Сравним свойства разных типов силовых электрических сетей.
Фидерная сеть более надежна по сравнению с магистральной, так как при повреж
дении любого фидера лишается питания отдельный приемник или группа приемников, в то время как при повреждении магистральной линии прекращается питание всех приемни
ков или части их (в зависимости от места повреждения линии).
Вместе с тем фидерная сеть имеет увеличенную массу по сравнению с магистраль-
ной. Ее применяют для питания отдельных ответственных приемников или групп приемников (например, рулевого и якорного устройств, механизмов СЭУ).
Магистральную сеть используют в основном для питания неответственных прием-
ников (например, сети освещения). При этом к одной линии электропередачи (магистра-
ли) подключают светильники и розетки в нескольких смежных помещениях.
Магистрально-фидерная сеть соединяет достоинства и недостатки фидерной и магистральной сетей.
Выбор того или иного типа силовой сети зависит от ряда факторов, среди которых наиболее существенными являются назначение судна, мощность его электроэнергетиче-
ской системы, а также количество и распределение приемников электроэнергии.
Аварийная электрическая сеть предназначена для распределения электроэнергии на участке от АРЩ до приемников, перечень которых определен Правилами Регистра.
Электрическая сеть приемников предназначена для распределения электроэнергии от определенного распределительного щита или преобразователя электроэнергии до одно
именных приемников. К таким сетям относят сети основного освещения, аварийного осве
щения, переносного освещения, сеть установок слабого тока, сеть радиотрансляции и др.
Сеть основного освещения применяется для снабжения электроэнергией осветитель
ных приборов и получает питание, как правило, от электрораспределительных щитов раз-
личного назначения: наружного освещения, освещения МО, служебных и пассажирских помещений и др.
Напряжение сетей основного освещения составляет 220 В (реже 127 В). Правила Регистра СССР допускают применение этих сетей для питания маломощных бытовых электроприборов (каютных вентиляторов, холодильников и др.), а также электрических грелок.
Сеть аварийного освещения является составной частью сети основного освещения. Эта сеть получает питание от АРЩ и поэтому снабжается электроэнергией практически бесперебойно: при нормальном режиме работы основной электростанции от ГРЩ через шины АРЩ, а при выходе ее из строя от АДГ. При обесточивании основной и аварийной электростанций автоматически включается сеть аварийного освещения напряжением 12 или 24 В, питающая от АБ ограниченное количество осветительных точек в постах управ
ления, коридорах и проходах.
Сеть переносного освещения применяется для снабжения электроэнергией перенос
ных светильников напряжением 12 или 24 В, позволяющих усилить местную освещен-
ность при проведении ТО или ремонтных работ. Для получения указанных напряжений используют понижающие трансформаторы соответствующей мощности.
Сеть установок слабого тока обеспечивает работу телефонов внутренней связи, машинных телеграфов, рулевых указателей, звонковой и пожарной сигнализации и других приемников ограниченной мощности.
Сеть радиотрансляции соединяет радиотрансляционный узел с громкоговорителя-
ми, установленными в различных помещениях судна.
Электрические сети выполняют изолированными от корпуса судна.
Исключение составляют электрические сети маломерных судов (небольших букси-
ров, катеров, мотоботов и др.), на которых допускается применение корпуса судна в качестве второго провода при напряжениях до 30 В переменного и 55 В постоянного тока.
Передачу электроэнергии постоянного и 1-фазного переменного тока осуществля-
ют 2-проводными линиями электропередачи, а 3-фазного тока - 3-проводными ( редко 4-проводными) линиями электропередачи. В последнем случае линия электропередачи со-
стоит из трех фазных и одного нулевого провода и применяется на плавсредствах {дебар-
кадерах, брандвахтах и др.), получающих электроснабжение с берега.
Судовые кабели и провода
Основные сведения
Передача электрической энергии в силовых и осветительных сетях и телефонная связь осуществляются при помощи кабелей и проводов.
Кабель состоит из одного или нескольких изолированных проводников, заключен-
ных в общую защитную, а поверх нее герметичную оболочки. Кабели можно проклады-
вать в сырых помещениях и на открытой палубе.
Провод по сравнению с кабелем имеет облегченную защитную оболочку. Поэтому провода прокладывают только в сухих и отапливаемых помещениях.
Кабели и провода для силовых и осветительных установок рассчитывают на напря-
жение до 700 В переменного или 1000 В постоянного тока, для телефонных установок - на напряжение 100 В постоянного тока.
