Напряжение на выводах приемника электроэнергии всегда меньше напряжения на шинах ГРЩ вследствие потерь напряжения в линии между ГРЩ и приемником.
В линиях электропередачи постоянного тока потеря напряжения численно равна арифметической разности напряжений в начале и конце линии, причем понятия "потеря напряжения" и "падение напряжения" равнозначны.
В линиях передачи переменного тока потеря напряжения численно равна арифмети
ческой разности модулей (т. е. полных значений) напряжений в начале и конце линии, а падение напряжения определяется геометрической разностью напряжений в начале и конце линии.
Потеря напряжения ( %) в линии электропередачи постоянного тока
Δ U =( 2*10 I l ) / ( γsU ) или Δ U = ( 2*10 Р l) / ( γsU ) ( 6.7 ),
где 2 – коэффициент, учитывающий наличие двух проводов линии;
I - ток приемника, А;
l - длина линии, м;
γ = 48,1 м/( Ом*мм ) - удельная проводимость меди при 65ºС;
s - площадь сечения жилы кабеля, мм ;
U - номинальное напряжение приемника, В;
Р - потребляемая из сети мощность приемника, кВт.
В сетях переменного тока потеря напряжения имеет активную и реактивную (индук
тивную) составляющие, причем последней можно пренебречь, так как при частоте тока 50 Гц она значительно меньше активной.
С учетом этого потеря напряжения (%) в 1 -фазной линии электропередачи переменного тока
Δ U =( 2*10 I l cosφ ) / ( γsU ) ( 6.8 ),
или
Δ U =( 2*10 Р l ) / ( γsU ) ( 6.9 ),
Потеря напряжения в каждом проводе 3-жильного кабеля при номинальном токе
ΔU = ( 3*10 I Lcos φ ) / ( γsU ) ( 6.10 ),
или
ΔU = ( 3*10 Р l ) / ( γsU ) ( 6.11 ),
где: I - ток двигателя ( генератора), А;
L – длина кабеля, м;
cos φ - номинальный коэффициент мощности двигателя ( генератора);
γ = 48,1– удельная проводимость меди при температуре + 65° С, м / Ом*мм
s - площадь поперечного сечения жилы выбранного кабеля, мм ;
U - номинальное ( линейное ) напряжение двигателя ( генератора), В.
Если полученное в расчете значение потери напряжения в линии окажется больше
допускаемого, надо из таблицы выбрать кабель с ближайшим большим значением попереч
ного сечения жил и повторить расчет.
В случае если линия электропередачи обеспечивает электроэнергией несколько приемников, потеря напряжения определяется отдельно для каждого участка, в пределах которого площадь сечения и ток не изменяются.
Тогда для наиболее удаленного приемника потеря напряжения в линии определит
ся суммой потерь на отдельных участках
ΔU = ΔU + ΔU + …+ ΔU ( 6.12 ).
Требования Правил Регистра к значениям падения напряжения в линиях электропередач
Правила Регистра устанавливают такие нормы падения напряжения Δ U( %) при номинальном токе нагрузки приемников электроэнергии Δ U :
1. на участке генератор – ГЭРЩ ( АРЩ ) - Δ U ≤ 1%;
2. на участке ГЭРЩ – приемник электроэнергии:
а ) для приемников освещения и сигнализации при напряжении выше 55 В - Δ U ≤5%;
б ) для приемников освещения и сигнализации при напряжении 55 В и ниже 55 В - Δ U ≤10%;
в ) для силовых, нагревательных и отопительных приемников независимо от напря-
жения - Δ U ≤7%;
г ) для силовых приемников с кратковременным ( S2 ) или повторно-кратковремен
ным режимом работы независимо от напряжения - Δ U ≤10%;
д ) на клеммах асинхронного двигателя при прямом пуске - Δ U ≤25%.
Методы прокладки кабелей
На судах кабели и провода прокладывают в виде кабельных трасс, состоящих из от
дельных кабелей или групп кабелей. Последние образуют ряды и пучки.
Рис. 6.2. Способы прокладки Рис. 6.3. Кассета со скользящим
кабелей: а – 1-рядный; 2 – 2-ряд- замком
ный; в - пучком
Ряд - это группа кабелей, имеющая общее крепление, в которой каждый кабель соприкасается с двумя соседними, кроме крайних (рис. 6.2, а).
Если группа кабелей состоит из двух рядов, не разделенных зазором и имеющих общее крепление, то прокладка называется 2-рядной (рис. 6.2, б).
