Методы формирования элементарных математических представлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка.

При выборе методов учитываются:

- цели, задачи обучения;

- содержание формируемых знаний на данном этапе;

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- наличие необходимых дидактических средств;

- личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

- конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

1.Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посред­ством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).

2.Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, пу­тем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3.Логический аспект (методы, характеризующие мыслитель­ные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей): работа под руководством педагога, самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

- выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

- выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

- использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала: демонстрационный и раздаточный; сюжетный и бессюжетный; объемный и плоскостной; специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

- новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

- по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

- одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

- новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Требования к самодельному наглядному материалу:

- гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала); эстетичность; реальность; разнообразие; однородность; прочность; логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.); достаточное количество.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя: эмоциональная; грамотная; доступная; четкая; достаточно громкая; приветливая; в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения; в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе.

Требования к речи детей: грамотная; понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями; с нужными математическими терминами; достаточно громкая.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1490.