Кафедра уголовного права, процесса и криминалистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КРИМИНОЛОГИЯ

 

 

Программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения

направления

30900.62 Юриспруденция

Специальности

030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

Специальности

031001.65 Правоохранительная деятельность

 

 

Новосибирск 2013



Кафедра уголовного права, процесса и криминалистики

 

Криминология: программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направления 030900.62 Юриспруденция, специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность / [Сост. И.В. Розумань, канд. юрид. наук, О.В. Шмыгина, ст. препод.] – НОУ ВПО Центросоюза РФ «СибУПК». -  Новосибирск:, 2012.

 

 

Рецензент: В.В. Разбирин, канд. юрид. наук

 

 

Программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения рекомендована к изданию кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики, протокол от 20 октября 2012 г. № 3.

                   © Сибирский университет

Потребительской кооперации, 2013.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Криминология (от лат. слова «crimen» – преступление и греческого «logos» - учение) – наука, изучающая преступность. В последние годы в России наблюдается затяжной глобальный общественный кризис, вызвавший рост диспропорций по многим социально-экономическим, политическим, нравственно-моральным и экологическим показателям общественных явлений, что способствовало динамичному развитию отдельных видов преступности (преступности несовершеннолетних, организованной, коррупционной, экономической и др.), а также преступности в целом. Криминологические знания позволят студенту в последствии на практике наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять предупреждение преступного поведения лиц, чей образ жизни и высказывания свидетельствуют о том, что они замышляют или подготавливают конкретные преступные акты.

Цель преподавания дисциплины «Криминология» на юридическом факультете СибУПК – это ознакомление с основами этой дисциплины и обучение навыкам профессиональной профилактики преступлений и правонарушений.

Изучение дисциплины «Криминология» поможет развить навыки самостоятельных криминологических исследований уголовной, социальной и экономической статистики, овладеть социологическими и математическими методиками анализа преступности, личности преступника, причин и условий преступности. Современный юрист должен квалифицированно составлять профилактические документы, уметь анализировать проекты правовых актов, компетентно выступать в государственных органах различных уровней с оценкой состояния преступности и рекомендациями по разработке систем ее предупреждения. Ему необходимо освоить методы составления планов профилактики преступлений на различных уровнях — от федерального до муниципального, механизма их исполнения, контроля за результативностью планов.

Изучение дисциплины «Криминология» должно опираться как на рекомендованные в настоящей программе учебники, пособия и другие работы так и анализ студентами законодательных актов по вопросам борьбы с преступностью, данных криминальной статистики, материалов судебной и следственной практики, публикуемых в специальных изданиях и журналах.

    Данная программа предназначена для самостоятельных занятий студентов заочной формы обучения по дисциплине «Криминология», в которой представлено основное содержание предмета дисциплины. Ознакомившись с каждой из тем и изучив предлагаемую литературу, указанную в программе, студенты должны ответить на поставленные вопросы по теме, которые предполагают усвоение ими не только основных теоретических положение дисциплины, но и самостоятельный анализ рекомендованных источников, наличие собственной точки зрения по той или иной проблеме.

    Цель данной программы – ввести студента в проблемное поле криминологической науки, помочь ему осмыслить важнейшие методологические проблемы дисциплины «Криминология» и сформулировать представление о том, как используется криминология, криминологические знания в профессиональной деятельности, выработать необходимые навыки проведения эмпирического криминологического исследования.

    В целом программа построена таким образом, чтобы студенты могли разобраться во всем самостоятельно, пользуясь лишь консультацией преподавателя.

