т.д. Если сотрудничество постоянное, то поставщики и покупатели становятся нефинансовыми инвесторами, т.е. их денежные ресурсы могут находиться в пользовании корпорации без прямых инвестиций, а через отсрочку платежей, предоплату, использование различных схем расчетов: бартерных, вексельных, взаимозачетов, что наглядно иллюстрируется состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. Экономический интерес во взаимоотношениях корпорации и поставщиков - покупателей состоит в стабильности партнерских отношений и присутствии каждого на определенной доле товарного рынка.

Государственные органы и органы муниципальной власти и в национальном масштабе, и на территориях прямо заинтересованы в успешной работе корпорации, т.к. это связано с укреплением налоговой базы, социально-экономическим развитием территорий, возможностью участия государства в наиболее важных и перспективных отраслях народного хозяйства через владение пакетами акций и т.п. Мотивация государства во взаимоотношениях с корпорацией – соблюдение законодательства, полная и своевременная уплата налогов, эффективное управление государственной собственностью.

Финансовые институты, к которым относятся пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, играют важную роль в деятельности любой корпорации. У корпорации с ними возникает разнообразная система отношений, связанная с обслуживанием финансовой стороны ее деятельности в процессе осуществления социального и пенсионного обеспечения сотрудников; страхования производства, имущества, ответственности, жизни сотрудников; размещения временно свободных денежных ресурсов на финансовом рынке, предоставления возможности выхода корпорации на фондовый рынок и поддержания эффективного присутствия на нем. Финансовый интерес взаимный. Корпорация заинтересована в эффективном размещении ресурсов и извлечении дохода от финансовых операций. А финансовые институты – в получении вознаграждения от обслуживания эмиссионных и инвестиционных операций корпорации с ценными бумагами.

Практически у каждой корпорации имеются дочерние и зависимые структуры. Дочерним признается общество, если головное общество имеет возможность определять принимаемые им решения в силу преобладающего участия в его уставном капитале (50-100%) либо в соответствии с заключенными договорами. Дочернее общество не отвечает по долгам головного, а головное несет ответственность за сделки, совершенные по его указаниям, и в случае банкротства дочернего общества. м обществом признается такое, если головное общество имеет более 20% его голосующих акций или более 20% уставного капитала ООО. Головное общество должно опубликовать факт приобретения такой доли, оно становится аффилированным лицом. Интерес у головной компании в корпорации – снижение финансовой самостоятельности дочерних и зависимых обществ, увеличение степени концентрации финансовых потоков.

Следует отметить, что область корпоративных отношений шире, чем финансовых, так как в их сферу входят такие заинтересованные лица, которые непосредственно не являются участниками корпораций:

- население той территории, где функционирует корпорация;

- общество (социум) в целом.

Объектом корпоративных финансовых отношений являются финансовые ресурсы, опосредующие формирование и движение собственности, выполнение обязательств корпорации по реализации ее социальных, экономических и финансовых целей.

Содержание корпоративных финансовых отношений проявляется в формировании и использовании финансовых ресурсов. Формирование финансовых ресурсов осуществляется в процессе финансирования корпорации, а использование – в процессе инвестирования корпорации. Выбор источников финансирования и направлений инвестировании ресурсов зависят от миссии корпорации, целей и этапов её деятельности, от положения на товарном и финансовом рынках.

Корпорация одновременно присутствует на обоих рынках. С одной стороны, корпорация – это производитель конкретных товаров и услуг, занимающая определенную нишу на товарном рынке. Чем выше качество товаров и услуг, их конкурентоспособность, тем больше доходов получит корпорация от их реализации, тем выше будет стоимость её активов. С другой стороны, корпорация производит собственный товар для финансового рынка, выпуская эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, размещая их на рынке и постоянно присутствуя на нем для поддержания инвестиционных качеств ценных бумаг и для повышения своей капитализации. Двойственная природа самой корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.

