Донецкой Народной Республики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Донецкой Народной Республики

Государственная организация высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

 

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса

 

Кафедра туризма

 

 

Е.А. Рославцева

 

ЭКОНОМИКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

Конспект лекций

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 43.03.02 «Туризмоведение»

(электронный ресурс)

 

Донецк - 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ




ТЕМА 1. МЕСТО ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ

1.1. Туризм как отрасль экономики

1.2. Условия формирования отрасли туризма

1.3. Условия функционирования отрасли туризма

ТЕМА 2 СТРУКТУРА ОТРАСЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННО -

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

2.1. Экономическая сущность результата деятельности отрасли

2.2. Специализация и кооперация в отрасли

2.3. Концентрация производства в туризме

2.4. Территориальное размещение предприятий отрасли

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИЗМЕ

3.1. Спрос в туризме

3.2. Поведение потребителя комплексной туристской услуги

3.3. Детерминанты туристского спроса

3.4. Статистика международного и внутреннего туризма

ГЛАВА 4 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА

4.1. Туристская дестинация

4.2. Социально-культурное и экологическое воздействие туризма

4.3. Воздействие туризма на национальную экономику

4.4. Планирование развития отрасли туризма

ТЕМА 5 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

5.1. Ресурсы отрасли туризма

5.2. Эффективность использования туристских ресурсов

5.3. Инвестиционные планы и программы развития туризма

5.4. Основные принципы обеспечения устойчивого функционирования и развития отрасли

ТЕМА 6. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

6.1. Цена как элемент рынка.                                                                    

6.2. Основные ценообразующие факторы.

6.3. Инфляция и динамика цен.

6.4. Взаимосвязь цен с денежно–кредитной и налоговой системами.

ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

7.1. Сущность и задачи ценообразования в туристической индустрии

7.2. Сущность категорий «цена» и «ценообразование».

7.3. Принципы и методология ценообразования

7.4. Методика ценообразования в туризме

ТЕМА 8. СИСТЕМА ЦЕН В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА

8.1. Понятие и характеристика системы цен.

8.2. Особенности ценообразования туристических услуг в рыночных условиях.

8.3 Виды цен и порядок их установления на услуги и продукцию предприятий туристического бизнеса.

 

ТЕМА 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

9.1. Механизм ценообразования в международном туризме.

Себестоимость в туризме

9.3.  Принципы ценообразования в туризме.

ТЕМА 10. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО  ПРОДУКТА.

Политика цен на туристические услуги.

Факторы формирования цены туристических услуг.

Структура цены туристического продукта.

Доходы и расходы в туристической деятельности.

10.5. Методы ценообразования в туристических фирмах.

Практические аспекты формирования цен на комплексное обслуживание.

 



ТЕМА 1. МЕСТО ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ

1.2. Туризм как отрасль экономики

1.2. Условия формирования отрасли туризма

1.3. Условия функционирования отрасли туризма

ТЕМА 2 СТРУКТУРА ОТРАСЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННО -

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

2.1. Экономическая сущность результата деятельности отрасли

2.2. Специализация и кооперация в отрасли

2.3. Концентрация производства в туризме

2.4. Территориальное размещение предприятий отрасли

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИЗМЕ

3.1. Спрос в туризме

3.2. Поведение потребителя комплексной туристской услуги

3.3. Детерминанты туристского спроса

3.4. Статистика международного и внутреннего туризма

Спрос в туризме

 

С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны (рис. 3.1). Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

Какие же параметры характеризуют структуру туристского спроса! Можно выделить три группы критериев:

1) географические;

2) социо-демографические;

3) психолого-поведенческие.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы:

• внутренний, въездной и выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;

• туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в зависимости от географической цели туристской поездки.

Приведем примерный перечень социо -демографических и психолого-поведенческих критериев сегментирования туристского спроса.

Социо -демографические критерии (характеристика) туриста: возраст; пол; профессия; профессия главы семьи; величина населенного пункта, где постоянно проживает и.т.д.

Психолого –поведенческие критерии (характеристика) туристского поведения: мотив поездки; психологический портрет туриста; сезонность; организация поездки (туроператор); форма поездки и т.д.

Приведем примеры сегментирования спроса по некоторым из приведенных критериев. По возрастному признаку различают, например, молодежный туризм и туризм «сениоров»; имеет свои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп от 30 до 45 лет, от 45 до 55 лет и т.д. Растущее значение приобретают женский туризм, профессиональный специализированный туризм (например, туры для банковских служащих, работников сельского хозяйства, различных отраслей промышленности и т.п.).

В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризм семей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный и этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристские поездки.

Спрос на туристские услуги претерпел за последние 30 лет значительные изменения, и на современном этапе тенденции в спросе таковы:

• переход от активного к пассивному отдыху;

• специализация и индивидуализация в спросе;

• экспансия выездного туризма;

• экологизация мышления потребителя;

• расщепление основного отпуска;

• интенсификация туристского отдыха.

Начиная с 1950 г. международный туризм показал себя «здоровым» и надежным видом экономики вопреки многим отрицательным факторам, таким как политическая и экономическая нестабильность во многих частях мира, усиление терроризма и т.д. Как правило, во время экономического спада спрос или оставался неизменным, или (вскоре после «выздоровления» экономики) возвращался на прежний уровень, однако этот процесс не распространялся равномерно между всеми туристскими центрами.

Многие из них исчезли из-за того, что становились немодными или не могли обеспечивать достаточную безопасность туристам. Начало 1980-х гг. ознаменовалось спадом в мировой экономике, который стал причиной сокращения международных путешествий вплоть до 1984 г. Этот и следующий (1985) год стали рекордно удачными для европейских туристских центров, однако авария на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также террористические акты ливийских экстремистов, ослабление американского доллара по сравнению с валютами других стран привели к сокращению туристских потоков в мире.

Во второй половине 1980-х гг. положение нормализовалось. В этот период некоторые страны Тихоокеанского бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд и Китай), а также страны Европы (Португалия и Турция) испытали бурный рост, а другие, наоборот, спад (например, некогда процветавший и славившийся своей индустрией туризма Ливан).

Девяностые годы также начались неблагоприятно для развития международного туризма: главную роль сыграла война в Ираке, названная «Буря в пустыне». Вскоре после начала войны были прекращены путешествия в этот регион, а также на восточное Средиземноморье и в Северную Африку, тем самым замедлив темпы роста международного туризма. Последующий экономический спад, охвативший многие индустриальные страны, еще больше усугубил положение.

Статистика ВТО показывает, что за 20 лет число международных туристов почти утроилось: со 160 млн . человек в 1970 г. до 460 млн. в 1990 г. Однако в 1991 г. международный туризм потерпел значительную неудачу, и рост прибытий туристов составил всего 1,5%. Очередной подъем наблюдался в 1992 г., когда рост прибытий составил 8 %. При этом общее число прибытий туристов в этом году составило 504 млн . человек, в 1993 г. 518 млн., а в 1994 г. 546 млн. человек.

Туристская дестинация

 

Туристская дестинация решающий элемент туристкой системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему.

Само слово «дестинация » в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980 -х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:

· наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

· наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);

· наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией);

 доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации);

вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.

Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта».

3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Та ким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3 4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Отвечая на вопрос о дестинации как элементе туристской системы, нужно упомянуть о типологии дестинации. Выделяют три типа дестинации.

Первый тип это крупные столичные города или приравненные к ним (столицы или города типа Санкт -Петербурга), которые привлекают туристов своими достопримечательностями (познавательный туризм), хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес -туризм, семинары, выставки).

Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления. Поэтому в крупных городах существуют исторические, административные, торговые, бизнес -центры и рекреационные зоны.