 

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМАМ И СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ В (ЧАС)

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план

Заочная форма обучения

 

 

№ п/п

 

 

Тема дисциплины

Срок обучения

4 года 6 месяцев

(030900.62)

3 года 6 месяцев

(030900.62)

Количество часов на изучение

всего

в том числе

всего

в том числе

лекции семинарские СРС лекции  семинарские СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Понятие, предмет и система криминологии. Взаимосвязь с другими науками 4     3 4     3
2 Методы криминологических исследований 4     3 4     3
3 История развития криминологии в России 4     3 4     3
4 Преступность, её основные качественные и количественные характеристики 4 2 2 4 4 2 2 4
5 Личность преступника 4     3 4     3
6 Причины индивидуального преступного поведения 4     3 4     3
7 Криминологическая виктимология 4     3 4     3
8 Причины и условия преступности. Основные концепции причин преступности 4 2 2 3 4 2 2 3
9 Предупреждение преступности 4     3 4     3
10 Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности 4     3 4     3
11 Преступность несовершеннолетних и её предупреждение. Женская преступность 4     3 4     3
12 Насильственная преступность и её предупреждение 4     3 4     3
13 Терроризм и его предупреждение 4     3 4     3
14 Организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение 4     3 4     3
15 Криминологическая характеристика рецидивной преступности 4     3 4     3
16 Криминологическая характеристика профессиональной преступности 2     3 2     3
17 Криминологическая характеристика наркопреступности 2     3 2     3
18 Экономические преступления и их предупреждение 2     3 2     3
19 Взяточничество и его предупреждение 2     3 2     3
20 Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение 2     3 2     3
21 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 2     3 2     3
  ИТОГО 72 4 4 64 72 4 4 64

Заочная форма обучения

 

 

№ п/п

 

 

Тема дисциплины

Срок обучения

6 лет (030901.65)

4 года

(030901.65)

Количество часов на изучение

всего

в том числе

всего

в том числе

лекции семинарские СРС лекции  семинарские СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Понятие, предмет и система криминологии. Взаимосвязь с другими науками 4     2 6     6
2 Методы криминологических исследований 4     4 6     6
3 История развития криминологии в России 4     4 6     6
4 Преступность, её основные качественные и количественные характеристики 4 2 2 4 6 2 2 6
5 Личность преступника 4     4 6     6
6 Причины индивидуального преступного поведения 4     4 6     6
7 Криминологическая виктимология 4     4 6     6
8 Причины и условия преступности. Основные концепции причин преступности 4 2 2 4 6 2 2 6
9 Предупреждение преступности 4     4 6     6
10 Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности 4     4 6     6
11 Преступность несовершеннолетних и её предупреждение. Женская преступность 4     4 6     6
12 Насильственная преступность и её предупреждение 4     2 6     4
13 Терроризм и его предупреждение 4     2 6     4
14 Организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение 4     2 6     4
15 Криминологическая характеристика рецидивной преступности 4     2 6     4
16 Криминологическая характеристика профессиональной преступности 2     2 2     2
17 Криминологическая характеристика наркопреступности 2     2 2     2
18 Экономические преступления и их предупреждение 2   2 2 2     2
19 Взяточничество и его предупреждение 2     2 4     4
20 Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение 2     2 4     4
21 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 2     2 4     4
  ИТОГО 72 4 6 62 108 4 4 100

Заочная форма обучения

 

 

№ п/п

 

 

Тема дисциплины

6 лет

(031001.65)

4 года

(031001.65)

Количество часов на изучение

всего

в том числе

всего

в том числе

лекции семинарские СРС лекции  семинарские СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Понятие, предмет и система криминологии. Взаимосвязь с другими науками 6     4 6     4
2 Методы криминологических исследований 6     4 6     4
3 История развития криминологии в России 6     4 6     4
4 Преступность, её основные качественные и количественные характеристики 6 2 2 4 6 2 2 4
5 Личность преступника 6     4 6     4
6 Причины индивидуального преступного поведения 6     4 6     4
7 Криминологическая виктимология 6     4 6     4
8 Причины и условия преступности. Основные концепции причин преступности 6 2 2 4 6 2 2 4
9 Предупреждение преступности 6     4 6     4
10 Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности 6     4 6     4
11 Преступность несовершеннолетних и её предупреждение. Женская преступность 6     4 6     4
12 Насильственная преступность и её предупреждение 6     4 6     4
13 Терроризм и его предупреждение 6     4 6     4
14 Организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение 6     4 6     4
15 Криминологическая характеристика рецидивной преступности 6     4 6     6
16 Криминологическая характеристика профессиональной преступности 2 2 2 6 2     6
17 Криминологическая характеристика наркопреступности 2     6 2     6
18 Экономические преступления и их предупреждение 2     6 2     6
19 Взяточничество и его предупреждение 4   2 6 4   2 6
20 Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение 4     6 4     6
21 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 4     4 4     6
  ИТОГО 108 6 8 94 108 4 6 98

3.2. Разделы дисциплины

 

Раздел 1. Общая часть криминологии.