Взаимосвязь и взаимозависимость корпорации от её присутствия на финансовом и товарном рынках состоит в следующем:

1) чем сильнее позиция корпорации на товарном рынке, тем более обеспечены её ценные бумаги, тем более привлекательны они для инвестора;

2) если ценные бумаги корпорации привлекательны для инвесторов, у нее появляется больше  возможностей разместить новые эмиссии ценных бумаг,  значит, мобилизовать финансовые ресурсы для своего развития и усилить позиции на товарном рынке.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие корпоративных финансов как экономической категории.

2. Назовите участников-стейкхолдеров корпорации.

3. Поясните, почему сфера корпоративных отношений шире, чем финансовых.

4.  Охарактеризуйте внутрифирменных участников корпорации.

5. Охарактеризуйте внефирменных участников корпорации.

6. Что понимается под объектом и содержанием корпоративных финансовых отношений?

7. Чем объясняется двойственный характер корпоративных финансовых отношений?

 

 Тема 2. Экономическая природа корпорации, её сущность и признаки

 

 В экономической литературе термин «корпорация» рассматривается со следующих позиций:

1) как синоним понятий компания (в американском праве) или хозяйствующий субъект (в российском праве), капитал которых образован долевым участием группы юридических или физических лиц;

2) как интегрированная структура, систематизирующая имущественные отношения участников при ведении совместного бизнеса;

3) как надфирменное образование, которое сконцентрировало право собственности и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, имеющих ограниченную самостоятельность.

При этом корпорацию рассматривают как:

1) юридическое лицо;

2) синоним понятие «акционерное общество»;

3) искусственное образование;

4) структура, функционирующая на основе теории контрактов;

5) структура, функционирующая на основе широкого подхода к целям деловой организации.

Приведем определение, которое с нашей точки зрения наиболее полно отражает сущность корпорации.  Корпорация – это объединение юридических лиц - хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурированную группу членов-участников, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерной собственности для достижения желаемого результата как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.

Цели объединения в корпоративные структуры:

1) повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;

2) перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;

3) повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на неё;

4) проведение технического перевооружения на инновационной основе;

5) вхождение в интернациональный бизнес и на международные рынки;

6) получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;

7) получение разнообразной аналитической, информационной, маркетинговой, консалтинговой и т.п. помощи.

Пути создания корпораций:

1) по инициативе государства:

а) создание новых акционерных обществ со 100% государственной собственностью;

б) преобразование государственных предприятий в АО в процессе приватизации;

2) создание корпораций заново, так называемых нулевых корпораций.

Преимущества объединения:

1) концентрация средств, недостижимая для индивидуальных владельцев, которая позволяет расширить возможности производства и долю на рынке;

2) снижение удельных затрат на одну единицу продукции как результат эффекта от масштаба производства;

3) распределение ответственности и рисков между участниками, что уменьшает возможные потери каждого.

Существенным недостатком объединения компаний является потеря финансовой, а иногда и производственной самостоятельности и независимости.

Отличительные особенности корпорации:

1) независимое существование корпорации от собственников означает, что корпорация как самостоятельное юридическое лицо владеет имуществом и распоряжается результатами своей деятельности; акционер – это собственник акции, а не имущества корпорации. Акционер и корпорация взаимосвязаны, так как акция дает права на управление корпорацией, на часть дохода и на часть имущества при ликвидации компании. В то же время акционер не отвечает по долгам корпорации: его ответственность ограничена, так как потери не могут быть больше тех средств, которые он вложил в покупку акций;

2) особый характер перехода собственности проявляется через продажу акций. Акция может переходить от одного владельца к другому, корпорация при этом не прекращает своего существования. При переходе собственности происходит переход доли или пая не в натуральной форме, а в стоимостном выражении, так как акция отражает часть стоимости капитала, приходящегося на одну акцию. Особенность передачи собственности в России зависит от типа акционерного общества: в публичном акционерном обществе нет ограничений на продажу акций внешним инвесторам. В непубличных акционерных обществах существует особый порядок: сначала акции предлагаются на основе преимущественного права другим акционерам общества; в случае их отказа преимущественное право покупки акций переходит самому обществу, а в случае отказа общества от покупки акций другим инвесторам – третьим лицам;

