Понятие криминологии. Криминология как социолого-правовая наука, учебная дисциплина, нормативная отрасль законодательства о предупреждении правонарушений и преступлений.
Предмет криминологии. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с уголовно-процессуальным правом, прокурорским надзором, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом и смежными с ним пенитенциарной психологией и педагогикой. Использование в криминологии данных уголовно-правовой статистики. Связь криминологии с науками не уголовно-правового цикла — административным, гражданским, семейным, налоговым, бюджетным, таможенным и трудовым правом.
Связь криминологии с социологией, экономической наукой, демографией и другими общественными и естественными науками. Значение математических знаний для решения задач, стоящих перед криминологией (количественные измерения различных криминогенных явлений, построение логических и математических моделей преступного поведения, модели концепций и программ предупреждения преступности и др.).
Система дисциплины «Криминология». Система криминологии по предмету и обобщенности криминологических характеристик. Общая и Особенные части. Криминологическая классификация Особенной части дисциплины — криминологическая характеристика видов преступлений, выделяемых по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные и т. д.) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетних, рецидивные преступления и т. д.).
Задачи и функции криминологии как отрасли законодательства. Аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международно-правовая функции криминологии.
Тема 2 Методы криминологических исследований
Понятие методики криминологических исследований. Комплексность методики, определяемая междисциплинарностью криминологии. Сочетание социологических и правовых методов — характерная особенность методики криминологических исследований.
Система методов криминологических исследований.
Изучение уголовных дел и иной официальной документации по систематизированным вопросникам. Обобщение и группировка результатов изучения.
Анкетный метод. Преимущества и недостатки анкетного метода как наиболее распространенного в криминологических исследованиях. Виды анкет. Требования, предъявляемые к формулировке вопросов и их расположению. Виды вопросов, поставленных в анкете. Организация проведения анкетного опроса. Процедура обобщения анкет. Оценка результатов анкетного опроса.
Интервью и техника интервьюирования. Основные методические требования к проведению интервью. Показатели результативности интервью.
Цели использования в криминологических исследованиях экспертных оценок и мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально подобранных экспертов из числа лиц, хорошо знающих исследуемую проблему.
Наблюдение как непосредственное восприятие самим исследователем и прямое регистрирование им фактов, касающихся изучаемых объектов. Виды наблюдения.
Использование логико-математических методов и их роль в криминологических исследованиях научно-теоретического и научно-прикладного характера.
Психологические методы в криминологических исследованиях. Психологические тесты как диагностический метод изучения личности правонарушителей.
Уголовная статистика и ее роль в организации борьбы с преступностью. Основные задачи использования статистических методов в криминологии. Этапы статистических исследований. Статистическое наблюдение в криминологии. Виды статистических наблюдений. Программы статистического наблюдения. Формы сбора статистических сведений. Статистическая отчетность и специально организованные статистические обследования. Единая система учета и отчетности органов внутренних дел, прокуратуры, суда. Документы первичного учета в правоохранительных органах и их применение для статистического наблюдения. Сводка и группировка материалов статистических наблюдений в криминологии. Основные положения теории группировок. Виды группировок, применяемых в уголовной статистике. Статистические таблицы.
Анализ статистических данных о преступности. Методика вычисления основных показателей преступности. Абсолютные и относительные, количественные и качественные показатели преступности. Коэффициент преступности. Статистические ряды — вариационные и динамические. Функциональная и корреляционная связь между процессами и явлениями, изучаемыми криминологией.
Значение и приемы выборочного исследования, понятие и виды выборки в криминологии. Репрезентативность выборочного исследования. Организация и методика проведения выборочного статистического наблюдения.
Организация криминологического исследования. Программа криминологического исследования. Особенности программы и методика криминологического исследования. Условия и пределы использования методов. Сбор эмпирического материала и его обработка. Анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Оценка надежности результатов.
Задачи и методика криминологической экспертизы проектов законов и иных нормативных актов.
Тема 3. История развития криминологии в России
Становление криминологии как науки в конце XIX века. Позитивизм в криминологии. Антропологическое направление в криминологии (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р. Гарофало). Достоинства и недостатки данного направления.
Зарубежные криминологические теории социологического направления в первой половине XX столетия. Теория социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Теория дифференциальной связи (Г. Тард, Э. Сатерленд, Д. Кресси). Современные зарубежные криминологические концепции социологического направления. Теория стратификации и «конфликта культур» (Т. Селлин). Теория «преступной субкультуры» (А. Коен). «Интеракционистская» концепция (Г. Беккер, К. К. Эриксон, Э. Лемерт, Е. Гофман, Д. Чемпен). Концепция «стигматизации» (Ф. Танненбаум). Современные зарубежные биосоциальные теории в криминологии. Клиническое направление (Ж. Пинатель. Б. ди Туллио). Психоаналитические теории (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.).
Развитие криминологии в дореволюционной России. Социологическое направление (М. В. Духовской, И. Я. Фойницкий, М. П. Чубинский. С. К. Гогель, В. Д. Набоков, А. А. Жижиленко, А. А. Пионтковский-старший. С. В. Познышев, П. И. Люблинский). «Левое крыло» российских криминалистов-социологов (М. Н. Гернет, М. М. Исаев, Н. Н. Полянский, X. М. Чарыхов). Биосоциальное направление (Д. А. Дриль, П. И. Тарновский, В. Ф. Чиж и др.).
Этапы развития российской криминологии.
Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 20-х годах. Создание отдела моральной статистики. Кабинеты по изучению преступности и преступников. Государственный институт по изучению преступности и преступника (1925 г.) — важный шаг по объединению криминологических исследований в стране. Задачи, возложенные на этот институт, основные направления его деятельности, научные труды. Дискуссии 20—30-х годов по вопросам изучения преступности и личности преступников.
Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельности в 30—40 годах.
Создание в 1963 г. Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности как головного всесоюзного криминологического учреждения, координирующего научные исследования в области криминологии. С 1964 г. криминология — обязательная учебная дисциплина юридических вузов.
Разработки в 60—70-х годах теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины.
Сочетание теоретических и прикладных исследований, создание научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью — характерные черты современной криминологии.
Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований.
Российская криминологическая ассоциация, ее труды, научно-практические конференции.
Предупреждение преступности в рамках СНГ. Нормативные акты о координации мер противостояния криминальному наркотизму, организованной преступности, коррупции. Органы криминологической профилактики.
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Международные организации и Конвенции по борьбе с наркобизнесом, отмыванием нелегальных доходов, коррупцией, терроризмом и др.
Тема 4. Преступность, ее признаки.
Основные качественные и количественные характеристики
Понятие преступности и ее признаки. Преступность как социальное и уголовно-правовое явление и понятие.
Историческая изменчивость преступности.