Помимо судовых проводов, внутри приборов и аппаратуры применяют изолирован
ные монтажные провода, допускающие непосредственную прокладку по металлическим деталям. Для соединения антенны судовой радиостанции с антенным вводом применяют разновидность неизолированных проводов - антенные канатики.
К кабелям и проводам предъявляется ряд требований, обусловленных особенностя-
ми прокладки и эксплуатации: повышенная гибкость (что важно при прокладке трасс в ограниченных по размеру судовых помещениях); электрическая прочность изолирующих оболочек; негорючесть; стойкость к воздействию воды, масла и др.
Токоведущие жилы скручивают из отдельных отожженных медных проволок с пло
щадью поперечного сечения от 0,35 до 625 мм2 для силовых кабелей и проводов и 1 мм2 для телефонных проводов.
Жилы заключены в изолирующую оболочку из резины, поливинилхлоридного пла-
стиката и полиэтилена, стекловолокна, фторопласта-4 и др.
Наружные защитные оболочки кабелей изготовляют из маслобензостойкой, не рас-
пространяющей горения резины, шлангового поливинилхлоридного пластиката и свинца. Поверх изолирующей оболочки кабели и провода могут иметь металлические оболочки различного назначения.
Для уменьшения помех радиоприему применяют экранирующие оболочки из мед-
ной луженой проволоки, охватывающие весь кабель, жилы внутри кабеля экранируют ме-
таллизированной бумагой.
Для защиты от механических повреждений используют неэкранирующую оплетку из стальной оцинкованной проволоки (панцирную оплетку) или металлическую броню из стальной ленты или проволоки. Лента (проволока) наматывается спирально и образует сплошной цилиндрический слой. Допускается применение кабелей с оболочками из меди, чистого свинца и его сплавов.
Обозначение кабелей и проводов состоит из марки, числа жил и площади их попе-
речного сечения, значения допустимого напряжения (например, кабель КНРЭ 3x25-500).
Буквы в марке обозначают:
1. для кабелей силовых приемников и осветительных приборов: К - кабель, Н - него
рючий, Р - резиновая изоляция жил и наружная оболочка, П - оплетка из стальных оцинко
ванных проволок ( «панцырь» ), Э - экранированный, М - морской, Б - изоляции на основе бутилкаучука, В - поливинилхлоридная оболочка, О - облегченный, к - устойчивый к воз-
действию коррозии.
На судах для таких приемников применяют кабели типов КНРк, КНРП, КНРЭ, КБН, КБНЭ, КОВЭ (при неподвижной прокладке) и РШМ, НРШМ (при подвижной).
2. для кабелей управления, связи, телефонии (в дополнение к указанным выше обо
значениям): С - судовой, М - малогабаритный, Т - телефонный.
К таким кабелям относятся кабели типов КНРТ, КНРТП, КНРТЭ, КНРЭТЭ и др. Если буква Э находится внутри марки кабеля, то это означает, что экранируется
одна или несколько жил, если в конце марки, то экранируется весь кабель.
Судовые кабели и провода имеют, как правило, многопроволочные жилы, что увеличивает их гибкость и исключает переломы жил вследствие вибрации и других механических воздействий.
Количество жил в различных кабелях составляет 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 24, 27, 30, 33, 37, 41, 44, 48, 52 и 61, что удовлетворяет потребностям судовых электрических сетей любого назначения.
В сетях постоянного и 1-фазного переменного тока используют 1- и 2-жильные кабели, причем применение 2-жильных кабелей с площадью поперечного сечения более 6 мм2 считается нерациональным.
В сетях 3-фазного переменного тока применяют, как правило, 3-жильные кабели с площадью поперечного сечения не свыше 240 мм2 (с целью облегчения монтажа), а для се
тей внутренней связи, цепей управления и контрольных цепей используют многожильные кабели.
Внедрение новых видов изоляции с повышенными тепловыми нагрузками (бутил-
резиновая, кремнийорганическая, минеральная и др.) позволяет уменьшить массу кабель-
ных сетей вследствие уменьшения толщины изоляционных оболочек и одновременно уве-
личить срок службы кабелей. Последнее позволяет обойтись без трудоемкого и дорогосто
ящего ремонта кабельных трасс в течение всего периода эксплуатации судна.
Следует заметить, что применение на судах кабелей с минеральной изоляцией про-
блематично. Такие кабели представляют собой медную трубку, внутри которой запрессо-
ваны в непроводящей окиси магния одна или несколько медных жил. Эти кабели огнестой
ки, компактны, долговечны, однако их недостатком является отсутствие гибкости.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.