Этиологическая структура острах бронхитов в детском возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВГУЗУ «УКРАИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра педиатрии №2

 

 

                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                      на заседании кафедры

                                                                                           “___”______________

                                                                                  протокол №_______

                                                                                    Заведующая кафедры

                                                                                     проф. КРЮЧКО Т.А.

                                                                                            __________________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТИ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 

Учебная дисциплина Педиатрия
Модуль №1 Педиатрия
Содержательный модуль №1 Наиболее распространенных соматические заболевания у детей
Тема занятия Бронхит у детей
Курс 4
Факультет медицинский

 

Полтава

1. Актуальность темы: Распространенность бронхита в мире колеблется от 3 до 11%. В Украине (по расчетным данным) - 3 - 5%. У детей, в зависимости от возраста, частота 2 - 5%. Своевременная диагностика бронхита, умение назначать контролирующие и симптоматические лекарственные средства при бронхите, оказать неотложную помощь в период обострения чрезвычайно важны для будущего врача, что определяет необходимость изучения данного раздела.

2. Конкретные цели:

- Определять ведущие симптомы при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей.

- Определять тактику ведения больного при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей.

- Демонстрировать умение ведения больного при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей.

- Планировать обследования больного ребенка и интерпретировать полученные результаты при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей и их осложнениях.

- Проводить дифференциальную диагностику и ставить предварительный диагноз при бронхиолите и синдроме бронхиальной обструкции на фоне острых респираторных заболеваний у детей разного возраста.

- Демонстрировать умение ведения больного при различных клинических вариантах течения бронхообструктивного синдрома и его осложнений у детей.

- Оказывать неотложную помощь при асматическом статусе.

3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция).

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
1. Кафедра пропедевтической педиатрии.     2. Кафедра физиологии, биохимии, патологической физиологии, факультативной педиатрии.     3. Кафедра физиологии, биохимии пропедевтической педиатрии. 4. Кафедра патологической анатомии   5. Кафедра факультетской терапии, педиатрии. 6. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии. 1. Собирать анамнез у больных детей с заболеваниями бронхолегочной системы, проводить объективное обследование ребенка. 2. Выбирать наиболее информативные методы лабораторного обследования, давать клиническую интерпретацию полученных результатов. 3. Оценивать функциональное состояние органов дыхания. 4. Определять морфологический субстрат при остром бронхите, бронхиолите.   5. Написать клиническую историю болезни.  6. Определять основные группы лекарственных средств, применяемых для лечения бронхообструктивного синдрома и его осложнении у детей.

4. Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию.

 4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию

Термин Определение
1. Цианоз (локальный, генерализованный) Показатель дефицита кислорода в крови
2. Частота дыханий в 1 минуту. Новорожденный - 40 - 60; до 1 года 30 - 35; 5 лет - 25; 10 лет - 20; старше 12 лет - 20 - 16
3. Одышка Затруднение дыхания с нарушением его частоты, глубины и ритма
4. Виды одышки инспираторая, экспираторная, смешанная
5. Виды хрипов Влажные, сухие
6. Степени дыхательной недостаточности І, ІІ, ІІІ
7. Спирография Метод графической регистрации дыхательных движений, что указывает на изменения легочной объема
8. Нормативные данные коэффициента Тиффно за 0,25 сек - 30-35%; за 0,5 сек - 70 - 75%, в сек -75-100%
9. Ортопноэ Вынужденное положение ребенка, что возникает во время приступа бронхиальной астмы
 10. Эмфизематозная форма грудной клетки В основе лежит увеличение объема легочной ткани в результате длительной эмфиземы легких
11. Тахипноэ Увеличение частоты дыханий больше чем на 10%
12 Экспираторная одышка Результат нарушения прохождения воздуха во время выдоха через нижнее дыхательные пути
13 Пикфлоуметрия Современный способ диагностики степени обструкции дыхательных путей пикфлоуметром
14 Суточное колебание ПСВ Изменение ПСВ больше 20%

4.2 Теоретические вопросы к занятию:

1. Ведущие клинические симптомы и синдромы при простом бронхите и обструктивном бронхите у детей.