3) отделение собственности от управления. В корпорациях, особенно в крупных, собственники не в состоянии осуществлять оперативное управление, поэтому они передают права на управление наемным менеджерам, которые представляют их интересы внутри корпорации и во внешних отношениях. Поскольку менеджеры не всегда используют полномочия в интересах акционеров, со стороны последних необходим контроль, который по российскому законодательству осуществляется через трехуровневую систему управления:

- Общее собрание акционеров.

- Совет директоров (наблюдательный совет).

- Исполнительный орган.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие корпорации, назовите ее сущностные признаки.

2. Как употребляется термин «корпорация» в экономической науке?

3. Каковы цели объединения юридических лиц в корпоративные структуры?

4. Назовите пути создания корпораций.

5. В чем преимущества и недостатки создания корпораций?

6. Назовите отличительные особенности корпорации.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

 

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

 

 

Краткий курс лекций

 

Автор - Решетникова Т.В.

 

Екатеринбург

2017


Тема 1. Экономическое содержание корпоративных финансов

Теория и практика корпоративных финансов прочно вошла в обиход отечественных специалистов по управлению финансами, в первую очередь, частнохозяйственными. Частнохозяйственные финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой форме (в области частного бизнеса). В структуре частнохозяйственных финансов особую роль играют корпоративные финансы, которые выступают как система финансовых отношений, действующая в определенной среде (рыночной) и конкретной организационно-правовой форме (в корпорации - публичной акционерной компании). В приведенном определении  речь идет о процессах, происходящих в публичной акционерной компании, т.е. в такой компании, где встречаются интересы собственников компании и менеджеров, которые в статусе наемных сотрудников управляют капиталами, ресурсами, денежными потоками, персоналом.

С нашей точки зрения, классическим определением корпоративных финансов можно считать данное Р.Брейли и С.Майерсом, согласно которому корпоративные финансы понимаются как система объективных закономерностей и правил, определяющих взаимоотношения между всеми участниками финансовых рынков, в основе которых находится рыночная стоимость акции. Здесь также видим, что предметом изучения является формирование и использование собственности, опосредованное движением рыночной стоимости акции. Речь и в этом случае идет о публичной корпорации, поскольку рыночную стоимость акции  имеет та корпорация, чьи акции высоколиквидны и обращаются на биржах. Компания (фирма, корпорация, интегрированная бизнес-группа) является основной первичной ячейкой странового экономического хозяйства. Необходимые для ее функционирования финансовые ресурсы поступают из различных источников, в первую очередь от собственников, которые при учреждении участвуют в образовании финансов капитала компании посредством покупки акций или долей (паев).     

В процессе хозяйственной деятельности компания постоянно порождает входящий и исходящий денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, вступает во множество многоуровневых горизонтальных и вертикальных взаимосвязей с участниками экономического процесса. В рамках данного подхода система входящих и исходящих потоков платежей, возникающая в ходе становления, функционирования и ликвидации фирмы, является предметом исследования теории корпоративных финансов [42, с.9]. 

Цели корпорации являются проекцией экономических интересов ее участников, которые  объединяют свои ресурсы для достижения общих интегрированных целей с учетом личной мотивации, так называемых стейкхолдеров. Стейкхолдеры компании – это заинтересованные группы, которые неразрывно связаны с функционированием компании на рынке, без которых компания не может обойтись и которые именно благодаря ей реализуют свои жизненные цели и получают денежные и иные выгоды [43, с.30].

