В педагогике определилась система основных дидактических принципов, реализация которых в процессе обучения зависит от специфики учебной деятельности и в каждом конкретном случае проявляется своеобразно.
1. Одним из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике является принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом (с помощью зоны ближайшего развития).
Пример: при ознакомлении детей с множеством воспитатель организует их практическую деятельность. Дети действуют с совокупностями (множеством) однородных предметов: перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются представления о большем и меньшем множестве, равномощных и неравно-мощных совокупностях (красных кружков больше, чем синих; красных и синих кружков поровну и т. д.). Позже практические действия, которые обеспечивают сравнение, сменяются проговариванием, обозначением действий словами, а потом процесс сравнения двух групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну — их по три).
2. Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности. Они неразрывны, хотя и нетождественны.
Воспитывающее обучение характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и стремление к их активному использованию.
Обучение элементам математики имеет особое значение в воспитании познавательной активности детей, т. е. стремления и умения решать разнообразные познавательные задачи.
3. Современная педагогика как один из ведущих принципов выделяет принцип гуманизации педагогического процесса. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей. Другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении — это, прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
4. Принцип индивидуального подхода к ребенку предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:
— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
— уровень знаний и умений (осознанность, действенность);
— работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
— уровень самостоятельности и активности;
— отношение к обучению;
—- характер познавательных интересов;
— уровень волевого развития.
5. Принцип научности обучения и его доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления.
6. Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Познавательную активность можно характеризовать как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе познавательной деятельности.
7. Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание вытекает из старого, известного.
Принцип систематичности и последовательности реализуется воспитателями при составлении перспективных и календарных планов.
1. Важное значение в обучении детей дошкольного возраста имеет принцип наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характерИспользование наглядности в обучении Я. А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Он рекомендовал все, что только можно представить для восприятия ощущениями, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкусовые — вкусом, осязаемое — осязанием. Если какие-нибудь объекты одновременно можно воспринять несколькими чувствами, то они должны восприниматься несколькими чувствами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 387.