Характеристика групп духовного целительства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Духовное целительство в западной культуре является символичес­кой формой целительства. Оно характерно для деятельности самых раз­ных групп, представляющих различные религиозные течения (Westley, 1983; Glik, 1988; McGuire, 1988). Ритуалы духовного целительства в современном американском обществе привлекают прежде всего тех людей, заболевания которых отражают стресс модернизации (Glik, 1986, 1988). Социализация в группах духовного целительства предполагает усвоение жесткой системы религиозных взглядов, которые, в свою оче­редь, определяют то, как индивид пытается достичь воображаемых или реальных изменений.

В г. Балтиморе, где проводилось данное исследование, широ­кое распространение получили харизматические религиозные груп­пы, исповедующие очень ригидную библейскую доктрину (Sneck, 1981) и «нью-эйдж» группы, исповедующие более либеральные, син­кретические доктрины (Ellwood, 1979, Levin and Corell, 1986). В це­лом христианские харизматические группы привлекают представи­телей рабочего и среднего класса, в то время как «нью-эйдж» груп­пы — представителей среднего и высшего среднего класса (Glik, 1986, 1988).

Ритуалы духовного целительства, как правило, происходят в ма­лых группах, формирующихся вокруг духовных лидеров или целите­лей, — тех лиц, которые обладают особым «даром» целительства. Ма­лые группы, в которых протекают подобные ритуалы, идет ли речь о молитвенных группах, собирающихся вне церковных церемоний, спе­циальных исцеляющих сеансах во время богослужения или сессиях «исцеляющих прикосновений», организуемых в светских местах, как правило, состоят из постоянных посетителей, которые прошли процесс поиска наиболее подходящей для себя группы духовного целительства и стали, наконец, ее ярыми приверженцами. Группы в немалой степени способствуют социальной идентификации и социализации их участни­ков благодаря наличию определенных групповых норм и моделей по­ведения. Члены таких групп, как правило, глубоко религиозны и пре­данны определенной системе взглядов на природу и процесс исцеле­ния (Glik, 1990a, 1990b).

- 118 -

Целители в этих группах воплощают героическую ролевую мо­дель. Сами зачастую имея опыт болезни, страдания или дистресса и достигнув состояния благополучия, такие целители воспринимаются членами группы как «особые люди». Духовные качества целителей рас­сматриваются как результат преодоления страданий и разного рода иных испытаний, воспринимаемых как средства проверки ими веры или пре­пятствия, которые необходимо преодолеть во имя спасения и достиже­ния состояния просветления. В контексте групп духовного целитель­ства харизматические лидеры, как правило, были ориентированы на развитие духовных качеств других членов группы и достижения ими исцеления, самореализации и успеха.

B практике изучения нами групп большое значение в плане сохра­нений? здоровья и исцеления придавалось индивидуальному выбору, силе разума иди веры в исцеление души и тела, следованию ритуальному поведению, а также оговоренным и зачастую традиционным нормам поведения, необходимым для достижения личных изменений. Участ­ники всех этих групп ждали изменений, чему способствовали частые заявления некоторых из них о достигнутом исцелении (Ness, 1980). Та­кие заявления не были исключительными событиями, а рассматрива­лись как вполне закономерное явление, характерное для таких групп. Большое количество респондентов в нашем исследовании заявляли, что исцеление действительно имело место в период его проведения.

Методы исследования

 

Участники групп духовного целительства наблюдались и опраши­вались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследова­ние отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за пери­од исследования трижды.

Критерии отбора

 

Обсервационные техники использовались с целью выявления и от­бора групп духовного целительства, расположенных в районе г. Балти­мора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены

- 119 -

встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами рес­понденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для про­хождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведе­ния исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) выш­ли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу.

Методы оценки

 

С целью определения состояния здоровья были использованы спе­циальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, пси­хического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спек­тре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии и сна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на ос­нове средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособ­ности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического за­болевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симп­томов болезни.

Два индикатора психического здоровья включали совокупный ин­декс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и ито­говый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis & Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на опре­деление психосоциального дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности.

С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс

- 120 -

поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям.

В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуа­лах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера коди­ровались на основе оценки их содержания.

Для того чтобы оценить возможные психодинамические измене­ния, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисова­ния манцал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррели­руют с определенными личностными свойствами и психическим со­стоянием респондентов (Di Lеo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Lеo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь оп­ределенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976).

Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психо­динамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпре­тация результатов тестирования построены на данном конструкте.

Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изобра­жением символов и подобрать к ним цветные карты.

Анализ результатов

 

Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респон­дентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического

- 121 -

и психического здоровья и состояния сознания? Для того чтобы оце­нить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988), — были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из рес­пондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независи­мо от идеологических, организационных и ритуальных различий меж­ду группами.

Результаты исследований

 

Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди рес­пондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выяв­лены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респон­дентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У опреде­ленного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные со­стояния.

Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ори­ентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показа­тель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третье­го интервью, отражающий общий уровень исцеления за период иссле­дования.

- 122 -

 

Таблица 1

Уровни исцеления в группе респондентов (N - 170)

 

  N %
Отсутствие исцеления (0) 13 8,1
Очень слабое исцеление (1) 10 6,3
Слабое исцеление (2) 22 13,7
Частичное исцеление (3) 44 27,5
Почти полное исцеление (4) 39 24,4
Полное исцеление (5) 32 20,0
Средний показатель = 2,96    

 

Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об от­сутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления.

Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в каче­стве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представ­ленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого бла­гополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то же время существенных различий в показателях психического здоро­вья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было.

- 123 -

 

Таблица 2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.