Основные качественно-количественные показатели преступности: уровень, структура, динамика. Уровень преступности и его компоненты. Показатели измерения. Индекс или коэффициент преступности. Значение этого показателя при изучении преступности.
Латентная преступность, ее причины и методы выявления. Латентность и регистрация преступности. Методика определения уровня латентности при оценке показателей преступности.
Структура преступности. Основные показатели структуры преступности.
Динамика преступности. Практическое значение анализа динамики преступности.
Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, структуру и динамику преступности — исторические, политические, общественно-экономические условия жизни общества, изменения в уголовном законодательстве, состояние правоприменительной практики и т. д.
Преступность в СССР и Российской Федерации с 1917 по 1960 гг., с 1960 г. до распада СССР. Уровень, структура, тенденции развития.
Преступность в Российской Федерации в последнее десятилетие XX и начале XXI в. Основные тенденции в уровне, динамике, структуре. Новые структурные черты преступности.
Региональные особенности преступности («география преступности»).
Состояние преступности в крупных городах и столице.
Тема 5. Личность преступника
Понятие личности преступника и значение ее исследования. Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный). Специфика криминологических аспектов изучения личности преступника. Различие понятий «преступная личность» и «личность преступника».
Личность преступника как система взаимосвязанных черт, свойств и качеств участника и носителя криминальных общественных отношений. Уровни криминологического изучения личности преступника — индивидуальный, групповой, уровень совокупной характеристики личности субъекта преступности. Правовая основа изучения личности преступника.
Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Показатели соотношения лиц женского и мужского пола среди преступников. Соотношение различных возрастных групп преступников. Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступление. Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступление, воздействие этого фактора на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеристика личности преступников по социальному положению и роду занятий. Этнические особенности преступников в современной России и их значение для предупреждения преступности.
Соотношение социального и биологического в личности преступника. Дискуссии и проблемы. Роль психофизиологических и генетических свойств преступников в этиологии преступного поведения. Значение учета медико-биологических и психиатрических особенностей лиц, совершивших преступление, для предупреждения их криминального рецидива.
Функционально-ролевая характеристика личности преступника, ее компоненты. Система социальных ролей преступника. Тенденция деформации структуры личности преступника путем замены социально-позитивных функций социально-негативными ролями, отчужденности от коллективов и неформальных групп, объединяющих лиц с положительным поведением.
Характеристика социально-психологической направленности, ценностных ориентации и мотивационной сферы личности преступника. Специфика потребностей, интересов, отношения к социальным общностям и основным видам социальной деятельности. Деформация структуры и содержания гражданской, трудовой, семейно-бытовой, правовой психологии преступника. Особенности криминогенной мотивации как стержня личности преступника и причины преступления, общественно опасная установка — внутренняя готовность к определенному криминальному поведению, свойственному ряду лиц, совершивших умышленные преступления, и рецидивистам.
Классификация (типология) преступников. Критерии типологии: а) по характеру и содержанию мотивации преступного поведения; б) по глубине и стойкости криминогенной мотивации и взаимосвязанных с ней убеждений, ценностных ориентации, определяющих направленность личности. Практическое значение классификации преступников.
Тема 6. Причины индивидуального преступного поведения
Понятие причин и условий конкретного преступления. Совершение конкретного преступления как результат взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий формирования индивида, и внешних обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию).
Классификация причин и условий конкретного преступления.
Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.
Потребности личности, ее жизненные планы и интересы, которые во взаимодействии с системой ценностных ориентации порождают мотивы преступного поведения. Мотивация преступного поведения — система мотивов, побудитель к преступлению и регулятор преступного поведения.
Классификация мотивов криминального поведения.
Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления. Семейные, образовательные, трудовые, досуговые, бытовые криминогенные условия формирования личности субъекта антисоциального поведения.
Роль конкретной жизненной ситуации в формировании и реализации мотивации совершения преступления.
Ситуация преступления как особая сфера взаимодействия личности с социальной средой.
Элементы криминогенной ситуации. Классификация криминогенных ситуаций по времени и объему действия, источнику возникновения, содержанию, характеру воздействия на виновного и т. д. Значение классификации криминогенных ситуаций при планировании и организации профилактики отдельных видов преступлений.
Тема 7. Криминологическая виктимология
Криминологическая виктимология. Виктимность как совокупность определенных свойств личности и социального статуса потерпевшего, повышающих его криминальную уязвимость.
Классификация потерпевших по социально-демографическим, профессиональным и социально-правовым признакам.
Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия совершения преступления.
Профилактика криминогенной виктимности.
Тема 8. Причины и условия преступности.
Основные концепции причин преступности
Понятие причин и условий преступности в криминологии. Причинность как одна из форм детерминации, при которой одно явление (причина) порождает другое (следствие). Двухзвенная причинная связь, причинная цепь и причинная сеть. Отличие причинной связи от других видов связи — корреляционной, временной и пространственной, связи состояний и др.
Обусловливание как вид непричинной детерминации, состоящий в создании возможности (вероятности) наступления следствия двумя путями: способствованием формированию причины и способствованием ее реализации. Криминогенные детерминанты — родовое понятие причин и условий преступности.
Социальные противоречия — корни причин и условий преступности.
Системный подход к исследованию причин и условий преступности. Причины и условия преступности как система, состоящая из взаимосвязанных подсистем и элементов, располагающихся в определенной иерархии и уровневом соподчинении (причины и условия конкретных преступлений — микросистем, подсистем причин и условий групп преступлений, система причин и условий преступности в целом — макросистема).
Классификация причин и условий преступности. Различие и соотношение причин и условий по механизму действия на преступность. Причины и условия по уровню: преступность в целом, причины и условия различных групп преступлений, причины и условия конкретных преступлений. Классификация криминогенной детерминации по содержанию: социально-психологическая, экономическая, политическая, организационно-управленческая и др. Формирующие и способствующие условия преступности.
Причины и условия преступности в России на постсоветском этапе развития общества и государства. Связь причин и условий преступности с глобальным кризисом 90-х годов в стране. Социальные конфликты — условия, формирующие криминогенную мотивацию. Причины преступности и нравственное состояние общества, отсутствие необходимых моральных ценностей и установок (внедрение антикультуры, психологии вседозволенности). Криминогенная психология различных социальных слоев и групп как причина преступности. Корыстная мотивация — доминирующая среди причин современной преступности, ее модификация при псевдодемократии криминализации рыночных отношений.
Тема 9. Предупреждение преступности. Основные теории предупреждения преступности
Понятие предупреждения преступности. Современная концепция предупреждения преступности.
Предупреждение преступности как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию преступности, ее причин и условий и декриминализацию личности преступников. Общая системная характеристика предупреждения преступности. Основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам: законность, социальная и экономическая обоснованность, эффективность.
