Сравнение свойств судовых электрических сетей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сравним свойства разных типов силовых электрических сетей.

Фидерная сеть более надежна по сравнению с магистральной, так как при повреж

дении любого фидера лишается питания отдельный прием­ник или группа приемников, в то время как при повреждении магист­ральной линии прекращается питание всех приемни

ков или части их (в зависимости от места повреждения линии).

Вместе с тем фидерная сеть имеет увеличенную массу по сравнению с магистраль-

ной. Ее применяют для питания отдельных ответственных приемников или групп прием­ников (например, рулевого и якорного устройств, механизмов СЭУ).

Магистральную сеть используют в основном для питания неот­ветственных прием-

ников (например, сети освещения). При этом к одной линии электропередачи (магистра-

ли) подключают светильники и розетки в нескольких смежных помещениях.

Магистрально-фидерная сеть соединяет достоинства и недостатки фидерной и магистральной сетей.

Выбор того или иного типа силовой сети зависит от ряда факторов, среди которых наиболее существенными являются назначение судна, мощность его электроэнергетиче-

ской системы, а также количество и распределение приемников электроэнергии.

Аварийная электрическая сеть предназначена для рас­пределения электроэнергии на участке от АРЩ до приемников, пере­чень которых определен Правилами Регистра.

Электрическая сеть приемников предназначена для распределения электроэнергии от определенного распределительного щита или преобразователя электроэнергии до одно

именных приемников. К таким сетям относят сети основного освещения, аварийного осве

щения, переносного освещения, сеть установок слабого тока, сеть радиотрансляции и др.

Сеть основного освещения применяется для снабжения электроэнергией осветитель

ных приборов и получает питание, как правило, от электрораспределительных щитов раз-

личного назначения: наружного освещения, освещения МО, служебных и пассажирских помещений и др.

Напряжение сетей основного освещения составляет 220 В (реже 127 В). Правила Регистра СССР допускают применение этих сетей для питания маломощных бытовых электроприборов (каютных вентилято­ров, холодильников и др.), а также электрических грелок.

Сеть аварийного освещения является составной частью сети основ­ного освещения. Эта сеть получает питание от АРЩ и поэтому снаб­жается электроэнергией практически бесперебойно: при нормальном режиме работы основной электростанции от ГРЩ через шины АРЩ, а при выходе ее из строя от АДГ. При обесточивании основной и аварий­ной электростанций автоматически включается сеть аварийного освещения напряжением 12 или 24 В, питающая от АБ ограниченное количество осветительных точек в постах управ

ления, коридорах и проходах.

Сеть переносного освещения применяется для снабжения электро­энергией перенос

ных светильников напряжением 12 или 24 В, позво­ляющих усилить местную освещен-

ность при проведении ТО или ре­монтных работ. Для получения указанных напряжений используют понижающие трансформаторы соответствующей мощности.

Сеть установок слабого тока обеспечивает работу телефонов внутренней связи, машинных телеграфов, рулевых указателей, звон­ковой и пожарной сигнализации и других приемников ограниченной мощности.

Сеть радиотрансляции соединяет радиотрансляционный узел с громкоговорителя-

ми, установленными в различных помещениях судна.

Электрические сети выполняют изолированными от корпуса судна.

Исключение составляют электрические сети маломерных судов (не­больших букси-

ров, катеров, мотоботов и др.), на которых допускается применение корпуса судна в качестве второго провода при напряже­ниях до 30 В переменного и 55 В постоянного тока.

Передачу электроэнергии постоянного и 1-фазного переменного тока осуществля-

ют 2-проводными линиями электропередачи, а 3-фазного тока - 3-проводными ( редко 4-проводными) линиями электро­передачи. В последнем случае линия электропередачи со-

стоит из трех фазных и одного нулевого провода и применяется на плавсредствах {дебар-

кадерах, брандвахтах и др.), получающих электроснабжение с берега.

Судовые кабели и провода

Основные сведения

Передача электрической энергии в силовых и осветительных сетях и телефонная связь осуществляются при помощи кабелей и проводов.

Кабель состоит из одного или нескольких изолированных проводни­ков, заключен-

ных в общую защитную, а поверх нее герметичную оболочки. Кабели можно проклады-

вать в сырых помещениях и на открытой палубе.

Провод по сравнению с кабелем имеет облегченную защитную оболочку. Поэтому провода прокладывают только в сухих и отапливаемых помещениях.

Кабели и провода для силовых и осветительных установок рассчи­тывают на напря-

жение до 700 В переменного или 1000 В постоянного тока, для телефонных установок - на напряжение 100 В постоянного тока.

