Они распределяли аннотации по следующим группам:
1. Объективные аннотации:
а) внешняя (специально-библиографическая) – «примечания к основной библиографической записи, подобно этой записи, описывающие только внешние признаки книги с целью большей индивидуализации книги; аннотация эта предназначена главным образом для специалиств-книжников, библиографов, издателей и т.д».
б) объективно-описательная – «объективный анализ особенностей содержания книги (главнейших мыслей, образов, эмоций) и её внешности, совокупность которых помогает отличить книгу от других книг по тому же предмету», «для разнородного широкого круга читателей и отчасти для библиотекарей, работающих с читателями».
2. Критико-описательные или оценочные аннотации
«Аннотации, дающие в дополнение к основной библиографической записи не только объективный анализ содержания и формы, но также и попутные критические замечания или только заключительную оценку того, как книгой выполнена её задача по сравнению с другими книгами по тому же предмету».
а) оценочные с установкой на библиотекарей, «работающих с читателем, на педагогов вообще, служащие пособием при комплектовании, при педагогической работе с читателем».
б) оценочные с установкой на группы читателей и реже на разнородный широкий круг читателей – «служат цели руководства чтением; применяются в рекомендательных списках, составленных на местах, а также в журналах, бюллетенях и специальных указателях для читателей, в подсобных каталогах-тематических, рекомендательных и т.п» [19, с. 22].
Классификация И.П. Жукова и М.Е. Минчиной ничего не даёт в теоретическом и практическом отношении. Не всё ли равно, проведена ли оценка «экспертами» или составлена аннотатором на основе прочитанных им оценок в печати, или получена путём опыта?
Имеет значение, пожалуй, только одно: написана ли она аннотатором или же представляет собою цитаты, выдержки из рецензий и других источников [19, с. 25].
Классификация А.Г. Фомина.
В целом его классификация такова:
I. Деление по форме:
1. Сведения о печатном произведении или замечания о нём, написанные аннотатором.
2. Сведения о печатном произведении или замечания о нём, взятые аннотатором из книги или статьи.
а) Сокращённое оглавление книги.
б) Выдержка из предисловия к книге.
II. Деление по содержанию:
1. Описательные аннотации – «дают описание печатного произведения, но не заключают его оценки в каком-либо отношении».
а) Описательно-формальные – «имеют в виду, главным образом, форму, внешность печатного произведения и его состав».
б) Описательно-объективные – «имеют в виду объект (предмет) печатного произведения… вскрывают в той или иной мере содержание изложения».
2. Критические аннотации – «дают оценку печатного произведения в отношении его внешности, содержания и изложения».
а) Рекомендательные аннотации – «руководят выбором печатных произведений, но не заключают оценки его в отношении внешности, содержания и изложения».
б) Рекомендательно-критические – «дают, наряду с рекомендательными указателями, оценку печатного произведения в отношении его внешности, содержания и изложения».
4. Методические и педагогические аннотации – «руководят чтением печатного произведения, дают указания на рациональные методы чтения и усвоения его».
а) Методическо-описательные – «дают, наряду с методическими указаниями, лишь описания печатного произведения, но не заключают его в отношении внешности, содержания и изложения» [19, с. 26].
б) Методическо-критические – «дают, наряду с методическими указаниями, оценку печатного произведения в отношении внешности, содержания и изложения».
в) Методическо-рекомендательные - «дают, наряду с методическими указаниями, и указания на назначение и пригодность аннотируемого произведения для тех или иных потребностей» [19, с. 27] .
В целом классификация А.Г. Фомина была шагом вперёд по сравнению со схемой И.П. Жуков и М.Е. Минчиной, но и она страдала крупными недостатками [19, с. 28].
На современном этапе специфическим в библиографии литературы для детей и юношества является дифференциация аннотаций по возрастным группам:
1) аннотации для читателей-дошкольников;
2) аннотации для младших школьников (1-2-е, 3-4-е классы);
3) аннотации для подростков (младшие подростки 5-6-е классы, старшие подростки 7-9-е классы);
4) аннотации для старшеклассников (10-11-е классы);
5) аннотации для учащихся техникумов и ПТУ;
6) аннотации для студентов 1-2 курсов вузов (до 18 лет) [15, с. 173].
Аннотация для детей и юношества делится по функциональному назначению на справочные и рекомендательные.
Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографическом описании.
Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развёрнутой характеристики аннотируемого документа [12, с. 111].
Ярким примером справочной аннотации служит аннотация на книгу Владимира Дурова «Мои звери»:
Автор книги - знаменитый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) рассказывает о своих воспитанниках – зверях и птицах. Будучи не только профессиональным дрессировщиком, но и учёным, он внимательно изучал повадки животных, их поведение и нравы. Его наблюдения легли затем в основу интересной книги – зоопсихологии.
