Человек в культуре физическая и духовная культура личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физическая культура – это вид культуры,содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность,построенная на основе материальных и духовных ценностей,специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.

Физическая культура личности- это социально-детерминированная область общей культуры человека,представляющая собой качественное,системное,динамичное состояние,характеризующееся определенным уровнем специальной образованности,физического совершенства,мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей,приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно- спортивной деятельности,культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.1

Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении,приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.2

Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов,направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной(в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений,в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной(в виде деятельностных способностей человека,возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность,основанная на естественно-биологических предпосылках"переноса тренированности"и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей,освоении того общественного опыта и социальных ценностей,которые обладают наибольшей практической значимостью для личности,подготовки к труду.

В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих,27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов(см. таблицу).

В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием.Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны,дополняют и обусловливают друг друга.Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности,иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности;мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности;потребности являются главной побудительной,направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития,психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной,преобразующей,социально значимой,физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности;физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности,характеризует физкультурную активность личности.

   25.культура поведения деятельности и общения

Своеобр. барометром нашего общения служит понятие культуры общения, кот. взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям - одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет (от фр. etiquette - ярлык, этикетка) - это совокупность правил поведения, кас. вн. проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общ. местах, манеры, одежда и т. д.), устан. порядок поведения, следование мор., общ. нормам.

Поведение бывает реальным (практ. действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обяз. человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этич. принципов, моральных норм общества превратилось во внутр. убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры поведения относятся:

вежливость - доброжелательность в процессе взаимоотношений с окр. людьми;

корректность - умение вести себя в рамках общепр. приличий в любых ситуациях;

тактичность - чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служ. отношениях; умение "чувствовать границу", за кот. слова и действия могут вызвать обиду. Такт - это внутр. чутье, позв. безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

деликатность - умение определять и учитывать индив. особенности людей;

скромность - отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойств. себе роли;

простота - отнюдь не отказ от общеприн. норм этикета, не фамильярность, а общение, при кот. люди не задумываются, кто расположен "выше", а кто "ниже" на соц. лестнице;

обязательность - умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура реч. поведения формируется у человека в комплексе с перечисл. нормами и положениями. Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – осн. постулат и условие общения в социуме.

 

        Культура речевого поведения. Речевой этикет

Речевой этикет - это нормы реч. поведения, прин. в данном обществе; это нац. специф. правила реч. поведения, примен. при вступлении собеседников в контакт и для поддержания общения в избр. тональности соотв. обстановке общения, соц. признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Реч. этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему уст. формул общения. Выбор той или иной этикетной формулы общения зависит от целого ряда параметров, хар. дан. коммун. ситуацию и опр. уместность под. реч. поведения. Таким образом, культура речи подразумевает пересечение целого ряда смежных дисциплин:

социолингвистики - рассматривается вопрос о соц. ролях участников общения;

стилистики - постоянство выбора опр. речевых формул и частота их употребления в зависимости от сферы общения;

психолингвистики - проблемы межличн. взаимодействия коммуникантов;

лингвистики - изучение единиц языка и речи.

Сложная язык. соц. информация в наиб. степени заложена в формулах реч. этикета. Употребляя эти формулы, мы совершаем ср. несл. реч. действия: приветствуем, обращаемся, благодарим, просим, извиняемся, поздравляем и т. д. Однако существует более 40 выражений приветствия, множество форм прощания и прочих моделей для разл. ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т. е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное), форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т. д.

Признаки ситуации упрощенно можно выразить в виде схемы: "кто - кому - о чем - где - когда - почему - зачем". Для некот. формул реч. этикета важны обстоятельства где и когда (например, объявление по вокз. радио начинается со слов: "Уважаемые пассажиры!"), для других - место их применения: "На здоровье" (в ответ на благодарность за еду); для иных - время их применения: "Спокойной ночи!"; "Доброе утро!" Существуют нац. – специф. формулы общения, связ. с ритуализ. стереот. правилами. Не учитывая каких-либо показателей в ситуации общения, можно не только обидеть человека, но и исказить суть реч. этикета - например, сказав малознак. или немолод. человеку "Привет!" И наоборот, в общении с друзьями или близкими стил. завыш. выражения типа "Позвольте поблагодарить вас!" окажутся совершенно неуместными. Каждая ситуация предполагает наличие целого ряда синон. выражений, использование кот. учитывает признаки адресата и обстановку общения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 762.