Классификация мер предупреждения преступности.
Предупредительная деятельность общесоциального и специального (криминологического) характера. Соотношение этих уровней предупреждения преступности. Общая, особенная и индивидуальная профилактика, выделяемая по объему и направленности применения предупредительных мер в соответствии с уровнями преступности. Виды (этапы) индивидуальной профилактики в зависимости от стадий искажения ориентации и черт личности и выражающего их поведения, а также момента начала предупредительной работы. Деление мер предупреждения преступности по территориальному масштабу. Анализ общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности по механизму действия. Социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, технические, правовые меры.
Субъекты предупреждения преступности.
Законодательные органы и органы исполнительной власти как субъекты профилактики.
Специфика профилактической деятельности, осуществляемой Федеральным собранием РФ, законодательными органами субъектов Федерации, иными представительными органами, органами исполнительной власти, Правительством РФ. Особенности участия в профилактике преступности органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, управления государственным имуществом, финансовых, налоговых, таможенных служб, органов экономической безопасности, органов, ведающих межнациональными отношениями.
Предупреждение преступности муниципальными органами.
Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности. Профилактическая деятельности суда, прокуратуры, органов внутренних дел и безопасности, адвокатуры, нотариата, юридической службы предприятий, организаций, учреждений.
Общественная профилактика (народные дружины, суды чести, помощники правоохранительных органов и др.).
Тема 10. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
Понятие, цели, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Виды и сроки криминологических прогнозов (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Прогнозирование индивидуального преступного поведения. Методы криминологического прогнозирования — экстраполирование, методы экспертных оценок, моделирование.
Организационные принципы криминологического прогнозирования. Процедура разработки прогнозов преступности.
Понятие планирования борьбы с преступностью, его цели и задачи. Федеральные планы предупреждения преступности.
Криминологическое планирование в регионах и на отдельном объекте.
Раздел 2. Особенная часть криминологии
Тема 11. Преступность несовершеннолетних и её предупреждение. Женская преступность
Преступность несовершеннолетних лиц, ее уровень, структура и динамика. Изменения ее состояния за последние два десятилетия.
Криминологическая характеристика, социально-психологические и нравственные особенности личности несовершеннолетних преступников. Различие преступности несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола, изменения характера преступности последних в конце XX и начале XXI в. Специфика, связанная с возрастом и уровнем социальной и гражданской зрелости подростков.
Причины и условия преступности несовершеннолетних.
Роль условий жизни и воспитания, возрастных особенностей, конфликтной ситуации, позиции окружающих лиц и, прежде всего антиобщественного поведения взрослых и «досуговых» лиц.
Криминогенность семьи. Недостатки школьного воспитания. Проблемы трудоустройства.
Система социальных государственных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Роль коллективов учебных заведений в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Воспитательно-профилактическая работа по месту жительства.
Предупредительная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Тема 12. Насильственная преступность и её предупреждение
Понятие и общая характеристика насильственных преступлений как особой группы преступлений по криминологической классификации.
Состояние, структура, динамика насильственных преступлений. Криминологическая характеристика умышленных убийств, причинения вреда здоровью и изнасилований — в целом и по отдельным видам указанных преступлений. Возрастание уровня корыстных насильственных деяний, в том числе убийств по найму.
Региональные особенности насильственных преступлений.
Криминологическая характеристика лиц, совершающих убийства, причиняющих тяжкий вред здоровью, совершающих изнасилования. Социально-психологические и нравственные особенности.
Система мотивации насильственной преступности. Виды конфликтов в сфере быта и досуга как источники насильственной преступности. Влияние пьянства и наркотизма.
Причины и условия насильственных преступлений в криминальной среде («разборки»).
Криминогенные детерминанты корыстно-насильственных посягательств на предпринимателей.
Значение исследования характера ситуации и взаимоотношений преступников с потерпевшими для выявления причин и условий преступлений.
Предупреждение насильственных преступлений. Особенности предупреждения убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилований. Ранняя профилактика бытовых конфликтов. Профилактическое значение соблюдения принципа неотвратимости ответственности за правонарушения и преступления небольшой тяжести, предшествующие тяжким преступлениям против личности.
Тема 13. Терроризм и его предупреждение
Понятие терроризма. Взаимодействие терроризма с преступлениями международного характера против жизни и общественной безопасности, киберпреступностью.
Уровень, структура и динамика терроризма в мире и России.
Характеристика личности террориста по демографическим, социально-ролевым и социально-психологическим свойствам.
Причины и условия терроризма. Особенности полимотивации террористических проявлений. Политические, идеологические, сепаратистские, религиозные, экономические, социальные, правовые и другие условия формирования террористической мотивации и условия, способствующие совершению террористических деяний.
Профилактика терроризма в России. Роль ближайшего окружения террористов для их выявления. Значение оперативного принятия профилактических мер на этапах, предшествующих терроризму, в частности неотвратимости ответственности за незаконный оборот наркотиков и оружия, захват заложников, угрозы, организацию бандформирований и т. д.
Международные конвенции и организации по борьбе с терроризмом.
Тема 14. Организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение
Понятие групповой преступности. Уровень, структура, динамика преступлений, совершаемых в группах без предварительного сговора и с предварительным сговором.
Понятие организованной преступности. Преступные организации (сообщества), их отличия от организованных групп. Коррупция как структурный элемент организованной преступности. Интернационализация организованной преступности. Основные тенденции развития организованной преступности.
Типичные признаки личности участников преступных сообществ. Их классификация.
Причины и условия, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в России.
Предупреждение групповой преступности. Меры экономического, социального, правового характера. Специальные структурные подразделения правоохранительных органов, осуществляющие борьбу с организованной преступностью.
Международные профилактические меры. Роль Интерпола в предупреждении организованной преступности. Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией.
Тема 15. Криминологическая характеристика рецидивной преступности
Понятие и виды рецидивной преступности.
Состояние рецидивной преступности. Доля рецидивных преступлений в общем числе совершаемых преступлений и их отдельных видов. Число рецидивистов среди осужденных лиц в целом и среди отдельных контингентов, выделяемых в зависимости от целей исследований. Специфика латентности рецидивных преступлений.
Структура рецидивной преступности по видам преступлений. Структура выявленных рецидивистов по числу судимостей и интенсивности рецидива, по характеру и размеру ранее отбытого наказания. Специальный рецидив, его характерные черты и свойства.
Социальные и правовые факторы, влияющие на динамику рецидивной преступности. Изменения уровня и структуры рецидивной преступности на протяжении советского и постсоветского периодов.
Личность преступника-рецидивиста. Специфика социально-демографической характеристики рецидивистов и выполняемых ими социальных ролей. Дефектность трудовой, правовой и бытовой психологии преступников-рецидивистов. Особенности их нравственного сознания и эмоционально-волевых черт.
