Глава 1. Теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по МДК 01.02. «Библиографоведение»

Тема: Особенности аннотирования литературы для детей и юношества

 

Выполнила:
студентка группы  2Б

 очной формы обучения

А.Л. Колпащикова
_______________
  (подпись)

 

 

Проверил:
преподаватель М.А.Колесникова
________________
   (подпись)

 

 

Работа оценена на «___»

 

Киров

2016







Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества…………………………………………………………………….. 6

1.1 Определение понятий аннотация и аннотирование……………………. 6

1.2 Классификация аннотаций………………………………………………. 11

1.3 Приёмы аннотирования литературы для детей………………………… 21

1.4 Выводы по 1 главе………………………………………………………... 34

Список литературы………………………………………………………….... 36

Приложение 1 Схема 1 «Этапы аннотирования»…………………………… 40

Приложение 2 Схема 2 «Классификация аннотаций»……………………… 41

 

 

Введение

Актуальность исследования

 

Коренные преобразования, происходящие в наше время во всех сферах общественной, экономической жизни, в обучении и воспитании подрастающих поколений создали реальные предпосылки для перехода методики библиографирования литературы для детей и юношества на качественно иной, более высокий уровень.

Методика библиографирования литературы должна содействовать воспитанию инициативных, творческих и вместе с тем высоконравственных людей, которые бы всю свою энергию, труд и талант направляли на духовное и экономическое возрождение России, на благо общества.

Методика библиографирования литературы своими специфическими средствами призвана решать три основные задачи:

· оказывать помощь учащимся в их обучении.

· способствовать развитию личности, формированию читательских, познавательных интересов, библиографических потребностей, запросов,

· побуждать её к самовоспитанию, самообразованию.

Методика библиографирования литературы содействует наиболее эффективному восприятию юными читателями личностно значимой литературы и библиографических источников.

При создании рекомендательных библиографических пособий, когда на первый план выступают задачи качественного отбора, библиографической характеристики, реализация определённого педагогического замысла группировки материала.

Составление рекомендательных библиографических пособий, предназначенных юным читателям, предполагает выполнение основных этапов тех же процессов, что и при библиографировании литературы для взрослых: подготовительного, основного (аналитического), заключительного.

Одним из важных, ответственных, значимых процессов библиографирования является аннотирование документа. Качество данного процесса влияет на выбор, вызов интереса пользователей к предлагаемой литературе. Процесс аннотирования связан с аналитико-синтетической переработкой информации, результатом которой является свёртывание информации [24, с. 167].

Всё это определило актуальность исследования и позволило выделить следующие противоречия между:

- существующими этапами аннотирования и их соблюдением библиографами при создании библиографического пособия;

- разнообразием приёмов аннотирования литературы для детей и их использованием в аннотациях.

Проблема исследования заключается в том, что библиографы используют однообразные приёмы аннотирования литературы для детей, что влияет на проявление их интереса к чтению.

Цель исследования: выделить особенности аннотирования литературы для детей и юношества.

Объект исследования: аннотирование литературы как процесс библиографирования

Предмет исследования: особенности аннотирования литературы для детей и юношества

Гипотеза исследования: аннотирование литературы для детей и юношества будет более качественным, если:

· разобраться в понятиях «аннотация» и «аннотирование»;

· раскрыть классификацию аннотаций;

· выделить приёмы аннотирования литературы для детей и юношества

Задачи исследования:

1. Дать определение понятиям «аннотация» и «аннотирование»

2. Раскрыть классификацию аннотаций

3. Выделить приёмы аннотирования литературы для детей и юношества

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества - М.В. Истрина, Л.Б. Зупаркова, А.Н. Дулатова и др.;

- основы классификации аннотаций - Л.Б. Зупаркова, Т.А. Зайцева и др.;

Методы исследования:

· анализ и синтез учебной литературы для детей;

· классификация аннотаций;

· обобщение использования разных приёмов аннотирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что обобщён опыт работы библиотек по аннотированию литературы для детей.