Стейкхолдеры могут иметь непосредственное отношение к деятельности компании, тогда их объединяют в группу внутрифирменных участников: собственники (акционеры), члены трудового коллектива (персонал), топ-менеджеры. Часть стейкхолдеров находится с внешней по отношению деятельности компании стороны, вместе с тем оказывает на нее существенное влияние. К внефирменным участникам-стейкхолдерам относятся: кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы, финансовые институты, дочерние и зависимые компании (рисунок 1).

 

 

В литературе встречаются иное деление заинтересованных лиц: на финансовых стейкхолдеров (собственников капитала или акционеров и кредиторов корпорации) и нефинансовых стейкхолдеров (члены трудового коллектива, топ-менеджеры, поставщики и покупатели, государственные органы, дочерние и зависимые компании). Надо понимать, что группы заинтересованных лиц имеют разную мотивацию в отношениях с корпорацией, разные стимулы и экономические интересы, разную степень влияния на принятие решений относительно деятельности компании.

Охарактеризуем каждую группу участников корпорации (субъектов взаимоотношений), выявим их экономические интересы и цели в корпоративных финансовых отношениях.

 В первую очередь рассмотрим группу внутрифирменных участников, поскольку без них функционирование корпорации в принципе было бы невозможно.

Акционеры – финансовые стейкхолдеры, приобретая акции, предоставляют корпорации свои финансовые ресурсы, которые могут свободно конвертироваться в иные виды ресурсов: материальные, производственные, трудовые. Среди акционеров компании могут быть юридические и физические лица; внутренние и внешние акционеры; резиденты и нерезиденты; крупные и мелкие акционеры; частные акционеры и само государство (рисунок 2).

 

 

Акционерам каждой группы присуща особая совокупность прав, обусловленная владением различных типов акций и разными размерами принадлежащих им пакетов акций. Кроме того, существуют различия в отношении акционеров к целям деятельности компании, поставленным задачам, способам и методам достижения целей. У всех этих групп может быть разное отношение к развитию корпорации, но поскольку они акционеры одной и той же корпорации, то цель у них общая – рост капитализации компании и повышение ликвидности ее акций.

 Наемные работники (члены трудового коллектива) предоставляют корпорации свою способность к труду, принадлежащие им навыки и умения, добросовестное отношение к профессиональным обязанностям. Они заинтересованы в удовлетворении своих потребностей, признании и самореализации и имеют следующий мотив в отношениях с корпорацией: справедливая и своевременная оплата труда, обеспечение социального пакета, возможность профессионального роста, обеспечение условий труда, возможность получения материального поощрения за качество труда, финансовая безопасность труда.

Топ-менеджеры и менеджеры, как правило, испытывают потребность в самовыражении и повышении своего социального статуса. Поскольку в корпорациях сконцентрированы значительные материальные и финансовые ресурсы, которые высший менеджерский персонал контролирует, то увеличение подконтрольных финансовых потоков ведет к росту их дохода, повышению статуса и увеличению власти.

Охарактеризуем отношения внефирменных участников с корпорацией.

Кредиторы – юридические и физические лица, которые предоставляют корпорации денежные средства на условиях платности, срочности, возвратности. В первую очередь, это банки, выдавшие кредит, и владельцы облигаций, если корпорация разместила облигационный заем. Их финансовый интерес во взаимоотношениях с корпорацией – полный и своевременный возврат основной долга и получение дохода в форме процентов или дисконта.

Поставщики и покупатели – это партнеры корпорации, с которыми у нее возникают отношения делового сотрудничества по поводу поставок сырья, материалов, оказания транспортных услуг, реализации собственной продукции и т.д. Если сотрудничество постоянное, то поставщики и покупатели становятся нефинансовыми инвесторами, т.е. их денежные ресурсы могут находиться в пользовании корпорации без прямых инвестиций, а через отсрочку платежей, предоплату, использование различных схем расчетов: бартерных, вексельных, взаимозачетов, что наглядно иллюстрируется состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. Экономический интерес во взаимоотношениях корпорации и поставщиков - покупателей состоит в стабильности партнерских отношений и присутствии каждого на определенной доле товарного рынка.

