На судах отечественной постройки установлены унифицированные системы про-
граммного управления пуском АДГ ( системы автозапуска АДГ ), с дизелями типов 1Д6-150М (мощность 100 кВт), 6Ч12/14 (50 кВт) и 4Ч10,5/13 (25 кВт).
После обесточивания судна автоматизированная СУ АДГ обеспечивает выполне-
ние такой программы пуска, включения АДГ на шины АЭС и приема нагрузки:
1. отключение фидеров питания щита аварийной СЭС от ГЭРЩ;
2. прокачку масла в смазочной системе дизеля;
3. перемещение рейки регулирования подачи топлива в положение минимальной подачи;
4. включение стартера, вращающего дизель;
5. исключение повторного включения стартера при удавшемся пуске;
6. обеспечение еще двух включений стартера в случае неудавшегося пуска;
7. при удавшемся пуске перемещение рейки регулирования подачи топлива в поло
жение номинальной подачи;
8. включение АВ после возбуждения генератора с одновременным приемом нагруз
ки ранее включенных приемников или прием нагрузки в 2 ступени;
9. возвращение системы автоматического пуска АДГ в исходное состояние;
10. прерывание программы пуска и возврат СУ в исходное состояние в случае включения питания основной СЭС.
Программа пуска может быть реализована с помощью электромеханических контак
тных устройств или электронной схемы.
В 1-м случае при аварии основной СЭС включается ЭД программного устройства, который через замедляющий редуктор вращает кулачковый валик. Последний, в опреде-
ленной последовательности, с заданными промежутками времени переключает контакты, которые, в свою очередь, управляют реле и другими устройствами, обеспечивающими пуск АДГ и включение нагрузки.
Во 2-м случае с помощью электронной схемы реализуется программа управления контактной частью схемы пуска АДГ и включения нагрузки.
Система состоит из пульта с кнопками для ручного пуска и сигнальными устройст-
вами, блока автоматического управления и элементов, смонтированных на дизеле.
Устройство программного управления пуском (рис. 5.3 ) получает питание от акку-
муляторной батареи GB, имеющей несколько выводов (это позволяет получить необходи-
мые для работы схемы напряжения разных значений).
Рис. 5.3. Схема программного управления пуском АДГ
Исходное состояние схемы
В исходном состоянии (в неаварийном режиме) на трансформатор TV поступает на
пряжение от ГРЩ, включается реле KV контроля напряжения и его контакт повторно пре
рывает цепь реле KV4 пуска (она прервана также закрытым в этом режиме транзистором VT19).
Через резисторы Rl, R3 на транзистор VT1 подано напряжение отрицательного сме-
щения, однако он открыт более высоким напряжением управления выпрямителя UZ1. В открытом состоянии сопротивление транзистора VT1 близко к нулю, на нем нет падения напряжения.
На эмиттер и базу транзистора VT2 поданы напряжения практически одинаковых потенциалов, поэтому он закрыт.
Через R5 на эмиттер -базу транзистора VT3 поступает напряжение положительного смещения, поэтому этот транзистор открыт. Через него заряжен конденсатор С2, через R8 течет ток управления транзистора VT4, и он открыт, а транзистор VT5 закрыт.
Через транзистор VT6 течет ток управления, создаваемый падением напряжения на резисторе R12, через который течет ток нагрузки выпрямителя UZ2. Транзистор VT7 за-
крыт.
Состояние остальной части схемы изменяется при переключении транзистора VT7. Так как он закрыт, конденсатор С4 не заряжен и транзистор VT8 тоже закрыт.
На коллектор - эмиттер транзистора VT8 не поступает напряжение, поэтому, несмо-
тря на то, что он закрыт, на нем нет падения напряжения и транзистор VT9 тоже закрыт.
Транзистор VT10 закрыт, так как на него поступает напряжение отрицательного смещения батареи. Так как VT10 закрыт, конденсатор С5 не заряжен, поэтому VT11 тоже закрыт. На его коллекторно-эмиттерном переходе создается падение напряжения, которое является напряжением управления транзистора VT12, и он открыт.
Протекающий через VT12 ток создает на резисторе R27 падение напряжения, кото-
рое компенсирует напряжение отрицательного смещения батареи, и транзистор VT13 от-
крыт. Через него текут токи управления транзисторов VT14, VT15, они открыты.
На базу транзистора VT16 подан отрицательный потенциал с коллектора транзисто-
ра VT15, поэтому VT16 закрыт.
На транзисторах VT17 и VT18 собрана схема мультивибратора MB. С коллектора транзистора VT16 на базу транзистора VT17 подан положительный потенциал, следователь
но, VT17 закрыт (соответственно VT18 открыт). Через R39 на транзистор VT19 поступает напряжение отрицательного смещения батареи, и он закрыт.
Работа схемы после обесточивания основной СЭС
При обесточивании основной СЭС исчезает напряжение на трансформаторе TV, отключается реле контроля напряжения KV и его замкнувшийся контакт подготавливает к включению реле KV4 пуска.
Закрывается VT1, так как выпрямитель UZ1 обесточен, открывается VT2. На резисторе R5 создается падение напряжения, которое больше напряжения положительного смещения батареи, и VT3 закрывается.
Транзистор VT4 не закрывается, конденсатор С2, разряжаясь через базу - эмиттер транзистора VT4, еще 30 с будет создавать ток управления. Так формируется выдержка времени всего цикла работы схемы автоматического пуска.