Второй тип делится на две подгруппы:

• центры целенаправленного развития туризма деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура (например, музей деревянного зодчества в Суздале). Для привлечения туристов отели строят на небольшом расстоянии от этих городов и деревень;

• притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке (например, академгородок под Новосибирском).

Третий тип это центры, специально построенные для туристов («Disneyland» в Калифорнии и во Франции; «Naturebornholm» на о. Борнхольм, Дания).

__ Немаловажно различать понятия «туристская дестинации» и «курорт». Туристская дестинация это более широкое понятие, чем курорт; это регион, который нас больше всего привлекает (например, для японца Западная Европа это «туристская дестинация», а Лазурный берег курорт; если же мы хотим посетить Кота-дель-Соль, то это место является курортом, так как мы прежде всего едем в Испанию, которая является дестинацией).

Важным является понятие «жизненный цикл» развития дестинации, продолжающийся в среднем не менее 20 25 лет.

Условно можно выделить восемь фаз развития туристской дестинации.

1. Дотуристская фаза на этой фазе привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма.

2. Рост численности туристов в этот период реагирует сектор бизнеса, т. е. красота нетронутой природы и культура дестинации начинают привлекать туристов, в результате формируются основы туристской инфраструктуры.

3. Продвижение местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации, следствием чего является устойчивый рост туристских потоков. В результате формируется туристский рынок, таким образом, перед сектором бизнеса стоит задача по обеспечению инфраструктуры дестинации. Ведется политика активного продвижения дестинации на рынке, в результате чего происходит дальнейшее увеличение потока туристов.

4. Инвестиции в туризм инфраструктура не справляется с объемом прибытий туристов: строятся магазины, пабы, бары, гостиницы, казино, т.е. все необходимые средства обслуживания, способные изменить облик дестинации.

5. Создание новых рабочих мест в дестинацию приезжают работать люди из-других регионов и даже стран, оседают там, продолжают прибывать туристы, внося свои обычаи, культуру. В результате начинаются конфликты между ними и местными жителями (возникают социальные, экологические, экономические проблемы). Эта дестинация уже более не является модной и становится, как и остальные, унифицированной.

6. Сокращение потоков туристов туристы хотят посещать интересные, необычные места, а не типичные дестинации.

7. Средства обслуживания практически не испо льзуются (например, пустуют гостиницы) и, как следствие, несут убытки.

8. Скидки, новая ценовая политика или новая идея развития дестинации поиск или создание нового фактора привлекательности.

Туризма

 

Социально-культурное воздействие. Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально -культурное воздействие в результате контактов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих контактов:

· когда туристы покупают продукты и услуги у местного населения;

· когда местные жители и туристы вместе пользуются предоставляемыми услугами (например, морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.);

· когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.

Однако не обязательно называть социальным воздействием любой непосредственный контакт туристов с местными жителями.

Новые виды коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для развития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и без непосредственного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные социальные эффекты.

Помимо социального воздействия туризма, следует учитывать телевизионную рекламу потребительских товаров, а также в целом радио и телевидение, которые вместе с увеличением доходов населения вызывают у него разные потребности и тем самым еще больше углубляют процесс социальных изменений.

Величина прямого социально -культурного воздействия связана с развитием туризма и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения. Это и традиции, и религия, и образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и многое другое.

Прием туристов.

1. Прямые доходы от въездного туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.

2. Доходы . от затрат туристов на обслуживание (проживание, питание, транспорт и другие виды услуг).

3. Косвенные доходы от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и культурных центров.

4. Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест.

Отправка туристов.

1. Прямые доходы от налогообложения туристской деятельности по отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.

2. Доходы от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.

3. Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.

В рассматриваемую систему доходов и расходов следует также включить расходы турфирм, которые они несут при проведении туристских мероприятий.

Система туризма может существовать при определенных условиях налогообложения, арендной платы и других поборов. Повышение этого уровня приведет к разрушению городской системы туризма.

Основными показателями оценки уровня туризма являются въездные (N1) и выездные (N2) туристские потоки, которые определяются зависимостями (5). Вычисление по формуле (4), в которой фигурирует коэффициент передачи а, определяет долю от доходов выездного туризма, выделяемую городом на развитие, связанных с въездным туризмом.

 

Из анализа поставленной задач и можно видеть, что для получения общего решения проблемы требуется выполнить основные частные задачи.

1. Определить состояние и развитие социально –экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических показателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.

2. Выработать требования к основным показателям, характеризующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регион е по въездному и выездному туризму.

3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно:

• въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую должна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмотрением долевых затрат на них среди участников организации и реализации туристского бизнеса;

• проведение турпродукта выездного туризма должно возлагаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия городских структур в этом очень мала, т. е. это другая задача, которая требует другой модели.

4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий.

5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи.

6. Определить N1 и N2. Расчеты целесообразно проводить путем осреднения результатов, полученных по двум методикам: обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных зависимостей; построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.

7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов затрат, которые должны производить турфирмы и городская администрация для эффективного функционирования туристских мероприятий.

8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ.

 

Планирование развития отрасли туризма

Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990 -х гг. многие страны развивали туризм без какого -либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.

Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.

В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического раз вития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.

Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием.

Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.

Однако, прежде чем начать изучение и анализ принципов планирования туризма, необходимо сначала усвоить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.

Известнейший американский специалист и международный консультант в области планирования туризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего для достижения ряда определенных целей и задач.

Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МП С) и Всемирной туристской организацией в апреле 1989 г. в Гааге.

Межпарламентская конференция по туризму объявила Гаагскую декларацию инструментом международного сотрудничества и призвала парламенты правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов тщательно учитывать ее принципы в том виде, в каком они изложены в декларации, и основываться на них в своей деятельности.

Гаагская декларация впервые определила необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы туризм составлял часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечение м, образованием и др. Таким образом, туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такое же внимание, как и другим видам социально-экономической деятельности.

В этой декларации определяется необходимость принятия эффективных мер для «...содействия комплексному планированию туристского развития на основе концепции устойчивого развития, а также определено, что туризм должен планироваться государственными властями при участии туристской индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого явления».

В настоящее время стало очевидным и принятым на международном уровне не только то, что планирование и контроль развития туризма являются обязательной основой обеспечения его успешного развития, но и то, что подходы к планированию туризма, определение его роли и места в развитии страны или региона должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного экономического развития.

Важность планирования туризма подтверждается и тем фактом, что официальным основным приоритетом деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее авторитетной международной межгосударственной организации в мире в сфере туризма, является оказание практической помощи странам в области стратегии планирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом специфики региона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспектив развития туризма.

Планирование туризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий и вместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться, как уже упоминалось, в соответствии с принципами так называемого устойчивого развития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложены в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г., представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН.

Ко времени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устоялась и получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению «устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, т ак и настоящим поколениями».

К основным принципам устойчивого развития отнесены:

• экологическая устойчивость, которая обеспечивает: сбалансированность развития и поддержания основных экологических процессов; развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;

• экономическая устойчивость, обеспечивающая экономическую эффективность развития и метод управления ресурсами, позволяющий их использование будущими поколениями.

Таким образом, концепция устойчивого раз вития представляет собой основу для достижения целей развития без нанесения ущерба окружающей среде и является процессом планируемых изменений, в рамках которых все инструменты развития от эксплуатируемых ресурсов до инвестиционных стратегий и институциональных элементов приводятся в соответствие не только с настоящими потребностями, но и с интересами будущих поколений.

Туризм планируется на национальном, региональном, местном уровне, а также на уровне планирования «дестинаций», или «территорий туристского развития».