Государственные органы и органы муниципальной власти и в национальном масштабе, и на территориях прямо заинтересованы в успешной работе корпорации, т.к. это связано с укреплением налоговой базы, социально-экономическим развитием территорий, возможностью участия государства в наиболее важных и перспективных отраслях народного хозяйства через владение пакетами акций и т.п. Мотивация государства во взаимоотношениях с корпорацией – соблюдение законодательства, полная и своевременная уплата налогов, эффективное управление государственной собственностью.

Финансовые институты, к которым относятся пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, играют важную роль в деятельности любой корпорации. У корпорации с ними возникает разнообразная система отношений, связанная с обслуживанием финансовой стороны ее деятельности в процессе осуществления социального и пенсионного обеспечения сотрудников; страхования производства, имущества, ответственности, жизни сотрудников; размещения временно свободных денежных ресурсов на финансовом рынке, предоставления возможности выхода корпорации на фондовый рынок и поддержания эффективного присутствия на нем. Финансовый интерес взаимный. Корпорация заинтересована в эффективном размещении ресурсов и извлечении дохода от финансовых операций. А финансовые институты – в получении вознаграждения от обслуживания эмиссионных и инвестиционных операций корпорации с ценными бумагами.

Практически у каждой корпорации имеются дочерние и зависимые структуры. Дочерним признается общество, если головное общество имеет возможность определять принимаемые им решения в силу преобладающего участия в его уставном капитале (50-100%) либо в соответствии с заключенными договорами. Дочернее общество не отвечает по долгам головного, а головное несет ответственность за сделки, совершенные по его указаниям, и в случае банкротства дочернего общества. м обществом признается такое, если головное общество имеет более 20% его голосующих акций или более 20% уставного капитала ООО. Головное общество должно опубликовать факт приобретения такой доли, оно становится аффилированным лицом. Интерес у головной компании в корпорации – снижение финансовой самостоятельности дочерних и зависимых обществ, увеличение степени концентрации финансовых потоков.

Следует отметить, что область корпоративных отношений шире, чем финансовых, так как в их сферу входят такие заинтересованные лица, которые непосредственно не являются участниками корпораций:

- население той территории, где функционирует корпорация;

- общество (социум) в целом.

Объектом корпоративных финансовых отношений являются финансовые ресурсы, опосредующие формирование и движение собственности, выполнение обязательств корпорации по реализации ее социальных, экономических и финансовых целей.

Содержание корпоративных финансовых отношений проявляется в формировании и использовании финансовых ресурсов. Формирование финансовых ресурсов осуществляется в процессе финансирования корпорации, а использование – в процессе инвестирования корпорации. Выбор источников финансирования и направлений инвестировании ресурсов зависят от миссии корпорации, целей и этапов её деятельности, от положения на товарном и финансовом рынках.

Корпорация одновременно присутствует на обоих рынках. С одной стороны, корпорация – это производитель конкретных товаров и услуг, занимающая определенную нишу на товарном рынке. Чем выше качество товаров и услуг, их конкурентоспособность, тем больше доходов получит корпорация от их реализации, тем выше будет стоимость её активов. С другой стороны, корпорация производит собственный товар для финансового рынка, выпуская эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, размещая их на рынке и постоянно присутствуя на нем для поддержания инвестиционных качеств ценных бумаг и для повышения своей капитализации. Двойственная природа самой корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.

Взаимосвязь и взаимозависимость корпорации от её присутствия на финансовом и товарном рынках состоит в следующем:

1) чем сильнее позиция корпорации на товарном рынке, тем более обеспечены её ценные бумаги, тем более привлекательны они для инвестора;

2) если ценные бумаги корпорации привлекательны для инвесторов, у нее появляется больше  возможностей разместить новые эмиссии ценных бумаг,  значит, мобилизовать финансовые ресурсы для своего развития и усилить позиции на товарном рынке.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие корпоративных финансов как экономической категории.