Кроме того, Владимир Дуров был непревзойдённым клоуном-сатириком, который высмеивал со сцены балаганов, цирков и театров людские пороки. При этом он гордо называл себя «королём шутов, но не шутом королей». С помощью своих зверьков, которых Дуров очень любил, он говорил «о великой человеческой несправедливости». Его удивительные рассказы – и грустные, и весёлые – перед вами (Приложение 1).
Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает документ, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя [12, с. 111].
Примером рекомендательной аннотации служит аннотация на книгу С.Л. Прокофьева «Про башмачки».
Два башмачка ищут себе хозяина. Но никто не хочет их надеть: ни стол, ни кошка, ни корова, ни уж, ни уточка, ни серый воробей. Лишь две босые ножки полюбили башмачки и с удовольствием в них прыгают.
Через этот незатейливый сюжет автор стремится подвести ребенка к выводу о том, что все имеет свое название.
Эта сказка может расширить представление малыша об окружающем мире.
Книга вырезана по контуру башмачком, нарисованы они и на каждой странице книги, а вместе с ними и кошка, и корова, и уточка – все, с кем они встречаются в пути (Приложение 2).
Аннотация для детей и юношества делится по способу характеристики документов:
Общая аннотация характеризует произведение в целом и применяется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений, по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками.
Общая аннотация может содержать самые разнообразные сведения (библиографические данные об авторе, о времени и обстоятельствах написания произведения и т.п.), но главное в ней - характеристика идейного и научного содержания произведения, его значение для данной темы [12, с. 112].
Примером общей аннотации служит аннотация на книгу Антона Иванова и Анны Устиновой «Загадка пропавшего соседа. Загадка старинных часов»:
Команда отчаянных хочет выяснить судьбу бесследно исчезнувшего жильца, который недавно снял квартиру рядом с Холмскими. Сосед работал в пункте обмена валюты и жил со старенькой бабушкой. Обменник ограбили среди бела дня, а соседа похитили. Он мог быть и жертвой, и соучастником грабежа. Ребятам удалось познакомиться с глухой и слепой соседкой, но ничего нового узнать о её внуке не получилось. Да и старуха кажется им подозрительной. А когда Ваня по просьбе своей бабушки отнес соседке сбор трав, то оказалось… Нет, этого просто не может быть! (Приложение 3)
Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа и применяется в тех случаях, когда аннотируемое произведение относится к теме пособия частично. Различаются две основные разновидности аналитических аннотаций: раскрывающие определённый аспект содержания произведения и выделяющие какую-то часть произведения – главу, параграф, отдельное высказывание [12, с. 112].
Приёмом аналитической аннотации служит аннотация на книгу Евгения Велтистова «Новые приключения электроника»:
Продолжение известной фантастической книги «Приключения электроника». Многие считают, что для общения с роботами не нужны эмоции. Нужные, да еще какие! Эта фантастическая повесть не только утверждает необходимость настоящей дружбы, но и раскрывает, как успехи ребят в учебе, науке, технике, искусстве, спорте сплачивают коллектив. Действие происходит в пионерском лагере, где Электроник «соперничает» с новой героиней – Электроничкой. События повести подводят читателя к выводу: человек должен стать гармонично развитой личностью, а робот – более человечным (Приложение 4)
Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или какому-либо другому признаку) документов и даёт им обобщённую характеристику, позволяющую более экономно и точно, избегая повторений, показать общее и особенное в аннотируемых произведениях.
Различают три основных вида групповых аннотаций:
· аннотация, характеризующая несколько самостоятельных произведений (книг или статей) одного или разных авторов;
· аннотация, характеризующая ряд произведений, объединённых единой издательской формой;
· аннотация на одно произведение, в которой помещаются сведения о других произведениях, так или иначе связанных с аннотируемым.
Групповая аннотация в своём развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщённую характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел [12, с. 113].
Приёмом групповой аннотации служит аннотация на книгу Леены Крун «В одежде человека; Сфинкс или робот»:
«В одежде человека» - история о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему странный мир человеческих существ, живущих в большом городе.
В сборник также вошла повесть «Сфинкс или робот» - книга, главы которой могут быть прочитаны в любом порядке. И всё же это вполне связанная история девочки Лидии, живущей в мире, где законы физики растягиваются и выворачиваются наизнанку, создавая параллельную реальность. Там происходят странные вещи, но Лидия относится к ним с детской непосредственностью и открытостью – и читатель вместе с ней открывает мир и ищет ответы на вопросы (Приложение 5).
Выводы:
Классификация аннотаций представлена различными авторами, такими как И.П. Жуковым, М.Е. Минчиной и А.Г. Фоминым.
На сегодняшний день специалистами - библиографами сформирована классификация аннотаций для детей. В её основе заложен учёт возрастных особенностей, целевое назначение, особенности характеристики документов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.