КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Лмчностно-деятельностный подход в образовании |
на тему | Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности |
|
Выполнил студент группы 4ноб-01-41зп |
группа |
направления подготовки (специальности) |
шифр, наименование |
Федорова Мария Николаевна |
фамилия, имя, отчество |
Руководитель |
Лашкова Галина Николаевна |
фамилия, имя, отчество |
должность |
Дата представления работы |
«______»_________________ 20__г. |
Заключение о допуске к защите |
Оценка _______________, _______________ |
количество баллов |
Подпись преподавателя_________________ |
Череповец, 2017 - 2018 уч. Год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Характеристика основных понятий по проблеме развития творческих способностей у младших школьников…………………………………………..6
1.2 Обоснование педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников …………………………………………………………10
1.3 Значение внеурочной деятельности младших школьников в развитии творческих способностей………………………………………………………..11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
2.1 Определение уровня развития творческих способностей у младших школьников……………………………………………………………………....15
Содержание и результаты констатирующего эксперимента
2.3 Проект и реализация педагогических условий для успешного развития творческих способностей у младших школьников, проект формирующего эксперимента……………………………………………………………………..18
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………………30
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом, направленным на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Одной из целей ФГОС НОО является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Добиваться этих целей помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Внеурочная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.
С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Это обусловлено характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности».
В.А. Сухомлинский – основатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины» [203, с.59]. По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».
Формулировку анализируемого понятия дает Л.С.Выготский, согласно которому, творчество присуще не только гению, создающему великие исторические произведения, но человеку, который воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.[24,с.138]
Согласно Т.Н. Ковальчук, творчество являет собой человеческую деятельность по созданию качественно новых материалов и духовных ценностей. Для этого человеку нужна совокупность свойств и качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность творческого характера, искать оригинальные, нестандартные решения в разных ее видах.[24,94-103]
Индивидуальные особенности развития человека, его становление, индивидуальность определяет, прежде всего, наличие у него способностей. Б.М. Тепловым эмпирически выделены три признака способностей
В трудах психолога А.В.Петровского способности образно сравниваются с зерном, которое еще только будет развиваться, как брошенное в почву зерно и колос, вырастающий из этого зерна, при благоприятных условиях. Способности человека – это также возможность приобретения знаний и умений.
Показатели наличия творческих способностей рассмотрены в работах Д.Б. Богоявленской.
Дж. Гилфорд творческие способности относит к особенностям так называемого дивергентного мышления [24, с.94-103]. Этот тип мышления присутствует у людей, при решении какой-либо проблемы не концентрирующих все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а ищущих решение другими возможными способами и различными вариантами.
Итак , как мы видим ,понятия творчества и творческих способностей рассмотрено многими учеными: педагогами и психологами .За основное в нашей работе возьмем
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного воспитательного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднение у обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применять их на практике. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость творческой активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание креативной среды в образовании, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.
В связи с этим, педагоги которые занимались изучением данной проблемы ,говорят,что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. На это указывает нам и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей»
Сегодня в образовательном пространстве отмечается ряд противоречий, а именно:
- между нормативно-правовым регулированием образовательного процесса в начальной школе, который направлен на развитие творческого потенциала у младших школьников и недостаточной обеспеченностью его реализации во внеурочной деятельности;
- между необходимостью раскрытия творческого потенциала у младших школьников и недостаточно разработанным методическим инструментарием, а также путями его формирования в общеобразовательных организациях.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили :
Проблему исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия развития творческих способностей младших школьников;
тему нашей работы: «Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности ».
Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Найти психолого-педагогическую суть процесса развития творческих возможностей младших школьников в учебной деятельности.
2. Найти аспекты и уровни развития творческих возможностей младших школьников.
Гипотеза исследования: эффективность развития творческих способностей во внеурочной деятельности младшего школьника возрастет если:
Методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Качественный анализ
В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что у большинства учащихся 4 класса проявление творческих наклонностей выражено средне ,у 19 учащихся . Ровно у половины, 14 человек – средний уровень творческого мышления (креативности) ,высокий уровень у 39% (11 человек ) учащихся. Именно данные критерии были определены, как критерии влияющие на процесс развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Полученные результаты, по итогам проведения двух методик, позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень развития творческих способностей, что говорит о необходимости их развития, в том числе во внеурочной деятельности.
Заключение
В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные
характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях школы. Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.
Проблема педагогического руководства развитием творческих способностей рассматривалась нами с разных сторон: мы использовали программу автора Г.В. Тереховой “ Уроки творчества ”, которую можно использовать в качестве курса на факультативных занятиях.
Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы.
Нами была сделана попытка построения некой системы
выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности.
. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогм.
В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации.:
Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986
6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973
7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.
9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.
11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.
13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
15.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.
16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757.
17. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.
18. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.
19. Тюников Ю.Сценарный подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- № 2.- с.87-88.
20. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
21Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.
22. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
23. Шванцара И Диагностика психического развития - Прага 1978
24. Фархшатова И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 94–103. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770292.htm.
25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76.
26. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979 г. с.98.
27. Эльконин ДБ Избранные психологические труды -М1989г.
Приложение 1
Анкета для определения творческих наклонностей у младших школьников.
Цель: Определить творческие наклонности у младших школьников.
1. Я люблю сочинять собственные песни.
2. Я люблю гулять один.
3. Мои мама и папа любят играть со мной.
4. Я задаю много вопросов.
5. Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие.
6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга.
7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила
игры.
8. У меня есть несколько действительно хороших идей.
9. Я люблю рисовать.
10. Я люблю вещи, которые трудно делать.
11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым.
12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает.
13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем
рисовать самому.
14. Лёгкие загадки самые интересные.