Теоретическая значимость исследования:

· дано определение понятиям аннотация и аннотирование;

· раскрыта классификация аннотаций;

· выделены приёмы аннотирования литературы для детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретического анализа литературы представляют интерес для библиотекарей и библиографов библиотек, обслуживающих детей. Может быть использовано в библиографировании литературы для юных читателей.

Положения, выносимые на защиту:

· Процесс аннотирования – это один из основных процессов создания библиографического пособия.

· Существуют аннотации разных видов.

· При аннотировании литературы для детей используются разные приёмы, с помощью которых можно привлечь к активному чтению.

Структура исследовательской работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложений.

 

Классификация аннотаций

Под методикой классификации подразумевается совокупность способов и приёмов наиболее целесообразного проведения какой–либо работы. Если придерживаться такого общепринятого определения, надо признать, что разработка методики любой области знания или практической деятельности требует ясного представления об их целях и о тех задачах, которые они призваны решать.

Установление целей науки или практической деятельности, в свою очередь, тесно связано с уточнением объектов, с которыми им приходится иметь дело, с раскрытием связей между ними, с одной стороны, и их различия, с другой.

Раскрытие же связей и различия между предметами неотделимо от их определения по группам и подгруппам, т.е от их классификации.

Таким образом, без классификации объектов, исследуемых наукой или служащих целью практической деятельности, правильная методика не может быть разработана. Это относится ко всем областям человеческой практики, следовательно, и к библиографии, отдельным её видам и процессам, в том числе к методике составления аннотации.

Поскольку аннотации определяют лицо библиографического пособия и, по удачному выражению В.Т. Вытяжкова, являются средством реализации его целевого и читательского назначения, правильное установление видов аннотаций и приведение их в систему приобретает большое значение для практики составления библиографических указателей.

Предпринимая любую библиографическую работу, необходимо заранее определить, в каком объёме и какие именно аннотации будут в ней применяться.

Если этот вопрос предварительно не решён, в указателе не будет единства. Это приведёт к тому, что цели, поставленные пере ним, не будут достигнуты, а использование его в повседневной справочной работе будет сильно затруднено.

Проблеме классификации аннотаций уделяли внимание авторы первых советских книг по аннотированию – И.П. Жук, М.Е. Минчина и А.Г. Фомин. Надо решительно отвергнуть необоснованное утверждение В.Т. Вытяжкова, что «стремясь к «объективности» и сталкиваясь с требованием оценочных аннотаций» авторы этих книг «нашли своеобразный выход из положения», заключающийся в создании «множества типов аннотаций по признаку наличия или отсутствия в них оценки аннотируемых произведений вне зависимости,  как от отраслей литературы, так и от типов библиографических пособий [19, с. 20].

Так родилась типизация аннотаций по признаку наличия или отсутствия в них оценки книг и были узаконены аннотации «формальные», «объективно-описательные», «методическо-рекомендательные» и т. п».

И.П. Жук, М.Е. Минчина и А.Г. Фомин обратились к классификации потому, что они сознавали невозможность разработки методики аннотирования без установления профиля аннотаций, а не в мнимых поисках «выхода из положения», в котором они будто бы оказались.

Они подчеркивали, что различие аннотаций зависит от характера аннотируемых произведений и от читательского назначения библиографического пособия.

В докладе на 2-м Всероссийском библиографическом съезде А.Г. Фомин говорил: «Не подлежит никакому сомнению, что аннотации не могут быть совершенно однообразны. Объём, содержания и конструкция их зависит:

1) от их назначения:

а) типа библиографического указателя,

б) типа библиотечного каталога,

в) типа библиотек

г) круга лиц, для которых аннотации предназначаются.

2) от вида и характера аннотируемых печатных произведений».

И.П. Жук высказывал аналогичную мысль: «Характер аннотации и е содержание зависят:

1) от условий работы;

2) от самой книги;

3) от читателя:

4) от той цели, которую ставит себе аннотатор.

Классификация А.Г. Фомина.

В целом его классификация такова:

I. Деление по форме:

1. Сведения о печатном произведении или замечания о нём, написанные аннотатором.

2. Сведения о печатном произведении или замечания о нём, взятые аннотатором из книги или статьи.

