Характеристика основных понятий по проблеме развития творческих способностей у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, внедряется ФГОС НОО. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности каждого ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Психологические аспекты развития творческих способностей освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Гилфорда, Э.П. Торренса и др.

Что такое творчество? В общем смысле – это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Творчество – форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию [2, с.156].

В педагогике и педагогической психологии существует ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие), теория воспитания

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [4,с.8].

Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал – это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно – генетический, социально – личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Творческий потенциал обучающегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

- стремление к значимости собственной личности (самореализацию);

- творческий подход к учебной деятельности; творческую активность в учебной деятельности;

- способность к самовыражению;

- рефлексию собственной жизнедеятельности;

- ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [7].

В зарубежной психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология не признает врожденных способностей. Но вместе с тем, не отрицает врожденность некоторых особенностей, которые связаны с особенностью строения мозга, органов чувств, особенностей типа нервной системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.

Задатки как предпосылки способностей не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Любые задатки, прежде чем развиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, математиком или художником, не занимаясь соответствующей деятельностью. Сами задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности. Это зависит от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни.

Творческая деятельность, с одной стороны, является результатом, а, с другой, - важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего – либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения.

Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам. Способности обеспечивают их быстрое приобретение и использование на практике.

Внеурочная деятельность является важным ресурсом для развития творческих способностей. Грамотная организация внеурочного времени побуждает учащихся к самостоятельности, к поиску новых решений, к сомовыражению.

Творческая деятельность человека всегда предполагает создание нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире, или чувству, отражающее новое отношение к действительности.

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

· творческое мышление,

· творческое воображение,

· применение методов организации творческой деятельности.

 

Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 204.