2. Данные лабораторных и инструментальных исследований при бронхиолите и остром обструктивном бронхите и их осложнениях.

3. Дифференциальная диагностика синдрома бронхиальной обструкции на фоне острых респираторных заболеваний у детей разного возраста.

4. Установление предварительного диагноза при синдроме бронхиальной обструкции у детей.

5. Тактика ведения больного при различных клинических вариантах течения бронхообструктивного синдрома и его осложненияй у детей.

6. Профилактика синдрома бронхиальной обструкции на фоне острых респираторных заболеваний у детей разного возраста

 

Содержание темы:

1. Приказ МЗ Украины № 437 от 31.08.2004г. «Об утверждении клинических протоколов оказания медицинской помощи при неотложных состояниях у детей на госпитальном и догоспитальном этапах» (приложение № 1).

2. Приказ МЗ Украины № 18 от 13.01.2005г. «Об утверждении протоколов предоставления медпомощи детям по специальности« Детская пульмонология » (приложение № 2).

ОСТРЫЙ БРОНХИТ

Острый бронхит - общее заболевание организма, которое характеризуется воспалительным процессом в бронхах в результате воздействия различных этиологических факторов /вирусных или бактериальных инфекций, аллергенов, пылевых частиц, термических факторов и др./.

Э п и д е м и о л о г и я

- Острый бронхит является одним из наиболее частых заболеваний детского возраста.

- Регистрируемая заболеваемость острым бронхитом составляет около 100 на I 000 детей в год. У детей первого года жизни заболеваеваемость острыми бронхитами составляет 75, у детей до 3 лет – 250 на I000 детей /В.К.Таточенко и соавт.,2001/. В США острые бронхиты занимают 5-е место среди всех заболеваний в практике семейной медицины.

К л а с с и ф и к а ц и я

Согласно МКБ-I0, в группе острого бронхита различают различные поражения бронхов, вызванные различными этиологическими агентами.

Классификации острых бронхитов у детей /1981 Г., с дополнениями 1995 и 1998 гг./

1. Острый бронхит /простой/ 2. Острый обструктивний бронхит 3. Острый бронхиолит Острый облитерирующий бронхит 4. Рецидивирующий бронхит Рецидивирующий обструктивный бронхит  

 

Э Т И О Л О Г И Я

- Острый бронхит в большинстве случаев является проявлением респираторно-вирусной инфекции /табл.20/.

- Изменения слизистой оболочки бронхов наблюдаются при большинстве 0РВИ, но клиника бронхита у грудных детей развивается чаще при PC-вирусной и парагриппозной 3 типа инфекции.

- У детей старшего "возраста бронхит могут вызывать многие респираторные вирусы, а также микоплазма и хламидии.

 

ОСТРЫЙ ПРОСТОЙ БРОНХИТ

 

Острый простой бронхит - форма поражения бронхов, при которой признаки обструкции дыхательных путей клинически не выражены.

В зависимости от этиологии

 

Этиология Клинические особенности
Гриппозная Глубокие повреждения бронхов, геморрагический синдром, выраженный токсикоз, гипертермия, озноб, мышечные боли, артралгии, тошнота, рвота, судороги, менингеальные симптомы
Аденовирусная Длительный субфебрилитет (до 10-12 дней), обильные серозно-слизистые выделения из носа, конъюнктивит
Гіарагриппозная Развиваются подушкообразные разрастания преимущественно в мелких бронхах, которые суживают просвет, постепенное начало, выраженные катаральные явления, интоксикация выражена мало, склонность к затяжному течению
РС-инфекция Обилие пенистой полужидкой мокроты, выраженные катаральные явления, склонность к затяжному течению
Риновирусная Выраженные явления ринита с обильными серозными выделениями
Кикоплазменная Чаще наблюдается в конце лета и ранней осенью, высокая лихорадка, но без токсикоза, выраженные катаральные явления, резкий сухой кашель, конъюнктивит (без выпота), иногда выраженная обструкция, длительный субфебрилитет (до 14 дней)