а) Сокращённое оглавление книги.

б) Выдержка из предисловия к книге.

II. Деление по содержанию:

1. Описательные аннотации – «дают описание печатного произведения, но не заключают его оценки в каком-либо отношении».

а) Описательно-формальные – «имеют в виду, главным образом, форму, внешность печатного произведения и его состав».

б) Описательно-объективные – «имеют в виду объект (предмет) печатного произведения… вскрывают в той или иной мере содержание изложения».

2. Критические аннотации – «дают оценку печатного произведения в отношении его внешности, содержания и изложения».

а) Рекомендательные аннотации – «руководят выбором печатных произведений, но не заключают оценки его в отношении внешности, содержания и изложения».

б) Рекомендательно-критические – «дают, наряду с рекомендательными указателями, оценку печатного произведения в отношении его внешности, содержания и изложения».

4. Методические и педагогические аннотации – «руководят чтением печатного произведения, дают указания на рациональные методы чтения и усвоения его».

а) Методическо-описательные – «дают, наряду с методическими указаниями, лишь описания печатного произведения, но не заключают его в отношении внешности, содержания и изложения» [19, с. 26].

б) Методическо-критические – «дают, наряду с методическими указаниями, оценку печатного произведения в отношении внешности, содержания и изложения».

в) Методическо-рекомендательные - «дают, наряду с методическими указаниями, и указания на назначение и пригодность аннотируемого произведения для тех или иных потребностей» [19, с. 27] .

В целом классификация А.Г. Фомина была шагом вперёд по сравнению со схемой И.П. Жуков и М.Е. Минчиной, но и она страдала крупными недостатками [19, с. 28].

На современном этапе специфическим в библиографии литературы для детей и юношества является дифференциация аннотаций по возрастным группам:

1) аннотации для читателей-дошкольников;

2) аннотации для младших школьников (1-2-е, 3-4-е классы);

3) аннотации для подростков (младшие подростки 5-6-е классы, старшие подростки 7-9-е классы);

4) аннотации для старшеклассников (10-11-е классы);

5) аннотации для учащихся техникумов и ПТУ;

6) аннотации для студентов 1-2 курсов вузов (до 18 лет) [15, с. 173].

Аннотация для детей и юношества делится по функциональному назначению на справочные и рекомендательные.

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографическом описании.

Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развёрнутой характеристики аннотируемого документа [12, с. 111].

Ярким примером справочной аннотации служит аннотация на книгу Владимира Дурова «Мои звери»:

Автор книги - знаменитый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) рассказывает о своих воспитанниках – зверях и птицах. Будучи не только профессиональным дрессировщиком, но и учёным, он внимательно изучал повадки животных, их поведение и нравы. Его наблюдения легли затем в основу интересной книги – зоопсихологии.

Кроме того, Владимир Дуров был непревзойдённым клоуном-сатириком, который высмеивал со сцены балаганов, цирков и театров людские пороки. При этом он гордо называл себя «королём шутов, но не шутом королей». С помощью своих зверьков, которых Дуров очень любил, он говорил «о великой человеческой несправедливости». Его удивительные рассказы – и грустные, и весёлые – перед вами (Приложение 1).

Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает документ, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя [12, с. 111].

Примером рекомендательной аннотации служит аннотация на книгу С.Л. Прокофьева «Про башмачки».

Два башмачка ищут себе хозяина. Но никто не хочет их надеть: ни стол, ни кошка, ни корова, ни уж, ни уточка, ни серый воробей. Лишь две босые ножки полюбили башмачки и с удовольствием в них прыгают.

Через этот незатейливый сюжет автор стремится подвести ребенка к выводу о том, что все имеет свое название.

Эта сказка может расширить представление малыша об окружающем мире.

Книга вырезана по контуру башмачком, нарисованы они и на каждой странице книги, а вместе с ними и кошка, и корова, и уточка – все, с кем они встречаются в пути (Приложение 2).

Аннотация для детей и юношества делится по способу характеристики документов:

Общая аннотация характеризует произведение в целом и применяется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений, по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками.

