В прошлом, да и в настоящем, люди, начинающие изучать экономику, обычно хотят знать краткое определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывает недостатка в предложении.
Слово экономика складывается из двух слов греческого происхождения: «йокос» - дом, «номос» - закон, то есть дословно закон ведения домашнего хозяйства.
Изначально термин «экономика» рассматривался в двух значениях:
1)народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы;
2)научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей народного хозяйства страны или отдельных регионов, а также отдельных секторов и некоторых условий и элементов производства.
Экономика – это совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе производства материальных благ.
Туризм – отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации, которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах.
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в процессе производства, формирования обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Главная забота экономики – эффективность. Эффективность означает отсутствие потерь. Экономика функционирует эффективно в том случае, если мы не можем увеличить производство одного продукта (услуги), не снижая производство другого, т.е. экономика находится на границе производственных возможностей.
Для ознакомления с предметом можно дать следующую характеристику:
Экономика – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления индивидов и групп общества. При этом любое общество сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:
Что – какие товары должны быть произведены и в каком количестве? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот?
Как эти продукты надо произвести? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? Ремесленное или массовое производство? На крупных корпорациях или на государственных фирмах?
Для кого производим продукт? Иначе говоря, как национальный продукт разделить между отдельными индивидами и семьями? Должны ли мы иметь общество, в котором мало богатых и много бедных? Или такое, в котором доля продуктов у всех одинакова? Приоритет мускулам или интеллекту?
Эти три проблемы одинаковы для всех систем. Однако не существует однозначного или общепризнанного решения проблемы экономики. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями используют разные способы достижения эффективности использования своих ресурсов.
В сложившихся на сегодняшний день условиях экономика туризма рассматривает туризм как сложный социально -экономический организм с множеством собственников и субъектов деятельности, хотя дискуссия о том, является ли туризм отраслью хозяйства или межотраслевым комплексом, продолжается до сих пор.
Деятельность этого сложного социально –экономического организма в свою очередь оказывает существенное влияние на функционирование:
Ø отдельных экономических субъектов (микроэкономика);
Ø национальной экономики в целом (макроэкономика);
Ø определенных подсистем национальной экономики или
Ø отраслей народного хозяйства (мезоэкономика);
Ø мировой экономики в целом (метаэкономика).
Современное развитие туризма и производство туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально –техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.
В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., то есть в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день [4, с. 63].
На основе взаимодействия различных отраслей и возникает туристский комплекс функциональная многоотраслевая система, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного турпро дукта и сопряженных с ним отраслей экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.
Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют (или могут участвовать) в функционировании туристского комплекса, несмотря на то что вычленить туристскую составляющую и провести четкую его границу инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. В документах Всемирной туристской организации отмечается, что когда учитывается косвенное воздействие туризма, только одна отрасль оборонная не испытывает никакого влияния. Однако и это утверждение оспаривается (например, Ю. В.Темным и Л.Р.Темной).
К экономическим функциям туризма, в первую очередь относятся экономические выгоды, которые он предоставляет. Туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры – гостиниц, ресторанов, предприятий торговли и тому подобное. Он предопределяет увеличение доходной части бюджета за счѐт налогов, которые могут быть прямыми (плата за визу, таможенную пошлину) или непрямыми (увеличение заработной платы рабочих вызывает увеличение сумм подоходного налога, что платится ими в бюджет). Кроме этого, как отмечалось выше, туризм имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций. Не менее важной экономической функцией туризма является диверсификации экономики, образовывая отрасли, которые обслуживают индустрию туризма, обеспечивает рост доходов населения и повышения уровня благосостояния нации.
Также влияние туризма на экономическое развитие оказывается в повышении деловой активности и расширении производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счёт иностранных и местных экскурсантов. С экономической точки зрения привлекательность туризма как отрасли, что предоставляет услуги, заключается в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертированной валюте. Во многих странах туризм входит в первую тройку ведущих отраслей государства, развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение, поскольку он:
‒ увеличивает местные доходы;
‒ создает новые рабочие места;
‒ развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг;
‒ развивает социальную и производственную инфраструктуры в туристических центрах;
‒ активизирует деятельность народных промыслов и развитие культуры и способствует им;
‒ обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
‒ увеличивает валютные поступления [2, с. 77].
Актуальными вопросами экономики туризма являются следующие:
‒ объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
‒ содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
‒ экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;
‒ экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
‒ экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;
‒ специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;
‒ экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.
Экономика туризма также имеет два уровня:
‒ экономика туризма как межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
‒ экономика хозяйствующего субъекта (туристского предприятия, фирмы).
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в период производства, формирования, обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Различия в целях путешествий и способах их организации привели к появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, мотели, пансионаты, дома отдыха и другие) и к специализации туристских учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и др. особенности клиентуры [3, с. 201].
Материально-техническая база туризма с экономической точки зрения представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты и иные средства туристского размещения, внутри-маршрутный транспорт, специальные отделения связи, бюро обмена валюты и другие, обслуживающие только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, культурнозрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное население и туристов, ставших временными жителями данной местности).
Туризм характеризуется системой показателей которые в различных странах варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей:
а) характеризующие развитость материально-технической базы туризма – количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности);
б) объѐм обслуживания – количество туристов, посетивших конкретную местность, город, страну;
в) продолжительность пребывания туристов в определённой местности, стране;
г) объём туристских услуг – суммарные денежные поступления от туристов, поступления в расчѐте на душу населения;
д) данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики, – количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех поступлений от населения (суммы продаж).
Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных туристов – актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки – пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным туризмом, выезд собственных граждан за рубеж – экономический пассивным туризмом), доля поступлений от иностранного туризма в платѐжном балансе страны и другие.
Во многих странах мира туризм является одной из наиболее приоритетных отраслей, взнос в валовой национальный доход которых составляет 20-45 %, а поступление от иностранного туризма является основным источником получения валюты. Следовательно, отрасль туризма не только приносит значительную часть прибыли в бюджет туристических-развитых государств, но и является чрезвычайно перспективной и несомненно может стать одним из главных источников поступлений в госбюджет других стран.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.
Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Индустрия туризма должна рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Отрасль экономики это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.
Любая отрасль состоит в свою очередь из большого количества взаимосвязанных подотраслей и производств.
Под структурой отрасли понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Структура отдельной крупной отрасли страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых можно назвать:
• научно-технический прогресс;
• планируемые темпы развития всей отрасли и ее отдельных подотраслей;
• концентрацию, специализацию, кооперирование и комбинирование производства;
• рост материального благосостояния и культурного уровня населения;
• общественно-исторические условия, в которых происходит развитие отрасли;
• международное разделение труда;
• укрепление позиций страны на мировом рынке.
Прогрессивность отраслевой структуры характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 530.