Применение ВРШ для ГЭД имеет следующие преимущества:
1. постоянство частоты вращения двигателей генераторов;
2. постоянство частоты вращения гребного электродвигателя, а значит, гребного винта.
Регулирование скорости винта осуществляется изменением угла поворота лопастей на ВРШ, а реверс – изменением направления поворота лопастей относительно нулевого положения.
Постоянство частоты вращения первичных двигателей гребных электроустановок обусловливает возможность отбора мощности от шин системы электродвижения для обще
судовых потребителей (ОСП), а также более рационального использования установленной мощности судовой электростанции.
В зависимости от вида выпрямительного устройства в главной цепи возможны два типа ГЭУ двойного рода тока:
1. с неуправляемыми (на диодах) выпрямителями (статическими преобразователя-
ми);
2. с управляемыми (на тиристорах) выпрямителями (статическими преобразовате
лями).
Схемы главного тока ГЭУ двойного рода тока аналогичны схемам ГЭУ постоянно
го тока, но предельная мощность синхронных генераторов не ограничена и число их опре
деляется только соображениями надежности и живучести.
Статические преобразователи выполняются по шести- или двенадцатифазным схе
мам выпрямления. Кроме того, в схемах с управляемыми выпрямителями включаются токоограничивающие и фильтрующие дроссели.
Выпрямительные мосты на стороне постоянного тока могут быть соединены после
довательно или параллельно. Выпрямительные мосты включаются на разные, сдвинутые на 30 эл. град., обмотки сдвоенных генераторов или через трансформаторы для предотвра
щения коротких замыканий через последовательно соединенные вентили.
Сравнение эксплуатационных свойств ГЭУ двойного рода тока и ГЭУ постоянного и переменного тока
Гребные электроустановки двойного рода тока превосходят по своим характеристи
кам ГЭУ как постоянного, так и переменного тока.
ГЭУ двойного рода тока имеют лучшие массо-габаритные показатели, чем ГЭУ по-
стоянного тока, из-за применения дизелей с повышенной частотой вращения и турбин без редукторной передачи.
Благодаря отсутствию коллектора синхронные генераторы легче, чем генераторы постоянного тока. Так, синхронный генератор мощностью 1000 кВт при частоте вращения 1000 об/мин имеет относительную массу 6,3 кг/кВт при относительной массе 9 кг/кВт гене
ратора постоянного тока той же мощности и частоты вращения.
Техническая эксплуатация ГЭУ
Основные сведения
Основная задача при эксплуатации ГЭУ - обеспечить ее безотказную и безаварий
ную работу и постоянную готовность к действию, что достигается выполнением следую-
щего:
1. квалифицированное обслуживание;
2. своевременное пополнение судов с ГЭУ сменно-запасными частями и материала
ми;
3. определение объемов профилактических и ремонтных работ, выполняемых судо
вым экипажем;
4. выполнение графиков профилактических осмотров и ремонтов в соответствии с инструкциями по обслуживанию электрооборудования ГЭУ;
5. проведение расширенных испытаний и наладка ГЭУ в соответствии с целевым назначением судна;
6. постоянный контроль загрязнения изоляционных поверхностей угольной пылью и маслом в электрических машинах ГЭУ;
7. проверка состояния кабелей и заделка их оконцеваний.
В комплекс мероприятий ТЭ входят: обслуживание, уход и ремонт.
5.2. Обслуживание ГЭУ включает: пуски электрооборудования, остановки, набор требуемых схем и поддержание соответствующих режимов, переключения различного рода, проверку и наблюдения за работающими механизмами и аппаратурой, т. е. всю оперативную работу, выполняемую обслуживающим персоналом во время несения вахт.
Подготовка ГЭУ к работе
Подготовка ГЭУ к работе начинается задолго до того, как будет подана команда о запуске машин. Запас времени необходим для выполнения различных работ, связанных с пуском установки.
На электроходах, находящихся в эксплуатации, ГЭУ должна находиться в опреде-
ленной готовности. Готовность - это то максимально допустимое время, в течение которо-
го ГЭУ вводится в действие. Практически это время между подачей команды о запуске дизелей и передачей управления на мостик.
Время готовности устанавливается капитаном или вахтенным штурманом. При пе
реводе установки в новую готовность время действия ее начинается по истечении дейст
вия ранее заданной готовности.
Например, ГЭУ находится в 2-часовой готовности. При объявлении другой готов
ности она вступает в силу только через 2 ч.
Получив распоряжение вахтенного штурмана о подготовке машины к работе и уточ
нив время передачи управления на мостик, вахтенный электромеханик записывает это при
казание в вахтенный журнал и докладывает об этом старшему электромеханику.
Подготовка ГЭУ к работе во многом зависит от того, в какой готовности она нахо-
дилась. При продолжительной готовности (2 -8 ч) отдельные узлы установки могут выво-
диться из работы с таким расчетом, чтобы успеть закончить работу в течение заданной готовности.
В этом случае, получив указание о подготовке установки к работе, заканчиваются все ремонтные и профилактические работы, производится осмотр машин, щитов и приле-
гающих площадей. Замеряют сопротивление изоляции, и результаты заносят в вахтенный журнал. Проверяют в работе преобразователи, возбудители, вентиляцию главных машин, машинные телеграфы и другие механизмы.
Главные машины проворачивают валоповоротным устройством, при этом должно быть подано масло на все подшипники. Убедившись в исправности всех узлов, вахтенный электромеханик, докладывает старшему электромеханику о готовности установки к пуску.
Если гребная установка находится в кратковременной готовности (15—30 мин), выполнять какие-либо работы, связанные с разборкой узлов и машин не разрешается.
Аппаратуру и машины осматривают заранее. Перед пуском проверяют сопротивле
ние изоляции и результаты заносят в вахтенный журнал.
Подготовка ГЭУ к пуску производится в соответствии с инструкцией по эксплуата
ции данной установки, «Правилами технической эксплуатации» и «Правилами техники безопасности».
Опробование ГЭУ в работе
Управление ГЭУ может быть переключено на мостик только после предваритель-
ного опробования с поста управления, расположенного в машинном отделении. Работу установки проверяют сначала без нагрузки по щитовым приборам, а затем в различных режимах.
Проверка защиты от снижения оборотов первичных двигателей производится по-
очередным снижением оборотов на машинах, результаты проверки заносятся в вахтенный журнал.
Проворачивание гребного винта возможно только после разрешения вахтенного штурмана и механика. Получив разрешение, вахтенный электромеханик делает пробное проворачивание на один-два оборота в обе стороны, наблюдая при этом по щитовым при-
борам за работой схемы. Перед проворачиванием необходимо убедиться, что отключено валоповоротное устройство, это особенно относится к схемам, не имеющим блокировки валоповоротного устройства.
Убедившись в исправной работе всех узлов ГЭУ, управление может быть переклю-
чено на мостик, о чем сообщается капитану или вахтенному штурману дополнительно по телефону или сигнализацией. Одновременно сообщается о том, сколько машин находится в работе и какой режим работы машин.
Вахтенный штурман, управляющий нагрузкой ГЭУ, должен знать характерные осо-
бенности данной установки (скорость перекладки рукоятки поста, время отработки ко-
манд, возможности перегрузки машин и т. д.). Время переключения управления на мостик заносится в вахтенный журнал.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 367.