национально-этническое своеобразие и диалог культур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди различных видов локальных культур особое место занимают этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народностями, нациями. Этническая и национальная культуры имеют много общего, но отличаются друг от друга по ряду важных признаков. Для того чтобы разобраться в особенностях и взаимодействии этнической и национальной культур, необходимо уяснить, что представляет собой этнос и нация.

Слово «этнос» греческого происхождения и на русский язык переводится как «народ». Слово «народ» часто используется как общее наименование таких социальных общностей, как племя, народность, национальность, нация. Встают вопросы: что же сплачивает людей в народ, чем определяется принадлежность людей к одному народу, что является основанием для всех этих исторических общностей?

В современной культурной антропологии исторический процесс происхождения этносов — этногенез связывают с единством происхождения, места проживания, языка, быта, традиций и других проявлений культуры. Русский ученый СМ. Широкогоров, первым введший понятие этнос в научный оборот, дал ему такое определение: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освещаемых традиций и отличаемых им оттаковых других групп» (Широкогоров СМ. Этнос. Шанхай. 1923. С. 23). В качестве главных этнообразующих признаков С.М. Широкогоров рассматривает признаки культуры. В отличие от ранне первобытных общин, где социальная организация строилась на кровнородственных связях, этнос — это прежде всего культурно-языковое сообщество.

Однако формирование и развитие этносов — это исторический процесс. Формы существования этносов и их характеристика в ходе этого процесса изменяются. Многие этнообразующие признаки, имеющие существенное значение на начальных этапах формирования этносов, утрачивают свою этнообразующую роль. Так, при зарождении этноса решающим фактором является общность территории, приемов хозяйственной практики населения, языка социальной коммуникации, а также нередко организационно-политического единства, на основе которых в ходе обретения и межпоколенного транслирования опыта совместного проживания формируется и единообразные черты комплекса объединений культуры.

Однако в последующем, особенно в современном состоянии этносов ряд важных этнообразующих признаков теряет свое значение. Признак единства происхождения ставится под вопрос, когда в ходе изучения народов обнаруживается, что многие этнические общности формируются не на основе какого-то одного племени, а на основе смешения племени. Так, русский (великорусский) народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами.

Расселение этносов только может не совпадать с границами тех или иных национально-государственных образований. Изучение истории показывает, что для более устойчивого существования этносы имеют тенденцию к созданию своей социально-территориальной организации (в доклассовом обществе племенного, в классовом — государственного типа). Вследствие распада государств или по иным причинам с течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могу! быть разделены территориально. Отдельные группы (диаспоры) расселяются за пределами территории, где обретают их исторические этносы. Тем не менее они не теряют своих этнических черт.

Единство языка тоже является абсолютным признаком. Действительно, как правило, у каждого народа есть свой язык. Но из этого правила есть немало исключений. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. Кроме того, историческое изменение языков ведет к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки. Современный русский человек очень плохо понимал бы своего предка, изъяснявшегося на старославянском языке.

Таким образом, не отрицая значения в формировании этносов всех факторов, следует признать, что все они имеют значение на основе цементирующего признака — социальной памяти народа — его культуры. Характеристики этноса в ходе исторического процесса его формирования и развития, как отмечалось выше, изменяются. Но сам исторический процесс обусловливает его сохраняющееся единство. Каждый народ можно в определенном смысле сравнивать с отдельным человеком. Что общего между стариком и ребенком, которым он когда-то был? Общее, что их объединяет, — это биография, запечатленная в памяти. Так и с народом: народ интегрируется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти этого народа его культуре.

Социальная память, как и индивидуальная память, связана с самосознанием. Этнос — это социальная общность, члены которой объединены этническим самосознанием. Этническое самосознание членов этой общности строится на их представлениях о своем происхождении. Человек осознает свою принадлежность к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений, принадлежащих к данному этносу.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 655.