Общая аннотация может содержать самые разнообразные сведения (библиографические данные об авторе, о времени и обстоятельствах написания произведения и т.п.), но главное в ней - характеристика идейного и научного содержания произведения, его значение для данной темы [12, с. 112].

Примером общей аннотации служит аннотация на книгу Антона Иванова и Анны Устиновой «Загадка пропавшего соседа. Загадка старинных часов»:

Команда отчаянных хочет выяснить судьбу бесследно исчезнувшего жильца, который недавно снял квартиру рядом с Холмскими. Сосед работал в пункте обмена валюты и жил со старенькой бабушкой. Обменник ограбили среди бела дня, а соседа похитили. Он мог быть и жертвой, и соучастником грабежа. Ребятам удалось познакомиться с глухой и слепой соседкой, но ничего нового узнать о её внуке не получилось. Да и старуха кажется им подозрительной. А когда Ваня по просьбе своей бабушки отнес соседке сбор трав, то оказалось… Нет, этого просто не может быть! (Приложение 3)

Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа и применяется в тех случаях, когда аннотируемое произведение относится к теме пособия частично. Различаются две основные разновидности аналитических аннотаций: раскрывающие определённый аспект содержания произведения и выделяющие какую-то часть произведения – главу, параграф, отдельное высказывание [12, с. 112].

Приёмом аналитической аннотации служит аннотация на книгу Евгения Велтистова «Новые приключения электроника»:

Продолжение известной фантастической книги «Приключения электроника». Многие считают, что для общения с роботами не нужны эмоции. Нужные, да еще какие! Эта фантастическая повесть не только утверждает необходимость настоящей дружбы, но и раскрывает, как успехи ребят в учебе, науке, технике, искусстве, спорте сплачивают коллектив. Действие происходит в пионерском лагере, где Электроник «соперничает» с новой героиней – Электроничкой. События повести подводят читателя к выводу: человек должен стать гармонично развитой личностью, а робот – более человечным (Приложение 4)

Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или какому-либо другому признаку) документов и даёт им обобщённую характеристику, позволяющую более экономно и точно, избегая повторений, показать общее и особенное в аннотируемых произведениях.

Различают три основных вида групповых аннотаций:

· аннотация, характеризующая несколько самостоятельных произведений (книг или статей) одного или разных авторов;

· аннотация, характеризующая ряд произведений, объединённых единой издательской формой;

· аннотация на одно произведение, в которой помещаются сведения о других произведениях, так или иначе связанных с аннотируемым.

Групповая аннотация в своём развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщённую характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел [12, с. 113].

Приёмом групповой аннотации служит аннотация на книгу Леены Крун «В одежде человека; Сфинкс или робот»:

«В одежде человека» - история о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему странный мир человеческих существ, живущих в большом городе.

В сборник также вошла повесть «Сфинкс или робот» - книга, главы которой могут быть прочитаны в любом порядке. И всё же это вполне связанная история девочки Лидии, живущей в мире, где законы физики растягиваются и выворачиваются наизнанку, создавая параллельную реальность. Там происходят странные вещи, но Лидия относится к ним с детской непосредственностью и открытостью – и читатель вместе с ней открывает мир и ищет ответы на вопросы (Приложение 5).

Выводы:

Классификация аннотаций представлена различными авторами, такими как  И.П. Жуковым, М.Е. Минчиной и А.Г. Фоминым.

На сегодняшний день специалистами -  библиографами сформирована классификация аннотаций для детей. В её основе заложен учёт возрастных особенностей, целевое назначение, особенности характеристики документов.

Выводы по 1 главе

Проанализировав научную и профессиональную литературу  по теме можно сделать следующие выводы:

1. В процессе исторического развития понятий «аннотация» и «аннотирование» наблюдались два исторических подхода. В первом случае аннотациями называли специальные примечания, относящиеся к форме и содержанию документа; во втором – дополнительные сведения, относящиеся к заглавию документа.

2. Аннотация имеет свою собственную классификацию. Она может классифицироваться по различным признакам: возрастным группам, функциональному назначению, способу характеристики документа.

