Судовые аккумуляторы и гальванические элементы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные сведения

Кислотные и щелочные АБ применяют на судах для питания электроэнергией сетей управления автоматических устройств, аварий­ного освещения, авральной и пожарной сиг

нализации, радио- и теле­фонной связи, отличительных огней, для пуска дизелей с помо-

щью электростартеров.

На некоторых типах речных суда и судов смешанного класса плавания судовые ще

лочные аккумуляторы с суммарным напряжением 110 В используют в качестве аварийно

го источника электроэнергии для рулевых машин.

Электрический аккумулятор - это химический источник электроэнергии. Его дей-

ствие основано на обратимых электрохимиче­ских процессах.

Во время заряда аккумулятора электрическая энергия зарядного устройства пре-

вращается в химическую энергию, которая накаплива­ется в аккумуляторе.

Если к аккумулятору подключить приемник электроэнергии, то аккумулятор будет разряжаться, т. е. его химиче­ская энергия вновь будет превращаться в электрическую. Та-кие процессы заряда-разряда аккумулятора повторяются неоднократно.

Аккумуляторная батарея состоит из нескольких электрохимиче­ских элементов, соб

ранных в общий корпус (см. рис. 8.5, 8.6) и вклю­ченных по определенной схеме.

Обычно в аккумуляторной батарее несколько банок, в каждой банке блоки положи-

тельных и отрицатель­ных пластин соединены параллельно.

Электродвижущая сила Е аккумулятора - разность потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внеш­ней цепи. Значение Е зависит, главным образом, от состояния актив­ной массы пластин и состава электролита, но не зависит от размеров пластин аккумулятора.

Электролиты - это растворы кислоты или щелочи в дистиллированной воде. Состо

яние электролита характери­зуется его плотностью. Плотность щелочи и кислоты больше плотности воды, поэтому определенной концентрации кислоты или щелочи в воде соответ

ствует определенная плотность электролита.

Напряжение U аккумулятора - разность потенциалов положитель­ного и отрицатель

ного электродов при замкнутой внешней цепи (при этом в цепи протекает ток).

Напряжение отличается от ЭДС значением падения напряжения внутри аккумулято

ра, которое определяется внутренним сопротивлением R  аккумулятора и током, прохо-

дящим через него.

При заряде аккумулятора U больше ЭДС Е, при разряде - меньше. Конечное напря

жение аккумулятора при его разряде - напря­жение, ниже которого аккумулятор разряжать не рекомендуется исходя из условий длительной эксплуатации.

Внутреннее сопротивле ние аккумулятора, состоящее из сопротивлений электроли-

та, пластин и сепаратора (перфорированный изолятор между пластинами), непо­стоянно: при разряде и понижении температуры оно увеличивается.

       Емкость С аккумулятора - количество электричества, которое может дать полно-

стью заряженный аккумулятор при разряде неизмен­ным током определенного значения до конечного напряжения:

                                          С = I t ,

где I - ток разряда, А;

t - продолжительность разряда, ч.

 

Емкость аккумулятора зависит от количества активной массы и конструкции пла-

стин, количества и концентрации электролита, темпе­ратуры, степени изношенности акку-

мулятора, наличия примесей в электролите и многих других факторов.

Заряженный аккумулятор подвержен саморазряду в результате протекающих побоч

ных реакций, утечек тока через корпус и т. д. (например, саморазряд кислотных аккуму-

ляторов составляет 1 % их емкости в сутки).

Поэтому для аккумуляторов периодически следует проводить контрольно-трениро

вочные циклы разряда – заряда.

Гальванические элементы

Гальванические элементы (ГЭ) отличаются от аккумулято­ров необратимостью элек

трохимического процесса разряда ( являются устройствами 1-разового использования).

Постоянная готовность ГЭ к работе позволяет применять их в переносных радио-

устройствах, комбинированных измерительных приборах, электрических фонарях и спаса-

тельных средствах ( плотиках, поясах и жилетах ).

Гальванические элементы разделяют на сухие и водоналивные (активируемые), по форме исполнения - на баночные и галетные. Наиболее распространены марганцево-цин

ковые ГЭ.

Сухой баночный ГЭ состоит: из анода - угольного стержня, окру­женного активной массой (оксидом марганца в смеси с графитом); цинкового катода - цилиндрической или прямоугольной банки; электролита - желеобразного хлорида аммония. Банка сверху залита смолой.

Сухой галетный ГЭ состоит из спрессованного из активной массы (оксид марганца с графитом) анода в виде прямоугольного брикета, пропитанной электролитом (хлорид аммония) картонной диафрагмы и пластинчатого цинкового катода. Элемент заключен в поливинилхло-ридный корпус.

Сухие ГЭ подвержены саморазряду, поэтому их сох­ранность не превышает 1,5 го-

да. Выпускают сухие ГЭ для различных температурных условий.

       Водоналивной марганцево-цинковый ГЭ заполнен кристалличе­ским хлоридом ам-

мония: только после добавления пресной или дистиллированной воды хлорид аммония превращается в электролит и ГЭ может работать. Водоналивной медно-магниевый ГЭ ра-

ботает на хлоридном электролите и активизируется морской водой, что позво­ляет исполь-

зовать его в устройствах световой сигнализации и радио­станциях спасательных средств (плотиков, жилетов и т. д.).

Кислотные аккумуляторы

       Маркировка батарей

       В странах СНГ маркировка наносится на батарею и должна содержать:

1. товарный знак предприятия-изготовителя;

2. условное обозначение батареи;

3. знаки полярности: плюс «+» и минус «-«;

4. дату изготовления ( месяц, год );

5. обозначение технических условий батарей конкретного типа;

6. номинальную емкость в ампер-часах на батареях с общей крышкой;

7. номинальное напряжение в вольтах на батареях с общей крышкой;

8. клеймо технического контроля;

9. максимальная масса батареи ( без электролита ) по техническим условиям.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.