Национальный и региональный уровни (долгосрочный и стратегические уровни планирования туризма) предполагают формирования государственной, республиканской, региональной или областной политики развития туризма, законодательных основ его развития, координацию туристской деятельности как на отечественном, так и на международном уровне, а также рассмотрение других элементов, необходимых для развития и управления туризмом на стратегическом уровне, таких как создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны или региона как благоприятного для туризма, создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма, научное обеспечение туристской деятельности и др.

Первостепенной функцией стратегического туристского планирования является формирование национальной туристской политики. Это обусловлено тем, что эта политика играет ключевую роль в определении направления туристского развития и приведении его в соответствие с потребностями и интересами населения страны. Создание системы управления туристской политикой также является важнейшим аспектом планирования туризма на национальном уровне. Другие важные задачи, обычно решающиеся в зарубежной и в отечественной практике на национальном уровне, включают в себя:

• стратегическое планирование материальной базы, при котором определяются главные объекты туристского показа, регионы туристского развития и основные транспортные артерии;

• создание национальных стандартов по таким направлениям, как безопасность, подготовка кадров, а во многих странах охрана здоровья.

При этом следует отметить тесную взаимосвязь между различными уровнями государственной исполнительной власти, осуществляющими планирование туризма. Чем более успешно реализуются национальные и региональные программы туристского планирования, тем более вовлеченными в них оказываются местные муниципальные городские и сельские администрации.

Местный оперативный уровень планирования туризма охватывает более детальные локальные программы формирования и развития объектов туристского показа, курортов, рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного, научного и других, в масштабах не больших, чем город.

В отличие от долгосрочного и стратегического местный уровень планирования сосредоточен на выявлении и разрешении срочных вопросов, связанных с конкретными территориями, объектами, услугами или институциональными элементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровне должно осуществляться с учетом регионального и национального развития и не противоречить ему по своему содержанию.

Примерами деятельности, обычно ассоциируемой с планированием туризма на местном уровне, являются:

функциональное зонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение, ландшафтное проектирование, размещение и принципы архитектурно -планировочной организации отдельных объектов;

• формирование и соблюдение местных нормативно -правовых актов; содействие участию в процессе реализации всех заинтересованных в развитии туризма людей и организаций;

• планирование местной туристской инфраструктуры, включая определение потребностей в тепло -, электро- и водоснабжении;

• обеспечение доступности всех туристских объектов для местного населения;

• обеспечение рекреационных и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;

• содействие в предоставлении услуг, связанных с профессиональным образованием, подготовкой и переподготовкой кадров для местной индустрии туризма, а также других услуг, касающихся людских ресурсов;

• финансирование туристского развития;

• маркетинг и продвижение местных достопримечательностей и туристских программ;

• вопросы налогообложения.

В практике большинства стран степень участия местной администрации в процессе туристского планирования меняется по мере реализации программы развития туризма. Например, в случае, когда местная администрация определяет территорию для развития туризма, ее первоначальное участие будет весьма значительным: муниципальные власти нанимают для работы архитекторов, инженеров, экономистов, социологов, экологов и других специалистов. По мере реализации программы администрация постепенно «уходит на задний план» и передает лидерство компаниям частного сектора в вопросах организации финансирования, найма специалистов и консультантов, в строительстве и управлении туристскими инфраструктурой и услугами.

Широко распространенный в современной зарубежной туристской практике термин «планирование дестинации» {destination planning) час то используется для определения планирования в масштабах географического региона, который обладает достаточно необходимыми услугами, достопримечательностями, инфраструктурой и потенциалом для привлечения туристов. Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Для обозначения дестинации также часто используется термин «территория туристского развития». Например, дестинацией, или территорией туристского развития, является Анталия в Турции, включающая в себя семь деревень и три древних города. Примерами отечественных дестинации могут служить территории Сочи (от Адлера до Лазаревской) или Большой Ялты, охватывающие почти весь южный берег Крыма (от Алушты до Симеиза).

Вне зависимости от территориального размера дестинации ее ключевой характеристикой является то, что она представляет собой комплексное пространство, включающее в себя достаточное количество средств размещения и туристских достопримечательностей, туристскую инфраструктуру, а также туристскую общественность, способную обеспечить необходимую занятость населения в сфере туризма и необходимые транспортные связи внутри дестинации.

Туристское планирование является весьма трудоемким и сложным делом, поэтому в планировании и реализации любой деятельности в туризме принимают участие люди и организации, способные оказывать реальное воздействие на направления и результаты туристской деятельности. К ним, как правило, относятся:

• местное население;

• сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);

• политические и другие официальные лица;

• профессиональные объединения и общественные организации работников сферы туризма;

• официальные представители правительства или администрации любого уровня, связанные с туристским законодательством и развитием.

Представители каждой из перечисленных категорий вносят свой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятия решений. Следует еще раз подчеркнуть, что их участие особенно важно на ранней стадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этому процессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения проблем в будущем со стороны лиц и организаций, по разным причинам не участвовавших в планировании туризма на первом этапе.

Туристское планирование комплексный процесс, вовлекающий в сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областей деятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс планирования. Это наиболее часто происходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разрешить большинство экономических и социальных проблем. К сожалению, такие ожидания чаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии

экономической депрессии и скованных бюджетными ограничениями, сокращающими возможности правительства финансировать и поддерживать развитие индустрии туризма.

В таких странах правительства, не имеющие возможности полноценно финансировать развитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность на устранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросы на частный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасается консолидации частного сектора в отрасли из -за боязни снижения собственной конкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке.

Вместе с тем Гаагская декларация гласит: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту страны, если одновременно принимаются необходимые меры для того, чтобы решить наиболее срочные национальные задачи и позволить национальной экономике достигнуть приемлемого уровня самообеспечения».

Иногда при планировании туризма на местном уровне приходится бороться со скептицизмом населения, основанным на невозможности получения им немедленных личных выгод от туризма. За рубежом распространенным случаем является настороженность местных жителей к туристскому развитию из –за боязни его негативного экологического воздействия.

Очень часто процесс туристского планирования останавливается из-за общественных выступлений в защиту окружающей среды и (особенно) действий со стороны различных инициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного пути планирования могут быть к этому времени достаточно высокими.

Кроме этого при планировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий, основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющихся технологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов.

Однако, как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексного планирования туризма в туристских центрах со временем возникают проблемы (в основном экологического и социального свойства), становящиеся очевидными прежде всего для туристов. Понятно, что на современном туристском рынке, находящемся под жесточайшим прессом конкуренции, туристы немедленно изберут для себя другие дестинаций.

Планирование туризма так же, как и планирование любого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущения или устранения проблем.

Известно, что комплексное планирование требует времени и может вызвать длительные дискуссии и споры, так как различны е политические партии, правительственные и административные структуры, местное население преследуют свои собственные цели и интересы.

Однако, общий смысл планирования туризма состоит в том, чтобы обозначить его основные направления и виды развития, оценить преимущества, равно как и недостатки предлагаемой концепции развития, а также определить принципы успешного развития, т. е. достижение успеха при условии недопущения или минимизации проблем до начала дискуссий, строительства или того момента, когда совершенные ошибки станут либо очень дорогостоящими, либо непоправимыми.

Таким образом, туризм может принести множество прямых и непрямых экономических выгод лишь при тщательном и комплексном планировании.



Ресурсы отрасли туризма

К рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.

Природные рекреационные ресурсы это территориальное сочетание природных компонентов с функциональной, временной и территориальной комфортностью рекреационной деятельности.

Комплексный характер рекреационной деятельности и многообразие ее связей с природными условиями обусловливает целесообразность рассмотрения в качестве природного рекреационного ресурса не только территориальное сочетание природных компонентов, но и результаты антропогенной деятельности человека (так называемый антропогенный фактор в экологии).