Раздел 2. Особенная часть криминологии.

 

3.3. Темы и их краткое содержание

 




ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задание 1

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1. Понятие и предмет криминологии. Соотношение со смежными дисциплинами. Новые направления криминологии. Система дисциплины «Криминология». Задачи криминологии.

2. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности.

3. Понятие, состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних.

Задача:

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ, руководствуясь современными криминологическими теориями.

Задание 2

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Общая характеристика методики криминологических исследований. Социологические и психологические методы криминологических исследований. Статистические и математические методы в криминологии. Организация криминологических исследований.

2. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности.

3. Состояние и основные тенденции насильственной преступности. Характеристика личности насильственного преступника.

Задача:

Что такое структура личности преступника и в чем заключается её криминологическая значимость. Определите, какие из перечисленных ниже признаков соответствуют указанным в таблице характеристикам? Внесите в нее цифровые обозначения признаков:

1. посещение притонов;

2. возможность совершения нового преступления;

3. проживание в сельской местности;

4. незнание норм уголовного закона;

5. совершение корыстного преступления;

6. стяжательство;

7. предыдущая судимость;

8. презрение к окружающим;

9. участие в азартных играх;

10. циничное отношение к женщине;

11. неумение сдержать свою импульсивность;

12. хорошие отношения в семье;

13. высокая производственная квалификация;

14 потребление спиртных напитков, наркотиков.

 

Задание 3

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие преступности, ее признаки. Соотношение преступности и преступлений. Состояние и уровень преступности (ее коэффициенты). Структура преступности. Динамика преступности и ее основные показатели (понятие, порядок вычисления). Социальные и правовые факторы, влияющие на динамику преступности. География преступности, ее региональные особенности.

2. Социальные отклонения и преступность

3.Понятие и виды рецидивной преступности.

Задача:

В городе "А" в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 4

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Латентность преступности. Методы оценки латентности преступности. Соотношение латентной и зарегистрированной частей преступности. Виды латентной преступности.

2.Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление. Роль психопатических изменений в личности преступника.

3.Понятие, признаки профессиональной преступности.

Задача:

В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 5

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности. Классификация причин и условий преступности.

2.Понятие терроризма и основные признаки. Виды терроризма.

3.Понятие коррупции по международном и российскому уголовному праву.

Задача:

В чем заключается специфика механизма действия глобальных факторов преступности? Охарактеризуйте войны, локальные вооруженные конфликты, миграционные процессы как глобальные факторы преступности.

Задание 6

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие, методы, значение виктимологии. Виктимность и ее классификация. Виды криминогенности виктимных личностей.

2.Причины и условия, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в России.

3.Личность профессионального преступника. Основные классификации профессиональных преступников.

Задача:

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.

Что такое криминологический рецидив и как он соотносится с уголовно – правовым пониманием рецидива?

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.

Рецидив

1. Общий; 2). Однократный; 3) Фактический; 4) Специальный; 5) Многократный; 6) Легальный; 7) Пенитенциарный.

Задание 7

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие и виды, сроки и методы криминологического прогнозирования. Понятие и виды криминологического планирования.

2.Международное сотрудничество по проблеме противоборства коррупции. Конвенции ООН и Совета Европы о борьбе с коррупцией, их общая характеристика и значение.

3.Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений.

Задача:

В городе "А" в течение года зарегистрировано 910 преступлений. Его население - 310 тыс. человек. В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 540 преступлений. Население здесь составляет 420 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

 

Задание 8

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.

2.Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления.

3.Понятие и криминологическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности.