15. Иногда мама или папа занимаются чем-нибудь вместе со
мной.
16. Я люблю узнавать новое о животных.
17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому.
18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один.
20. Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.
21. Я люблю рассказы о далёком прошлом.
22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
24. Я всегда люблю играть с друзьями.
В 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 - да - 0 баллов, нет – 1 балл.
В остальных случаях – да – 1 балл, нет – 0 баллов.
Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких его
качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость
ума, любознательность, настойчивость.
1. Разнообразие интересов.
Подсчитываем сумму баллов в ответах 1, 5, 9, 16, 21.
I степень – 0-1 балл – слабо выражено.
II степень – 2-3 балла – выражено средне.
III степень – 4-5 баллов – явно выражено.
1. Независимость.
Ответы 2, 8, 11, 13, 19, 24.
I степень – 0-2 балла – слабо выражена.
II степень – 3-4 балла – выражена средне.
III степень – 5-6 баллов – выражена сильно.
1. Гибкость и приспособляемость.
Ответы 6, 7, 22.
I степень – 0-1балл – выражена слабо.
II степень – 2 балла – выражена средне.
III степень – 3 балла – выражена явно.
1. Любознательность.
Ответы 4, 12, 18.
I степень – 0-1 балл – выражена слабо.
II степень – 2 балла – выражена средне.
III степень – 3 балла – выражена явно.
1. Настойчивость.
Ответы 10, 14, 23.
I степень – 0-1 балл – выражена слабо.
II степень – 2 балла – выражена средне.
III степень – 3 балла – выражена явно.
Приложение 2
Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.
Данный опросник креативности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Творческая личность способна:
Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей). Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость). Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость). Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность). Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию). Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность). Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность). Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Лист ответов
Дата _____________
Школа___________ Класс___________ Возраст______________
Респондент (Ф. И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)
В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:
– никогда, – редко, – иногда, – часто, – постоянно.
№ | Ф. И.О. | Характеристики креативности | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Лмчностно-деятельностный подход в образовании |
на тему | Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности |
|
Выполнил студент группы 4ноб-01-41зп |
группа |
направления подготовки (специальности) |
шифр, наименование |
Федорова Мария Николаевна |
фамилия, имя, отчество |
Руководитель |
Лашкова Галина Николаевна |
фамилия, имя, отчество |
должность |
Дата представления работы |
«______»_________________ 20__г. |
Заключение о допуске к защите |
Оценка _______________, _______________ |
количество баллов |
Подпись преподавателя_________________ |
Череповец, 2017 - 2018 уч. Год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Характеристика основных понятий по проблеме развития творческих способностей у младших школьников…………………………………………..6
1.2 Обоснование педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников …………………………………………………………10
1.3 Значение внеурочной деятельности младших школьников в развитии творческих способностей………………………………………………………..11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
2.1 Определение уровня развития творческих способностей у младших школьников……………………………………………………………………....15
Содержание и результаты констатирующего эксперимента
2.3 Проект и реализация педагогических условий для успешного развития творческих способностей у младших школьников, проект формирующего эксперимента……………………………………………………………………..18
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………………30
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом, направленным на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Одной из целей ФГОС НОО является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Добиваться этих целей помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Внеурочная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.
С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Это обусловлено характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности».
В.А. Сухомлинский – основатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины» [203, с.59]. По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».
Формулировку анализируемого понятия дает Л.С.Выготский, согласно которому, творчество присуще не только гению, создающему великие исторические произведения, но человеку, который воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.[24,с.138]
Согласно Т.Н. Ковальчук, творчество являет собой человеческую деятельность по созданию качественно новых материалов и духовных ценностей. Для этого человеку нужна совокупность свойств и качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность творческого характера, искать оригинальные, нестандартные решения в разных ее видах.[24,94-103]
Индивидуальные особенности развития человека, его становление, индивидуальность определяет, прежде всего, наличие у него способностей. Б.М. Тепловым эмпирически выделены три признака способностей
В трудах психолога А.В.Петровского способности образно сравниваются с зерном, которое еще только будет развиваться, как брошенное в почву зерно и колос, вырастающий из этого зерна, при благоприятных условиях. Способности человека – это также возможность приобретения знаний и умений.
Показатели наличия творческих способностей рассмотрены в работах Д.Б. Богоявленской.
Дж. Гилфорд творческие способности относит к особенностям так называемого дивергентного мышления [24, с.94-103]. Этот тип мышления присутствует у людей, при решении какой-либо проблемы не концентрирующих все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а ищущих решение другими возможными способами и различными вариантами.
Итак , как мы видим ,понятия творчества и творческих способностей рассмотрено многими учеными: педагогами и психологами .За основное в нашей работе возьмем
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного воспитательного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднение у обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применять их на практике. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость творческой активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание креативной среды в образовании, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.
В связи с этим, педагоги которые занимались изучением данной проблемы ,говорят,что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. На это указывает нам и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей»
Сегодня в образовательном пространстве отмечается ряд противоречий, а именно:
- между нормативно-правовым регулированием образовательного процесса в начальной школе, который направлен на развитие творческого потенциала у младших школьников и недостаточной обеспеченностью его реализации во внеурочной деятельности;
- между необходимостью раскрытия творческого потенциала у младших школьников и недостаточно разработанным методическим инструментарием, а также путями его формирования в общеобразовательных организациях.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили :
Проблему исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия развития творческих способностей младших школьников;
тему нашей работы: «Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности ».
Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Найти психолого-педагогическую суть процесса развития творческих возможностей младших школьников в учебной деятельности.
2. Найти аспекты и уровни развития творческих возможностей младших школьников.
Гипотеза исследования: эффективность развития творческих способностей во внеурочной деятельности младшего школьника возрастет если:
Методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у младших школьников
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1308.