Основные различия между национальным и международным правом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку МП и внутригосударственное право — самостоятельные системы права, между ними имеются и различия. Наиболее существенными из них являются следующие:

1) ко предмету регулирования. Как известно, национальное право призвано, главным образом, регулировать отношения внутри страны, взаимоотношения субъектов внутригосударственной сферы отношений. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. МП, напротив, регламентирует, прежде всего, взаимоотношения субъектов МП (государств, наций и пародов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государство-подобных формирований). Таким образом, основной предмет регулирования МП лежит за пределами внутренней компетенции государств.

Вместе с тем имеется обширная область отношений, находящихся под двойным регулированием (нрава человека, отношения в сфере экономики, борьба с преступностью и т.д.). Эта область постоянно расширяется; в нес вовлекаются все новые отношения (отношения в сфере гражданского и уголовного процесса, экология, государственное управление и т.д.). Указанные отношения поставлены под международно-правовое регулирование субъектами МП. Представляется, что принципиальных границ (объективных и субъективных1) между двумя системами права нет;

2) по способу создания правовых норм. Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования — "вертикальное", "сверху вниз". Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют. Правда, в последнее время можно отметить тенденцию усиления договорного регулирования внутригосударственных отношений. Речь идет о международных договорах, которые играют в национальном праве все большую роль. Нормы МП создаются большей частью "горизонтально" — на основе свободного волеизъявления участников международного общения. Субъекты МП договариваются тем или иным способом о содержании международных правил поведения. Имеющиеся варианты "вертикального" регулирования — акты органов международных организаций (например, регламенты, директивы, решения институтов ЕС) — в конечном итоге являются отражением ранее данного государствами-участниками согласия на обязательность документов, принимаемых органами соответствующей организации;

3) по источникам права (формам воплощения международных норм). Нормы МП и нормы национального права зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев, судебных прецедентов. Международно-правовые нормы выражены по иному — в форме международных договоров, международных обычаев, документов международных организаций и некоторых актов международных конференций и совещаний.

4) по субъектам права. Как известно, субъектами внутригосударственного права являются лица, на которых распространяется действие норм национального права: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица и т.д. Специфика МП как особой системы права выражается также и в том, что субъекты МП являются не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями. Субъектами МП являются только государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, государство-подобные формирования.

5) по способу обеспечения исполнения норм. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами МП, "надгосударство". Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами МП (индивидуально, коллективно, с помощью межгосударственных образований). В национальной системе за нормами права, так или иначе, стоит государство.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 190.