2. Назовите участников-стейкхолдеров корпорации.

3. Поясните, почему сфера корпоративных отношений шире, чем финансовых.

4.  Охарактеризуйте внутрифирменных участников корпорации.

5. Охарактеризуйте внефирменных участников корпорации.

6. Что понимается под объектом и содержанием корпоративных финансовых отношений?

7. Чем объясняется двойственный характер корпоративных финансовых отношений?

 

 Тема 2. Экономическая природа корпорации, её сущность и признаки

 

 В экономической литературе термин «корпорация» рассматривается со следующих позиций:

1) как синоним понятий компания (в американском праве) или хозяйствующий субъект (в российском праве), капитал которых образован долевым участием группы юридических или физических лиц;

2) как интегрированная структура, систематизирующая имущественные отношения участников при ведении совместного бизнеса;

3) как надфирменное образование, которое сконцентрировало право собственности и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, имеющих ограниченную самостоятельность.

При этом корпорацию рассматривают как:

1) юридическое лицо;

2) синоним понятие «акционерное общество»;

3) искусственное образование;

4) структура, функционирующая на основе теории контрактов;

5) структура, функционирующая на основе широкого подхода к целям деловой организации.

Приведем определение, которое с нашей точки зрения наиболее полно отражает сущность корпорации.  Корпорация – это объединение юридических лиц - хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурированную группу членов-участников, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерной собственности для достижения желаемого результата как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.

Цели объединения в корпоративные структуры:

1) повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;

2) перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;

3) повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на неё;

4) проведение технического перевооружения на инновационной основе;

5) вхождение в интернациональный бизнес и на международные рынки;

6) получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;

7) получение разнообразной аналитической, информационной, маркетинговой, консалтинговой и т.п. помощи.

Пути создания корпораций:

1) по инициативе государства:

а) создание новых акционерных обществ со 100% государственной собственностью;

б) преобразование государственных предприятий в АО в процессе приватизации;

2) создание корпораций заново, так называемых нулевых корпораций.

Преимущества объединения:

1) концентрация средств, недостижимая для индивидуальных владельцев, которая позволяет расширить возможности производства и долю на рынке;

2) снижение удельных затрат на одну единицу продукции как результат эффекта от масштаба производства;

3) распределение ответственности и рисков между участниками, что уменьшает возможные потери каждого.

Существенным недостатком объединения компаний является потеря финансовой, а иногда и производственной самостоятельности и независимости.

Отличительные особенности корпорации:

1) независимое существование корпорации от собственников означает, что корпорация как самостоятельное юридическое лицо владеет имуществом и распоряжается результатами своей деятельности; акционер – это собственник акции, а не имущества корпорации. Акционер и корпорация взаимосвязаны, так как акция дает права на управление корпорацией, на часть дохода и на часть имущества при ликвидации компании. В то же время акционер не отвечает по долгам корпорации: его ответственность ограничена, так как потери не могут быть больше тех средств, которые он вложил в покупку акций;

2) особый характер перехода собственности проявляется через продажу акций. Акция может переходить от одного владельца к другому, корпорация при этом не прекращает своего существования. При переходе собственности происходит переход доли или пая не в натуральной форме, а в стоимостном выражении, так как акция отражает часть стоимости капитала, приходящегося на одну акцию. Особенность передачи собственности в России зависит от типа акционерного общества: в публичном акционерном обществе нет ограничений на продажу акций внешним инвесторам. В непубличных акционерных обществах существует особый порядок: сначала акции предлагаются на основе преимущественного права другим акционерам общества; в случае их отказа преимущественное право покупки акций переходит самому обществу, а в случае отказа общества от покупки акций другим инвесторам – третьим лицам;

3) отделение собственности от управления. В корпорациях, особенно в крупных, собственники не в состоянии осуществлять оперативное управление, поэтому они передают права на управление наемным менеджерам, которые представляют их интересы внутри корпорации и во внешних отношениях. Поскольку менеджеры не всегда используют полномочия в интересах акционеров, со стороны последних необходим контроль, который по российскому законодательству осуществляется через трехуровневую систему управления:

- Общее собрание акционеров.

