ЛЕКЦИЯ 2. ПЕРВОБЫТНОСТЬ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В I Х – Х I ВВ. УДЕЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

Образование Древнерусского государства Киевская Русь во 2-й половине IX в. произошло после объединения Новгорода и Киева («норманнская» теория Байера и Миллера и ее противники). Первые князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Ярославичи, Владимир Мономах). Политическое устройство Киевской Руси - феодальная монархия в сочетании с вече – народным собранием, воплощающим демократическое начало. Социально-экономическое развитие: натуральное хозяйство, подсечно-огневое и переложное земледелие, промыслы, ремесленничество, большое количество городов как хозяйственных, религиозных, и культурных центров. Освоение новых земель в процессе колонизации, ее основное направление – северо-восточные земли. Большая роль государства, верховный феодал – великий князь и в его лице весь княжеский род («вотчина»). Вассалитет на основе не столько условного землевладения (за службу), сколько на основе подчинения младших князей старшим. Население - люди (отсюда - «полюдье» как вид дани, а также «повоз») различной степени зависимости: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Первый свод законов - «Русская правда» (1-я половина XI в.), регулирующий социально-правовые отношения

Приступая к изучению данной темы необходимо проанализировать античное наследие в эпоху Великого переселения народов, рассмотреть точки зрения на проблему этногенеза восточных славян, вспомнить, что становление Древнерусского государства относится к 862 году (призвание варягов). Становление и развитие Древнерусского государства, расширение его границ это 862 – 1054 гг., когда формируется социальная структура государства. Особую роль в управлении государством играло вече. Христианизация страны произошла в результате крещения Руси Владимиром I в 988 г. Геополитическое положение государство определяли: Византия, тюрки-кочевники, отношения с европейскими государствами. В XI – начале XIII в. процесс эволюции древнерусской государственности завершился периодом политической раздробленности. Важным этапом стал 1097 г. съезд князей в Любече закрепивший распад Киевской Руси на удельные княжества в соответствии с принципом «каждый да держит отчину свою». Древнерусская культура делится на два периода: языческая и христианская.

Период удельной раздробленности начался в 1132 г. после смерти последнего «сильного» великого князя Киевского Мстислава Владимировича. Предпосылками раздробленности являются: господство натурального хозяйства, позволяющего вести относительно самостоятельное экономическое существование каждому княжеству, стремление князей закрепить удел. Но связующими элементами в условиях раздробленности являлись: единство правовых норм «Русской правды», язык, религия. Крупнейшие княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Новгородская земля.

В XIII веке русские земли были зажаты между Ордой и набирающей силы Литвой. В 1223 г. произошла битва на Калке, первое неудачное столкновение с монголо-татарами, В 1237-38 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь, 1239-1241гг. – разгром монголо-татарами Южной Руси (Чернигов, Киев), установление зависимости русских земель от монголо-татар, проявлявшейся, прежде всего, в выплате дани и получении князьями ярлыка на княжение.

  1240 г.– Невская битва со шведами, 1242 г. – победа в Ледовом побоище под предводительством Александра Невского.

 

ЛЕКЦИЯ 6. РОССИЯ В XVIII В. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I . ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ.

Реформы Петра I

Оценка причин и результатов петровских реформ была и остается весьма неоднозначной. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он стремился «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразовани­ям всем предшествующим ходом исторического развития.

Основными направлениями преобразовательной деятельности Петра I были армия, система государственного управления и финансы. Реформы во всех остальных сферах в той или иной степени также были связаны с достижением главной цели – превращения России в великую державу, процветание и сила которой основывается на военной мощи. Изначально у Петра не было четко продуманного плана реформ, он отталкивался от необходимости решать реальные проблемы и насущные задачи, активно используя при этом опыт развития европейских стран.

Основными реформами Петра I были:

· военная – введение рекрутской повинности (1705 г.), новых военного (1716 г.) и морского (1720 г.) уставов, создание военных училищ, создание военно-морского флота, артиллерии;

· экономическая – указ о создании ремесленных цехов в городах (1722 г.), введение подушной подати (1718-1724 гг.); политика протекционизма и меркантилизма; укрепление промышленности, особенно металлургии, рост числа мануфактур;

· государственного управления – разделение страны на губернии (1708 г.), создание Сената (1711 г.), коллегий (1718-1721 гг.), в т.ч. Синода, провозглашение России империей (1721 г.);

· социальная, имевшая целью обеспечить государство кадрами, привлечь дворян на службу, – указ о единонаследии (1714 г.), Табель о рангах (1722 г.).

