Культура как возделывание природы и человеческого духа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «культура» – «возделывание, обработка, образование» (от лат. «culturare» – возделывать, обрабатывать) первоначально использовалось в Древнем Риме для обозначения процесса обработки грунта при сельскохозяйственных работах. В переносном смысле – как процесс «возделывания человеческой души», понятие «культура» стал впервые использовать (для обозначения философской деятельности) римский философ и ритор Цицерон (106-43 гг до н.э.), и лишь только в эпоху Нового Времени, это понятие приобрело то широкое значение, которое оно имеет и сегодня: культура – это специфический способ и форма человеческого существования.

Тогда же, в Новое Время, была обозначена в качестве фундаментально-определяющей для уяснения смысла понятия «культура», оппозиция «культура» – «природа»: природное бытие человека стало мыслиться низшей, непродуктивной ступенью в его развитии, культура же стала пониматься как более высокая ступень в человеческой эволюции, результат усилий и работы творческого гения человека по преобразованию природы. В эпоху Просвещения, термин «культура» использовался Гердером и Кантом именно в этом значении, в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. «Культура» у этих мыслителей стала синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического и в конечном счете – разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя перед собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке общей «идеи культуры», объясняющей ее смысл и направленность.

Со времен Канта и Гердера, давать определения понятию «культура» пытался чуть ли не каждый мыслитель так или иначе занимающийся вопросами изучения или «прояснения» сути человеческой природы и развития во времени процесса освоения человеком мира. «Классическим» определением культуры для рубежа ХIХ – ХХ столетий стало определение британского этнолога Э. Тайлора: «Культура … слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей, усвоенных человеком как членом общества». Другие этнографы относили к культуре или «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности» (Б. Малиновский), или «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун).

На сегодняшний день, определений «культуры» существует огромное множество. Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании 1952 года, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры (первое из них, как они считают, было определение Э. Тайлора), то с 1920 по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. Позже, список определений был еще более расширен.

Те определении культуры, которые дают современные исследователи, ориентированы на выделение в качестве принципиально важных для понимания сути культуры различных ее аспектов, выбор которых зависит от подхода, в рамках которого тот или иной исследователь анализирует культуру. Так, культуру можно определять следующим образом: «Культура – это информация» (Ю.М. Лотман), культура – это «набор контрольных механизмов - планов, рецептов, правил, инструкций (того, что в компьютерной инженерии называют «программами»), — управляющих поведением » (К. Гирц); культура – это «общий и принятый всеми способ мышления» (К. Юнг); «процесс прогрессирующего самоосвобождения человека» (Э. Кассирер); «класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которые рассматриваются в экстрасоматическом контексте» (Л. Уайт); «то, что отличает человека от животных» (В.Ф. Оствальд); «совокупность факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с необходимыми для этого средствами» (А. Гелен); «специфический способ мышления, чувствования и поведения» (Т. Эллиот); «единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности» (М. Мамардашвили); «способ и технология человеческой деятельности» (Э.С. Маркарян); «все то, что человек творит, осваивая мир объектов — природу, общество и пр.» (М.С. Каган); «производство самого человека во всем богатстве его связей с обществом» (В.М. Межуев) и др.

Стоит отметить, что вопреки мнению философов Просвещения, жестко разделяющих природу и культуру, в объективно-историческом процессе природа, культура и общество представляют собой неразрывное единство и целостность. И хотя на первый взгляд граница между культурой и природой кажется очевидной, на самом деле культура не только отличается от природы, но и предполагает ее существование, не столько как предшествующее ей, сколько как постоянное условие своего существования и развития.

Если попытаться обозначить динамику процесса взаимодействия природных и культурных элементов в становлении человека, то надо отметить, что как биологическое существо, человек изначально формировался в процессе биогенетического развития. В борьбе за существование он приспосабливался к внешней среде благодаря развитию и усовершенствованию мозга и нервной системы. Параллельно с этим оформлялись типовые антропные характеристики человека, среди которых – прямохождение, освобождение руки, изменение функций зрения и др. Разум – эволюционное достижение именно человека, которое дало ему исключительные преимущества перед остальными животными. С момента перехода порога мысли, эволюционное развитие начинает выходить за физиологические границы. У Homo Sapiens классический механизм биогенеза, природного отбора, начинает «отказывать» и перестраивается. Включается механизм культурной эволюции, который радикально изменяет возможности человеческого существа к приспособлению: в отличие от биологических механизмов управляющих поведением животных, культурная эволюция принципиально не связана с генной наследственностью или изменчивостью. Она специфична как в содержании, характере и способах передачи информации (язык, способность к символизации мира и аккумулированию знаний), так и в результатах использования этой информации (создание и усовершенствование орудий труда, консолидация людского коллектива на основе традиций), то есть в особенностях организации людской жизнедеятельности.

