Методика Изучение произвольной и непроизвольной памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора пред­метных картинок размером 5x7 см (по 16-25 в каждом), так, чтобы каждый можно было разбить по тематике на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводится 3 серии экспери­мента через день индивидуально с детьми 3-7 лет. В каж­дой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной па­мяти. Ребенку показывают картинки с изображением раз­личных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: «Я сейчас покажу кар­тинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экс­понируются последовательно одна за другой. После демон­страции одного из наборов ребенка просят: «Назови кар­тинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной па­мяти, когда при запоминании используется прием класси­фикации материала. Ребенку предлагают разложить вто­рой набор картинок в 4 ряда, т. е. на 4 группы: «Что к чему подходит?». После выполнения задания картинки уби­рают и просят ребенка вспомнить и перечислить все кар­тинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлагают запомнить как можно боль­ше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Сред­ства и приемы запоминания не указывают. Каждая кар­тинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех кар­тинок дети воспроизводят по памяти предметы, изобра­женные на них.

При обработке данных необходимо подсчитать среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов в каждой серии.

Полученные данные оформляют в таблицу и сопостав­ляют средние показатели объема памяти по каждой серии эксперимента. Устанавливают продуктивность разных ви­дов запоминания, а также соотношение показателей, по­лученных при разных видах запоминания. Такой поэтап­ный подход позволяет выявить то, как ребенок справляет­ся с задачей припомнить материал, использует ли он спо­собы запоминания и какие.

Полученные результаты сравнивают с нормативными показателями:

Запомнил 7-9 картинок — средний уровень;

Меньше 5 — недостаточный уровень развития памяти;

Больше 10 — высокий уровень развития памяти

Продуктивность запоминания

Ф.И. ребенка Возраст I серия II серия III серия
непроизволь­ное непроиз­вольное произвольное
пассивное запоминание активное запоминание запоминание

14. Методика «10 слов» (автор А.Р. Лурия) используется для изучения состояния памяти, выявления органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, устойчивости внимания). Предъявляется начиная с пяти лет.

Ребенку называют десять односложных и двусложных слов: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Задание дается в несколько этапов. Взрослый обращается к ребенку: «Сейчас я прочту десять слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь». Ребенок повторяет слова, взрослый фиксирует их в протоколе.

Далее экспериментатор говорит: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их: и те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь».

Опыт повторяют 3, 4, 5 раз, до тех пор, пока ребенок не назовет все слова.

Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних разговоров.

Оценка результатов. Слова нумеруются, и при произнесении слова ребенком ставится его номер. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждом повторе. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания» . По вертикали откладывается число воспроизведенных слов, по горизонтали – номера предъявлений 10 слов.

В норме кривая запоминания идет вверх (рис. 1). Дети-дошкольники могут так и не повторить всех десяти слов. Восемь-девять слов – также норма.

При органических поражениях мозга кривая носит иной характер: после незначительного подъема она образует плато, т. е. дети воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов (рис. 2). Для органики характерно называние других слов, повторение одних и тех же.

При астении кривая сначала резко идет вверх, а затем, поскольку после каждой пробы воспроизводится все меньше и меньше слов, – кривая падает вниз (рис. 3).

При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер (рис. 4).

Если попросить ребенка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объеме долговременной памяти.

Методика «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов       — очень высокий.

8-9 баллов      — высокий.

4-7 баллов      — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл          — очень низкий.

16.

Методика «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интервалом й 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

А

Б

9               3              
2 4             7 9            
3 8 6           1 5 4          
1 5 8 5         6 8 5 2        
4 6 2 3 9       3 5 9 6 1      
4 8 9 1 7 3     7 9 6 4 8 3    
5 1 7 4 2 3 8   9 8 5 2 1 6 3  
1 4 2 5 9 7 6 3 4 2 7 0 1 8 9 5

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. А, Б).

 

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр. 8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр. 6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр. 4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. 2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. 0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов       — очень высокий.

8-9 баллов      — высокий.

4-7 баллов      — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл          — очень низкий.

 

Методика «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов       — очень высокий.

8-9 баллов      — высокий.

4-7 баллов      — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл          — очень низкий.

Мышление

18. Методика «Рыбка» (автор В.В. Холмовская) направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности. При конструировании предмета дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции.

В качестве материала предлагают набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на цветной расчлененной схеме.

В начале обследования взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано?» Взрослый помогает ребенку, если тот затрудняется ответить: «Может, это рыбка? Это похоже на рыбку?» После того, как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, взрослый говорит: «Построй из кубиков такую же рыбку».

1. Если ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе этого анализа без затруднений воспроизводит конструкцию, то это соответствует высокому уровню выполнения задания. При высоком для данного возраста уровне допустимы лишь затруднения в развороте строительных деталей (например, разворот призм при построении хвоста или плавников), с которыми ребенок справился, обратившись (по указанию взрослого) к схематическому изображению.

2. Средний уровень определяется недостаточно полным и точным анализом схематического изображения. В этом случае взрослый организует последовательное конструирование рыбки, поэтапно обращая внимание ребенка на схему. При этом построение может осуществляться путем проб и с помощью взрослого, без прямого показа образца действия. Так, если ребенок затрудняется продолжать построение после того, как воспроизвел среднюю часть – туловище, то взрослый обращает его внимание на схему: «Что ты построил?.. А что дальше будешь строить?.. Хвост?., (с показом на схеме этих частей рыбки). Посмотри внимательно, что следует взять, чтобы построить хвост?» Если после такой помощи ребенок затрудняется продолжать выполнять задание, взрослый может предложить снова обратиться к схеме, но уже к изображению той части, которую ребенок решил строить: «Какую деталь надо взять?.. Как ее поставить, чтобы было как на схеме?..»

3. Выполнение на низком уровне – это построение конструкции путем проб и ошибок, которые исправлялись только при прямом показе взрослым образца действия. Взрослый устанавливает одну из пары деталей и говорит: «Я поставлю тебе одну фигурку, как нарисовано, а ты сам поставь другую» (это возможно благодаря симметричности конструкции).

Методика «Рыбка» (для детей 5-7 лет) проводится так же и на том же материале, как с детьми пятого года жизни.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует построение детьми конструкции без помощи взрослого и без ошибок, что достигается благодаря полному предварительному анализу схематического изображения и четкой организации деятельности по воспроизведению образца.

2. Дети, находящиеся на среднем уровне, допускают ошибки лишь со сложными фигурами и элементами схемы рыбки (рот, плавники). Эти ошибки исправляются детьми либо самостоятельно (после указания взрослого на то, что есть ошибка), либо с помощью взрослого (подробный анализ положения призмы по схеме или показ образца действия). В остальном задание выполняется самостоятельно на основе полного анализа схемы и выстроенной ребенком последовательности действий по воспроизведению конструкции.

3. Отсутствие положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, говорят о низком уровне развития наглядно-образного мышления.

 

Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов       — очень высокий.

8-9 баллов      — высокий.

6-7 баллов      — средний.

4-5 баллов      — низкий.

0-3 балла        — очень низкий.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 3616.