3. Аннотирование – это процесс аналитического подэтапа основного этапа. Процесс аннотирования связан с подготовкой аннотации. При составлении аннотации  на книги для детей учитываются различные требования, которые связаны с возрастными особенностями, содержанием и целевым назначением.

4. При аннотировании используются различные приемы, которые зависят от вида произведения печати, на которые они составляются (поэтические произведения, литературно – художественные произведения, произведения устного народного творчества и т.д.), особенностей книги, содержания, читательского назначения. Использование разнообразия приёмов влияет на привлечение читателей – детей к книге, развитие читательских навыков при выборе литературы.

Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Список литературы

1. Ая Эн Коронный номер тысячелетия [Текст] / Ая Эн.- Москва: Астрель, 2009.- 480 с.- (Мутанты и ангелы).

2. Аннотирование и классификация аннотаций [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http//www.ronl.ru/referaty/promyshlennost-proizvpdstvo/834017/   

3. Блюменау, Д.И. Информационный анализ/синтез [Текст]: учебно-практическое пособие / Д.И. Блюменау.- Санкт-Петербург: Профессия, 2002.- 240 с.

4. Велтистов, Е.С. Новые приключения Электроника [Текст]: фантастическая повесть / Е.С. Велтистов.- Москва: Детская литература, 1986.- 143 с.: ил.- (Библиотечная серия).

5. Веселые картинки [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http://www.barius.ru/biblioteka/book/2661.

6. Веселые стихи и рассказы про пап [Текст] / сост. Р.Е. Данкова.- Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2015.- 64 с.: ил.- (Библиотека младшего школьника).

7. ГОСТ 7.1 – 2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http://docs.cntd.ru/document/gost-7-1-2003-sibid

8.  ГОСТ 7.0-99 СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http://docs.cntd.ru/document/gost-7-9-95.

9. ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация» [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- https://sites.google.com/site/zubova63ov/aspi/4.

10.  ГОСТ 7.59 – 90 Индексирование документов [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http://www.docload.ru/Basesdoc/7/7749/index.htm.

11.  ГОСТ 7.66 – 92 Индексирование документов [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http://gostinform.ru/gosty/gost-7.66-92.shtml.

12. ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. «Единицы величин» [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- http://docs.cntd.ru/document/gost-8-417-2002-gsi.

13. Ганзикова, Г.С. От простого к сложному [Текст]: аннотации для детей младшего школьного возраста / Г.С. Ганзикова  // Мир библиографии.- 2010.- №3.- С. 9-14.- (Региональный опыт).

14. Дефо, Даниэль. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо [Текст]: роман / Даниэль Дефо;  пер. с англ. М.А.Шишмаревой; оформ. Л.Бабаджаняна, Д.Капельникова; худож. Жан Гранвиль.- Москва: Издательский дом ОНИКС 21 век, 2000.- 416 с.: ил.- (Золотая библиотека).

15. Дружков, Ю. Волшебная школа: (Приключения Карандаша и Самоделкина) [Текст]: сказка / Юрий Дружков; худож. В.Чижиков.- Москва: Знание, 1992.- 142 с.: ил.

16. Дулатова, А.Н. Аннотирование детской художественной литературы [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Дулатова.- Москва: Либерея, 2004.- 77 с.- (Серия «Библиотекарь и время»).

17. Дуров, В.Л. Мои звери [Текст]: рассказы / В.Л. Дуров.- Москва: Астрель, 2004.- 160 с.

18. Зупаркова, Л.Б. Библиотечная обработка документа [Текст]: учеб. - метод. пособие / Л.Б. Зупаркова, Т.А. Зайцева, Л.И. Сазонова.- Москва: Либерея, 2003.- 208 с.

19. Зупаркова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации [Текст]: учеб. / Л.Б. Зупаркова, Т.А. Зайцева.- Москва: ФАИР, 2007.- 400 с.

20. Информационная среда детской библиотеки [Текст]: библиографические пособия: методика составления / Кировская областная детская библиотека им. А.С. Грина.- Вып. 3.- Киров, 2003.- 27с.

21. Истрина, М.В. Аннотирование произведений печати [Текст]: методическое пособие / М.В. Истрина.- Москва: Книга, 1981.-48с.- (От рукописи к книге).