Ресурсную базу туризма составляют туристско-рекреационные ресурсы, которые тесно связаны между собой. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, эти ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы состоят из различных природных, культурно-исторических, а также социально –экономических объектов и явлений (на данной фазе развития общества), которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг.

Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.

Это означает, что для занятий туризмом не достаточно например, иметь только первые три составляющие. Кроме них необходимо обладать туристско -рекреационными ресурсами или создавать такие ресурсы. Это одна из важнейших специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая туристские ресурсы является наиболее дешевой (в настоящее время нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

• экологические ресурсы совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере и ее подразделяющих;

• культурные и исторические ресурсы объекты и комплексы объектов (включая людей), которые обеспечивают общество информацией о его происхождении и развитии;

• природные ресурсы природные объекты и явления, используемые в настоящее время (использовались в прошлом и будут использоваться в будущем) для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества, и повышающие качество жизни;

• трудовые ресурсы количество, образовательно-культурный уровень и состояние здоровья людей или части населения, занятой общественно -полезным трудом;

• информационные ресурсы совокупность воздействий и сведений, воспринимаемых человеком через органы чувств и интеллектуально обрабатываемых, в том числе с помощью специальных приборов;

• эстетические ресурсы особо благоприятное сочетание природных факторов, положительно воздействующих на человека через органы чувств; это часть природных и информационных ресурсов;

• антропогенные ресурсы явления, условия и факторы, необходимые для существования людей.

Туристские ресурсы имеют следующие основные отличительные признаки:

• доступность и аттрактивность (привлекательность);

• климатические условия;

• степень изученности;

• экскурсионная значимость;

• пейзажные и экологические характеристики;

• социально-демографические характеристики;

• потенциальный запас;

• способ использования.

Туристско-рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях и условно подразделяются на две группы: природные и инфраструктурные.

При рассмотрении туристско -рекреационных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости территориальных рекреационных систем, оптимизации нагрузок;

2) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для рекреационного использования, установления границ санитарных округов;

3) продолжительность комфортного сезона использования рекреационных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных занятий: выразительность, контрастность, величественность, способность природных рекреационных ресурсов пробуждать положительные эмоции.

Многогранная роль туризма в жизни современного общества (особенно растущая экономическая эффективность отрасли) выдвинула в число главных задач научного исследования рекреационных ресурсов разработку методики их всесторонней (в том числе и экономической) оценки.

Цель экономической оценки необходимость объективно отразить, что теряет народное хозяйство и общество в целом при уничтожении рекреационного ресурса или отказе от его использования на территории, где этот ресурс предназначен для другой хозяйственной деятельности.

Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной стороны, в результативности функционирования учреждений лечения, отдыха и туризма, а с другой в развитии народного хозяйства страны в целом. В связи с этим на практике в зависимости от цели применяются два основных вида оценок: отраслевая (с позиции рекреационной отрасли) и народнохозяйственная (с позиции всего общества).

Отраслевая оценка строится на сопоставлении затрат и доходов отрасли, а народнохозяйственная на основе общественных издержек и выигрыша общества от использования рекреационных ресурсов.

Инфляция и динамика цен.

Инфляция является следствием глубинных макроуровневых процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре валового внутреннего продукта и национального дохода, вызывающих дисбаланс денежного обращения, появление в обращении избыточных средств в наличной и безналичной формах. Результатом этих процессов являются обесценение нацио­нальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др.

Рост цен является важнейшим, но не единственным показателем инфляции; ее индикаторами можно считать также эмиссию денег, рост массы денег в обращении, дефицит государственного бюджета и др. Обращение избыточных наличных и безналичных платежных средств и вызываемое им снижение покупательной способности денег порождают инфляцию цен, инфляцию спроса, инфляцию издержек, инфляцию доходов, инфляцию банковских процентов и т.д.

Исследование различных теоретических концепций инфляции позволяет сделать вывод, что инфляция – одно из наиболее сложных социально-экономических явлений.

Инфляция – это глобальное явление, типичное для большинства стран мира.

Современной инфляции присущи такие черты:

- всеобщий характер, т.е. охватывает всю экономику;

- хронический характер;

- многофакторность, т.е. возникает под воздействи­ем как монетарных, так и немонетарных факторов.

 

Инфляция – это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. Она проявляется в обесценении денег по отношению к:

- товарам (рост цен на товары),

- золоту (повышение рыночной цены золота),

- иностранным валютам (падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам).

 

Избыток денег приводит к их обесценению и, как следствие, к росту цен. Это одно из главных проявлений инфляции. Поэтому не случайно некоторые экономисты отождествляют инфляцию с ростом потребитель­ских цен. Они прямо утверждают, что “инфляция” – это повышение об­щего уровня цен” и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что рост цен явля­ется одной из основных составляющих инфляции.

Но не любой рост цен можно отождествлять с инфляцией.

Дело в том, что, во-первых, цены могут повышаться в результате ро­ста издержек производства и это естественный процесс, если он свя­зан с ухудшением условий добычи природного сырья. Такой рост цен нельзя называть инфляцией. Во-вторых, рост цен может быть обусловлен повышением качества товаров, выпуском новых высокотехнологичных товаров и т.д.

Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет совершенно иные причины и черты. Его внешними проявлениями являются:

- массовость, т.е. повышение цен практически на все товары;

- непрерывность увеличения цен;

- длительность их роста.

Практически невозможно разграничить инфляционный и неинфляционный рост цен. В этом и состоит одна из сложностей экономического анализа инфляции.

 

Инфляция проявляется в росте издержек производства и обращения, цен и тарифов, сокращении покупательной способности национальной валюты и ее курса по отношению к другим валютам, изменении банковского процента, прибыли, дивидендов, оплаты труда и других видов доходов, оценки основных фондов, стоимости земли и ценных бумаг и т.д.

В результате неравномерности этих изменений происходят сдвиги в составе и структуре затрат, в соотношении цен, уровне рентабельности отраслей, различных товаров и услуг, в распределении доходов. В процессе этих сдвигов изменяются объемы и структура общественных потребностей, сегментация товарных рынков, уровень и структура потребления товаров различными категориями потребителей.

Усиление инфляционных процессов, особенно во второй половине XX века, сделало необходимой теоретическую разработку проблемы. Наиболее распространенными являются кейнсианская и монетаристская теории инфляции. Сторонники кейнсианской теории считают, что основным фактором инфляции является избыточный спрос на рабочую силу, который стимулируется государственными программами. Таким образом, причина инфляции, по их мнению, – в государственном регулировании, направленном на обеспечение высокого уровня занятости населения. Такой вид инфляции получил название “инфляция спроса”.

В рамках кейнсианской теории инфляция объясняется ростом издержек производства. Эта инфляция получила название “инфляция издержек”. При этом механизм возникновения инфляции обусловлен взаимосвязью между стремлением предпринимателей к повышению цен для увеличения прибыли и требованиями работников о повышении заработной платы. В качестве сдерживающего инфляцию фактора выступает ограничение роста заработной платы достигнутым уровнем производительности труда.

Монетаристская теория инфляции связана с исследованием денежной сферы. На начальной стадии происходит увеличение объема производства в результате увеличения количества денег в обращении. Увеличение массы денег в обращении приводит к ускорению платежного оборота и инвестированию дополнительного капитала. При этом темпы повышения цен отстают от темпов роста денег в обращении.

На второй стадии развития инфляции цены начинают расти быстрее, чем количество денег в обращении. Экономические субъекты стремятся избавиться от денег. В связи с этим появляется понятие “горячие деньги”. Постепенно приближается так называемая “критическая точка инфляции”, для которой характерно снижение покупательной способности денег, находящихся в обращении. И, начиная с некоторого момента, на определенную сумму денег можно приобрести все меньше и меньше товаров, несмотря на увеличение этой суммы.