Хламидийная

Chlamydia trachomatis Встречается у детей до б мес, протекает без обструкции, выраженной одышки, токсикоза. Часто возникает пневмония в периоде новорожденности
Chlamydia pneumoniae Чаще у подростков, протекает с обструкцией, без лихорадки и минимальной продукцией слизи; шейный лимфаденит

К л и н и к а

- Кашель, который в начале заболевания имеет сухой, навязчивый характер, а на 2-й неделе; становится мягче, влажным, продуктивным и постепенно исчезает.

- При осмотре у детей, больных острым /простым/ бронхитом, не выявляются признаки дыхательной недостаточности и симптомы интоксикации. Отсутствует дыхательная недостаточность: одышка не выражена, вспомогательная мускулатура не участвует в акте дыхания, цианоз отсутствует.

- При пальпации и перкуссии изменения в легких обычно отсутствуют.

- Аускулътативно, отмечается жесткое дыхание, удлиненный выдох.

- Хрипы выслушиваются, как правило, с обеих сторон в разных отделах легких, изменяются при кашле. В начале заболевания они сухие, а затем появляются незвучные, влажные мелко-, средне- и крупнопузырчатые хрипы соответственно диаметру пораженных бронхов.

- Изменения гемограммы не постоянны и могут проявляться увеличением СОЭ при нормальном или сниженном числе лейкоцитов.

- На р е н т г е н о г р а м м е наблюдается усиление легочного рисунка по ходу бронхолегочных структур /тень корня легкого более интенсивна/, он становится менее четким, расширен.

Л е ч е н и е

- Лечение острого бронхита обычно проводится в домашних условиях, рентгенография оправдана только при подозрении на пневмонию.

- При оказании медицинской помощи детям, больным острым бронхитом, необходимо обязательное увлажнение воздуха в помещении и введение дополнительной жидкости /объем в 1,5-2 раза превышающий суточную потребность/.'

- Э ти о т р о п н а я терапия назначается с учетом того, что в 90-92% случаев причиной острых бронхитов является вирусная инфекция, поэтому современная стратегия этиотропной терапии заключается в применении специфической противовирусной терапии и минимизации употребления антибиотиков.

 

К л и н и к а

 

- Постепенно увеличивается частота дыхания и продолжительность выдоха. Отмечается удлиненный и свистящий выдох /"свистящее дыхание"/ который слышен на расстоянии от больного /дистанционно/.

- При осмотре наблюдается вздутая грудная клетка /горизонтальное расположение ребер/, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и втягивание наиболее податливых участков грудной клетки, но при этом отсутствуют признаки выраженной дыхательной недостаточности /одышка, цианоз и др./.

- Кашель обычно сухой, приступообразный, длительно сохраняющийся, приобретает влажный характер в конце 1-й недели заболевания.

- Перкуторные изменения характеризуются коробочным оттенком легочного звука, связанного с явлениями эмфиземы.

- Аустгультативно на фоне удлиненного выдоха отмечается обилие сухих, свистящих, а в более поздние сроки заболевания - средне- и крупнопузырчатых влажных незвучных хрипов.

- Рентгенологически выявляются обструктивные нарушения бронхиальной проходимости и "скрытая эмфизема" - в латеральных отделах легких рисунок кажется относительно разреженным, в медиальных - сгущеным.

- Изменения периферической крови соответствуют вирусной инфекции, может быть умеренная эозинофилия.

 

Л е ч е н и е

- Детей раннего возраста госпитализируют, старших детей направляютв стационар в случаях тяжелого течения заболевания.

- Лечение острого обструктивного бронхита в связи с отсутствием этиотропных средств симптоматическое.

- Назначают гипоаллергическую диету.

- Назначают кислородную терапию, отвлекающие процедуры /горячие ручные, и ножные -ванны с повышением температуры до 41°С на протяжении I5-20 минут, баночный массаж/.