· в сфере культуры, в т.ч. введение летоисчисления от Рождества Христова, Новый год с 1 января (1700 г.), издание первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702 г.), введение гражданского печатного шрифта (1708 г.), обязательного образования дворян.

Результатом этих преобразований стал социокультурный переворот, модернизация всех сфер общественной жизни. Россия вошла в число великих европейских держав, закрепившись на берегах Балтики, благодаря появлению сильной армии и флота, промышленности, обеспечивающей их боеспособность. Административное устройство также было модернизировано по европейскому образцу. Однако способы достижения этих результатов были «азиатскими» - за счет усиления государственного насилия, деспотичных методов, укрепления власти царя, с 1721 г. – императора. Руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса», Петр способствовал укреплению абсолютистского государства. В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь порой с личными интересами подданных.

Период, последовавший после смерти Петра I до воцарения Екатерины II, получил название «эпоха дворцовых переворотов». Основным процессом этого времени становится борьба за власть, обусловленная изменением еще при жизни Петра порядка наследования престола. Большую роль в определении хода политического развития стала играть гвардия, позиция которой влияла на то, кто будет занимать трон. Это дало основание некоторым историкам утверждать, что действия гвардии – своеобразная «гвардейская поправка к необузданному абсолю­тизму». Процесс модернизации страны на европейский лад в этих условиях замедлился. Расширение прав и привилегий дворянства, дальнейшее закрепощение крестьянства и попытки государственной власти приспособить аппарат чиновничье-бюрократической машины к изменяющимся условиям жизни становятся содержанием эпохи. Новая крупная модернизация страны происходит при Екатерине II.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Пришедшая к власти в результате очередного дворцового переворота Екатерина II, из всех преемников Петра наиболее решительно содействовала продвижению страны по пути модернизации. Как и Петр, Екатерина II стремилась использовать европейский опыт развития. Попытка приспособить западные идеи к российской действительности, осуществить радикальные реформы при сохранении неограниченного самодержавия получила название «политика просвещённого абсолютизма». Опираясь на идеи французских философов эпохи Просвещения, Екатерина, считавшаяся «философом на троне», предприняла меры, способствовавшие развитию капитализма, системы образования, расширению гражданских прав дворянства. Проявлением «просвещённого» начала в ее правлении являются:

· Секуляризация церковных имуществ (1764 г.)

· Уложенная комиссия (1767-68 гг.), созванная с целью реформирования законодательства

· Вольное экономическое общество (1765 г.)

· Губернская реформа, судебная реформа (1775 г)

· Жалованные грамоты городам и дворянству (1785 г.)

Процесс складывания капиталистических производственных отношений стал необратимым. Однако нужно иметь ввиду, что оформление и дальнейшее развитие капиталистического уклада проходило в условиях господства крепостничества, оказывавшего огромное влияние на формы, пути и темпы формирования капитализма. Отвечая интересам, прежде всего, дворянства, «просвещенный абсолютизм» одновременно способствовал буржуазному развитию страны.

Социальные отношения

В результате проведенных в XVIII в. преобразований оформилась сословная структура российского общества:

 

Привилегированные сословия дворянство духовенство купечество
Непривилегированные сословия                         мещанство               крестьянство (крестьяне государственные, крепостные, удельные)
Полупривилегированные казачество

 

Преобразования Петра I вызвали раскол общества, по выражению В. Ключевского, на «почву» (крестьянство, основная масса населения, не принявшая реформы) и «цивилизацию» (образованное меньшинство, дворяне). При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяю­щие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Укрепление «дворянской империи» вызвало обострение социальных противоречий и конфликтов, крупнейшими из которых в XVIII в. были:

· восстание под руководством К. Булавина (1707-1708 гг.)

· Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва (1773-1775 гг.).

Внешняя политика

Укреплению России в качестве крупнейшей мировой державы способствовало успешное решение главных задач внешней политики в XVIII в. - обретение выходов к Балтийскому и Чёрному морям. В результате территория страны значительно увеличилась.