В условиях “критической точки инфляции” уменьшаются поступления в бюджет, особенно прямых налогов, так как они исчисляются с доходов и имущества. Уменьшается поступление и косвенных налогов.

В этих условиях государство осуществляет новую эмиссию денег. Следовательно, на начальной стадии развития инфляции предприниматели и население выражают определенную веру в стабильность уровня цен. На этом этапе темпы инфляции не превышают темпов роста количества денег в обращении.

На следующей стадии ситуация существенно меняется в обратную сторону. Темпы инфляции и роста цен опережают рост количества денег в обращении, а население и фирмы, убеждаясь в росте инфляции, уменьшают спрос на деньги.

Анализ инфляции в зарубежных странах, а также в экономике региона позволяет сформулировать основные ее причины:

- диспропорции в структуре производства;

- рост расходов на энергоресурсы;

- дефицит государственного бюджета;

- рост государственного долга;

- наращивание объема долгосрочных капитальных вложений, в том числе за счет кредитных ресурсов.

 

Следует подчеркнуть, что первопричина инфляции лежит в сфере производства, в сфере его структурных несоответствий.

В регионеосновным инфляционным фактором является энергетическая безопасность, которая характеризуется высокой степенью энергозависимости стратегических (экспортноориентированных) отраслей, таких как химическая промышленность, цветная и черная металлургия, тяжелое машиностроение и др.

Рост энергозатрат – важнейшая причина инфляции. Финансовое обеспечение энергетических расходов предприятий и населения ложится тяжелым бременем на бюджет страны, вызывая его хронический дефицит. Чем выше удельный вес этих затрат в государственных расходах, тем сильнее их отрицательное влияние на динамику общего уровня цен.

Увеличение энергетических расходов ведет к возникновению чрезмерного спроса в отдельных секторах экономики, что стимулирует рост цен в них с последующим его распространением на другие секторы. Росту цен особенно способствуют закупки дефицитных ресурсов. При нехватке ресурсов заказчики в состоянии заплатить за них более высокую цену. Поэтому в целом цены на энергоносители имеют явную тенденцию к более высокому росту. Это связано с невозможностью перехода к другим поставщикам энергоносителей (вместо России), дороговизной альтернативных вариантов энергообеспечения.

Таким образом, рост затрат в сфере энергообеспечения ведет к уменьшению производительности труда и экономической эффектив­ности в целом, к опережающему росту цен на используемую и выпускаемую продукцию.

Возрастание стоимости энергоресурсов усиливает недопроизводство и соответственно дефицит потребительских товаров.

Следует отметить, что попытка решить экономические проблемы путем повышения цен приводят к неконтролируемому возрастанию кризисных явлений в экономике. Одним из проявлений кризисных явлений выступает дефицит, подстегивающий рост цен. При дефиците в числе недостаточных товаров оказываются и те, которые в нормальных условиях были бы избыточными.

Другой важнейшей причиной инфляции является дефицит государственного бюджета, когда расходы государства значительно и постоянно превышают доходы. Отсюда эмиссия денег (наличных и безналичных). Чтобы покрыть бюджетный дефицит, правительство должно изыскивать дополнительные финансовые средства. Для их получения имеются такие основные источники, как эмиссия денег, продажа государственных облигаций и иностранные займы.

Серьезным инфляционным фактором в Украине, как и в других странах, являются бюджетные расходы государства, источником которых служат налоговые поступления. Поскольку эти расходы имеют тенденции к увеличению, неизбежно возрастают налоги. Снижение цен приводит к сокращению налогооблагаемой базы, что невыгодно государству.

Важной статьей расходов государства является содержание бюджетной сферы (органы государственного управления, здравоохранения, образования, науки, науки, спорта, культуры и др.). Несмотря на то, что эти расходы постоянно растут, финансовое обеспечение бюджетных сфер в регионевсе еще находится на низком уровне, а рост затрат на их содержание объективно усиливает инфляционные тенденции.

Дефицитное бюджетное финансирование порождает такой неиссякаемый источник инфляции, как государственный долг. Его стремительный рост – типичная черта практики дефицитного финансирования.

Причиной возникновения инфляции в экономике является рост цен в добывающих отраслях, что оказывает существенное влияние на из­держки в большинстве отраслей. Причинами такого роста цен могут быть повышение заработной платы в добы­вающих отраслях, затраты на машины и оборудование и др.

Повышение цен и тарифов на сырье, топливо и транспорт сразу же ставит почти все отрасли экономики в сложное положение. После роста цен в сырьевых отраслях следует повы­шение цен в отраслях, использующих сырье и топливо, а затем и в остальных отраслях.

В начале своего развития инфляция в какой-то мере стимулирует увеличение спроса и расши­рение производства. Это объясняется тем, что будучи уверенными в том, что цены и дальше будут расти, предприниматели стремятся как можно быстрее вкладывать деньги в материальные ценности и приобретают новое оборудование, сырье, материалы и т.д.

Инфляция выгодна крупным фирмам, особенно монополистам, так как ведет к росту их прибылей. Дело в том, что, во-первых, повышение заработной платы, как правило, отстает от роста цен на основные потребительские товары, что обеспечивает фирмам инфляционную сверхприбыль. Во-вторых, увеличение доли прибыли в цене может быть получено и при ценах, растущих пропорционально увеличению заработной платы. Это объясняется тем, что удельный вес заработной платы производственных рабочих в издержках производ­ства и в цене продукции отраслей обрабатывающей промышленности составляет незначительную долю (15–20%), что и приводит к увеличению прибыли.

Таково влияние инфляции на экономику в начальный период ее развития. В том случае, если темпы инфляции и роста цен возрастают, и деньги начинают быстро обесцениваться, экономика, как правило, дезорганизуется. Обесценение бумажных денег приводит к тому, что они перестают быть универсальным покупательным средством, нарушается вся система кредита, прежде всего долгосрочного, обесцениваются денежные фонды, резко сокращается обновление основного капитала и, в конечном счете, нарушается весь процесс воспроизводства.

Но даже медленно текущая инфляция, когда деньги обесцениваются незначительно, приводит к отрицательным последствиям. Это происходит потому, что инфляционный рост прибылей монополий вызывает снижение платежеспособного спроса населения. Таким об­разом, инфляция подрывает основу накопления капитала.

Инфляция проходит несколько стадий, для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен. На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренной или ползучей. День­ги обесцениваются на 2–3% в год. Умеренную инфляцию, если денежные расходы и зарплата растут пропорционально, население воспринимает достаточно спокойно. Любые, даже случайные факторы могут вывести экономику из состояния равновесия и создать условия для развития инфляции, но уже на более высоком уровне – с темпом 5–7% в год. При этом темпы экономического роста резко снижаются, замедляется научно-технический прогресс и растет социально-экономическая напряженность.

На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двузначной цифрой. Такая инфляция называется галопирующей или скачущей. В странах, переживших такую инфляцию, экономический рост практически останавливается. При очень высокой инфляции народное хозяйство входит в состояние стагфляции, т.е. происходит почти полная остановка его развития (стагнация). Одновременно предельно обостряется социально-политическая ситуация. Причем, чем выше темпы инфляции на этой стадии, тем глубже и тяжелее политические потрясения.

При галопирующей инфляции цены повышаются от 20 до 50% в год. Как правило, договора заключаются с учетом роста цен или в иностранной валюте. Деньги вкладываются в ма­териальные ценности. При гиперинфляции цены и количество денег в обращении растут очень большими темпами, быстро увеличивается разрыв между уровнем цен и заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.