Классификация (типология) рецидивистов.
Причины и условия рецидивной преступности. Особенности криминогенной мотивации рецидивистов как причины их преступного поведения. Рецидивно-криминогенные условия, связанные с отбыванием наказания. Недостатки деятельности правоохранительных органов при расследовании уголовных дел, назначении и исполнении наказания в отношении рецидивистов, а также в обеспечении их ресоциализации.
Предупреждение рецидивной преступности. Меры предупреждения рецидивной преступности, связанные с предварительным следствием, судебным разбирательством, назначением наказания. Профилактика рецидивной преступности при исполнении наказания.
Система мер постпенитенциарной адаптации, осуществляемая по отбытии осужденными наказания. Программы социальной реабилитации и их роль в профилактике рецидивной преступности. Индивидуальная профилактическая работа с ранее судимыми лицами.
Тема 16. Криминологическая характеристика профессиональной преступности
Понятие профессиональной преступности. Ретроспективный анализ проблемы. Понятийный аппарат и признаки профессиональной преступности. Практическая значимость проблемы. Профессионализм в современной преступности.
Личность профессионального преступника. Основные классификации преступников (карманные воры, квартирные мошенники и др.). Преступления как источник средств существования. Связь индивида с социальной средой.
Использование преступниками специального жаргона, системы кличек и татуировок.
Причины и условия профессиональной преступности. Роль уголовных традиций и обычаев в воспроизведении профессиональной преступности. Основные социальные условия, способствующие живучести криминального профессионализма и его организованных форм.
Предупреждение профессиональной преступности. Правовые и организационные меры предупреждения.
Тема 17. Криминологическая характеристика наркопреступности
Наркопреступность (наркотизм) как система преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ и их хищением.
Наркомания как болезнь. Общественная опасность наркотизации населения.
Уровень, структура, динамика преступного наркотизма. Объем латентности, методика его исчисления.
Структура преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Организованная, профессиональная, рецидивная преступность и наркотизм.
Особенности криминологической характеристики личности субъектов преступного наркотизма и их типология. Возрастные черты криминального наркотизма.
Причины и условия криминального наркотизма. Связь с духовным и социально-экономическим кризисами. Криминогенные условия в виде просчетов в деятельности образовательно-воспитательных и правоохранительных органов.
Система раннего предупреждения наркотизма. Роль общесоциальной профилактики. Федеральные и региональные целевые программы комплексных мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Специальная профилактика со стороны органов внутренних дел, федеральных и региональных органов по контролю за наркотиками.
Международные акты по профилактике наркопреступности.
Тема 18. Экономические преступления и их предупреждение
Понятие преступности экономической направленности, т.е. преступности против собственности и преступности в сфере экономической деятельности.
Уровень, структура, динамика преступлений против собственности за последние 20 лет.
Состояние основных видов криминального предпринимательства.
Истоки высокой латентности преступлений экономической направленности.
Личность субъектов посягательств на чужое имущество.
Типология имущественно-корыстных преступников.
Основные черты личности криминального предпринимателя. Типология по величине бизнеса, формам собственности, общественной опасности.
Причины и условия имущественно-корыстной преступности.
Детерминанты криминального предпринимательства.
Тенденции изменений корыстной мотивации за последние 20 лет в советский и постсоветский периоды.
Политические, экономические, управленческие, идеологические, психологические, правовые, криминальные условия, способствующие формированию корыстной психологии в обществе, общностях и у индивидуумов и проявлению ее в совершении преступлений в сфере экономики.
Роль материального расслоения в современном российском обществе в детерминации преступности (бизнес-элитная преступность и преступность бедных).
Причины и условия преступности экономической направленности. Социально-экономический кризис в России как источник преступности экономической направленности. Причины и условия преступности экономической направленности в переходный к рыночным отношениям период развития России.
Предупреждение преступности экономической направленности. Меры общесоциальной профилактики — социально-экономические, властные, организационно-управленческие.
Специальная профилактика, осуществляемая правоохранительными органами, судами и контрольно-ревизионными органами.
Тема 19. Взяточничество и его предупреждение
Понятие коррупции в международном и национальном уголовном праве. Коррупция и взяточничество по УК РФ. Виды коррупционных преступлений. Взяточничество как «ядро» коррупции.
Уровень, структура и динамика взяточничества за последние 20 лет. Латентность взяточничества, ее истоки и методика выявления незарегистрированных случаев взяточничества среди служащих организаций различных форм собственности.
Взаимодействие взяточничества с предпринимательской, чиновничьей, организованной преступностью.
Личность субъектов взяточничества и их градация по степени общественной опасности. Типология взяточников по социально-ролевым свойствам взяткополучателей и взяткодателей.
Причины и условия взяточничества. Разновидности служебно-корыстной мотивации взяткополучателей в зависимости от величины оказываемых и получаемых услуг и сферы профессиональной и общественной деятельности. Классификация корысти взяткодателей по степени общественной опасности (от «олигархической» до вымогательски-вынужденной).
Криминогенные условия взяточничества, связанные с бесконтрольностью и безнаказанностью, либерализацией судебной практики, слабостью институтов гражданского общества.
Политические, экономические и социально-психологические детерминанты. Коррупциогенная роль законодательства. Безнаказанность как специфическая детерминанта российского взяточничества.
Предупреждение взяточничества по линии совершенствования законодательства, в частности принятия комплексного федерального закона о противодействии коррупции, сокращения масштабов разного рода иммунитетов, не согласующихся с принципами равенства и неотвратимости ответственности за преступления.
Борьба с коррупцией как направление общегосударственной политики Российской Федерации. Уголовно-правовая борьба с взяточничеством. Роль иных отраслей законодательства. Значение законодательства о государственной и муниципальной службе. Антикоррупционная политика и ее субъекты. Участие российского гражданского общества в борьбе с взяточничеством.
Международное сотрудничество по проблеме противоборства коррупции. Конвенции ООН и Совета Европы о борьбе с коррупцией, их общая характеристика и значение.
Тема 20. Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение
Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений.
Уровень, структура и динамика неосторожной преступности с учетом латентности. Особенности неосторожной преступности в сфере взаимодействия человека и техники.
Криминологическая характеристика личности неосторожных преступников. Их типология.
Причины и условия неосторожных преступлений. Особенности взаимодействия личности и ситуации в неосторожных преступлениях. Криминогенная роль организационно-управленческих нарушений, технических и технологических недостатков производства, отсутствие должного контроля за соблюдением правил безопасности, недостатки подготовки, обучения, воспитания участников трудового процесса и т. д.
Система неосторожных преступлений. Общая и специальная профилактика.
Уровень, структура и динамика автотранспортных преступлений. Основные тенденции изменений в структуре этих преступлений.