22. Иванов, А. Загадка пропавшего соседа; Загадка старинных часов [Текст]: повесть / А. Иванов, А. Устинова.- Москва: Эксмо, 2009.- 352 с.

23. Ганзикова, Г.С. Картинки как объект библиографического отражения [Текст] / Галина Семёновна Ганзикова // Мир библиографии.- 2012.- №1.- С. 38-46.- (Studium bibliographicum).

24. Копейкин, А. Детские книги 2000-2012 [Текст]: рассказы, повести, романы /А. Копейкин.- Москва: НФ «Пушкинская библиотека», 2013.- 336 с.: ил.

25. Коршунов, О.П. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика [Текст]: учебник / Д.Я. Коготков, О.П. Коршунов, Э.К. Беспалова.- Москва: Книжная палата, 1990.- 255 с.

26. Курн, Л. В одежде человека [Текст]: перевод с финского / Л. Курн.- Москва: Самокат, 2008.- 272 с.

27. Леонов, В.П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы [Текст] / В.П. Леонов.- Новосибирск: Наука,1986.- 176 с.

28. Твен, Марк Приключения Гекльберри Финна [Текст]: роман / Марк Твен; пер. с англ. Н.Дарузес; оформл. Л.Бабаджаняна, Д.Капельникова; худож. Г.Фитингоф.- Москва: ЗАО Издательский дом ОНИКС, 1999.- 368 с.: ил.- (Золотая библиотека).

29. Корнаухова, Л. Опасное увлечение [Текст]: рекомендательный список литературы для подростков / Л. Корнаухова  // Библиотека.- 2011.- №6.- С. 66-69.- (Против зла всем миром).

30. Павлинов, И.Я. Я познаю мир [Текст]: детская энциклопедия / И.Я. Павлинов.- Москва: Астрель, 2004.- 390 с.

31.Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник / Е.Ф. Рыбина.- Москва: изд-во Московского государственного университета культуры, 1994.- 239 с.

32. Свиридова, З.И. Вопросы рекомендательной библиографии детской литературы [Текст]: сборник / З.И. Свиридова; ГПБ имени М.Е Салтыкова-Щедрина, Ленинградский библиотечный институт имени Н.К. Крупской.- Ленинград, 1959.- 78 с.

33. Сказки народов мира [Текст]/ сост. В.В. Занков, Ю.Н. Оленичева.- Москва: Издательство Оникс, 2010.- 160 с.- (Библиотека младшего школьника).
34.Сказки писателей России [Текст]: книга для чтения в начальной школе / сост. М.В.Голованова, О.Ю.Шарапова; худож. О.В.Филипенко.- Санкт – Петербург: Специальная литература, 1997.- 256 с.: ил.

35.Ступени [Текст]: программа семейных чтений / составители и редакторы Л.Н. Бузилова, Н.А. Уколова.- Пермь,1995.- 36 с.

36. Серебрякова, С. Сохранить интеллектуальное богатство [Текст]: некоторые аспекты подготовки библиографических изданий / Серебрякова, С.  // Библиотека.- 2011.- №8.- С. 6-8.- (Информационные технологии).

37. Солнцева, С Учителя и школьники на страницах отечественной периодики [Текст] / Юлия Солнцева // Мир библиографии.- 2010.- №6.- С. 41-42.- (Иди со мной).

38.Шамурин, Е.И. Методика составления аннотации [Текст] / Е.И. Шамурин.- Москва: Всезоюзная книжная палата, 1959.- 230 с.


