Начало объединения земель вокруг Москвы (нач. XIV в.), причины возвышения – геополитическое положение, политика Московских князей (Даниила Александровича, Ивана Калиты). 1380 – Куликовская битва (Дмитрий Донской), 1480 – Стояние на Угре (Иван III) – ликвидация монголо-татарского ига. Укрепление централизации государства при Иване III закреплено принятием двуглавого орла в качестве герба, Судебника 1497 г., где введено правило «Юрьева дня», означавшего складывание крепостного права.
Укрепление политического единства Московского государства при отсутствии интенсивных экономических связей, укрепление традиционной феодальной экономики. Реформы Ивана IV при поддержке Избранной Рады (военная, управленческая, денежная), Земский собор (1549 г.) – складывается сословно-представительная монархия. Судебник 1550 г., созван Стоглавый церковный собор (1551 г.). 1565-1572 гг.- опричнина. Внешняя политика – присоединение Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.) ханств, начало присоединения Сибири (1581 г.); Ливонская война (1558-1583 гг.).
Смутное время (рубеж XVI-XVII вв.): борьба за власть, крестьянская война, интервенция, завершением его стало избрание нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 г. Восстановление экономики за счет усиления крепостной эксплуатации крестьянства (Соборное уложение 1649 г. зафиксировало бессрочный сыск беглых крестьян), отсюда – множество социальных конфликтов («Бунташный век» - Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание под руководством С. Разина 1670-71 гг.). Складывание хозяйственной специализации районов, формирование всероссийского рынка., появление мануфактур. Сближение вотчины и поместья. Освоение и присоединение новых территорий. (Сибирь, Приамурье, Левобережная Украина).
ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ.
Период с IX по XVII вв. имеет особое значение в русской истории и культуре. Именно в средние века сложилось государство, оформились нации и национальные языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались традиции художественной культуры. В культуре средневековой Руси выделяют три периода:
вторая половина IX в. - 30-е годы XIII в. – культура домонгольской Руси, православно-языческий синкретизм.
вторая половина XIII - XV вв. В течение двух с половиной столетий русская культура прошла путь от упадка и разорения, вызванного монголо-татарским нашествием, через упорное возрождение к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв.
XVI – XVII вв. Для данного периода характерно проникновение и распространение в русской культуре светских элементов – “обмирщение” культуры.
Разнообразие этнического материала и множественность культурных влияний породило сложные процессы взаимодействия и взаимообогащения различных культурных элементов, что придало русской культуре своеобразный «пограничный» характер. Русская культура унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших основу государства, испытала влияние кочевых народов Степи. Особую роль имело влияние Византии, из которой пришло христианство и через которую Русь приобщилась к достижениям античности. Византийские традиции, наложившись на народную языческую культуру, были переработаны на русской почве.
Принятие христианства в конце X в. имело важное значение для развития русской культуры. Оно приобрело форму господствующей идеологии, оказавшей существенное влияние на все сферы средневекового общества. Православное христианство было сознательно «выбрано» князем Владимиром I и внедрялось «сверху», преследуя прежде всего геополитические цели. Это породило феномен двоеверия – православно-языческий синкретизм, который становится характерной чертой русской культуры. В период междоусобиц, политического дробления Киевской Руси, монголо-татарского ига именно христианское религиозное сознание и единство церковной организации предотвратили культурное разобщение, создав предпосылки для воссоединения русских земель, способствовали становлению национального самосознания. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры - феномена соборности, трактуемой как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности.
Духовная жизнь средневекового русского общества характеризовалась интенсивными духовными исканиями, религиозно-идеологическими спорами и дискуссиями, что проявилось в появлении ересей (от греч. hairesis — особое вероучение) - течений в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В России в XIV – XV вв. в новгородско-псковских землях распространилось стригольничество (от стригольника - цирюльника дьzкона Карпа). Стригольники выступали с критикой учения и организации церкви. В XV в. в Новгороде возникла ересь «жидовствующих» (антитринитариев), не признававших догмат о троичности бога. Известны также еретические кружки Федора Курицына, Матвея Башкина, Феодосия Косого.
В рамках самой официальной церкви также возникали разногласия по некоторым вопросам. Так в конце XV – нач. XVI вв. возникло два религиозно - политических течения в русской православной церкви – нестяжательство и иосифлянство. Нестяжатели (идеолог - Нил Сорский) выступали за отказ церкви от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. Против нестяжателей выступали иосифляне, лидер - Иосиф Волоцкий, отстаивали сохранение церковно-монастырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских князей на самодержавную власть. В ходе этих споров оформилась официальная религиозно-политическая доктрина, укреплялся союз церкви и государства, сформировались нравственно-психологические основы русской культуры. В XV в. русская православная церковь стала автокефальной, самостоятельной в административном отношении, обрела независимость после падения Византии. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви.
Творческое переосмысление культурных влияний, становление религиозно-государственной идеологии отразилось на развитии художественной культуры Руси. В процессе трансформации традиционной языческой культуры, соединившейся с византийской, происходит становление древнерусской культуры, расцвет которой приходится на XI-XII вв., получивший название «золотого века». Значительных успехов достигла русская литература, прежде всего летописание (XI-XVII вв.).
Византийская крестово-купольная архитектура (квадратный в плане храм, купол которого опирается на 4 столба, находящихся в центре здания) дала начало русскому зодчеству, образцами которого стали соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (XI в.). Блестящим воплощением архитектуры Владимиро-Суздальской земли, которая носила отпечаток влияния романского стиля, стал Дмитриевский собор во Владимире (XII в.).
Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не отразиться на развитии живописи. Иконописная традиция на Руси, на основе сложившегося в Византии иконографического канона, начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконографическая традиция Древней Руси отразила общие черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, символичность, традиционализм.
Пережив упадок почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV в. русская культура вновь возрождается. Наиболее ярким проявлением историко-культурных процессов этого периода явилось развитие «философии в красках» - иконописи. XIV-XV вв. – время расцвета монументальной живописи Новгорода и Москвы, представленные великолепными произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора с Городца, Даниила Черного, на рубеже XV-XVI вв.- Дионисия.
Становление централизованного государства сопровождалось формированием единой общенациональной культуры, синтезирующей достижения местных школ в летописании, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. Рубеж XV-XVI вв. ознаменован подъемом архитектуры, связанным с возрождением монументальных форм (ансамбль Московского Кремля). Появляется тип шатрового храма, конструкция которого представляет сочетание разных объемов: на высокое основание ставится квадратный второй ярус, увенчанный шатром (церковь Вознесения в селе Коломенском).
Новые тенденции развития русской культуры в XVII в. – «обмирщение», борьба религиозного и светского начал. Этот процесс нашел отражение во всех видах художественного творчества. В литературе появляются сатирические повести, развивается поэзия, исторический жанр и др. В архитектуре возникает «чувственный» нарышкинский стиль, или«московское барокко» - нарядные многоярусные церкви и светские здания с обилием декоративных элементов (церковь Покрова в Филях). В живописи наблюдается стремление к реалистичности изображения, появление парсуны – светского портрета, выполненного в иконописной традиции. Совершенствуется музыкальное искусство, формируется театр.
Последняя драматическая фаза в развитии русской культуры допетровской эпохи – религиозный раскол, произошедший во второй половине XVII в. Возникло старообрядчество – совокупность религиозных групп, появившихся в результате отделения от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-56 гг. Духовным лидером старообрядцев (староверов, раскольников) был протопоп Аввакум. Церковный раскол предварил собой многие социокультурные процессы в России XVIII - XIX вв.
ЛЕКЦИЯ 6. РОССИЯ В XVIII В. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I . ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.