студентки 44 группы,
специальность 44.02.01 Дошкольное образование.
Руководитель работы:
Мишакина В.Г.,
преподаватель дисциплин-профессионального цикла
Мишкино 2018
Оглавление
Введение
I. Теоретические основы формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста
II. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Заключение
Список использованных источников
Приложения:
1.
Введение
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремится познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов в различных видах деятельности.
Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников будет успешным, если их экспериментальная деятельность будет основана на принципах детской активности, детско-взрослой совместности, систематичности деятельности. Познавательный интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности дошкольников, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Проблеме формирования и поддержания у дошкольников познавательных интересов посвятили свои исследования С.Л. Рубинштейн, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Б.Г. Ананьев, А.П. Усова, О.Л. Князева, С.Л. Новоселова, Г.И. Щукина и др.
По мнению психологов, эффективным средством формирования у дошкольников познавательного интереса является поисково-исследовательская деятельность.
Объект исследования – процесс организации и проведения экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - познавательный интерес детей дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
-Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами природы для детей дошкольного возраста
Методы исследования:
· изучение научной методической литературы по проблеме исследования;
· анализ, синтез;
· проектирование.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.