Криминологическая характеристика личности субъектов преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Мотивы нарушений. Условия, способствующие аварийности, связанные с безопасностью автотранспортного парка, профессиональной подготовкой водителя, состоянием дорог и профилактической службы на трассах, организацией и технический обстановкой движения, культурой движения пешеходов и т. д.
Общесоциальные и специальные меры предупреждения автотранспортных преступлений. Значение ранней профилактики на стадии дорожных правонарушений.
Тема 21. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Сравнительное состояние преступности в индустриально развитых капиталистических странах. Уровень, структура и динамика преступности в США, Франции, ФРГ и Японии в конце XX и начале XXI в. Основные различия состояния преступности в названных государствах и в сопоставлении с Россией.
Причины и условия преступности. Система противоречий современного мира в межгосударственных отношениях, внутригосударственные противоречия, психология наживы и властолюбия как основные криминогенные детерминанты.
Предупреждение преступлений. Разработка национальных (государственных) и локальных программ по предупреждению преступности. Субъекты международной профилактики преступности. Формы вовлечения населения в профилактическую работу.
Возникновение, основные этапы и направления развития криминологии. Криминология как учебная дисциплина в университетах США, Италии, Германии, Франции.
Социологические теории: «множественности факторов», «дифференциальной ассоциации», «социальной дезорганизации», «конфликта и согласия», «контроля» и др. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.
Биосоциальное направление в криминологии: расовые теории, антропологические, фрейдистские, генетические и др. Консервативный характер данного направления, его влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступлений.
Концепции предупреждения преступности. Научное обеспечение профилактических программ и нормативных актов. Комплексное криминолого-профилактическое законодательство в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в США и Италии.
Международные криминолого-профилактические конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, незаконной миграцией и торговлей людьми.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с рабочим (индивидуальным) учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по дисциплине «Криминология». Контрольная работа является одной из форм контроля работы студентов заочной формы обучения в межсессионный период после прослушивания курса обзорных лекций. Также она способствует более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с литературой, а также формированию навыков юридического обоснования.
1. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. Страницы следует пронумеровать. Необходимо оставить поля для замечаний рецензента. Отвечать на вопросы рекомендуется в той последовательности, в которой они даны в соответствующем задании. Текст рукописный, либо компьютерный набор. Допускаются только общепринятые сокращения слов.
2. Задание контрольной работы включает письменные ответы на вопросы и письменное решение 1 задачи и ответы на поставленные к задаче вопросы.
3. Приступая к написанию контрольной работы, студент должен ознакомиться с методическими указаниями, подобрать и изучить необходимую литературу. Самостоятельное изложение вопросов должно основываться на анализе исследованных источников.
4. В конце работы приводится список использованных литературных источников. Материал первоисточника необходимо оформлять цитатой со ссылкой на источник по правилам библиографических стандартов.
5. При возникновении трудностей и вопросов по поводу написания контрольной работы студенту следует обратиться за консультацией к преподавателю. Консультации проводятся в течение всего семестра в установленные часы на кафедре уголовного права, процесса и криминалистики (каб. 119). Все вопросы и просьбы по контрольным заданиям студенты могут направлять на кафедру уголовного права, процесса и криминалистики по адресу: 630087, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 26, тел. кафедры 346-19-20.
6. Контрольная работа, выполненная не по заданному варианту, небрежно оформленная, переписанная из учебной литературы или с аналогичной работы другого студента, не может быть зачтена и возвращается без проверки. При наличии ошибок и недочетов работа также подлежит возвращению - на доработку. Замена контрольной работы устным собеседованием не допускается.
7. Номер задания контрольной работы студент выбирает самостоятельно по таблице – по двум последним цифрам номера личного дела (шифра). В таблице по вертикали и горизонтали размещены цифры от 0 до 9, где по вертикали – предпоследняя цифра шифра, а по горизонтали – последняя цифра шифра.
Например, шифр Ю-98-28. пересечение 2 строчки и 8 столбца дадут номер задания КР – 4.
Таблица для определения номера задания контрольной работы
предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
4 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
7 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
9 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задание 1
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1. Понятие и предмет криминологии. Соотношение со смежными дисциплинами. Новые направления криминологии. Система дисциплины «Криминология». Задачи криминологии.
2. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности.
3. Понятие, состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
Задача:
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);
- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.
Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ, руководствуясь современными криминологическими теориями.
Задание 2
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Общая характеристика методики криминологических исследований. Социологические и психологические методы криминологических исследований. Статистические и математические методы в криминологии. Организация криминологических исследований.
2. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности.
3. Состояние и основные тенденции насильственной преступности. Характеристика личности насильственного преступника.
Задача:
Что такое структура личности преступника и в чем заключается её криминологическая значимость. Определите, какие из перечисленных ниже признаков соответствуют указанным в таблице характеристикам? Внесите в нее цифровые обозначения признаков:
1. посещение притонов;
2. возможность совершения нового преступления;
3. проживание в сельской местности;
4. незнание норм уголовного закона;
5. совершение корыстного преступления;
6. стяжательство;
7. предыдущая судимость;
8. презрение к окружающим;
9. участие в азартных играх;
10. циничное отношение к женщине;
11. неумение сдержать свою импульсивность;
12. хорошие отношения в семье;
13. высокая производственная квалификация;
14 потребление спиртных напитков, наркотиков.
Задание 3
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие преступности, ее признаки. Соотношение преступности и преступлений. Состояние и уровень преступности (ее коэффициенты). Структура преступности. Динамика преступности и ее основные показатели (понятие, порядок вычисления). Социальные и правовые факторы, влияющие на динамику преступности. География преступности, ее региональные особенности.
2. Социальные отклонения и преступность
3.Понятие и виды рецидивной преступности.
Задача:
В городе "А" в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Задание 4
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Латентность преступности. Методы оценки латентности преступности. Соотношение латентной и зарегистрированной частей преступности. Виды латентной преступности.
2.Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление. Роль психопатических изменений в личности преступника.
3.Понятие, признаки профессиональной преступности.
Задача:
В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
Задание 5
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности. Классификация причин и условий преступности.
2.Понятие терроризма и основные признаки. Виды терроризма.
3.Понятие коррупции по международном и российскому уголовному праву.
Задача:
В чем заключается специфика механизма действия глобальных факторов преступности? Охарактеризуйте войны, локальные вооруженные конфликты, миграционные процессы как глобальные факторы преступности.
Задание 6
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие, методы, значение виктимологии. Виктимность и ее классификация. Виды криминогенности виктимных личностей.
2.Причины и условия, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в России.
3.Личность профессионального преступника. Основные классификации профессиональных преступников.
Задача:
Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.
Что такое криминологический рецидив и как он соотносится с уголовно – правовым пониманием рецидива?