Задача:

В городе "С" зарегистрировано 2 тыс., ранее судимых лиц. Его население - 1050 тыс. человек. В городе "Д" зарегистрировано 800 лиц, ранее судимых лиц. Население этого города составляет 790 тыс. человек.

Вычислите коэффициент судимости для каждого города и определите, в каком из них он выше.

Задание 9

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.

2.Понятие групповой и организованной преступности. Признаки организованной преступности, направления ее деятельности.

3.Причины и условия взяточничества. Предупреждение взяточничества.

Задача:

Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?

Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана - вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.

Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность - уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево - надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может - делает свой "бизнес". Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.

Задание 10

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление. Роль психопатических изменений в личности преступника. Типология лиц, совершивших преступления.

2.Классификация причин и условий преступности.

3.Личность профессионального преступника. Основные классификации профессиональных преступников.

Задача:

Что такое криминологическое исследование?

В программе конкретного криминологического исследования принято выделять две основные части: методическую и процедурную.

В чем сущность каждой части программы?

Какие из перечисленных ниже понятий включает методическая часть, а какие процедурная:

а) определение проблемы;

б) выделение объекта и предмета исследования;

в) формулирование гипотез;

г) составление принципиального плана исследования;

д) характеристика задач исследования;

е) описание методов и техники сбора данных;

ж) уточнение понятий;

з) описание способов обработки и анализа данных;

и) предварительное описание объекта.

 

Задание 11

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие преступности, ее признаки. Соотношение преступности и преступлений.

2. Нравственное и культурное состояние общества и преступность.

3.Особенности современного терроризма, террориста. Профилактика терроризма.

Задача:

При изучении контингента лиц, совершивших преступления, было решено провести их классификацию (типологий). Какие из приведенных ниже возможных классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие к иным (уголовно-правовым, исправительно-правовым):

1. Воры, грабители, мошенники, расхитители, вымогатели, клеветники, хулиганы, насильники, убийцы и т. д.;

2. Лица, совершившие преступление впервые, повторно, опасные рецидивисты, особо опасные и т. д.;

3. случайные преступники, ситуационные, неустойчивые, злостные, особо опасные и т. д.;

4. Глобальный преступный тип, предкриминальный;

5. Совершивший преступление с политической мотивацией, с корыстной, агрессивно-насильственной и т. д.

Задание 12

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Классификация мер предупреждения преступности. Объекты предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности.

2.Типичные признаки личности участников преступных сообществ. Их классификация.

3. Криминологическая характеристика женской преступности. Причины и условия женской преступности.

Задача:

В чем выразилось влияние идей З. Фрейда на развитие криминологии в первой половине 20 века. Охарактеризуйте психоаналитическую концепцию причин преступности.

Задание 13

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления.

2. Социальные отклонения и преступность.

3. Криминологическая характеристика корыстной преступности (против собственности). Причины и условия корыстной преступности.

Задача:

Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения. Проведите виктимологический анализ.

Суржиков служил в армии десантником. Там у него все получалось. А как он был счастлив, когда сбылась его мечта - дембель! Но радостным был только путь домой. Как-то не получалось у него вписаться в новую жизнь. Не умел он суетиться, шустрить, покупать, перепродавать, обманывать, навариваться. Перебивался кое-как. Когда мать умерла, стал сдавать квартиру азербайджанцу - тот торговал на рынке.

Суржиков спивался и как-то терял себя. Один раз он избил своего квартиранта, отобрал у него деньги, пропил. Потом извинялся. Плакал. Тот простил. Ну не идет жизнь, и все. Не попадает в колею. Шарахает Суржикова, словно по ухабам. Вечером он допил водку, остававшуюся в бутылке, решил пойти погулять. Настроение было хуже некуда. Зачем он взял с собой нож, он сейчас сказать не может. Честно говоря, было какое-то смутное желание кого-нибудь прирезать. Не кого-то конкретно, а так, вообще.