Основные события Даты Результаты
Северная война 1700-1721 гг. Завоевание Россией выхода к Балтийскому морю. Провозглашение России империей
Семилетняя война 1756-1762 гг. Ослабление Пруссии, укрепление международного авторитета России
Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Россия получила выход к Чёрному морю
Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Крым признан владением России
  Разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг. Присоединение к России Белоруссии, Правобережной Украины, части прибалтийских территорий

 

Основными итогами развития России в XVIII в. были изменение международного статуса страны, направления внутреннего развития в сторону модернизации и европеизации, укрепление абсолютистского государства, начало формирования капиталистических отношений при сохранении системы крепостного права.

Русские просветители.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – энциклопедист, организаторпервого университета.

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) – «История Российская с самых древнейших времён».

Н.И. Новиков (1744 - 1818 гг.) – издавал журналы «Трутень», «Живописец».

А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) – ода «Вольность»; «Путешествие из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) – «История государства Российского».

Движение декабристов (восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в     Петербурге).

Декабризм Южное общество, 1821, Украина Северное общество, 1822, Петербург
  Представители П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, Н.В. Басаргин Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, П. Г. Каховский
  Программные документы/ Основные идеи «Русская правда»: республиканский строй, единое неделимое государство, законодательная власть – народное вече (однопалатный парламент) «Конституция»: конституционная монархия, федеративное устройство, двухпалатный парламент
Общие идеи

Уничтожение крепостного права, введение свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, отмена сословий, равный для всех суд

«Философические письма» П.Я. Чаадаева, 1-е опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп» (редактор Н.И Надеждин), поднята проблема культурно-исторического пути развития России, ее самобытности, способствовало начало дискуссии западников и славянофилов.

Основные общественно-политические течения XIX в.:

Консерватизм. Идеолог – министр народного просвещения граф С.С. Уваров.

 

Представители Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.П. Погодин, С. П. Шевырев, во 2-й пол XIX в. - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков
  Основные идеи Теория «официальной народности» - православие, самодержавие, народность. Необходимость укрепления самодержавия и крепостного права как основ российской государственности
Печатные органы Газета «Московские ведомости»

 

 Либерализм (30-40-е гг. XIX в.)

  Западничество Славянофильство
  Представители Т. Грановский, К. Кавелин, С. Соловьев, В. Боткин, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв А. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю. Самарин, Н. Языков, А. Островский
    Основные идеи Идеи прогресса, свободы личности, опора на европейский опыт развития, приоритет общечеловеческих ценностей Общинность, коллективизм, идеализация патриархального уклада допетровской Руси, приоритет национальных ценностей
Печатные органы Журналы «Отечественные записки», «Современник» Журналы «Московитянин», «Русская беседа»
  Общие идеи

Выступали за проведение реформ правительством, введение свободы слова и совести, отмену крепостного права, ограничение самодержавия

 

Радикализм.

· Теория «общинного социализма» А.И. Герцена (журнал «Колокол»).

· Социалистические идеалы Н.Г. Чернышевского (журнал «Современник»).

· Революционное народничество 1870-80-х гг. Идеологи - М. Бакунин, П. Лавров,

П. Ткачев.

Народнические организации

 

 «Земля и воля»  (1876–1879 гг.) - А. Михайлов, Г. Плеханов,

С. Кравчинский, В. Фигнер.

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.) - Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч, П. Аксельрод   «Народная воля» (1879-1881 гг.) - А. Желябов, А. Михайлов,    С. Перовская, В. Фигнер

 

Марксизм (социал-демократия). Начало распространения марксизма в России.

 

Марксистские организации

Название Дата и место создания Участники
Группа «Освобождение труда» 1883 г., Женева Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»   1895 г., Петербург В.И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Мартов)

 

Социалистическое течение

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП) Большевики - В.И. Ленин (Ульянов) Меньшевики – Ю. Мартов (Цедербаум) Программа-минимум: произвести буржуазно-демократическую революцию – свергнуть самодержавие. Программа-максимум: победа социалистической ре­волюции, установление диктатуры пролетариата, национализация земли. Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры) В.М. Чернов, лидеры «Боевой организации» Е. Азеф, Б. Савинков Главную силу революции - крестьянство, предлагали программу социализации земли, которая должна передаваться на уравнитель­ных началах в пользование крестьянам по трудовой норме. Использовали тактику индивидуального террора.