- Для снятия обструкции используют препараты, которые оказывают бронхолитическое действие:

ü бета-2-адреномиметики в ингаляции: сальбутамол /вентолин/, тербуталин /бриканил/, беротек через спейсер или небулайзер /1-2 дозы 2-3 раза в день/;

ü метилксантины /эуфиллин, теофиллин/ менее эффективны. Эуфиллин 2,4% р/р /4-5 мг/кг на прием, 15-20 мг/кг/сут, но в 50% случаев может вызывать побочные эффекты.

ü у части больных хороший эффект оказывает солутан 1-2 капли на I год жизни 2-3 раза в день.

- При неэффективности бронхолитиков назначают кортикоотероиды парентерально /в дозе 2-3 мг/кг по преднизолону/.

- Широко используют муколитики в сочетании с вибрационным массажем и постуральным дренажом.

- Антибиотикотерапия в случаях не осложненных форм обструктивного бронхита - н є п о к а з а н а.

П р о г н о з

- В 30-50% детей обструкция повторяется в первые 6-12 месяцев на фоне новой ОРВИ.

- В целом у большинства детей эпизоды обструкции прекращаются в возрасте 3-4 лет.

- По данным разных авторов, бронхиальная астма развивается в 20-25% детей, которые перенесли острый обструктивний бронхит.

П р о ф и л а к т и к а

- Выявление факторов риска, при наличии их или без них рекомендуется создание безаллергического окружения и использование гипоаллергической диеты.

- В случаях рецидивирующей обструкции необходимо проводить лечение к е т о т и ф е н о м /суточная доза 0,025 мг/кг/ на протяжении 3-6 месяцев.

- Обязательная санация хронических очагов инфекции.

Тестовы е задания:

1. Девочка 10-ти лет попала в больницу с проявлениями кардита. В анамнезе: две недели назад было обострение хронического тонзиллита. Какой наиболее вероятный этиологический фактор в данном случае?

A. Стрептококк

B. Протей

C. Стафилококк

D. Клебсиелла

E. Пневмококк

2. Ребенок 10-ти месяцев попал в больницу в тяжелом состоянии с экспираторной одышкой и сухим кашлем. Болеет неделю – был насморк, температура 380С. Объективно: над легкими перкуторно тимпанит, аускультативно – много сухих свистящих и единичных влажных хрипов с обеих сторон. Какой наиболее вероятный диагноз?

A. Асфиксия

B. Синдром дыхательных расстройств

C. Врожденная пневмония

D. Бронхолегочная дисплазия

E. Родовая травма

4. 7-ми месячный мальчик находится на естественном вскармливании. После беседы с матерью педиатр выяснил, что кормят ребенка 7 раз в сутки. Какое количество кормлений установлено для ребенка данного возраста?

A. 5 раз

B. 7 раз

C. 4 раза

D. 6 раз

E. 3 раза

5. Девочка 10-ти лет с 3-х летнего возраста болеет бронхоэктатической болезнью. Обострения возникают часто, 3-4 раза в год. После консервативной терапии – кратковременные периоды ремиссии. Заболевание прогрессирует, ребенок отстает в физическом развитии. Кожа бледная, акроцианоз, ногти деформированы в виде «часовых стекол». По данным бронхографии обнаружены мешковидные бронхоэктазы нижней доли правого легкого. Какой должна быть дальнейшая лечебная тактика?

A. Оперативное лечение

B. Продолжать консервативную терапию

C. Физиотерапевтическое лечение

D. Санаторно-курортное лечение

E. Закаливание ребенка

 

Литература:

Основная:

1. Детская пульмонология / под. ред.. Н.Л.Аряева.- К., Здоровье, 2005 – 608с.

2. Капітан Т.В. Пропедевтика дитячих хвороб. Вінниця – Київ, 2001. – с.195-254.

3. Наказ МОЗ України №437 від 31.08.2004р. «Про затвердження клінічних протоколів надання медичної допомоги при невідкладних станах у дітей на шпитальному і до шпитальному етапах» стр.4-5 (додаток №1).