Возле школы (там было безлюдно) ему встретился мужчина: "Закурить нет?" Суржиков достал пачку сигарет, протянул. Мужчина был намного здоровее Суржикова. Он достал сигарету, закурил, нагло посмотрел на него и положил чужую пачку сигарет в свой карман. Он успел сделать всего полшага. Суржиков буквально изрешетил ему спину - 15 ножевых ранений.

Задание 14

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Криминологическая характеристика лица, совершившего преступление (социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические признаки).

2.Роль конкретной жизненной ситуации в формировании и реализации мотивации совершения преступления.

3.Личность субъектов взяточничества и их градация по степени общественной опасности. Типология взяточников. Причины и условия взяточничества.

Задача:

Дайте характеристику основным подходам к понятию личности преступника в криминологии (с точки зрения антропологического, классического, социологического и теологического направлений).

Задание 15

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие и предмет криминологии. Соотношение со смежными дисциплинами. Новые направления криминологии. Система дисциплины «Криминология». Задачи криминологии.

2.Латентность преступности. Методы оценки латентности преступности. Соотношение латентной и зарегистрированной частей преступности. Виды латентной преступности.

3.Особенности криминологической характеристики личности субъектов преступного наркотизма и их типология.

Задача:

Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Охарактеризуйте современное состояние антропологической школы.

 

Задание 16

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Правовая основа деятельности по предупреждению преступности. Классификация мер предупреждения преступности

2.Состояние и основные тенденции насильственной преступности. Характеристика личности насильственного преступника.

3.Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений.

Задача:

В криминологическом исследовании используются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. Укажите, какие из перечисленных признаков характерны для анкетирования, а какие - для интервьюирования:

а) анонимность;

б) возможность внешних подсказок;

в) возможность разъяснения вопроса;

г) меньшая затрата времени и средств;

д) вероятность отказа от ответа.

Как происходит отбор и подготовка корреспондента к опросу? Какие задачи решает установление процедуры анкетного опроса?

 

Задание 17

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.

2.Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления.

3. Сравнительное состояние преступности в индустриально развитых капиталистических странах.

Задача:

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:

общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакции на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?

Задание 18

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.

2.Причины и условия, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в России.

3.Международные криминолого-профилактические конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, незаконной миграцией и торговлей людьми.

Задача:

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ, руководствуясь современными криминологическими теориями.

Задание 19

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие преступности, ее признаки. Соотношение преступности и преступлений.

2.Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление. Роль психопатических изменений в личности преступника.

3.Уровень, структура и динамика преступности в США, Франции, ФРГ и Японии в конце XX и начале XXI в.

Задача:

В городе "А" в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 20

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Динамика преступности и ее основные показатели (понятие, порядок вычисления). Социальные и правовые факторы, влияющие на динамику преступности.

2.Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления.

3.Понятие и виды рецидивной преступности.

Задача:

В чем заключается специфика механизма действия глобальных факторов преступности. Охарактеризуйте войны, локальные вооруженные конфликты, миграционные процессы как глобальные факторы преступности.

Задание 21

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Общая характеристика методики криминологических исследований. Социологические и психологические методы криминологических исследований. Статистические и математические методы в криминологии.

2.Понятие групповой и организованной преступности. Признаки организованной преступности, направления ее деятельности.

3.Сравнительное состояние преступности в индустриально развитых капиталистических странах.

Задача:

В городе "А" в течение года зарегистрировано 910 преступлений. Его население - 310 тыс. человек.В городе "Б" за этот же период зарегистрировано 540 преступлений. Население здесь составляет 420 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

В городе "С" зарегистрировано 2 тыс., ранее судимых лиц. Его население - 1050 тыс. человек. В городе "Д" зарегистрировано 800 лиц, ранее судимых лиц. Население этого города составляет 790 тыс. человек.

Вычислите коэффициент судимости для каждого города и определите, в каком из них он выше.

Задание 22

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Латентность преступности. Методы оценки латентности преступности. Соотношение латентной и зарегистрированной частей преступности. Виды латентной преступности.

2.Понятие виктимности и виктимизации. Виды криминогенности. Классификация виктимных личностей.