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
Рецидив
1. Общий; 2). Однократный; 3) Фактический; 4) Специальный; 5) Многократный; 6) Легальный; 7) Пенитенциарный.
Задание 7
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие и виды, сроки и методы криминологического прогнозирования. Понятие и виды криминологического планирования.
2.Международное сотрудничество по проблеме противоборства коррупции. Конвенции ООН и Совета Европы о борьбе с коррупцией, их общая характеристика и значение.
3.Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений.
Задача:
В городе "А" в течение года зарегистрировано 910 преступлений. Его население - 310 тыс. человек. В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 540 преступлений. Население здесь составляет 420 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Задание 8
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.
2.Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления.
3.Понятие и криминологическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности.
Задача:
В городе "С" зарегистрировано 2 тыс., ранее судимых лиц. Его население - 1050 тыс. человек. В городе "Д" зарегистрировано 800 лиц, ранее судимых лиц. Население этого города составляет 790 тыс. человек.
Вычислите коэффициент судимости для каждого города и определите, в каком из них он выше.
Задание 9
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.
2.Понятие групповой и организованной преступности. Признаки организованной преступности, направления ее деятельности.
3.Причины и условия взяточничества. Предупреждение взяточничества.
Задача:
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?
Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана - вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.
Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность - уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево - надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может - делает свой "бизнес". Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.
Задание 10
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление. Роль психопатических изменений в личности преступника. Типология лиц, совершивших преступления.
2.Классификация причин и условий преступности.
3.Личность профессионального преступника. Основные классификации профессиональных преступников.
Задача:
Что такое криминологическое исследование?
В программе конкретного криминологического исследования принято выделять две основные части: методическую и процедурную.
В чем сущность каждой части программы?
Какие из перечисленных ниже понятий включает методическая часть, а какие процедурная:
а) определение проблемы;
б) выделение объекта и предмета исследования;
в) формулирование гипотез;
г) составление принципиального плана исследования;
д) характеристика задач исследования;
е) описание методов и техники сбора данных;
ж) уточнение понятий;
з) описание способов обработки и анализа данных;
и) предварительное описание объекта.
Задание 11
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие преступности, ее признаки. Соотношение преступности и преступлений.
2. Нравственное и культурное состояние общества и преступность.
3.Особенности современного терроризма, террориста. Профилактика терроризма.
Задача:
При изучении контингента лиц, совершивших преступления, было решено провести их классификацию (типологий). Какие из приведенных ниже возможных классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие к иным (уголовно-правовым, исправительно-правовым):
1. Воры, грабители, мошенники, расхитители, вымогатели, клеветники, хулиганы, насильники, убийцы и т. д.;
2. Лица, совершившие преступление впервые, повторно, опасные рецидивисты, особо опасные и т. д.;
3. случайные преступники, ситуационные, неустойчивые, злостные, особо опасные и т. д.;
4. Глобальный преступный тип, предкриминальный;
5. Совершивший преступление с политической мотивацией, с корыстной, агрессивно-насильственной и т. д.
Задание 12
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Классификация мер предупреждения преступности. Объекты предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности.
2.Типичные признаки личности участников преступных сообществ. Их классификация.
3. Криминологическая характеристика женской преступности. Причины и условия женской преступности.
Задача:
В чем выразилось влияние идей З. Фрейда на развитие криминологии в первой половине 20 века. Охарактеризуйте психоаналитическую концепцию причин преступности.
Задание 13
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления.
2. Социальные отклонения и преступность.
3. Криминологическая характеристика корыстной преступности (против собственности). Причины и условия корыстной преступности.
Задача:
Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения. Проведите виктимологический анализ.
Суржиков служил в армии десантником. Там у него все получалось. А как он был счастлив, когда сбылась его мечта - дембель! Но радостным был только путь домой. Как-то не получалось у него вписаться в новую жизнь. Не умел он суетиться, шустрить, покупать, перепродавать, обманывать, навариваться. Перебивался кое-как. Когда мать умерла, стал сдавать квартиру азербайджанцу - тот торговал на рынке.
Суржиков спивался и как-то терял себя. Один раз он избил своего квартиранта, отобрал у него деньги, пропил. Потом извинялся. Плакал. Тот простил. Ну не идет жизнь, и все. Не попадает в колею. Шарахает Суржикова, словно по ухабам. Вечером он допил водку, остававшуюся в бутылке, решил пойти погулять. Настроение было хуже некуда. Зачем он взял с собой нож, он сейчас сказать не может. Честно говоря, было какое-то смутное желание кого-нибудь прирезать. Не кого-то конкретно, а так, вообще.
Возле школы (там было безлюдно) ему встретился мужчина: "Закурить нет?" Суржиков достал пачку сигарет, протянул. Мужчина был намного здоровее Суржикова. Он достал сигарету, закурил, нагло посмотрел на него и положил чужую пачку сигарет в свой карман. Он успел сделать всего полшага. Суржиков буквально изрешетил ему спину - 15 ножевых ранений.
Задание 14
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Криминологическая характеристика лица, совершившего преступление (социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические признаки).
2.Роль конкретной жизненной ситуации в формировании и реализации мотивации совершения преступления.
3.Личность субъектов взяточничества и их градация по степени общественной опасности. Типология взяточников. Причины и условия взяточничества.
Задача:
Дайте характеристику основным подходам к понятию личности преступника в криминологии (с точки зрения антропологического, классического, социологического и теологического направлений).
Задание 15
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие и предмет криминологии. Соотношение со смежными дисциплинами. Новые направления криминологии. Система дисциплины «Криминология». Задачи криминологии.
2.Латентность преступности. Методы оценки латентности преступности. Соотношение латентной и зарегистрированной частей преступности. Виды латентной преступности.
3.Особенности криминологической характеристики личности субъектов преступного наркотизма и их типология.
Задача:
Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Охарактеризуйте современное состояние антропологической школы.
Задание 16
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Правовая основа деятельности по предупреждению преступности. Классификация мер предупреждения преступности
2.Состояние и основные тенденции насильственной преступности. Характеристика личности насильственного преступника.
3.Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений.
Задача:
В криминологическом исследовании используются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. Укажите, какие из перечисленных признаков характерны для анкетирования, а какие - для интервьюирования:
а) анонимность;
б) возможность внешних подсказок;
в) возможность разъяснения вопроса;
г) меньшая затрата времени и средств;
д) вероятность отказа от ответа.
Как происходит отбор и подготовка корреспондента к опросу? Какие задачи решает установление процедуры анкетного опроса?
Задание 17
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.
2.Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления.
3. Сравнительное состояние преступности в индустриально развитых капиталистических странах.
Задача:
Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:
общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакции на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть
Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?
Задание 18
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.
2.Причины и условия, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в России.