- Совет директоров (наблюдательный совет).

- Исполнительный орган.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие корпорации, назовите ее сущностные признаки.

2. Как употребляется термин «корпорация» в экономической науке?

3. Каковы цели объединения юридических лиц в корпоративные структуры?

4. Назовите пути создания корпораций.

5. В чем преимущества и недостатки создания корпораций?

6. Назовите отличительные особенности корпорации.

 


Тема 3. Понятие о моделях корпоративного управления

 

Корпоративное управление – это взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к различным аспектам функционирования корпорации, и являющееся одновременно:

1) внутренним средством обеспечения деятельности компании;

2) комплексом отношений между акционерами, менеджерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами);

3) механизмом, при помощи которого формируются цели корпорации, определяются средства их достижения и обеспечивается контроль за деятельностью компании.

Сформулировано пять основных принципов надлежащего корпоративного управления:

1. Права акционеров: система корпоративного управления должная защищать права владельцев акций.

2. Равное отношение к акционерам: система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров.

3. Принцип ответственности: система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между ними и компанией в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест, достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора.

4. Принцип раскрытия информации и прозрачности: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования компании, включая: сведения о финансовом положении, результаты деятельности компании, состав собственников, структуру управления.

5. Принцип подотчетности: совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль за работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами корпорации и корпорацией в целом.

Существует три основные модели корпоративного управления: англо-американская, германская и азиатская.

Англо-американская модель корпоративного управления реализуется в США, Англии, Австралии, Индии, Новой Зеландии, Канаде, Ирландии, ЮАР характеризуется:

1. Наличием подавляющего числа публичных акционерных компаний как формы организации крупного бизнеса, что обусловлено рыночным характером экономики и ограниченным влиянием государства.

2. Сильным влиянием фондового рынка на корпоративные отношения. Структура акционерного капитала рассредоточенная, большое число миноритарных акционеров, которые напрямую или через формы коллективного инвестирования владеют акционерным капиталом.

3. Совет директоров выполняет надзорные функции через независимых директоров и исполнительные функции через исполнительных директоров одновременно - через единый орган корпоративного управления.

Германская модель действует в Германии и в ряде стран континентальной Европы и характеризуется:

1. Незначительным количеством публичных акционерных компаний.

2. Сильным влиянием банковского финансирования вместо акционерного, преобладанием в составе акционеров коммерческих банков, перекрестным владением акциями финансовым и промышленным капиталами.

3. Осуществлением контроля за эффективной работой менеджеров  со стороны совета директоров, а не рынка корпоративного контроля: акционерный капитал сильно концентрирован и разделен между несколькими крупными акционерами. В совете директоров обязательно представительство от трудового коллектива.

4. Корпоративное управление двухуровневое с четким разделением надзорных функций через Наблюдательный совет и функций исполнения через Правление.

Азиатская модель корпоративного управления реализуется в Японии, Южной Корее и характеризуется:

1. Сильным влиянием государства на корпоративный сектор.

2. Высококонцентрированной структурой собственности, преобладанием в составе акционеров коммерческих банков и страховых компаний.

3. Незначительным числом иностранных инвесторов в составе акционеров японских компаний.

4. Объединением в совете директоров японских компаний функций управления и контроля, многочисленностью совета директоров, назначением отставных правительственных чиновников в состав совета директоров.

Контрольные вопросы:

1.  Дайте понятие корпоративного управления.

2. Назовите принципы надлежащего корпоративного управления.

3.  Перечислите основные признаки англо-американской модели корпоративного управления.

4. Перечислите основные признаки германской модели корпоративного управления.

5. Перечислите основные признаки японской модели корпоративного управления.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.