3. Понятие, состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних.

Задача:

Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?

Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана - вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.

Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность - уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево - надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может - делает свой "бизнес". Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.

Задание 23

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.

2.Состояние и основные тенденции насильственной преступности. Характеристика личности насильственного преступника.

3.Международное сотрудничество по проблеме противоборства коррупции. Конвенции ООН и Совета Европы о борьбе с коррупцией, их общая характеристика и значение.

Задача:

При изучении контингента лиц, совершивших преступления, было решено провести их классификацию (типологий). Какие из приведенных ниже возможных классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие к иным (уголовно-правовым, исправительно-правовым):

1. Воры, грабители, мошенники, расхитители, вымогатели, клеветники, хулиганы, насильники, убийцы и т. д.;

2. Лица, совершившие преступление впервые, повторно, опасные рецидивисты, особо опасные и т. д.;

3. случайные преступники, ситуационные, неустойчивые, злостные, особо опасные и т. д.;

4. Глобальный преступный тип, предкриминальный;

5. Совершивший преступление с политической мотивацией, с корыстной, агрессивно-насильственной и т. д.

Задание 24

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие и виды, сроки и методы криминологического прогнозирования. Понятие и виды криминологического планирования.

2.Понятие коррупции по международном и российскому уголовному праву.

3.Уровень, структура и динамика преступности в США, Франции, ФРГ и Японии в конце XX и начале XXI в.

Задача:

Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения. Проведите виктимологический анализ.

Суржиков служил в армии десантником. Там у него все получалось. А как он был счастлив, когда сбылась его мечта - дембель! Но радостным был только путь домой. Как-то не получалось у него вписаться в новую жизнь. Не умел он суетиться, шустрить, покупать, перепродавать, обманывать, навариваться. Перебивался кое-как. Когда мать умерла, стал сдавать квартиру азербайджанцу - тот торговал на рынке.

Суржиков спивался и как-то терял себя. Один раз он избил своего квартиранта, отобрал у него деньги, пропил. Потом извинялся. Плакал. Тот простил. Ну не идет жизнь, и все. Не попадает в колею. Шарахает Суржикова, словно по ухабам. Вечером он допил водку, остававшуюся в бутылке, решил пойти погулять. Настроение было хуже некуда. Зачем он взял с собой нож, он сейчас сказать не может. Честно говоря, было какое-то смутное желание кого-нибудь прирезать. Не кого-то конкретно, а так, вообще.

Возле школы (там было безлюдно) ему встретился мужчина: "Закурить нет?" Суржиков достал пачку сигарет, протянул. Мужчина был намного здоровее Суржикова. Он достал сигарету, закурил, нагло посмотрел на него и положил чужую пачку сигарет в свой карман. Он успел сделать всего полшага. Суржиков буквально изрешетил ему спину - 15 ножевых ранений.

Задание 25

Письменно ответить на вопросы и решить задачу:

1.Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.

2.Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. Значение изучения причин преступности.

3.Понятие терроризма и основные признаки. Виды терроризма.

Задача:

Охарактеризуйте особенности транснациональной преступности. Проведите сравнительный анализ следующих транснациональных преступных организаций: якудза и сицилийская мафия.



ЗАДАНИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

В таблице приведены литературные источники и нормативно-правовые акты, которые студенты могут использовать для самостоятельной работы по темам дисциплины «Криминология».

 

