ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Курсовая работа

МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации

Ширкитбаевой Анастасии Владимировны,

студентки 44 группы,

специальность 44.02.01 Дошкольное образование.

Руководитель работы:

Мишакина В.Г.,

преподаватель дисциплин-профессионального цикла

 

 

 

Мишкино 2018

 

Оглавление

Введение

 

I.  Теоретические основы формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста

    1.1 Понятие познавательного интереса     1.2 Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте  

II. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

    2.1 Экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста     2.2 Детское экспериментирование в процессе дошкольного образования  

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложения:

1.

 

Введение

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремится познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов в различных видах деятельности.

Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников будет успешным, если их экспериментальная деятельность будет основана на принципах детской активности, детско-взрослой совместности, систематичности деятельности. Познавательный интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности дошкольников, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Проблеме формирования и поддержания у дошкольников познавательных интересов посвятили свои исследования С.Л. Рубинштейн, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Б.Г. Ананьев, А.П. Усова, О.Л. Князева, С.Л. Новоселова, Г.И. Щукина и др.

По мнению психологов, эффективным средством формирования у дошкольников познавательного интереса является поисково-исследовательская деятельность.

Объект исследования – процесс организации и проведения экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - познавательный интерес детей дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

-Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.

3. Разработать комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами природы для детей дошкольного возраста

Методы исследования:

· изучение научной методической литературы по проблеме исследования;

· анализ, синтез;

· проектирование.

 

 


Выводы по главе 1

Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:

- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

 

Выводы по главе 2

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. Д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе степенью овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

2. Баландина, Л.А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка [Текст] / Методическое пособие / Л.А. Баландина / Под редакцией Е.А. Ничипорюк. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», – 2005. – 288 с.

3. Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. -№ 2. – С. 42-59.

4. Гладкова, Ю. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника [Текст] / Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду – 2008. - № 1. – С. 2-3.

5. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. Гризик / Дошкольное воспитание – 1998. - № 10. – С. 80-82.

6. Гризик, Т. Познаю мир [Текст] / Т. Гризик / Дошкольное воспитание – 2002. - № 9. – С. 22-28.

7. Денисенкова, Н. Ваш ребенок познает мир [Текст] / Н. Денисенкова / Дошкольное воспитание – 2000. - № 1. – С. 100-106.

8. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е. Евдокимова / Дошкольное воспитание – 2003. - № 3. – С. 20-24.

9. Йозова, О. Дети экспериментируют… [Текст] / О. Йозова / Дошкольное воспитание – 2009. - № 9. – С. 64-70.

10. Комлева, И. Дети экспериментируют? Да! [Текст] / И. Комлева / Дошкольное воспитание – 2004. - № 8. – С. 29-32.

11. Костюченко, М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко / Дошкольное воспитание – 2006. - № 8. – С. 27-37.

12. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

13. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6

14. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И.С. Пологрудова /Молодой ученый. – 2012. - №4. – С. 366-367.

15. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольника [Текст] / Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

16. Путляева, Л. О развитии мышления [Текст] / Л. Путляева / Дошкольное воспитание – 2006. - № 5. – С. 35-38.

17. Ривина, Е. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром [Текст] / Е. Ривина / Детский сад от А до Я – 2006. - № 2. – С. 27-33.

18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с

19. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2008. – 366 с.

20. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Тескт] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание – 2007. - № 6 – С. 13-16.

21. Щербакова, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын // Дошкольное воспитание – 1991. - №10. – С. 56-58.

22. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике[Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.

 

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Курсовая работа

МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации

Дата: 2019-02-02, просмотров: 832.