4.  Наказ МОЗ України №18 від 13.01.2005р. «Про затвердження протоколів надання медичної допомоги дітям за спеціальністю «Дитяча пульмонологія» стр.33-35 (додаток №2).

5. Педиатрия: Учебник для студентов высших учебных заведений ІІІ – ІV уровней аккредитации. 2-е ., испр. и доп. (В.Г Майданник. Харьков: «Фолио» с.140 – 153).

6. Педіатрія: Підручник для студентів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації/ За ред.проф. О.В. Тяжкої/ Видання друге.- Вінниця: Нова книга, 2008. – 1096с.

7. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник 5-е изд. В двух томах Т.1.-СПб: Питер, 2006 - С. 435-440

Дополнительная:

1. Зайцева О.В. и др. // Атмосфера. Пульмонология и аллергология. – 2007. - №1. – С.28.

2. Зайцева О.В. Бронхообструктивный синдром у детей // Педиатрия. – 2005.- №4 – С.94-104

3. Педиатрия: Национальное руководство: в 2т.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.- Т.2.-1024С

4. Пульмонология: современные аспекты диагностики и лечения: учебное пособие для вузов – Д.И.Грухан – С.224

5. Сенаторова Г.С., Логінова О.Л., Чужинська Н.Р. та ін.. Рецидивуючий обструктивний бронхіт у дітей: попередити чи лікувати?// Здоровье ребенка. – 2007.- №3(6)

6. Сергиенко Д.В. Острый бронхит: проблемы диагностики и лечения // Новости медецины и фармации. – 2009. - №295. – С.41-44

 

7. Синопальников А.И., Козлов Р.С., Внебольничная инфекция дыхательных путей . М., 2007 Премьер –РТ с.354

8. Яковлев В.Н., Щегольков А.М., Шурник С.Я, Резник М.И. Клиническая интерпретация предбронхита и хронического бронхи та // Военномедицинский журнал. – 1994. - №5. – С.28 – 30

9. Янковский Д.С., Дымент Г.С. Микрофлора и здоровье человека. – К.:Тов. «Червона Рута – Турс, 2008.- 552с.

10. Nelson Textbook of Pediatrics, 18/E, 2008, Vol.2, 3147p.

 

 

Методические рекомендации составила

ассистент Коленко И.А.

ВГУЗУ «УКРАИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра педиатрии №2

 

 

                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                      на заседании кафедры

                                                                                           “___”______________

                                                                                  протокол №_______

                                                                                    Заведующая кафедры

                                                                                     проф. КРЮЧКО Т.А.

                                                                                            __________________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТИ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 

Учебная дисциплина Педиатрия
Модуль №1 Педиатрия
Содержательный модуль №1 Наиболее распространенных соматические заболевания у детей
Тема занятия Бронхит у детей
Курс 4
Факультет медицинский

 

Полтава

1. Актуальность темы: Распространенность бронхита в мире колеблется от 3 до 11%. В Украине (по расчетным данным) - 3 - 5%. У детей, в зависимости от возраста, частота 2 - 5%. Своевременная диагностика бронхита, умение назначать контролирующие и симптоматические лекарственные средства при бронхите, оказать неотложную помощь в период обострения чрезвычайно важны для будущего врача, что определяет необходимость изучения данного раздела.

2. Конкретные цели:

- Определять ведущие симптомы при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей.

- Определять тактику ведения больного при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей.

- Демонстрировать умение ведения больного при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей.

- Планировать обследования больного ребенка и интерпретировать полученные результаты при бронхиолите и остром обструктивном бронхите у детей и их осложнениях.

- Проводить дифференциальную диагностику и ставить предварительный диагноз при бронхиолите и синдроме бронхиальной обструкции на фоне острых респираторных заболеваний у детей разного возраста.

- Демонстрировать умение ведения больного при различных клинических вариантах течения бронхообструктивного синдрома и его осложнений у детей.

- Оказывать неотложную помощь при асматическом статусе.

3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция).