  № п/п Тема дисциплины Источники, рекомендуемые для самостоятельной работы
1 Понятие, предмет и система криминологии. Взаимосвязь с другими науками 1-3, 69
2 Методы криминологических исследований 1-3, 68, 69
3 История развития криминологии в России 1-3, 50
4 Преступность, её основные качественные и количественные показатели 1-3, 51, 52
5 Личность преступника 1-3, 44, 63, 72
6 Причины индивидуального преступного поведения 1-3, 63, 69
7 Криминологическая виктимология 1-3, 65
8 Причины преступности. Основные концепции причин преступности 1-3, 63, 65, 72
9 Предупреждение преступности 1-3, 34, 35, 54, 70
10 Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности 1-3, 68
11 Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних лиц. 1-3, 6, 7, 19, 23, 33, 37, 41, 74
12 Насильственная преступность и её предупреждение 1-3, 73, 74
13 Терроризм 1-3, 8, 12, 13, 15, 18, 29, 31, 32, 37, 39, 55, 57, 58,
14 Организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение 1-3, 10, 20, 22, 45, 48, 60
15 Криминологическая характеристика рецидивной преступности 1-3, 69
16 Криминологическая характеристика профессиональной преступности 1-3, 16, 26, 30, 56, 61, 62
17 Криминологическая характеристика наркопреступности 1-3, 4, 5, 36, 71
18 Криминологическая характеристика преступности экономической направленности 1-3, 14, 17, 21, 38, 42, 49
19 Взяточничество 1-3, 9, 11, 24, 25, 27, 28, 40, 43, 46, 47, 53, 59, 60, 63, 64, 66
20 Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение 1-3, 69, 72
21 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 1-3, 67, 75

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7.1. Основная литература

1. Криминология: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: Изд. «Проспект», 2009.-327 с.

2. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2009.-800 с. (ЭБС znanium.com)

3. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Долговой. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 1008 с. (ЭБС znanium.com)

 

Нормативные документы

4. Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., М., 2002.

5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988г.

6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (10 декабря 1985 г.).

7. Конвенция ООН о правах ребенка от 26 января 1990 г. (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1).

8. Конвенция Совета Европы о пресечении терроризма ЕТS № 90 - Страсбург, 27 января 1977 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ).

9. Конвенция ООН против коррупции (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 58/422 от 31 октября 2003 г. В силу не вступила. Подписана Российской Федерацией 9 декабря 2003 г., не ратифицирована).

10. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ).

11. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТS № 173. — г. Страсбург, 27 ноября 1999 г. Вступила в силу 1 июля 2002 г. Подписана Российской Федерацией 27 января 1999 г., не ратифицирована).

12. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (15 декабря 1997 г.). Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон № 19-ФЗ от 13 февраля 2000 г.)

13. Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (17 декабря 1979 г.).

14. Международная Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (заключена в г. Женеве 20 апреля 1929 г.)

15. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ).

16. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.).

17. Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ЕТS № 141, Страсбург, 8 ноября 1990 г.). Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 10 января 2001 г. № 3-ФЗ).

18. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ).

19. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.).

20. Межгосударственная программа совместных действий борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 г. Утверждена решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г.

21. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы, 30 октября 2000 г.).

22. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства»

23. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы, 1990 г.).

24. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г.).

25. Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных компаний (Приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.).

26. Модельный кодекс поведения для государственных служа­щих (принят Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 г.).

27. Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» (принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.).

28. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят на XIII пленарном заседании МПА СНГ 3 апреля 1999 г.).

29. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

30. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

31. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

32. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

33. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

34. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

35. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202—1 «О прокуратуре Российской Федерации».

36. Указ Президента от 9 июня 2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»

37. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

38. Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики».

39. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

40. Указ Президента от 13 апреля 2010 года № 46 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»

41. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 822 «Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних».

42. Постановление Правительства РФ от 24 января 1995 г. № 78 «О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации».

 

7.3. Дополнительная литература

43. Антикоррупционная политика: учеб. пособие / под ред. Г. А. Сатарова. М.: Юристъ, 2004.

44. Антонян, Ю. М.., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб.: Альфа, 2004.

45. Аслаханов, А. О российской мафии без сенсаций (размышления генерал-майора милиции). / А. Аслаханов. - СПб., 2004.

46. Астанин, В.В. Борьба с коррупцией в контексте принципа равенства граждан перед законом. / В.В. Астанин. // Рос. юрид. журн. 2008. № 2.

47. Астанин, В.В. Проблемы определения коррупционных проявлений всовременном российском законодательстве. / В.В. Астанин. // Рос. юрид. журн. 2008. № 4.

48. Баранник, И. Н. Транснациональная организованная преступность и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона в борьбе с ней. / И.Н. Баранник. - М.,2007.

