Основные сведения
Кислотные и щелочные АБ применяют на судах для питания электроэнергией сетей управления автоматических устройств, аварийного освещения, авральной и пожарной сиг
нализации, радио- и телефонной связи, отличительных огней, для пуска дизелей с помо-
щью электростартеров.
На некоторых типах речных суда и судов смешанного класса плавания судовые ще
лочные аккумуляторы с суммарным напряжением 110 В используют в качестве аварийно
го источника электроэнергии для рулевых машин.
Электрический аккумулятор - это химический источник электроэнергии. Его дей-
ствие основано на обратимых электрохимических процессах.
Во время заряда аккумулятора электрическая энергия зарядного устройства пре-
вращается в химическую энергию, которая накапливается в аккумуляторе.
Если к аккумулятору подключить приемник электроэнергии, то аккумулятор будет разряжаться, т. е. его химическая энергия вновь будет превращаться в электрическую. Та-кие процессы заряда-разряда аккумулятора повторяются неоднократно.
Аккумуляторная батарея состоит из нескольких электрохимических элементов, соб
ранных в общий корпус (см. рис. 8.5, 8.6) и включенных по определенной схеме.
Обычно в аккумуляторной батарее несколько банок, в каждой банке блоки положи-
тельных и отрицательных пластин соединены параллельно.
Электродвижущая сила Е аккумулятора - разность потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи. Значение Е зависит, главным образом, от состояния активной массы пластин и состава электролита, но не зависит от размеров пластин аккумулятора.
Электролиты - это растворы кислоты или щелочи в дистиллированной воде. Состо
яние электролита характеризуется его плотностью. Плотность щелочи и кислоты больше плотности воды, поэтому определенной концентрации кислоты или щелочи в воде соответ
ствует определенная плотность электролита.
Напряжение U аккумулятора - разность потенциалов положительного и отрицатель
ного электродов при замкнутой внешней цепи (при этом в цепи протекает ток).
Напряжение отличается от ЭДС значением падения напряжения внутри аккумулято
ра, которое определяется внутренним сопротивлением R аккумулятора и током, прохо-
дящим через него.
При заряде аккумулятора U больше ЭДС Е, при разряде - меньше. Конечное напря
жение аккумулятора при его разряде - напряжение, ниже которого аккумулятор разряжать не рекомендуется исходя из условий длительной эксплуатации.
Внутреннее сопротивле ние аккумулятора, состоящее из сопротивлений электроли-
та, пластин и сепаратора (перфорированный изолятор между пластинами), непостоянно: при разряде и понижении температуры оно увеличивается.
Емкость С аккумулятора - количество электричества, которое может дать полно-
стью заряженный аккумулятор при разряде неизменным током определенного значения до конечного напряжения:
С = I t ,
где I - ток разряда, А;
t - продолжительность разряда, ч.
Емкость аккумулятора зависит от количества активной массы и конструкции пла-
стин, количества и концентрации электролита, температуры, степени изношенности акку-
мулятора, наличия примесей в электролите и многих других факторов.
Заряженный аккумулятор подвержен саморазряду в результате протекающих побоч
ных реакций, утечек тока через корпус и т. д. (например, саморазряд кислотных аккуму-
ляторов составляет 1 % их емкости в сутки).
Поэтому для аккумуляторов периодически следует проводить контрольно-трениро
вочные циклы разряда – заряда.
Гальванические элементы
Гальванические элементы (ГЭ) отличаются от аккумуляторов необратимостью элек
трохимического процесса разряда ( являются устройствами 1-разового использования).
Постоянная готовность ГЭ к работе позволяет применять их в переносных радио-
устройствах, комбинированных измерительных приборах, электрических фонарях и спаса-
тельных средствах ( плотиках, поясах и жилетах ).
Гальванические элементы разделяют на сухие и водоналивные (активируемые), по форме исполнения - на баночные и галетные. Наиболее распространены марганцево-цин
ковые ГЭ.
Сухой баночный ГЭ состоит: из анода - угольного стержня, окруженного активной массой (оксидом марганца в смеси с графитом); цинкового катода - цилиндрической или прямоугольной банки; электролита - желеобразного хлорида аммония. Банка сверху залита смолой.
Сухой галетный ГЭ состоит из спрессованного из активной массы (оксид марганца с графитом) анода в виде прямоугольного брикета, пропитанной электролитом (хлорид аммония) картонной диафрагмы и пластинчатого цинкового катода. Элемент заключен в поливинилхло-ридный корпус.
Сухие ГЭ подвержены саморазряду, поэтому их сохранность не превышает 1,5 го-
да. Выпускают сухие ГЭ для различных температурных условий.
Водоналивной марганцево-цинковый ГЭ заполнен кристаллическим хлоридом ам-
мония: только после добавления пресной или дистиллированной воды хлорид аммония превращается в электролит и ГЭ может работать. Водоналивной медно-магниевый ГЭ ра-
ботает на хлоридном электролите и активизируется морской водой, что позволяет исполь-
зовать его в устройствах световой сигнализации и радиостанциях спасательных средств (плотиков, жилетов и т. д.).
Кислотные аккумуляторы
Маркировка батарей
В странах СНГ маркировка наносится на батарею и должна содержать:
1. товарный знак предприятия-изготовителя;
2. условное обозначение батареи;
3. знаки полярности: плюс «+» и минус «-«;
4. дату изготовления ( месяц, год );
5. обозначение технических условий батарей конкретного типа;
6. номинальную емкость в ампер-часах на батареях с общей крышкой;
7. номинальное напряжение в вольтах на батареях с общей крышкой;
8. клеймо технического контроля;
9. максимальная масса батареи ( без электролита ) по техническим условиям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.