3.Международные криминолого-профилактические конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, незаконной миграцией и торговлей людьми.
Задача:
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);
- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.
Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ, руководствуясь современными криминологическими теориями.
Задание 19
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие преступности, ее признаки. Соотношение преступности и преступлений.
2.Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление. Роль психопатических изменений в личности преступника.
3.Уровень, структура и динамика преступности в США, Франции, ФРГ и Японии в конце XX и начале XXI в.
Задача:
В городе "А" в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
Задание 20
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Динамика преступности и ее основные показатели (понятие, порядок вычисления). Социальные и правовые факторы, влияющие на динамику преступности.
2.Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления.
3.Понятие и виды рецидивной преступности.
Задача:
В чем заключается специфика механизма действия глобальных факторов преступности. Охарактеризуйте войны, локальные вооруженные конфликты, миграционные процессы как глобальные факторы преступности.
Задание 21
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Общая характеристика методики криминологических исследований. Социологические и психологические методы криминологических исследований. Статистические и математические методы в криминологии.
2.Понятие групповой и организованной преступности. Признаки организованной преступности, направления ее деятельности.
3.Сравнительное состояние преступности в индустриально развитых капиталистических странах.
Задача:
В городе "А" в течение года зарегистрировано 910 преступлений. Его население - 310 тыс. человек.В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 540 преступлений. Население здесь составляет 420 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
В городе "С" зарегистрировано 2 тыс., ранее судимых лиц. Его население - 1050 тыс. человек. В городе "Д" зарегистрировано 800 лиц, ранее судимых лиц. Население этого города составляет 790 тыс. человек.
Вычислите коэффициент судимости для каждого города и определите, в каком из них он выше.
Задание 22
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Латентность преступности. Методы оценки латентности преступности. Соотношение латентной и зарегистрированной частей преступности. Виды латентной преступности.
2.Понятие виктимности и виктимизации. Виды криминогенности. Классификация виктимных личностей.
3. Понятие, состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
Задача:
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?
Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана - вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.
Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность - уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево - надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может - делает свой "бизнес". Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.
Задание 23
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.
2.Состояние и основные тенденции насильственной преступности. Характеристика личности насильственного преступника.
3.Международное сотрудничество по проблеме противоборства коррупции. Конвенции ООН и Совета Европы о борьбе с коррупцией, их общая характеристика и значение.
Задача:
При изучении контингента лиц, совершивших преступления, было решено провести их классификацию (типологий). Какие из приведенных ниже возможных классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие к иным (уголовно-правовым, исправительно-правовым):
1. Воры, грабители, мошенники, расхитители, вымогатели, клеветники, хулиганы, насильники, убийцы и т. д.;
2. Лица, совершившие преступление впервые, повторно, опасные рецидивисты, особо опасные и т. д.;
3. случайные преступники, ситуационные, неустойчивые, злостные, особо опасные и т. д.;
4. Глобальный преступный тип, предкриминальный;
5. Совершивший преступление с политической мотивацией, с корыстной, агрессивно-насильственной и т. д.
Задание 24
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие и виды, сроки и методы криминологического прогнозирования. Понятие и виды криминологического планирования.
2.Понятие коррупции по международном и российскому уголовному праву.
3.Уровень, структура и динамика преступности в США, Франции, ФРГ и Японии в конце XX и начале XXI в.
Задача:
Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения. Проведите виктимологический анализ.
Суржиков служил в армии десантником. Там у него все получалось. А как он был счастлив, когда сбылась его мечта - дембель! Но радостным был только путь домой. Как-то не получалось у него вписаться в новую жизнь. Не умел он суетиться, шустрить, покупать, перепродавать, обманывать, навариваться. Перебивался кое-как. Когда мать умерла, стал сдавать квартиру азербайджанцу - тот торговал на рынке.
Суржиков спивался и как-то терял себя. Один раз он избил своего квартиранта, отобрал у него деньги, пропил. Потом извинялся. Плакал. Тот простил. Ну не идет жизнь, и все. Не попадает в колею. Шарахает Суржикова, словно по ухабам. Вечером он допил водку, остававшуюся в бутылке, решил пойти погулять. Настроение было хуже некуда. Зачем он взял с собой нож, он сейчас сказать не может. Честно говоря, было какое-то смутное желание кого-нибудь прирезать. Не кого-то конкретно, а так, вообще.
Возле школы (там было безлюдно) ему встретился мужчина: "Закурить нет?" Суржиков достал пачку сигарет, протянул. Мужчина был намного здоровее Суржикова. Он достал сигарету, закурил, нагло посмотрел на него и положил чужую пачку сигарет в свой карман. Он успел сделать всего полшага. Суржиков буквально изрешетил ему спину - 15 ножевых ранений.
Задание 25
Письменно ответить на вопросы и решить задачу:
1.Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.
2.Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности.
3.Понятие терроризма и основные признаки. Виды терроризма.
Задача:
Охарактеризуйте особенности транснациональной преступности. Проведите сравнительный анализ следующих транснациональных преступных организаций: якудза и сицилийская мафия.
ЗАДАНИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В таблице приведены литературные источники и нормативно-правовые акты, которые студенты могут использовать для самостоятельной работы по темам дисциплины «Криминология».
№ п/п | Тема дисциплины | Источники, рекомендуемые для самостоятельной работы |
1 | Понятие, предмет и система криминологии. Взаимосвязь с другими науками | 1-3, 69 |
2 | Методы криминологических исследований | 1-3, 68, 69 |
3 | История развития криминологии в России | 1-3, 50 |
4 | Преступность, её основные качественные и количественные показатели | 1-3, 51, 52 |
5 | Личность преступника | 1-3, 44, 63, 72 |
6 | Причины индивидуального преступного поведения | 1-3, 63, 69 |
7 | Криминологическая виктимология | 1-3, 65 |
8 | Причины преступности. Основные концепции причин преступности | 1-3, 63, 65, 72 |
9 | Предупреждение преступности | 1-3, 34, 35, 54, 70 |
10 | Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности | 1-3, 68 |
11 | Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних лиц. | 1-3, 6, 7, 19, 23, 33, 37, 41, 74 |
12 | Насильственная преступность и её предупреждение | 1-3, 73, 74 |
13 | Терроризм | 1-3, 8, 12, 13, 15, 18, 29, 31, 32, 37, 39, 55, 57, 58, |
14 | Организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение | 1-3, 10, 20, 22, 45, 48, 60 |
15 | Криминологическая характеристика рецидивной преступности | 1-3, 69 |
16 | Криминологическая характеристика профессиональной преступности | 1-3, 16, 26, 30, 56, 61, 62 |
17 | Криминологическая характеристика наркопреступности | 1-3, 4, 5, 36, 71 |
18 | Криминологическая характеристика преступности экономической направленности | 1-3, 14, 17, 21, 38, 42, 49 |
19 | Взяточничество | 1-3, 9, 11, 24, 25, 27, 28, 40, 43, 46, 47, 53, 59, 60, 63, 64, 66 |
20 | Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение | 1-3, 69, 72 |
21 | Международное сотрудничество в борьбе с преступностью | 1-3, 67, 75 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7.1. Основная литература
1. Криминология: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: Изд. «Проспект», 2009.-327 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2009.-800 с. (ЭБС znanium.com)
3. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Долговой. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 1008 с. (ЭБС znanium.com)
Нормативные документы
4. Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., М., 2002.