49. Баранов, В.М. Теневое право. / В.М. Баранов. - Н. Новгород, 2002.

50. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях. / Ч. Беккариа. - М.: Наука, 2004. (Библиотека криминолога).

51. Гладких, В. И., Кобец, П. Н. Преступность и ее предупреждение в субъектах Центрального федерального округа. / В.И. Гладких, П.Н. Кобец. - М.: Юристъ, 2004.

52. Голик, Ю.В. , Коробеев, А.И. Преступность – планетарная проблема. / Ю.В. Голик, А.И. Коробеев. - СПб., 2006.

53. Голик, Ю. В. Карасев, В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. / Ю.В. Голик, В.И. Карасев. - СПб., 2005.

54. Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений: метод. пособие / под ред. А.И. Алексеева. - М.: Юрлитинформ, 2004.

55. Дикаев, С.У. Терроризм и преступления террористического характера (опыт системного анализа). / С.У. Дикаев. - СПб.: Альфа, 2004.

56. Думанская, Е.И. Мотивация и мотив преступления: криминологический и уголовно-правовой аспекты. / Е.И. Думанская. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010.

57. Ефимова, Е.С. Современная тюрьма: быт, традиции и фольклор. / Е.С. Ефимова. - М., 2004.

58. Кабанов, П.А. Террор как универсальное средство решения политических и экономических проблем: понятие, сущность, закономерности развития и неко­торые меры сдерживания: лекция.. / П.А. Кабанов. - Нижнекамск, 2004.

59. Кабанов, П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение. / П.А. Кабанов. - Казань, 2004.

60. Кирпичников, А. И. Российская коррупция. / А.И. Кирпичников. - СПб., 2004.

61. Корецкий, Д. А., Солоницкая, Э. В. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупрждение. / Д.А. Корецкий, Э.В. Солоницкая. - СПб., 2006.

62. Корецкий, Д. А., Тулегенов ,В. В. Криминальная субкультура и ее критминологическое значение. / Д.А. Корецкий, В.В. Тулегенов. - СПб., 2006.

63. Кочин, А.А., Харламов, В.С. Детерминация криминального насилия в семье. / А.А. Кочин, В.С. Харламов. - М., 2004.

64. Крамаренко, А.В. Актуальные проблемы государства. Коррупция. / А.В. Крамаренко // Эволюция российского права. Екатеринбург, 2008.

65. Ломброзо, Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М., 2004. (Библиотека криминолога).

66. Лысков, А. Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты. / А.Г. Лысков // Рос. юрид. журн. 2008. № 4.

67. Морозов, Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии. / Н.А. Морозов. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003.

68. Петровский, А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. / А.В. Петровский. - СПб., 2005.

69. Преступность в Российской Федерации в начале XXI века: состояние и пер­спективы / под общ. ред. С.И. Гирько. - М.: Юрлитинформ, 2004.

70. Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / под ред. А. И. Долговой. - М.: ИНФРА-НОРМА, 2004.

71. Романова, Л.И. Наркомания и наркотизм. / Л.И. Романова. - СПб., 2003.

72. Ферри, Э. Уголовная социология / сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М., ИНФРА, 2005. (Библиотека криминолога).

73. Шарапов, Р.Д. Уголовно-правовая характеристика психического насилия: учебное пособие. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005.

74. Шестаков, Д.А. Семейная криминология (криминофамилистика). - СПб., Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.

75. Шишков, С. М. Зарубежная криминология. - М.: Юридическая литература, 1997.

 

КРИМИНОЛОГИЯ

 

 

Программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения

направления

30900.62 Юриспруденция

Специальности

030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

Специальности

031001.65 Правоохранительная деятельность

 

 

Новосибирск 2013



Кафедра уголовного права, процесса и криминалистики

 

Криминология: программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направления 030900.62 Юриспруденция, специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность / [Сост. И.В. Розумань, канд. юрид. наук, О.В. Шмыгина, ст. препод.] – НОУ ВПО Центросоюза РФ «СибУПК». -  Новосибирск:, 2012.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.