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
1. Кафедра пропедевтической педиатрии.     2. Кафедра физиологии, биохимии, патологической физиологии, факультативной педиатрии.     3. Кафедра физиологии, биохимии пропедевтической педиатрии. 4. Кафедра патологической анатомии   5. Кафедра факультетской терапии, педиатрии. 6. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии. 1. Собирать анамнез у больных детей с заболеваниями бронхолегочной системы, проводить объективное обследование ребенка. 2. Выбирать наиболее информативные методы лабораторного обследования, давать клиническую интерпретацию полученных результатов. 3. Оценивать функциональное состояние органов дыхания. 4. Определять морфологический субстрат при остром бронхите, бронхиолите.   5. Написать клиническую историю болезни.  6. Определять основные группы лекарственных средств, применяемых для лечения бронхообструктивного синдрома и его осложнении у детей.

4. Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию.

 4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию

Термин Определение
1. Цианоз (локальный, генерализованный) Показатель дефицита кислорода в крови
2. Частота дыханий в 1 минуту. Новорожденный - 40 - 60; до 1 года 30 - 35; 5 лет - 25; 10 лет - 20; старше 12 лет - 20 - 16
3. Одышка Затруднение дыхания с нарушением его частоты, глубины и ритма
4. Виды одышки инспираторая, экспираторная, смешанная
5. Виды хрипов Влажные, сухие
6. Степени дыхательной недостаточности І, ІІ, ІІІ
7. Спирография Метод графической регистрации дыхательных движений, что указывает на изменения легочной объема
8. Нормативные данные коэффициента Тиффно за 0,25 сек - 30-35%; за 0,5 сек - 70 - 75%, в сек -75-100%
9. Ортопноэ Вынужденное положение ребенка, что возникает во время приступа бронхиальной астмы
 10. Эмфизематозная форма грудной клетки В основе лежит увеличение объема легочной ткани в результате длительной эмфиземы легких
11. Тахипноэ Увеличение частоты дыханий больше чем на 10%
12 Экспираторная одышка Результат нарушения прохождения воздуха во время выдоха через нижнее дыхательные пути
13 Пикфлоуметрия Современный способ диагностики степени обструкции дыхательных путей пикфлоуметром
14 Суточное колебание ПСВ Изменение ПСВ больше 20%

4.2 Теоретические вопросы к занятию:

1. Ведущие клинические симптомы и синдромы при простом бронхите и обструктивном бронхите у детей.

2. Данные лабораторных и инструментальных исследований при бронхиолите и остром обструктивном бронхите и их осложнениях.

3. Дифференциальная диагностика синдрома бронхиальной обструкции на фоне острых респираторных заболеваний у детей разного возраста.

4. Установление предварительного диагноза при синдроме бронхиальной обструкции у детей.

5. Тактика ведения больного при различных клинических вариантах течения бронхообструктивного синдрома и его осложненияй у детей.

6. Профилактика синдрома бронхиальной обструкции на фоне острых респираторных заболеваний у детей разного возраста

 

Содержание темы:

1. Приказ МЗ Украины № 437 от 31.08.2004г. «Об утверждении клинических протоколов оказания медицинской помощи при неотложных состояниях у детей на госпитальном и догоспитальном этапах» (приложение № 1).

2. Приказ МЗ Украины № 18 от 13.01.2005г. «Об утверждении протоколов предоставления медпомощи детям по специальности« Детская пульмонология » (приложение № 2).

ОСТРЫЙ БРОНХИТ

Острый бронхит - общее заболевание организма, которое характеризуется воспалительным процессом в бронхах в результате воздействия различных этиологических факторов /вирусных или бактериальных инфекций, аллергенов, пылевых частиц, термических факторов и др./.

Э п и д е м и о л о г и я

- Острый бронхит является одним из наиболее частых заболеваний детского возраста.

- Регистрируемая заболеваемость острым бронхитом составляет около 100 на I 000 детей в год. У детей первого года жизни заболеваеваемость острыми бронхитами составляет 75, у детей до 3 лет – 250 на I000 детей /В.К.Таточенко и соавт.,2001/. В США острые бронхиты занимают 5-е место среди всех заболеваний в практике семейной медицины.