Одним из факторов, позволивших человеку выйти за порог мира природы было характерное для него деятельное, а не просто органическое приспособление к внешней среде. В отличие от свойственной животным (на уровне высших приматов) орудийно-приспосабливающей деятельности, орудийно-производительная деятельность – это уже исключительно людская характеристика, которая отвечает культурно-эволюционным закономерностям. Деятельность с целью изготовления орудий труда, как таковая, – биологически бессмысленна. Она не является приспособлением. Но в случае человека такая деятельность становится условием его адаптации к среде и, в конечном счете, биологически необходимой. Более того, орудийно-производительная деятельность с применением орудий труда является началом формирования родовых человеческих черт: она требует мышления, знаний, языка как способа передачи жизненно необходимой информации, воли и, соответствующей специфически человеческой морфологической организации.

В культурологии выделяется целый ряд тех функций, которые культура с момента ее появления и вплоть до сего дня выполняет по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. К числу таких функций можно отнести: 1) адаптационную – она обеспечивает приспособление людских коллективов к динамичным природных и социальных условий их существования; 2) интеграционную – культура способствует социальной консолидации людей, поддерживает комфортные условия их совместного проживания; 3) нормативную – культура предполагает существование системы договоров, которые упорядочивают жизнедеятельность людей в социуме; 4) познавательную – культура способствует процессу накопления социально значащих рациональных или иррациональных знаний и опыта, процессу упорядочивания и систематизации представлений об окружающем мире с целью преобразования и реформирования окружающей человека действительности; 5) коммуникативную – культура обеспечивает процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности путем обмена информацией между людьми с помощью принятых определенной культурой знаковых систем. Перечисленные функции культуры дают возможность, среди прочего, сохранить субъектную ориентированность культуры, как одну из ее принципиальных характеристик.

Субъектом культуры в прямом и непосредственном смысле слова является человек (хотя, в принципе, им может быть и общество и вообще – любой носитель социальной активности). Человек приходит в мир уже наделенный определенными психо-физиологическими параметрами и как любой природный организм, он подчиняется законам природы. Однако человек определяется в качестве человека теми его характерными чертами, которые делают из него преобразователя окружающей действительности: человек становиться собой в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры. Благодаря культуре возможно очертить границы человеческой уникальности – именно в культурной плоскости человек заявляет о себе как существо суверенное и независимое, принципиально несводимое к другим формам природного мира.

Клайд Клакхон (Clyde Kluchohn, 1905 – 1960 гг.) – американский антрополог, культуролог и теоретик культуры. В пантеоне выдающихся исследователей культуры ХХ столетияклассикуамериканскойантропологии Клайду Клакхонупо праву принадлежит одно из центральных мест. Следует отметить, что как исследователь культуры, Клакхон изначально не был кабинетным ученым являясь, прежде всего, новатором в области практического (полевого) исследования «безписьменных культур»: именно Клакхон, первым среди культур-антропологов, последовательно воплотил в жизнь идею системного, долговременного и междисциплинарного изучения культуры конкретного народа (индейцев племени навахо), доказав практическую ценность подобного рода культурных исследований для нужд современности. Теоретическая позиция Клакхона оформилась под влиянием идей основоположника культурно-исторической школы в антропологии Фр. Боаса, этно-лингвистики Э. Сепира, исследований ценностного измерения отдельных культур и культурных универсалий А. Крёбера, этно-психоанализа Р. Бенедикт и т.д. Клакхон последовательно противостоял распространенным в его время в антропологии бихевиористским интерпретациям культурного поведения, отстаивая идею того, что личность формируется культурой через процессы воспитания, придающие конкретную форму «исходной» человеческой природе. Важнейшими теоретическими темами работ Клакхона были проблемы взаимоотношения культуры и личности, культурной стандартизации человеческого поведения и культурных ценностей. Как теоретик культуры, Клакхон стал широко известен благодаря проведенному им совместно сА. Крёбером критическому анализу всех определений и понятий культуры, существовавших в социальных и гуманитарных науках к середине ХХ столетия. В работе «Зеркало для человека. Введение в антропологию» (1949), Клакхон, среди прочего, дает представление о многообразии определений понятия «культура», путем обозначения различных функций, которые она может себя проявлять в жизни человека и общества. Основные работы К. Клакхона: «Магия навахо» (1944), «Зеркало для человека. Введение в антропологию» (1949), «Культура: критический обзор понятий и определений» (1952) и др.

18. взаимодействие материальной и духовной культуры

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 884.