Транзистор УТ5 остается закрытым. Выпрямитель UZ 2 обесточен, и на резисторе R 12 нет падения напряжения, следовательно, транзистор VТ6 закрывается, а VТ7 открыва-
ется.
Начинается заряд конденсатора С4, и в течение времени заряда (3 с) конденсатор шунтирует цепь управления транзистора VТЗ: он остается закрытым.
Через открытый VТ7 на коллектор - эмиттер транзистора VТ8 подается напряжение батареи и, так как он закрыт, на нем возникает падение напряжения.
Открывается VТ9, возникает падение напряжения на резисторе R 21, открывается V Т10, и включается реле К V 1 прокачки масла, которое включит на 3 с электродвигатели масла М1 и топлива М2 (рис. 5.4, а).
Через V Т10 (см. рис. 5.3) мгновенно заряжается конденсатор С5, открывается V Т11. Закрывается V Т12, поэтому на R 27 не создается падения напряжения и V Т13 закрывается.
Состояние транзисторов V Т14, V Т15 не изменяется, потому что через открытый V Т10 продолжают протекать их токи управления.
Через 3 с прекращается заряд конденсатора С4, открывается V Т8, закрываются V Т9 и V Т10: реле прокачки масла отключается.
Рис. 5.4. Принципиальные схемы пуска АДГ ( а ) и включения нагрузки ( б )
Транзистор V Т11 остается открытым, потому что через его базу - эмиттер разряжа-
ется конденсатор С5. Транзисторы V Т12, V Т13 остаются закрытыми.
Так как транзистор V Т10 закрыт, то закрываются транзисторы V Т14, V Т15. Открывается V Т16, и мультивибратор МВ начинает работать в следующем режиме:
1. 3 с открыт транзистор V Т17;
2. затем 2 с он закрыт и открыт VT 18;
3. с 4-й по 16-ю секунду (включительно) трижды открывается V Т17 с промежутка
ми в 2 с.
Когда транзистор V Т17 находится в открытом состоянии, на резисторе R 39 возника
ет падение напряжения и открывается V Т19, трижды включается реле К V 4.
Если пуск удался с 1-й попытки, то реле К V 5 удавшегося пуска и центробежное ре-
ле К R разомкнут свои контакты, и реле К V 4 не сработает повторно при отработке мульти-
вибратором еще двух циклов.
Через 16 с момента обесточивания закончится разряд конденсатора С5, транзистор VТ11 закроется, транзисторы VТ12- VТ15 откроются, VТ16 закроется, в результате МВ от-
ключится.
В промежутке времени с 17-й по 30-ю секунду в схеме никаких изменений не про
исходит.
Через 30 с прекратится разряд конденсатора С2, закроется VТ4, откроются VТ5 и VТ6, закроется VТ7.
Остальная часть схемы возвращается в исходное состояние.
В случае восстановления питания от ГЭРЩ транзисторы VТ1- VТ5 переключаются, но на резисторе R12 останется падение напряжения, создаваемое током выпрямителя UZ2, поэтому транзисторы VТ6- VТ19 не переключатся.
Всю схему программного управления можно представить как состоящую из пере-
ключающих реле Р1, Р2 и реле времени РВ1-РВЗ.
Принципиальные схемы пуска АДГ и включения нагрузки
В нормальном режиме напряжение с шин ГЭРЩ подается на реле К V8 (рис. 5.4, б), включаются контакторы КМ2, КМЗ и промежуточное реле К V7.
Приемники 1-й и 2-й ступеней включаются на напряжение ГЭРЩ. Автоматический выключатель QF1 включен, но аварийный генератор отключен от шин щита контактором К M1.
При обесточивании основной СЭС отключаются контакторы КМЗ и КМ2, начинает работать схема программного управления автоматическим пуском АДГ, но до момента включения аварийного генератора G судно остается обесточенным.
На 3 с включается реле К V1, его контакты подают питание на двигатели прокачки масла М1 и подачи топлива М2 (см. рис. 8.4, а), причем М2 передвигает рейку подачи топ-
лива в положение минимальной подачи.
Далее через VТ19 подается питание на реле К V4 пуска, его контакты замыкаются в цепи реле К А. Напряжение батареи GВ подается на стартер M3, и начинается проворачи-
вание дизеля.
Если пуск удался, то с увеличением частоты вращения АДГ возбуждается маломощ
ный вспомогательный генератор G1, навешенный на дизель, и включается реле К V5 удавшегося пуска.
Через его контакты вновь подается питание на двигатель M2, и он передвигает рей
ку в положение номинальной подачи топлива, после чего замыкается конечный выключа
тель SQ.
Включается промежуточное реле К VЗ, его размыкающий контакт отключает двига
тель регулирования подачи топлива, а замыкающий через промежуточное реле К V6 обе-
спечивает подачу питания на контактор КМ1, в результате приемники 1-й ступени подклю
чаются на напряжение аварийного генератора G.
В конце цикла работы схемы программного управления закрывается транзистор VТ7 (см. рис. 8.3), выключается реле К V2, включаются реле К V7 и контактор КМ2, при
этом приемники 2-й ступени включаются на шины щита аварийной СЭС.
Если АДГ не пускается, то включается тревожная сигнализация (ее элементы на схеме не показаны).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.