К л а с с и ф и к а ц и я

Согласно МКБ-I0, в группе острого бронхита различают различные поражения бронхов, вызванные различными этиологическими агентами.

Классификации острых бронхитов у детей /1981 Г., с дополнениями 1995 и 1998 гг./

1. Острый бронхит /простой/ 2. Острый обструктивний бронхит 3. Острый бронхиолит Острый облитерирующий бронхит 4. Рецидивирующий бронхит Рецидивирующий обструктивный бронхит  

 

Э Т И О Л О Г И Я

- Острый бронхит в большинстве случаев является проявлением респираторно-вирусной инфекции /табл.20/.

- Изменения слизистой оболочки бронхов наблюдаются при большинстве 0РВИ, но клиника бронхита у грудных детей развивается чаще при PC-вирусной и парагриппозной 3 типа инфекции.

- У детей старшего "возраста бронхит могут вызывать многие респираторные вирусы, а также микоплазма и хламидии.

 

Этиологическая структура острах бронхитов в детском возрасте

 

Возраст Микроорганизмы Частота, %
Новорожденные ные Цитомегаловирус, энтеровирусы, герпес-вирусы 45-50

До 2 лет

 

 

Аденовирусы 15-20
Респираторно-синтициальный вирус 50-60

2-5 лет

 

 

Вирусы парагриппа (типы 3,1) 10
Аденовирусы 15-20
Респираторно-синтициальный вирус 50-60
Вирусы гриппа (А и В) 10

Старше 5 лет

 

 

Вирусы гриппа (А и В) 20
Аденовирусы 25
Риновирусы 40
Mycoplasma pneumoniae 3-5
Chlamydia pneumoniae 5-7
Bordetella pertussis 3
Haemophilus influenzae 5
Streptococcus pneumoniae 6

- При бронхите на фоне ОРВИ в мокроте возрастает численность безкапсульных H. influnzae пневмококков /но не стафилококков/. Это, однако не дает основания говорить об участии их в развитии болезни.

- − Бактериальные /стафилококковый, псевдомонадный и др./ бронхиты развиваются у детей с нарушениями механизмов очищения бронхов: при наличии инородного тела, при интубации, у детей с длительной трахеостомой, как следствие привычной аспирации пищи, при муковисцидозе.

- − Следует отметить, что разные клинические варианты течения острого бронхита имеют различный преимущественный спектр этиологически  значимых возбудителей, которые, по-видимому, во многом предопределяют клинические особенности течения заболевания Спектр этиологически значимых микроорганизмов в зависимости от клинического

 варианта бронхита

Клиническая форма бронхита Наиболее вероятные возбудители
Острый простой бронхит В 90% случаев вирусная инфекция (PC-вирусы, вирусы парагриппа 3 типа, гриппа А и В, аденовирусы, риновирусы); Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae ідо 5%); H. influenzae, S. pneumoniae (до 5%)
Острый обструктивный бронхит PC-вирусы, вирусы парагриппа 3 типа (до 65-75%); Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae
Острый бронхиолит PC-вирусы (до 75%), вирусы парагриппа 3 типа (до 7%), аденовирусы (до 5%)
Острый облитерирующий бронхиолит Аденовирусы (3, 7 и 21 типа), вирусы гриппа,кори, коклюша

 

- Промышленное загрязнение, атмосферного воздуха /С02 окиси азота, дым/, пассивное курение, печи, дровяные и газовые плиты, способствуя развитию гиперреактивности бронхов, играют важную роль в качестве факторов, ведущих к развитию бронхита.

- Их действие особенно сильно проявляется у детей первых б лет жизни; заболеваемость острыми и рецидивирующими формами бронхита может быть чутким индикатором неблагополучия в состоянии воздуха.

 

ОСТРЫЙ ПРОСТОЙ БРОНХИТ

 

Острый простой бронхит - форма поражения бронхов, при которой признаки обструкции дыхательных путей клинически не выражены.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 263.