Приложение 1

Этапы аннотирования

     
 



Приложение 2

Курсовая работа

по МДК 01.02. «Библиографоведение»

Тема: Особенности аннотирования литературы для детей и юношества

 

Выполнила:
студентка группы  2Б

 очной формы обучения

А.Л. Колпащикова
_______________
  (подпись)

 

 

Проверил:
преподаватель М.А.Колесникова
________________
   (подпись)

 

 

Работа оценена на «___»

 

Киров

2016







Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества…………………………………………………………………….. 6

1.1 Определение понятий аннотация и аннотирование……………………. 6

1.2 Классификация аннотаций………………………………………………. 11

1.3 Приёмы аннотирования литературы для детей………………………… 21

1.4 Выводы по 1 главе………………………………………………………... 34

Список литературы………………………………………………………….... 36

Приложение 1 Схема 1 «Этапы аннотирования»…………………………… 40

Приложение 2 Схема 2 «Классификация аннотаций»……………………… 41

 

 

Введение

Актуальность исследования

 

Коренные преобразования, происходящие в наше время во всех сферах общественной, экономической жизни, в обучении и воспитании подрастающих поколений создали реальные предпосылки для перехода методики библиографирования литературы для детей и юношества на качественно иной, более высокий уровень.

Методика библиографирования литературы должна содействовать воспитанию инициативных, творческих и вместе с тем высоконравственных людей, которые бы всю свою энергию, труд и талант направляли на духовное и экономическое возрождение России, на благо общества.

Методика библиографирования литературы своими специфическими средствами призвана решать три основные задачи:

· оказывать помощь учащимся в их обучении.

· способствовать развитию личности, формированию читательских, познавательных интересов, библиографических потребностей, запросов,

· побуждать её к самовоспитанию, самообразованию.

Методика библиографирования литературы содействует наиболее эффективному восприятию юными читателями личностно значимой литературы и библиографических источников.

При создании рекомендательных библиографических пособий, когда на первый план выступают задачи качественного отбора, библиографической характеристики, реализация определённого педагогического замысла группировки материала.

Составление рекомендательных библиографических пособий, предназначенных юным читателям, предполагает выполнение основных этапов тех же процессов, что и при библиографировании литературы для взрослых: подготовительного, основного (аналитического), заключительного.

Одним из важных, ответственных, значимых процессов библиографирования является аннотирование документа. Качество данного процесса влияет на выбор, вызов интереса пользователей к предлагаемой литературе. Процесс аннотирования связан с аналитико-синтетической переработкой информации, результатом которой является свёртывание информации [24, с. 167].

Всё это определило актуальность исследования и позволило выделить следующие противоречия между:

- существующими этапами аннотирования и их соблюдением библиографами при создании библиографического пособия;

- разнообразием приёмов аннотирования литературы для детей и их использованием в аннотациях.

Проблема исследования заключается в том, что библиографы используют однообразные приёмы аннотирования литературы для детей, что влияет на проявление их интереса к чтению.

Цель исследования: выделить особенности аннотирования литературы для детей и юношества.

Объект исследования: аннотирование литературы как процесс библиографирования

Предмет исследования: особенности аннотирования литературы для детей и юношества

Гипотеза исследования: аннотирование литературы для детей и юношества будет более качественным, если:

· разобраться в понятиях «аннотация» и «аннотирование»;

· раскрыть классификацию аннотаций;

· выделить приёмы аннотирования литературы для детей и юношества

Задачи исследования:

1. Дать определение понятиям «аннотация» и «аннотирование»

2. Раскрыть классификацию аннотаций

3. Выделить приёмы аннотирования литературы для детей и юношества

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества - М.В. Истрина, Л.Б. Зупаркова, А.Н. Дулатова и др.;

- основы классификации аннотаций - Л.Б. Зупаркова, Т.А. Зайцева и др.;

Методы исследования:

· анализ и синтез учебной литературы для детей;

· классификация аннотаций;

· обобщение использования разных приёмов аннотирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что обобщён опыт работы библиотек по аннотированию литературы для детей.

Теоретическая значимость исследования:

· дано определение понятиям аннотация и аннотирование;

· раскрыта классификация аннотаций;

· выделены приёмы аннотирования литературы для детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретического анализа литературы представляют интерес для библиотекарей и библиографов библиотек, обслуживающих детей. Может быть использовано в библиографировании литературы для юных читателей.

Положения, выносимые на защиту:

· Процесс аннотирования – это один из основных процессов создания библиографического пособия.

· Существуют аннотации разных видов.

· При аннотировании литературы для детей используются разные приёмы, с помощью которых можно привлечь к активному чтению.

Структура исследовательской работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 457.