Определение уровня развития творческих способностей у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание и результаты констатирующего эксперимента

Исходя из поставленных целей, нами были определены следующие задачи:

1. выявить критерии, показатели и на их основе дать характеристику основным уровням развития творческих способностей

2. подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческих способностей

3. проанализировать результаты методик и выявить уровень развития творческих способностей

В исследовательской работе были выявлены критерии, а также определены показатели, которые, на наш взгляд, влияют на процесс. 

                                                                                                                                    Таблица 1

Критерии Показатели Методики
разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Степень выражения творческих наклонностей Анкета для определения творческих наклонностей у детей  
креативность Уровни развития творческого мышления Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник  

 

Методика 1. Анкета для определения творческих наклонностей у младших школьников. (содержание методики представлено в приложении 1)

Цель: Определить уровень творческих наклонностей у младших школьников.

Пояснительная записка: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты. Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Количественную характеристику результатов представим в таблице 2

 

Количественная характеристика уровней по методике 1

                                                                                                                                    Таблица 2

степень

Количественная характеристика

Абсолютное число процент
I степень 0 -
II степень 19 68%
III степень 9 32%

I степень – 0-5 балла – слабо выражена.

II степень – 6- 11 балла – выражена средне.

III степень – 12-20 баллов – выражена сильно.

Для наглядности представим данные в виде диаграммы ( рисунок 1)

Диаграмма количественной характеристики по методике 1

                                                                                    Рисунок 1

 

Методика 2. Опросник креативности Джонсона в модификации Е.Туник

Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Содержание опросника и принципы обработки результатов представлены в приложении 2

Количественную характеристику результатов отразим в таблице 3

 

Количественная характеристика результатов по методике 2

                                                                                                                              Таблица 3

степень

Количественная характеристика

Абсолютное число процент
низкий 3 11%
средний 14 50%
высокий 11 39%

 

Для наглядности представим данные в виде диаграммы ( рисунок 2)

Диаграмма количественной характеристики уровней по методике 2

                                                                                                                               Рисунок 2

Качественный анализ

В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что у большинства учащихся 4 класса проявление творческих наклонностей выражено средне ,у 19 учащихся . Ровно у половины, 14 человек – средний уровень творческого мышления (креативности) ,высокий уровень у 39% (11 человек ) учащихся. Именно данные критерии были определены, как критерии влияющие на процесс развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Полученные результаты, по итогам проведения двух методик, позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень развития творческих способностей, что говорит о необходимости их развития, в том числе во внеурочной деятельности.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.