Содержание и результаты констатирующего эксперимента
Исходя из поставленных целей, нами были определены следующие задачи:
1. выявить критерии, показатели и на их основе дать характеристику основным уровням развития творческих способностей
2. подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческих способностей
3. проанализировать результаты методик и выявить уровень развития творческих способностей
В исследовательской работе были выявлены критерии, а также определены показатели, которые, на наш взгляд, влияют на процесс.
Таблица 1
Критерии | Показатели | Методики |
разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. | Степень выражения творческих наклонностей | Анкета для определения творческих наклонностей у детей |
креативность | Уровни развития творческого мышления | Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник |
Методика 1. Анкета для определения творческих наклонностей у младших школьников. (содержание методики представлено в приложении 1)
Цель: Определить уровень творческих наклонностей у младших школьников.
Пояснительная записка: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты. Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.
Количественную характеристику результатов представим в таблице 2
Количественная характеристика уровней по методике 1
Таблица 2
степень | Количественная характеристика | |
Абсолютное число | процент | |
I степень | 0 | - |
II степень | 19 | 68% |
III степень | 9 | 32% |
I степень – 0-5 балла – слабо выражена.
II степень – 6- 11 балла – выражена средне.
III степень – 12-20 баллов – выражена сильно.
Для наглядности представим данные в виде диаграммы ( рисунок 1)
Диаграмма количественной характеристики по методике 1
Рисунок 1
Методика 2. Опросник креативности Джонсона в модификации Е.Туник
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Содержание опросника и принципы обработки результатов представлены в приложении 2
Количественную характеристику результатов отразим в таблице 3
Количественная характеристика результатов по методике 2
Таблица 3
степень | Количественная характеристика | |
Абсолютное число | процент | |
низкий | 3 | 11% |
средний | 14 | 50% |
высокий | 11 | 39% |
Для наглядности представим данные в виде диаграммы ( рисунок 2)
Диаграмма количественной характеристики уровней по методике 2
Рисунок 2
Качественный анализ
В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что у большинства учащихся 4 класса проявление творческих наклонностей выражено средне ,у 19 учащихся . Ровно у половины, 14 человек – средний уровень творческого мышления (креативности) ,высокий уровень у 39% (11 человек ) учащихся. Именно данные критерии были определены, как критерии влияющие на процесс развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Полученные результаты, по итогам проведения двух методик, позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень развития творческих способностей, что говорит о необходимости их развития, в том числе во внеурочной деятельности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.