Либеральное течение

Конституционно-демократическая партия (кадеты) П.Н. Милюков Установление конституционного строя, увеличение земельных наделов, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, права рабочих, свобода личности и т.д. Основной метод – реформирование “сверху”, давление на правительство. Союз 17 октября (октябристы) А.И. Гучков Содействие правительству, удовлетворение обещанными свободами. Экономическая основа – частная собственность, отчуждение помещичьих земель лишь в крайнем случае. Сохранение единой и неделимой России.

Консервативное течение

Союз русского народа (черносотенцы) В.М. Пуришкевич Укрепление самодержавия, сохранения целостности и неделимости России, националистические лозунги «Россия для русских».

Реформа П.А. Столыпина: в 1906, 1910 и 1911 годах были изданы указы: каждый крестьянин мог взять надел в собственность, мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства, переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства

 Основные направления внешней политики России на рубеже веков: Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах. Южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии. Дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае.

Культура рубежа веков вошла в историю под названием «серебряный век». Период в развитии русской культуры конца XIX – начала XX вв. принято называть «серебряным веком» в сравнении с «золотым» XIX в. На рубеже столетий Россия переживала сложные, противоречивые процессы экономического, социально-политического развития. Этот же период стал временем духовного, культурного подъема, расцветом искусства, философии, по выражению Н. Бердяева, «русским культурным ренессансом».

Культура этой эпохи впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем ее характерными чертами стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве. В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений.

В литературе продолжением реалистической линии, преобразованной под влиянием новых исторических условий, стало позднее творчество Л. Толстого, произведения А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева, В. Короленко.

Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов. Символизм, представителями которого были В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений. Для акмеизма (от akme - высшая степень чего-либо) – С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельшта - был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия человека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.  

Модернистские искания в живописи на рубеже XIX-XX вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социально-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, входившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма. Художники    М. Ларионов, Н. Гончарова и др., организовавшие группу «Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. Представителями «русского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич,    В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидности – супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). Некоторые художники (М. Врубель и др.) сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна.

В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты.

В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий - гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (архитектор Ф. Шехтель) и др. Неорусский стиль характеризуется обильным использованием мотивов древнерусского зодчества – здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, использование элементов античной архитектуры – здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала (арх. И. Рерберг).

Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, провозглашающая искусство единым целым, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Воплощением идеала слияния искусств явился театр, это обусловило необычайный расцвет театрального искусства. Центром театральной жизни Москвы стал Художественный театр, основанный          К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в 1898 г., в котором играли    В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В московском Малом театре блистали М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. В Петербурге открылся театр великой актрисы В. Комиссаржевской. Поиски новых форм сценического искусства характеризуют деятельность театрального режиссера                      В. Мейерхольда.

Продолжение традиций русской музыки, поиски новых музыкальных средств выразительности характеризуют творчество композиторов               С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной культуры стали консерватории в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, императорские театры - Большой (в Москве) и Мариинский (в Петербурге), Московская частная опера С. Мамонтова. Вокальное искусство представлено плеядой прославленных певцов - Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Расцвет русского балета связан с именами А. Павловой, Т. Карсавиной,        В. Нижинского. Значительную роль в популяризации русского театрально-музыкального искусства сыграла деятельность С. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1914 гг.). В них принимали участие ведущие композиторы, исполнители, певцы, художники, артисты балета, благодаря которым достижения русской культуры получили мировую известность и признание. 

Особое место в культуре «серебряного века» занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), основными темами которой были осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.

В целом новые художественные формы, темы, идеи, зародившиеся в отечественной литературе и изобразительном искусстве, философии, внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, оказав значительное влияние на развитие европейского и мирового художественного творчества, общественно-политической, философской, научной мысли.

Структура власти

Президент

 

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Федеральное Собрание

Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров)

Конституцион

ный суд (разрешает дела о соответствии Конститу­ции федеральных законов и нормативных актов),

 

Верховный суд РФ

(высший судебный орган по гражданским, уголовным и администра­тивным делам).

Высший Арбитраж-

ный суд РФ

(разрешает экономи­ческие споры).