Если в группе 3 и более рядов, кабели образуют пучок (рис. 6.2, в).
При прокладке отдельных кабелей применяют скобы, скоб-мосты и перфорирован
ные панели.
При прокладке рядов и пучков кабелей применяют специальные подвески, называе
мые кассетами (рис. 6.3).
Кассета состоит из П-образного корпуса 1 и подвижного замка 2, который переме
щается вверх или вниз вдоль корпуса кассеты в зависимости от ее заполнения.
Кассеты приваривают к корпусу судна на определенном расстоянии одна от другой по длине трассы, их можно устанавливать вертикально, горизонтально и наклонно.
Пучки кабелей в кассеты укладывают без крепления, что значительно ускоряет и упрощает монтажные работы. Кассетами и скобами крепят кабели с площадью поперечно
го сечения пучка соответственно до 400 и 150 см2. Применяется также свободная укладка кабелей в трубы и желоба.
Кабельные трассы должны быть по возможности прямыми, доступными для осмотра и обслуживания.
Места изгиба кабелей должны иметь определенное значение внутреннего радиуса R: обычно R = ( 2…10)d, где d - внешний диаметр кабеля.
Для снижения трудоемкости монтажа не рекомендуется применять 1-жильные ка-
бели с площадью сечения жилы более 240 мм2, а также 2- и 3-жильные кабели с площадью сечения жил более 120 мм2.
Поэтому при прокладке трасс для мощных приемников допускается замена одного кабеля несколькими одинаковыми с сохранением суммарной площади сечения жил в фазе или полюсе.
При прокладке кабельных трасс стремятся к минимальному числу пересечений, а в местах пересечений устанавливают мостики, чтобы избежать взаимного касания трасс.
При прокладке кабелей, идущих параллельно переборкам, подверженным запотева-
нию, между кабелями и переборками должно оставаться свободное пространство.
Расстояние кабельных трасс от наружной обшивки, противопожарных и водонепро
ницаемых переборок должно быть не менее 20 мм, от двойного дна и от цистерн топлива и масла - не менее 50 мм, от источников тепла - не менее 100 мм.
Во взрывоопасных помещениях и пространствах разрешается прокладывать кабели
предназначенные только для электрического оборудования, установленного в этих поме-
щениях и пространствах.
При этом электрическое оборудование должно быть взрывозащищенного исполне
ния: искробезопасного ( Ехi ), с оболочкой под избыточным давлением (Ехр), с взрывоне
проницаемой оболочкой ( Ехd ) или повышенной надежности против взрыва (Ехе).
Допускается прокладка транзитных кабелей через упомянутые помещения и прост-
ранства при условии, что кабели имеют металлическую броню или оплетку, покрытую не-
металлической оболочкой, свинцовую оболочку с дополнительной механической защи-
той.
Не рекомендуется прокладывать кабели под настилом, если же такая прокладка не-
обходима, кабели должны прокладываться в металлических трубах или в закрытых канна-
лах.
В местах трассы, где возможны разрыв или повреждение кабеля вследствие дефор-
мации корпуса судна из-за волнения моря или нагрева, устраивают компенсационные пет-
ли, внутренний диаметр которых должен составлять не менее 12 наружных диаметров кабеля.
При прокладке через водонепроницаемые переборки применяют сальники для оди
ночных кабелей и кабельные коробки для пучков кабелей.
Прокладка кабелей через палубы выполняется в металлических трубах (стояках) или металлических стаканах. Проходы кабелей через водонепроницаемые переборки и па-
лубы должны надежно быть уплотнены, для чего кабельные коробки заполняют уплотни-
тельными массами, стойкими к воздействию огня, воды и нефтепродуктов, не дающими усадок и нарушений герметичности в процессе эксплуатации.
Металлические или броневые оболочки кабелей должны быть надежно заземлены, т. е. электрически соединены с корпусом судна. Для заземления применяют медный про-
вод или металлические скобы, плотно прилегающие к оболочке кабеля. Если кабель прохо
дит через кабельный сальник, для заземления применяют кольца, находящиеся внутри сальника.
Для образования ответвлений от судовых кабелей и проводов применяют разветви
тельные (крестовые) коробки, внутри которых электрическое соединение кабелей прово-
дят при помощи винтовых зажимов.
Для маркировки кабелей и проводов применяют бирки - латунные или фибровые пластинки, прикрепленные к кабелю узким пояском из латуни или оцинкованной стали.
На пластинки наносят необходимые маркировочные надписи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 474.