Для работы с детьми был разработан перспективный план ознакомления детей с различными материалами, объектами и явлениями природы посредством опытно-экспериментальной деятельности. Данный план предусматривал организацию опытов и экспериментов в форме непосредственной образовательной деятельности, а также наблюдения и эксперименты на прогулке.
Экспериментирование с воздухом давало детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий («Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта») (Приложение 4).
Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды, вода не имеет формы.)
В процессе экспериментирования с песком дети имели возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки») (Приложение 4).
Проведение экспериментов продолжалось на прогулках:
- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
- рассматривание сосулек;
- замораживание воды;
- рисование на снегу цветной водой;
- наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
- определение направления ветра;
- наблюдение за срезом сугробов;
- изготовление цветных льдинок;
- сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
- наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
- сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
- рисование на сухом и мокром песке;
- что быстрее высохнет дерево или камень.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Содержание уголка экспериментирования пополняется в соответствии с планом работы.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
· безопасность для жизни и здоровья детей;
· достаточность;
· доступность расположения.
Основное оборудование уголка:
- приборы-помощники: увеличительные стёкла, магниты, микроскопы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, разнообразные семена, т.д.;
- утилизованный материал: проволока, пластмассы, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;
- красители: гуашь, акварель, пищевые красители;
- медицинские материалы: пипетки, шприцы, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, воронки, сито и др.;
- картотека экспериментов.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Используются различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Выводы по главе 2
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. Д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе степенью овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
2. Баландина, Л.А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка [Текст] / Методическое пособие / Л.А. Баландина / Под редакцией Е.А. Ничипорюк. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», – 2005. – 288 с.
3. Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. -№ 2. – С. 42-59.
4. Гладкова, Ю. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника [Текст] / Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду – 2008. - № 1. – С. 2-3.
5. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. Гризик / Дошкольное воспитание – 1998. - № 10. – С. 80-82.
6. Гризик, Т. Познаю мир [Текст] / Т. Гризик / Дошкольное воспитание – 2002. - № 9. – С. 22-28.
7. Денисенкова, Н. Ваш ребенок познает мир [Текст] / Н. Денисенкова / Дошкольное воспитание – 2000. - № 1. – С. 100-106.
8. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е. Евдокимова / Дошкольное воспитание – 2003. - № 3. – С. 20-24.
9. Йозова, О. Дети экспериментируют… [Текст] / О. Йозова / Дошкольное воспитание – 2009. - № 9. – С. 64-70.
10. Комлева, И. Дети экспериментируют? Да! [Текст] / И. Комлева / Дошкольное воспитание – 2004. - № 8. – С. 29-32.
11. Костюченко, М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко / Дошкольное воспитание – 2006. - № 8. – С. 27-37.
12. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
13. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6
14. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И.С. Пологрудова /Молодой ученый. – 2012. - №4. – С. 366-367.
15. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольника [Текст] / Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
16. Путляева, Л. О развитии мышления [Текст] / Л. Путляева / Дошкольное воспитание – 2006. - № 5. – С. 35-38.
17. Ривина, Е. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром [Текст] / Е. Ривина / Детский сад от А до Я – 2006. - № 2. – С. 27-33.
18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с
19. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
20. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Тескт] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание – 2007. - № 6 – С. 13-16.
21. Щербакова, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын // Дошкольное воспитание – 1991. - №10. – С. 56-58.
22. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике[Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 369.