Совет Федера- ции Государственная Дума (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотре­ние Совета Федерации, а после — Президенту для подписания)            

В начале 1990-х годов в России сложилась многопартийная система. Наибольшую активность проявляют так называемые «левые», социально-ориентированные, партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др., в качестве либеральной оппозиции выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).

Социально-экономическое развитие. С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:

· 1992 г. – «шоковая терапия» правительства Е. Гайдара, (с конца 1992 г. – В. Черномырдина), включающая либерализацию цен, приватизацию государственного имущества, следствием чего стала инфляция, нестабильность рубля, переход значительной части предприятий в собственность небольшой группы частных лиц, падение жизненного уровня населения, спад производства, безработица, криминализация экономики и социума.

· 1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).

· С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.

 

Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого дальнего зарубежья, прежде всего с США. После провозглашения окончания «холодной войны» был заключен ряд договоров о дальнейшем разоружении (в 1993 г. - ОСНВ-2, в 1994 г. – перенацеленность ядерных ракет в ненаселенные районы Земли). Внешнеполитический курс России определяется также стремлением сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, развивать торгово-экономические отношения с различными странами, необходимостью сдерживать продвижение НАТО, противостоять угрозе международного терроризма (заявление 2002 г. Путина и Буша об антитеррористическом сотрудничестве).

Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.

Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.

В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).

Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ПЕРВОБЫТНОСТЬ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.

Существуют две основные точки зрения на проблемы антропогенеза (происхождение физического типа человека) и антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Первая – религиозная, В Библии отмечается, что сотворение физического типа человека был скорый, одноразовый, но затем был продолжительный период социологизации человека. Вторая - научная, материалистическая. Здесь отмечается, что длительными, эволюционными были оба процесса формирования человека.

Ещё ученые Древности указывали на примитивность строения тела пралюдей, костные останки которых обнаруживались в то время. В 18 в. шведский учёный К.Линней в своей классификации животного мира отнёс человека и обезьяну к одному виду – приматам. Но человек получил название – Homo sapiens – умелый. В середине 19 в. Ч.Дарвин обосновал теорию эволюции человека на основе естественного отбора (приспособления к окружающей среде). Ф.Энгельс обосновывал положение о том, что «труд создал человека», то есть в процессе изготовления орудий труда и социальной коммуникации сформировался современный тип человека.

Целенаправленные археологические раскопки обнаружили несколько типов *архантропов – древнейших человекоподобных существ. А вершиной эволюции был признан кроманьонец или Homo sapiens, возникший около 40 тыс. лет назад. На основании подобных открытий возникла версия о том, что около 30 млн. лет назад появились первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе их эволюционного развития, около 3 млн. лет возник отряд гоминид – существ, умевших пользоваться, а затем изготовлять орудия труда, и обладавших навыками прямохождения (австралопитек). Затем возникли более совершенные виды архантропа: питекантроп (!- 0,25 млн. лет назад), неандерталец (0,25 – 0,04 млн. лет), и наконец – кроманьонец (неоантроп). Однако четкой, признанной всеми учеными, генеалогии- эволюционного пути развития – не существует. Более того, современные генетические исследования указали на отсутствие видовой преемственности современного человека и древнейших архантропов.

Многие учёные считают важным учитывать внешние факторы, которые могли повлиять на антропогенез. Например, астрофизический, это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия) в результате чего произошло глобальное изменение климата и животного мира планеты. Другая гипотеза – радиоактивное воздействие на группы человекоподобных обезьян в районе Восточной Африки из-за тектонических процессов, что привело к мутации приматов. Ослабленный в физическом отношении примат начал развивать иные приспособительные механизмы для выживания в окружающем мире, это привело к случайному, а затем – к целенаправленному использованию орудий труда. Поиск таких факторов может привести к обоснованию, в конечном итоге, как Библейской версии антропогенеза, так и теорий Дарвина и Энгельса.

Археологическое изучение первобытности обосновало ещё одно важнейшее положение – непрерывность прогрессивного совершенствования орудий труда. На основании этого возникла основная теория периодизации первобытности. Вкаменом веке выделяется три эпохи: *палеолит (древний камень) – до 12 тыс. лет назад, *мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет, *неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи разделяются на периоды и на «культуры», характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Например, «шельская культура»- около г. Шель в северной Франции, «Костёнки» - от названия посёлка в Украине, «культура срубных захоронений» и др. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от р.Прут на западе до Чукотки на северо-востоке.