Помимо судовых проводов, внутри приборов и аппаратуры применяют изолирован

ные монтажные провода, допускающие непо­средственную прокладку по металлическим деталям. Для соединения антенны судовой радиостанции с антенным вводом применяют раз­новидность неизолированных проводов - антенные канатики.

К кабелям и проводам предъявляется ряд требований, обуслов­ленных особенностя-

ми прокладки и эксплуатации: повышенная гибкость (что важно при прокладке трасс в ограниченных по размеру судовых помещениях); электрическая прочность изолирующих оболо­чек; негорючесть; стойкость к воздействию воды, масла и др.

Токоведущие жилы скручивают из отдельных отожженных медных проволок с пло

щадью поперечного сечения от 0,35 до 625 мм2 для силовых кабелей и проводов и 1 мм2 для телефонных проводов.

Жилы заключены в изолирующую оболочку из резины, поливинилхлоридного пла-

стиката и полиэтилена, стекловолокна, фторопласта-4 и др.

Наружные защитные оболочки кабелей изготовляют из маслобензостойкой, не рас-

пространяющей горения резины, шлангового поливинилхлоридного пластиката и свинца. Поверх изолирующей оболочки кабели и провода могут иметь металлические оболочки различного назначения.

Для уменьшения помех радиоприему применяют экрани­рующие оболочки из мед-

ной луженой проволоки, охватывающие весь кабель, жилы внутри кабеля экранируют ме-

таллизированной бумагой.

Для защиты от механических повреждений используют неэкранирую­щую оплетку из стальной оцинкованной проволоки (панцирную оплет­ку) или металлическую броню из стальной ленты или проволоки. Лента (проволока) наматывается спирально и образует сплошной цилиндри­ческий слой. Допускается применение кабелей с оболочками из меди, чистого свинца и его сплавов.

Обозначение кабелей и проводов состоит из марки, числа жил и площади их попе-

речного сечения, значения допустимого напряжения (например, кабель КНРЭ 3x25-500).

Буквы в марке обозначают:

1. для кабелей силовых приемников и осветительных приборов: К - кабель, Н - него

рючий, Р - резиновая изоляция жил и наружная оболочка, П - оплетка из стальных оцинко

ванных проволок ( «панцырь» ), Э - экранированный, М - морской, Б - изоляции на основе бутилкаучука, В - поливинилхлоридная оболочка, О - облегченный, к - устойчивый к воз-

действию коррозии.

На судах для таких приемников применяют кабели типов КНРк, КНРП, КНРЭ, КБН, КБНЭ, КОВЭ (при неподвижной прокладке) и РШМ, НРШМ (при подвижной).

2. для кабелей управления, связи, телефонии (в дополнение к указанным выше обо

значениям): С - судовой, М - малогабаритный, Т - телефонный.

К таким кабелям относятся кабели типов КНРТ, КНРТП, КНРТЭ, КНРЭТЭ и др. Если буква Э находится внутри марки кабеля, то это означает, что экранируется

одна или несколько жил, если в конце марки, то экранируется весь кабель.

Судовые кабели и провода имеют, как правило, многопроволочные жилы, что увеличивает их гибкость и исключает переломы жил вслед­ствие вибрации и других механических воздействий.

Количество жил в различных кабелях составляет 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 24, 27, 30, 33, 37, 41, 44, 48, 52 и 61, что удовлетворяет потребностям судовых электрических сетей любого назначения.

В сетях постоянного и 1-фазного переменного тока используют 1- и 2-жильные кабели, причем применение 2-жильных кабелей с площадью поперечного сечения более 6 мм2 считается нерациональным.

В сетях 3-фазного переменного тока применяют, как правило, 3-жильные кабели с площадью попереч­ного сечения не свыше 240 мм2 (с целью облегчения монтажа), а для се

тей внутренней связи, цепей управления и контрольных цепей используют многожильные кабели.

Внедрение новых видов изоляции с повышенными тепловыми нагрузками (бутил-

резиновая, кремнийорганическая, минеральная и др.) позволяет уменьшить массу кабель-

ных сетей вследствие уменьше­ния толщины изоляционных оболочек и одновременно уве-

личить срок службы кабелей. Последнее позволяет обойтись без трудоемкого и дорогосто

ящего ремонта кабельных трасс в течение всего периода эксплуатации судна.

Следует заметить, что применение на судах кабелей с минеральной изоляцией про-

блематично. Такие кабели представляют собой медную трубку, внутри которой запрессо-

ваны в непроводящей окиси магния одна или несколько медных жил. Эти кабели огнестой

ки, компактны, долговечны, однако их недостатком является отсутствие гибкости.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.