5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988г.
6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (10 декабря 1985 г.).
7. Конвенция ООН о правах ребенка от 26 января 1990 г. (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1).
8. Конвенция Совета Европы о пресечении терроризма ЕТS № 90 - Страсбург, 27 января 1977 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ).
9. Конвенция ООН против коррупции (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 58/422 от 31 октября 2003 г. В силу не вступила. Подписана Российской Федерацией 9 декабря 2003 г., не ратифицирована).
10. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ).
11. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТS № 173. — г. Страсбург, 27 ноября 1999 г. Вступила в силу 1 июля 2002 г. Подписана Российской Федерацией 27 января 1999 г., не ратифицирована).
12. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (15 декабря 1997 г.). Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон № 19-ФЗ от 13 февраля 2000 г.)
13. Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (17 декабря 1979 г.).
14. Международная Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (заключена в г. Женеве 20 апреля 1929 г.)
15. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ).
16. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.).
17. Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ЕТS № 141, Страсбург, 8 ноября 1990 г.). Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 10 января 2001 г. № 3-ФЗ).
18. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ).
19. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.).
20. Межгосударственная программа совместных действий борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 г. Утверждена решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г.
21. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы, 30 октября 2000 г.).
22. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства»
23. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы, 1990 г.).
24. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г.).
25. Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных компаний (Приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.).
26. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (принят Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 г.).
27. Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» (принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.).
28. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят на XIII пленарном заседании МПА СНГ 3 апреля 1999 г.).
29. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
30. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
31. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
32. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
33. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
34. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
35. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202—1 «О прокуратуре Российской Федерации».
36. Указ Президента от 9 июня 2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
37. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
38. Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики».
39. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
40. Указ Президента от 13 апреля 2010 года № 46 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»
41. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 822 «Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних».
42. Постановление Правительства РФ от 24 января 1995 г. № 78 «О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации».
7.3. Дополнительная литература
43. Антикоррупционная политика: учеб. пособие / под ред. Г. А. Сатарова. М.: Юристъ, 2004.
44. Антонян, Ю. М.., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб.: Альфа, 2004.
45. Аслаханов, А. О российской мафии без сенсаций (размышления генерал-майора милиции). / А. Аслаханов. - СПб., 2004.
46. Астанин, В.В. Борьба с коррупцией в контексте принципа равенства граждан перед законом. / В.В. Астанин. // Рос. юрид. журн. 2008. № 2.
47. Астанин, В.В. Проблемы определения коррупционных проявлений всовременном российском законодательстве. / В.В. Астанин. // Рос. юрид. журн. 2008. № 4.
48. Баранник, И. Н. Транснациональная организованная преступность и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона в борьбе с ней. / И.Н. Баранник. - М.,2007.
49. Баранов, В.М. Теневое право. / В.М. Баранов. - Н. Новгород, 2002.
50. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях. / Ч. Беккариа. - М.: Наука, 2004. (Библиотека криминолога).
51. Гладких, В. И., Кобец, П. Н. Преступность и ее предупреждение в субъектах Центрального федерального округа. / В.И. Гладких, П.Н. Кобец. - М.: Юристъ, 2004.
52. Голик, Ю.В. , Коробеев, А.И. Преступность – планетарная проблема. / Ю.В. Голик, А.И. Коробеев. - СПб., 2006.
53. Голик, Ю. В. Карасев, В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. / Ю.В. Голик, В.И. Карасев. - СПб., 2005.
54. Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений: метод. пособие / под ред. А.И. Алексеева. - М.: Юрлитинформ, 2004.
55. Дикаев, С.У. Терроризм и преступления террористического характера (опыт системного анализа). / С.У. Дикаев. - СПб.: Альфа, 2004.
56. Думанская, Е.И. Мотивация и мотив преступления: криминологический и уголовно-правовой аспекты. / Е.И. Думанская. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010.
57. Ефимова, Е.С. Современная тюрьма: быт, традиции и фольклор. / Е.С. Ефимова. - М., 2004.
58. Кабанов, П.А. Террор как универсальное средство решения политических и экономических проблем: понятие, сущность, закономерности развития и некоторые меры сдерживания: лекция.. / П.А. Кабанов. - Нижнекамск, 2004.
59. Кабанов, П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение. / П.А. Кабанов. - Казань, 2004.
60. Кирпичников, А. И. Российская коррупция. / А.И. Кирпичников. - СПб., 2004.
61. Корецкий, Д. А., Солоницкая, Э. В. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупрждение. / Д.А. Корецкий, Э.В. Солоницкая. - СПб., 2006.
62. Корецкий, Д. А., Тулегенов ,В. В. Криминальная субкультура и ее критминологическое значение. / Д.А. Корецкий, В.В. Тулегенов. - СПб., 2006.
63. Кочин, А.А., Харламов, В.С. Детерминация криминального насилия в семье. / А.А. Кочин, В.С. Харламов. - М., 2004.
64. Крамаренко, А.В. Актуальные проблемы государства. Коррупция. / А.В. Крамаренко // Эволюция российского права. Екатеринбург, 2008.
65. Ломброзо, Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М., 2004. (Библиотека криминолога).
66. Лысков, А. Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты. / А.Г. Лысков // Рос. юрид. журн. 2008. № 4.
67. Морозов, Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии. / Н.А. Морозов. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003.
68. Петровский, А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. / А.В. Петровский. - СПб., 2005.
69. Преступность в Российской Федерации в начале XXI века: состояние и перспективы / под общ. ред. С.И. Гирько. - М.: Юрлитинформ, 2004.
70. Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / под ред. А. И. Долговой. - М.: ИНФРА-НОРМА, 2004.
71. Романова, Л.И. Наркомания и наркотизм. / Л.И. Романова. - СПб., 2003.
72. Ферри, Э. Уголовная социология / сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М., ИНФРА, 2005. (Библиотека криминолога).
73. Шарапов, Р.Д. Уголовно-правовая характеристика психического насилия: учебное пособие. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005.
74. Шестаков, Д.А. Семейная криминология (криминофамилистика). - СПб., Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
75. Шишков, С. М. Зарубежная криминология. - М.: Юридическая литература, 1997.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 352.