В условиях гиперинфляции темпы роста инфляции и цен чрезвычайно высоки, они оказывают разрушительное воздействие на объем производства и занятость. Это объясняется тем, что покупатели и продавцы, потребители и производители стремятся опередить предполагаемое повышение цен, реализуя доходы путем немедленной покупки товаров, а также вкладывая свои сбережения в инвестиционные товары, т.е. происходит так называемое “бегство от денег”.

В связи с тем, что стоимость жизни повышается, рабочие добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только прошлое повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию. Это, в конечном счете, приводит к увеличению издержек и как следствие – к росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, после чего наступает новый виток повышения цен. В результате возникает “инфляционная спираль зарплат и цен”.

Вместо того, чтобы вкладывать капитал в производственные ресурсы, многие фирмы, а также население приобретают непроизводительные материальные ценности: золотые изделия, бриллианты, драгоценные металлы, недвижимость и др.

При гиперинфляции цены растут резко и неравномерно, нарушаются нормальные экономические отношения. Предприниматели не знают, какую цену установить на свой товар. Покупатели перестают ориентироваться в ценах. Деньги быстро обесцениваются. Более того, они перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства обращения и платежа, а также средства накопления.

Таким образом, зарождаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли народного хозяйства. Такой тип инфляции называется “инфляцией спроса”. Однако ею не исчерпывается содержание проблемы инфляции.

В регионенеразвитость рыночных структур, наличие монополизма производителей привела к непрерывному и резкому росту цен на продукцию во многих отраслях. Использование продукции одних отраслей другими в качестве сырья, материалов и т.д. приводит к росту издержек, что, в конечном счете, снижает прибыль и делает невыгодным продолжение производства при действующем уровне цен и спроса. Чтобы продолжить производство, государству необходимо расширить спрос на деньги и создать условия для роста цен путем увеличения денежной массы, т.е. повышения доходов потребителей. В этом состоит сущность механизма инфляции издержек.

Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но и вести борьбу с ней намного труднее, поскольку эта борьба связана с формированием рыночных структур и структурной перестройкой производства. Инфляция издержек имеет место и в украинской экономике. Ее причиной является опережающий рост цен на потребляемые ресурсы (прежде всего уголь, нефть, газ, нефтепродукты и т.д.) по сравнению с ценами на потребительские товары.

В конечном счете, главные факторы, вызывающие инфляцию – как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек, – коренятся в производстве. В самом деле, при инфляции спроса изменения в уровне цен вызываются избыточным спросом. В этом случае покупатели имеют возможность покупать товаров больше, чем общество может производить, т.е. производство не в состоянии увеличить объем товаров и услуг в силу ограниченности производственных возможностей. Поэтому избыточный спрос вызывает рост цен.

Но бывают ситуации, когда уровень цен растет, хотя спрос не является избыточным. Такая инфляция возникает в результате изменений издержек и предложения товаров на рынке. Рост цен при инфляции издержек вызывается такими факторами, которые приводят к повышению затрат на единицу продукции, т.е. средних издержек при существующем объеме производства. Эти затраты определяются путем деления общих затрат на объем выпущенной продукции.

Рост издержек на единицу продукции при действующем уровне цен уменьшает прибыль, а также объем производства и предложения. Сокращение предложения ведет к росту цен.

Главными факторами инфляции издержек являются: рост заработной платы; повышение цен на производственные ресурсы.

В реальной жизни довольно сложно отличить один тип инфляции от другого. Предположим, что расходы на энергоресурсы резко возросли, в результате чего возникла инфляция спроса. Рост цен в этом случае ведет и к повышению стоимости материальных ресурсов, и повышению заработной платы, что в свою очередь вызывает увели­чение издержек и, как следствие, рост цен на конечную продукцию. Несмотря на то, что имела место инфляция спроса, для многих фирм она обернулась инфляцией издержек.

Инфляция спроса и инфляция издержек имеют еще одно существенное различие. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока имеют место чрезмерные расходы, т.е. пока денежная масса на рынке имеет чрезмерную величину. Инфляция же издержек сама себя погашает. Это происходит следующим образом: в результате снижения предложения объем производства и занятости сокращается, что приводит к ограничению роста издержек, т.е. инфляция издержек ведет к спаду производства, что сдерживает дальнейшее повышение издержек.

 

Инфляция измеряется с помощью таких показателей:

- индексов цен и покупательной способности национальной валюты;

- темпов инфляции, индексов заработной платы и реальных доходов населения.

 

Для учета характеристики темпов инфляции и динамики цен используется агрегатный индекс цен – индекс Пааше, названный так по имени немецкого статистика Г. Пааше (1.3):

 

,   (1.3)

 

где Jp – агрегатный индекс цен;

p0 – цена товара в базисном периоде;

p1– цена товара в отчетном периоде;

q1 – объем реализации товара в натуральном выражении в отчетном периоде.

В реальных расчетах очень сложно учесть каждый товар индивидуально. Поэтому для исчисления индексов цен используют постоянный стандартизованный набор товаров (т. н. “потребительская корзина”). Органы статистики осуществляют регистрацию цен, которые используются для расчета индексов цен. К ценам, используемым в учете и статистике, относятся текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей.

 

Инфляция имеет серьезные социально-экономические последствия:

1. Происходит дополнительное перераспределение доходов в пользу высокообеспеченных групп населения.

2. Наибольшие потери несут слои населения с фиксированными доходами.

3. Проигрывают кредиторы, выдающие кредиты на длительные сроки без изменения процентной ставки.

4. Государство, собственники переносят свои проблемы на трудовое население.

5. Хозяйственная деятельность становится все более спекулятивной.

6. Происходит обесценивание сбережений, оборотных средств и свертывание кредитов с одной стороны, и растет потребность в кредитах и дотациях - с другой.

7. Цены перестают выполнять свои функции – не поддаются должному контролю, учету и прогнозу.

 

Основным инструментом преодоления инфляции является рост производства, его стабилизация, невозможно без значительного роста инвестиций. Другим направлением антиинфляционной политики яв­ляется последовательное ограничение роста денежной эмиссии, которое должно быть согласовано с проведением струк­турной перестройки экономики, а также упорядочением бюджета и мерами прямого регулирования цен.

 

ТЕМА 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

 

9.1. Механизм ценообразования в международном туризме.

Себестоимость в туризме

9.3. Принципы ценообразования в туризме.

9.1. Механизм ценообразования в международном туризме.

 

Цены и ценовая политика – это важнейшее средство реализации экономической стратегии предприятия. От цен в значительной степени зависят финансовые результаты, а эффективная ценовая политика оказывает долгосрочное, а, иногда, и решающее влияние на деятельность турфирмы. Цены отражают конкурентоспособность туристических услуг, характеризуют рыночные позиции фирмы. Туристические услуги, в зависимости от стратегии, предоставляются: по монопольно высоким ценам - на ограниченном рыночном сегменте; по средним ценам для региона - с целью стимулирования спроса; можно иметь место даже резкое снижение цен – из-за необходимости удержаться на рынке и обеспечения конкурентоспособности предложения.

В туристическом бизнесе цены выполняют две важные функции:

во-первых, стимулируют увеличение спроса на туристические услуги, делают туристический продукт максимально доступным для массовых туристов;

во-вторых, обеспечивают фирме высокие доходы и рентабельность.

Одна из проблем предоставления туристических услуг в регионезаключается в том, что цены на гостиничные и другие услуги с 1991 г. поднялись на высокий уровень.

Действительно, еще на 1980-х годов цены на комплексное обслуживание иностранных туристов по классу «люкс» (размещение в гостиничном номере класса "люкс", трехразовое питание "а ля карт", встреча и сопровождение, две ежедневные экскурсии с опытным гидом-переводчиком) стоили 25 USD в день (при размещении в номере по два человека) и 35 USD в день (при размещении в номере по одному человеку).Уже с 1992 г. цены только на размещение иностранцев в отечественных отелях поднялись до 100 долл. США и выше за один день.

