Психодиагностика умственного развития дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распределение диагностических методик по возрастным группам

Наименование Познавательный

Возрастная группа

п/п методик процесс 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 1. «Коробка форм»   + +     2. «Пирамидка» и «Мисочки»   + +     3. «Мисочки» Включение в ряд (А.Л. Венгер)     +     4. «Разрезные картинки» восприятие + +     5. «Конструирование по образцу» (Т.В. Лаврентьева)   + +     6. «Чего не хватает на этих рисунках?»   + +     7. «Узнай, кто это»   + +     8. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»   + +     9. «Чем залатать коврик?»     +     10. «Найди и вычеркни»   + +     11. «Проставь значки» внимание   + +   12. «Запомни и расставь точки»     + +   13. «Изучение произвольной и непроизвольной памяти»   + + + + 14. «10 слов» (А.Р. Лурия) память     + + 15. «Запомни рисунки»       + + 16. «Запомни цифры»       + + 17. «Узнай фигуры»       + +

 

18. «Рыбка» (В.В. Холмовская)   + + + +
19. «Времена года»   +      
20. «Кому чего недостает?»   +      
21. «Воспроизведи рисунки»   +      
22. «Обведи контур»     + +  
23. «Что здесь лишнее?»     +    
24. «Раздели на группы»     +    
25. «Вырежь фигуры» мышление   +    
26. «Нелепицы»     + +  
27. «Классификация по заданному принципу» (Е.Я. Агаева)       + +
28. «Свободная классификация» / «Невербальная классификация»       + +
29. «Самое непохожее» (Л.А. Венгер)       + +
30. «Назови слова»       + +
31. «Расскажи по картинке» речь + +    
32. «Словарная мобильность»     + + +
33. «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) воображение   + + +

 

Восприятие

Методика «Коробка форм»

направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. Задания требуют от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учет ракурса).

Материалом служат небольшой ящик с прорезями и объемные фигуры-вкладыши. Основания этих вкладышей представляют собой геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник), которые соответствуют по форме прорезям ящика.

Экспериментатор раскладывает перед ребенком фигуры-вкладыши и ставит ящик с прорезями. «У нас с тобой есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – свое окошечко. Постарайся опустить письма в этот необычный почтовый ящик». Ребенок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Если ребенок принял задание (понял задачу), то для оценки уровня развития восприятия формы и пространственных отношений важен способ выполнения задания.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение ребенком задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры-вкладыша с прорезью в ящике.

2. При среднем уровне дети не всегда пользуются зрительным соотнесением, часто примеривают, прикладывают фигуру-вкладыш к подходящей прорези. Простые фигуры-вкладыши (с основание – круг, квадрат) зрительно соотносят с прорезями, а сложные (с основанием – треугольник, многогранник) примеривают, прикладывают к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям.

3. Низкому уровню соответствует выполнение задания способом проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сна-чада один, потом другой и т. д. вкладыш в одну и ту же прорезь. Затем принимается за следующую прорезь и т. д.).

2. Методика «Мисочки» направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

Материал – 5–7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

Экспериментатор показывает ребенку мисочки, вложенные одна в другую (принцип матрешки), затем раскладывает их в беспорядке перед ребенком и предлагает: «Собери мисочки, как было». В случае необходимости экспериментатор показывает, как надо выполнять задание, на первых двух элементах – в самую большую мисочку вкладывается мисочка поменьше. Дальше ребенок должен выполнять задание самостоятельно.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение задачи на основе зрительного соотнесения. Для детей четвертого года жизни допустимо выполнение этого задания с одной-двумя практическими пробами.

2. При среднем уровне положительный результат достигается не с первой попытки. Ребенок сложил правильно 2– 3 мисочки, затем пропустил нужную, продолжил складывание, добавив еще одну (две) мисочки. У него осталась лишняя, и он сам начал складывать заново. Бывает, что потребуется не одна, а несколько практических проб для правильного складывания мисочек, но в конечном итоге ребенок самостоятельно выполняет задание.

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребенку можно предложить сложить меньшее количество элементов (3–4) или видоизменить задачу: выбрать больший элемент из двух, а затем из трех.

Материал методики может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания названий цветов.

Методика «Включение в ряд» (автор А.Л. Венгер) выявляет умение ребенка устанавливать отношения между предметами по величине.

Методика проводится на том же материале, что и методика «Мисочки», но с большим количеством элементов.

Перед ребенком выстраивается сериационный ряд из элементов. Взрослый предлагает ребенку игру: «Ты закроешь глаза, а я выну из ряда одну мисочку. А когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд». После того, как взрослый извлек мисочку, ряд сдвигается.

Предлагается 3–4 пробы.

1. Выполнение задания на высоком уровне осуществляется на основе зрительного соотнесения величин элементов ряда.

2. Выполнение путем примериваний (неполное зрительное соотнесение) характеризуется как средний уровень.

3. Если ребенок ставит элемент в ряд без учета величины (например, ориентируясь по цвету или недостаточно оценивая относительную величину), то это свидетельствует о низком уровне развития у ребенка способности устанавливать отношения между предметами по величине.

 

Методика «Пирамидка» направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

В качестве материала используется детская пирамидка или набор мисочек из методики «Мисочки» (5–7 элементов). Мисочки ставятся вверх донышком.

Взрослый показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя внимание ребенка на том, что пирамидка (башенка) ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирается, и элементы выкладываются перед ребенком в беспорядке. Экспериментатор просит ребенка: «Собери пирамидку, как было».

Если ребенок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

2. Среднему уровню соответствует примеривание, сопоставление элементов пирамидки (башенки) до надевания на стержень (мисочек друг на друга).

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребенку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

4. Методика «Разрезные картинки» направлена на выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

В качестве материала используются картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести). Части картинки раскладываются перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение.

Экспериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Картинки предъявляются по очереди от двухсоставных к шестисоставным. Собранная картинка убирается, предъявляется следующая.

При определении уровня выполнения задания необходимо учитывать способ складывания и называние ребенком того, что будет изображено на картинке после сложения частей.

1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1–2 практические пробы в случае шестисоставной картинки.

2. Среднему уровню соответствует правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных).

3. При низком уровне картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

 

5. Методика «Конструирование по образцу» (автор Т.В. Лаврентьева) направлена на определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

В качестве материала используются три детали строительного материала разной формы (например, фигуры с основанием – полукруг, треугольник, прямоугольник). У экспериментатора и ребенка – свои комплекты деталей.

Экспериментатор за ширмой (или листом бумаги – экраном) создает конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребенка: «Построй из своих кубиков точно так же».

1. Высокий уровень выполнения задания – построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

2. В случае затруднений экспериментатор строит конструкцию без ширмы (экрана), на глазах у ребенка. Правильное выполнение задания в этом случае соответствует среднему уровню.

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного выполнения задания, даже когда экспериментатор строил конструкцию на глазах у ребенка.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 2946.