Декарт «Рассуждение о методе»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биография Рене Декарта

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ и ученый, заложивший фундамент новой эпохи в истории мысли: «Рене Декарт является героем, еще раз предпринявшим дело философствования, начавшим совершенно заново все с самого начала и создавшим снова ту почву, на которую она теперь впервые возвратилась после тысячелетия отречения от нее»[9]. Что же побудило Декарта отказаться от традиционного пути познания, основанного на некритическом следовании авторитетам, и, доверившись только собственному разуму, предпринять попытку радикального сомнения во всем существующем? Мысль о сомнительности собственного существования постоянно посещала юного Декарта, и это неудивительно: врачи, на глазах которых скончалась от болезни легких мать Декарта после родов своего третьего сына – Рене, не уставали на протяжении двух десятилетий предрекать столь же неожиданную смерть и ее сыну. Однако Декарт благодаря занятиям верховой ездой и фехтованием сумел преодолеть природную слабость тела и, подтверждая значение своего имени («вновь рожденный»), воплотил в жизнь свой философский девиз – «всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу (fortune), изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли»[10].

Еще одна причина, обусловившая смелый проект Картезия (так звучит фамилия Декарта по-латински: De’Cart → Cartesius), – это глубокая неудовлетворенность тем образованием, которое философ получил в иезуитском колледже Ля Флеш. Прославленный колледж был основан королем Генрихом IV и был предназначен для обучения французской аристократии. Декарт, будучи потомком знатного и богатого рода в Турени, имел законные основания учиться в королевской школе. Талантливый воспитанник колледжа был удостоен права участвовать в церемонии по захоронению сердца Генриха IV, которая состоялась в церкви замка 4 июня 1610 г.

Несмотря на то, что учителя колледжа в Ля Флеш оценивали Декарта как одного из лучших своих учеников, сам Декарт был иного мнения о ценности приобретенных им знаний: «казалось, своими стараниями в учении достиг лишь одного: все более и более убеждался в своем незнании»[11]. Будущий реформатор научного знания хотел создать философию согласно принципам математики, содержащим ясные и отчетливые критерии истины. В отличие от позиции скептиков, Картезий не отрицал возможность достоверного познания, а лишь использовал сомнение в качестве промежуточного этапа для достижения несомненной истины. В поисках незыблемых оснований своей философии Декарт предпочитал живое общение кабинетным умозрениям, активно изучая себя и «книгу мира» в течение шестнадцати лет: культуру различных стран, которые Декарт узнал как в годы военной службы, так и после ухода из армии. В результате напряженных интеллектуальных исканий Декарт находит точку опоры в собственном мышлении, утверждая аксиому «Я мыслю, следовательно, я существую» в качестве основополагающего принципа новой философии. Руководствуясь этой аксиомой, Декарт доказывает существование Бога и бессмертие души, а также обосновывает автономное существование субстанции мыслящей и субстанции протяженной.

Помимо философского развития, аксиома Декарта позволила ученому осуществить значимые открытия в науке: Декарт является создателем современной алгебры и аналитической геометрии, одним из основателей механики и автором «закона преломления света».

Гносеологическая позиция Декарта лежит в основе рационализма — учения, рассматривающего разум как основной источник познания. Открытие Декартом «естественного света разума» Гегель метафорически сравнил с возвращением путешественника на родину: «Здесь, можно сказать, мы очутились у себя дома и можем воскликнуть, подобно мореходу, долго носившемуся по бурному морю, “суша, суша!”»[12]. Всю жизнь движимый «стремлением к коренному самообновлению», Декарт пренебрегал «блеском и обязанностями светского положения» ради сосредоточенного самоисследования: «В этом постоянном стремлении к истине, в этой борьбе с интеллектуальным самообманом, в какой бы то ни было форме, Декарт был одним из бесстрашнейших и величайших мыслителей мира»[13].

I .Ответить на вопросы к тексту Декарта:

1) Почему, согласно Декарту, недостаточно обладать хорошим умом для добродетельной жизни? Каковы три критерия совершенства ума по Декарту?

2) Перечислите четыре правила метода, согласно Декарту.

3) Послушание в какой области предписывает Декарт, в определенном смысле уравновешивая свою дерзость в свержении всяких философских авторитетов?

4) Что, по убеждению французского мыслителя, находится в полной нашей власти?

5) Следует ли, согласно Декарту, сохранять в действиях такую же нерешительность, как и в суждениях, предваряющих обнаружение истины?

6) Перечислите три правила морали, которыми руководствовался Декарт.

7) Что для Декарта является источником наивысшего удовольствия, «приятнее и чище которого вряд ли можно получить в этой жизни»?

8) Чему Декарт посвятил всю свою жизнь?

9) Согласны ли Вы со следующим тезисом Декарта: «достаточно правильно судить, чтобы правильно поступать»? Ответ аргументируйте.

10)Чем метод сомнения Декарта отличается от пути скептиков?

11)В чем состоит первый принцип картезианской философии?

12)При помощи каких двух аксиом Декарт опровергает положение о том, будто идея Бога может возникнуть из ничего?

13)Признает ли Декарт отличие между телесной и разумной природой?

14)Как Декарт опровергает следующее утверждение: «не может быть ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»?

15)Разделяет ли Декарт мнения философов, считающих, что «трудно познать Бога и уразуметь, что такое душа»?

16)Как Декарт отвечает на вопрос: «Что такое я сам?»?

17)Что отличает человека от других природных существ?

18) Обладают ли животные разумной душой?

19)Как Декарт доказывает идею бессмертия души?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.