В этих условиях отечественным фирмам приходится искать возможности для формирования конкурентоспособных цен на поездки в Украину для иностранных туристов.

Решение этих вопросов требует изучения механизма ценообразования на туристические услуги за рубежом, а также выявления факторов, которые влияют на уровень и динамику цен, методику их формирования. Большой практический интерес представляет механизм ценообразования на туристические услуги.

Анализ цен и тарифов на услуги размещения, питания, транспортировки, экскурсий и другие услуги, однородные по функциям, качеству и объему, но предоставленные в разных странах, свидетельствует о большом расхождении между ними. Например, традиционно высокие цены на туристические услуги в странах Северной Европы и Америки, где расходы на их производство (стоимость строительства и эксплуатации отелей, ресторанов, транспортных средств и др.) из-за суровых климатических условий обычно высокие. В то же время, умеренные (доступные) и даже сравнительно низкие цены на аналогичные туристические услуги действуют в регионах с субтропическим и тропическим климатом, где туристическая деятельность сопровождается со значительно меньшими расходами. Разница между максимальными и минимальными уровнями национальных цен на сопоставимые услуги международного туризма может достигать двух- или трехкратного размера.

Монопольное положение туристических достопримечательностей и туристических услуг на их основе служит естественным барьером для ценовой конкуренции в других странах и регионах. Эта монополия позволяет разным странам и туристическим центрам работать на рынке международного туризма с национальными или региональными ценами, которые отличаются от цен на аналогичные услуги в других странах и туристических центрах.

Необходимо подчеркнуть, что монопольное положение туристических достопримечательностей является лишь естественным препятствием на пути к выравниванию уровней национальных цен и не устанавливает их уровень, так как этот уровень определяется национальными условиями, а именно - такими факторами ценообразования, как: стоимость рабочей силы, банковский процент, норма прибыли, рента. В тех странах, где эти экономические параметры оцениваются высоко, цены на туристические услуги превышают цены на соответствующие услуги в странах с более низкими уровнями заработной платы, прибыли, ренты.

Отсутствие единых мировых цен на туристические услуги, существование на международном рынке различных цен освобождает от поиска общих ценовых нормативов при формировании экспортных цен на туристические услуги, позволяет определять их уровень, исходя из собственных экономических интересов.

Зачастую, цены на туристические услуги растут. Их рост является всеобщим и отличается в разных странах только темпами. В его основе лежит повышение стоимости жизни, обусловленное такими социально-экономическими процессами, как: инфляция, "подавление" свободной конкуренции монополистическими структурами, падение стоимости денег на мировом рынке, рост налогообложения, что, в конечном итоге, сказывается на стоимости туристических услуг.

 

Себестоимость в туризме

Себестоимость туристского продукта или услуги - это денежная форма затрат на формирование и сбыт туристического продукта или услуги. Себестоимость является одним из важнейших показателей эффективности производства, поскольку себестоимость снижается только тогда, когда все звенья туристического предприятия интенсивно эффективно работают.

Выбрав один из методов ценообразования, туристическое предприятие, принимая решение об установлении окончательной цены, учитывает некоторые дополнительные факторы. При этом имеют значение психологические аспекты цен, то есть цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей услуги, ценовая политика предприятия с учетом сезонной дифференциации цен и тарифов, влияние цен на микро- и макроокружения туристического предприятия.

Стоимость туристского путешествия включает следующие основные статьи расходов:

• стоимость проезда;

• стоимость проживания;

• стоимость питания.

Стоимость услуг туристическими фирмами, представляет собой совокупность текущих, материальных и финансовых затрат, выраженных в денежной форме. Она отражает достигнутый технико-организационный уровень эксплуатационной деятельности предприятий гостиничного, ресторанного и транспортного хозяйств, связанный с производством и реализацией услуг.

Себестоимость туристского путешествия - важный показатель деятельности туристических фирм том, что она влияет на величину прибыли и рентабельности и состоит из:

• расходов на содержание и эксплуатацию основных фондов;

• оборотных средств, направляемых на приобретение материальных ресурсов;

• расходов на оплату труда.

В отличие от промышленных предприятий, туристические предприятия связаны с эксплуатационной деятельностью и поэтому структура их затрат различна. Однако, есть и общие элементы затрат, такие, как расходы на амортизацию, энергию отопления, водоснабжения и т.

Стоимость туристского путешествия зависит от количества туристских услуг, предлагаемых. Туристу могут быть предоставлены либо

определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс туристских услуг, идо может предоставляться путем продажи инклюзив-туров.

На конкретную величину цены в определенный период влияют не только эластичность спроса и уровень затрат, а цены конкурентов. Поэтому каждая туристическая компания должна быть хорошо осведомленным с цена мы конкурентов. Для этого можно использовать различные подходы:

• опрос покупателей;

• изучение качества и уровня обслуживания по сравнению с ценой туристского путешествия конкурента

• сопоставление спроса покупателей на туристские услуги конкурентов.

Основными факторами ценообразования являются:

• расходы как основа для установления цены;

• цены конкурентов как ориентир для цен на собственные услуги;

• характеристика туристского путешествия или категория средства размещения как основание для установления максимальной цены.

Установление цены регулируется общепринятыми методами:

• средние издержки плюс прибыль;

• расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

• оценка потребительской стоимости туристского путешествия;

• выбор цены на основе уровня текущих цен.

Выбор метода ценообразования и установление в соответствии с ним определенного уровня цены является одним из этапов разработки ценовой стратегии и тактики туристического предприятия.

Существуют такие стратегии установления цены на туристский продукт или услугу:

• туристическое предприятие продает продукт по рыночной цене, по позволяет уберечься от снижения цен, и таким образом цена покрывает допустимые расходы. Поскольку на рынке нет ценовой дифференциации, фирма будет использовать неценовые техники стимулирования спроса;

• туристическое предприятие назначает более низкую цену по сравнению с текущими рыночными ценами, тем самым создавая себе репутацию предприятия, предлагает низкие цены. Такая стратегия имеет право на функционирование при эластичности спроса на то вар или услугу; иначе предприятие переманивать клиентов своих конкурентов, что может привести к началу ценовой конкуренции;

• туристическое предприятие устанавливает на свой продукт или услуги цену выше рыночной. Использование стратегии завышенных цен должно быть обусловлено наилучшим качеством товара в данной отрасли или подкреплено различными привлекательными выгодами и уникальностью товара с целью оправдания высокой цены. Качество выступает источником дохода, используемого на мероприятия по стимулированию спроса.

Возможно использование двух или трех стратегий ценообразования для создания продукта для удовлетворения потребностей каждого сегмента рынка.

Следует помнить, что туристические агенты устанавливают наценку на продажную цену туристического оператора, тем самым покрывая свои накладные расходы и получая прибыль. Туроператоры определяют нижний уровень цен, ниже которого турагенты не имеют права снижать цены.     Установленная цена на продукт или услугу должна обеспечивать реальный их продажу, поэтому следует учитывать следующее:                                • если конкуренты продают путевки в том же направлении, то при значительном повышении цены на продукт можно потерять клиентов;                    • изменения во внешней среде (политической, экономической, правовой) • продукт, который имеет большую полезность для потребителя и удовлетворяет больше потребительских нужд, то есть более ценным по сравнению с продуктом конкурентов, имеет право быть проданным по более высокой цене;                                                                                                    • при установлении цены на продукт, схожий с продуктом конкурентов, должны быть учтены цены на продукты конкурентов;                                          • при разработке цены продукта необходимо учитывать временной аспект, то есть сезонность;                                                                                         • разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи туристского продукта.                                                               На ценообразование в туристической индустрии влияет невозможность точного оценивания услуг в связи с их нематериальным природой.