В нашем регионе каменные орудия труда, изготовленные неандертальцами, обнаружены у берегов Азовского моря в Неклиновском районе (ст. Амвросиевка) и около х. Хрящи на Северском Донце. Древнейшие стоянки кроманьонцев обнаружены в около с. Рожок в устье Миусского лимана. Стоянки неолита исследованы в районе Матвеева Кургана, Левенцовки и Константиновска. Собирательство в этот период сменилось мотыженным земледелием, поэтому возникали постоянные поселения. Здесь строились каркасные хижины, обмазанные глиной. Из глины изготовляли керамическую посуду, ёмкости для хранения запасов зерна и т.п.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись универсальными орудиями труда. Затем началось изготовление специализированный орудий – ножи, проколки, скребла, составные орудия, например, каменный топор и копьё. В мезолите преобладали микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставлялись в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит считается периодом первой технической революции – начался переход от потребляющего к производящему хозяйству. Земледелие и скотоводство потребовало создания принципиально новых орудий труда, это шлифованные инструменты из нефрита, сланца, шифера. Осваивалась техника пиления и сверления камня. Было изобретено керамическое производство и ткачество.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л.Морган. Эпоху первобытности он разделил на два периода – дикость (сопоставим с палеолитом и мезолитом) и варварство (сопоставим с неолитом), после которых начался период цивилизации (создание государств, металлургия и т.п.).

Однако следует учитывать отсутствие строгой синхронности в развитии этих периодов первобытности. Многие народы Севера нашей страны не преодолели каменный век до прихода русских землепроходцев в 17 в., а южном полушарии планеты до сих пор существуют «застойные цивилизации» - племена, живущие по нормам первобытности.

Человек издревле считался стадным животным или коллективистом. Уже в палеолите создавались небольшие группы людей – стада во главе с вожаком. В позднем палеолите возникли крупные устойчивые коллективы – племена, разделявшиеся на парное число родов. В неолите возникла парная семья, и произошёл переход от матриархата к патриархату, мужчина как главный производитель материальных благ возглавил «ячейку общества».

В первобытности человек создавал не только практически необходимые орудия труда, но и элементы духовной культуры, что также выделяло его из «животного царства». Возникли различные направления искусства – изготовление скульптур (пластика), наскальные рисунки, танцы, музыка, а также мифология и религиозные верования. Всё это свидетельствовало о развитии абстрактного мышления людей и их человеческих чувств.

Религиозные верования были свойственны всем народам, начиная от 100 тыс. лет назад, - устраивались упорядоченные захоронения, рядом с усопшим клали орудия труда и запасы пищи – чтоб пригодились в «ином мире». Религия имела важнейшие гносеологические корни – она позволяла объяснить многие явления окружающего мира и состояния человека. По мнению Э.Тейлора первой религией был *анимизм – вора в наличие души у всех существ и явлений природы. На этой основе возникли магические обряды «воздействия» на эти души. Затем возникли верования – тотемизм (представление о родоначальнике данного племени – животном, рыбе и т.п.) и фетишизм (культ неодушевленных предметов – талисманов). Возникли верования в сверхъестественную силу ушедших предков, культ матери-земли и др.

Постепенно первобытный человек накапливал знания в области *географии (топография места обитания), *минералоги (породы и свойства камней), *ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, отличия съедобных и ядовитых растений), *физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различные рычаги, *химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), *медицины (лечение ран, вывихов) и др. Осваивались различные технологии обработки камня, кости, дерева. Создавались простейшие транспортные средства (волокуши, плоты, вьюки). От использования пещер и гротов человек перешёл к строительству разнообразные конструкции жилищ – хижины, землянки, срубы, иглу и т.п.

Поэтому не совсем верно определять период первобытности как «доисторию» человечества, как эпоху застоя. Именно в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, зачатки науки и искусства, религия. Эти достижения, при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека каменного века, имели ни чуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в период первобытности был создан фундамент современной цивилизации – то есть запас знаний, практического опыта и психофизических достоинств человека.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.