9.3. Принципы ценообразования в туризме.

Ценообразование в туризме - это комплексная мера, обусловленная ризноплановистю турпродукта, высоким уровнем конкуренции и состав ностью четкой оценки будущего спроса.                                                               Процесс ценообразования туристских услуг проходит семь основных этапов:                                                                                   1) определение цели ценообразования;                        2) определение эластичности (конъюнктуры) спроса;                     3) анализ цен конкурентов;                                                         4) оценка уровня затрат;                                                                 5) определение себестоимости;                                                       6) выбор методики ценообразования;                                                  7) установление окончательной цены.

Определение цели ценообразование происходит с учетом обеспечения существования туристических предприятий в условиях конкуренции. Целью ценовой политики туристского предприятия является максимизация получения текущих доходов и завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества услуг.

Туристическая компания, выбирая цель ценообразования, стремится достичь четыре различные цели бизнеса:                          

• выживания на рынке - для удержания на рынке туристическому предприятию следует установить низкую цену в надежде, что рынок будет чувствительным к ней. Устанавливаемые цены должны покрывать расходы, обеспечивая тот же процесс воспроизводства. Прибыль в этом случае как цель отступает на второй план;                  

• максимизация текущей прибыли - туристическое предприятие во что стремится выбрать такую ​​цену, которая дала бы возможность полу иметь максимальную прибыль. Причем не в будущей перспективе, а на коротком отрезке времени;                                                                    

• завоевание лидерства по показателям качества и уровня обслуживания туристов - высокие качество и уровень обслуживания дают основание устанавливать высокую цену. Высокая цена позволяет компенсировать высокие затраты на соблюдение соответствующего уровня обслуживания;                  

• завоевание лидерства по показателям доли рынка - туристическое предприятие ориентируется на завоевание передовых позиций по показателям доли рынка. Доминирующей позиции на рынке можно достичь за счет снижения затрат и получения высокого длительного прибыли. Политика цен при этом гибкая, ведь одних по купцов с низкой платежеспособностью могут привлечь дешевые туристические путешествия или низкая стоимость поселения, другие - дешевые услуги насторожат, потому что не внушают доверия характеристики качества и уровень обслуживания.                                                      

Определение рынка, учета условий продажи, возможность продажи сопутствующих услуг, пробный продажа туристического продукта или услуг в различных сегментах рынка необходимо для установления цены по уровню спроса. Поскольку туристический рынок развивается в условиях конкуренции, туристические предприятия, чтобы не потерять клиентов, учитывают рыночную цену товара, запланированную прибыль за счет снижения расходных компонентов, регулирующих цену на основе тщательных исследований потребностей туристов и предложения на туристическом рынке.              

Оценка затрат учитывает себестоимость услуг, в которую входит стоимость товаров и сырья, текущие затраты на производство, реализацию, организацию, потребление услуг туризма. Кроме этого, учитываются скидки для отдельных групп туристов на отдельные виды услуг комиссионное вознаграждение в пользу турагента.



ТЕМА 10. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА.

Пример 7.1.

Чехия: шесть прекрасных мгновений. Новогодний тур, 30.12-4.01. (Илиташ-Тур, Донецк) Программа рассчитана на 6 дней / 5 ночей. Маршрут программы: Львов – Прага – Карловы Вары – Дрезден. Период программы: 30 декабря 2009 г. – 4 января 2010 г.  
Стоимость тура при оплате: Standart Дети
До 15.10 230 ? 205 ?
До 15.11 240 ? 215 ?
После 15.11 260 ? 235?

Оплата тура производится в гривнах по фиксированному коммерческому курсу.

В стоимость включается:

Встреча представителем фирмы.

Визовая поддержка.

Страховка (групповая).

Проезд по маршруту автобусом еврокласса.

Сопровождение гида-руководителя по всему маршруту.

Проживание по маршруту – отель 3* с завтраками.

Экскурсии, указанные в программе.

Подарок от фирмы: DVD диск.

В стоимость не включается:

Входные билеты в экскурсионные объекты.

Факультативные экскурсии.

Новогодний ужин (90 ?.).

Проезд в общественном транспорте.

Личные расходы (обеды, ужины, сувениры).

Консульский сбор – 35 ?. Кроме категории граждан, освобожденных от оплаты консульского сбора, согласно договору об упрощение визового режима: пенсионеры, дети до 18 лет, студенты дневного стационара до 21 года.

 

Подготовка к переговорам о цене туристических услуг начинается из ее расчета. Рекомендуется при переговорах с иностранными фирмами на старте завышать предложение на 10-20 % относительно расчетной цены, постепенно в ходе переговоров снижая ее к уровню, приемлемому и для продавца, и для покупателя. Очень часто, когда все аргументы исчерпаны, а позиции сторон не сблизились, партнеры по переговорам делят пополам невыторгованную разницу между ценой продавца и ценой покупателя. Для успешного проведения таких переговоров требуются высокая профессиональная подготовка, а также опыт работы с партнерами.

 

 

При построении политики ценообразования предприятий туристической сферы в период максимального спроса целесообразно использовать такую схему, которая предусматривает калькуляцию затрат по определенной цене, при этом надо постоянно использовать метод тестирования цен при одновременной реализации основных и дополнительных услуг и методы комплектования. Этот вид ценообразования является оправданным, если спрос потребителей неоднороден, если предприятие не может осуществлять ценовую дискриминацию и, если определяется отрицательная корреляция между спросом на разные услуги). На практике этот вид дискриминации применяют санатории, но структура их номерных фондов не адаптируется к изменению условий, поэтому наблюдается несоответствие количества, качества, цены отдельных видов номеров характеру спроса разных категорий потребителей) и методы многопериодной дискриминации. Более дорогой услугой воспользуются те потребители, для которых главным фактором выбора является необходимость отдыха и оздоровление в период максимального спроса.

В период межсезонья целесообразно использовать практику перекрестного финансирования, которая заключается в использовании прибыли, полученной в летний период времени для частичной поддержки деятельности в зимнем периоде, а также ценообразование с учетом пикового заполнения. Дискриминация более необходима для межсезонья, чем для пикового периода. Привлекать клиентов оптовыми скидками летом не является целесообразным, поскольку в этом случае теряется потенциально возможная прибыль. Как дополнительный вариант возможности заполнения гостинничного фонда в осенне-зимний период следует рассмотреть двухэтапную оплату, которая предусматривает два аспекта: во-первых, это плата за доступ к услуге, во-вторых - плата за ее использование. Таким образом, потребители обязательно оплатят проживание, а другие услуги будут выбирать в зависимости от своих финансовых возможностей.

Проведенный анализ позволяет выделить основные принципы ценообразования, которые учитывают особенности деятельности предприятий туристической сферы:

1. Цена комплексной услуги (путевки) определяется как сумма цен составных частей услуги (проживание, питание, организация досуга, лечение и т.д.).

2. Механизм формирования цены каждой составной части зависит от типа рынка.

3. Объединение отдельных составляющих в комплексную услугу порождает синергетический эффект: более конкурентоспособные услуги позволяют повышать цену на менее конкурентоспособные.

4. Каждая составляющая услуги имеет несколько альтернативных уровней предоставления, которые избираются в зависимости от преимуществ (полезности для потребителей). Цены на каждый уровень устанавливаются дифференцированно, в соответствии с платежеспособностью клиентов.

 

 

Донецкой Народной Республики

Государственная организация высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

 

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса

 

Кафедра туризма

 

 

Е.А. Рославцева

 

ЭКОНОМИКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

Конспект лекций

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 43.03.02 «Туризмоведение»

(электронный ресурс)

 

Донецк - 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ




Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.