ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Закон предусматривает ряд мер по предупреждению коррупции.

Требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений

Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;

о распределении квот;

о выборе поставщиков для государственных нужд;

о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Метод и порядок распределения квоты на внешнюю торговлю товарами определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Открытые конкурсы и аукционы в целях распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд не проводятся, если соответствующие поставки товаров (работ, услуг) осуществляются организацией, являющейся естественным монополистом, а также в случаях, когда законодательством Республики Беларусь допускается иной порядок распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 настоящего Закона, а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной государственной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной государственной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Государственное должностное лицо не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.

Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

Ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным лицам и являющихся государственными служащими, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Недопустимость совместной государственной службы близких родственников или свойственников

Прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Лицо, принятое на государственную службу в нарушение требования, установленного частью первой настоящей статьи, с его согласия подлежит переводу на должность, исключающую такую подчиненность или подконтрольность, а при невозможности перевода или отказе от него – освобождению от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Руководители государственных органов и иных государственных организаций, допустившие нарушение требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Меры, направленные на обеспечение финансового контроля

Граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны представлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на государственную службу, назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой государственной должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения о доходах и имуществе, об имущественных сделках, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе и об источниках денежных средств, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

Значительное внимание в Республике Беларусь уделяется совершенствованию института государственной службы в целях обеспечения прозрачности процедур отбора кадров на государственные должности, назначения на эти должности и продвижения по службе, материальной и моральной заинтересованности государственных служащих в безупречном и профессиональном исполнении служебных обязанностей, установления антикоррупционных и иных стандартов поведения на государственной службе. Основные аспекты гражданской государственной службы в Республике Беларусь урегулированы Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь». Согласно Закону государственная служба основывается на принципах, в том числе: - гласности; профессионализма и компетентности государственных служащих; - подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; - добровольности поступления граждан на государственную службу; - равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; - стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; - экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих. В целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.

В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов. В кадровые реестры включаются высшие государственные должности Республики Беларусь (Премьер-министр, Председатель Совета Республики Национального собрания, Председатель Палаты представителей Национального собрания, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральный прокурор и др.), а также иные государственные должности, назначение (согласование назначения) на которые осуществляется соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

При назначении на государственные должности, включенные в кадровые реестры, с привлечением правоохранительных, налоговых, иных государственных органов и других государственных организаций в порядке, установленном законодательством, осуществляются сбор и изучение данных о кандидатах на эти должности. Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. Досрочное повышение в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые достижения в труде.

В случае ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, он может быть понижен в классе, но не более чем на один класс. Государственные служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не представляются к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий в соответствии с законодательством.

В государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания). В резерв кадров государственных служащих включаются, в том числе, граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и 8 рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв, а также государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников.

Граждан, включенные в резерв, при прочих равных условиях с другими претендентами на занятие государственной должности обладают преимущественным правом на занятие соответствующей государственной должности. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание. Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен.

Государственный служащий имеет право, в том числе, на: - повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; - повышение в должности, классе государственного служащего; - заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами; - участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; - государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение. Государственной программой по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2022 годы предусмотрено подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения о дифференциации оплаты труда государственных служащих в зависимости от уровня государственных органов и степени ответственности за принимаемые решения, в том числе с учетом подходов, принятых в зарубежных государствах.

Значительное внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на повышение уровня знания государственными служащими требований антикоррупционного законодательства, выработку у них неприятия любых проявлений коррупции, обучение методам поведения в коррупционно рискованных ситуациях. В этих целях в государственных органах проводятся специальные семинары, лекции, выступления по вопросам предупреждения коррупции и ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией, с приглашением специалистов правоохранительных и контролирующих органов. Соответствующие знания государственные 9 служащие получают и при повышении квалификации в специализированных учебных заведениях.

Специальными актами законодательства установлен порядок избрания на определенные государственные должности, в том числе критерии применительно к кандидатурам на эти должности. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь. Кодексом определены требования к возрасту, по достижении которого допускается участие в выборах, гражданству, сроку проживания на территории Республики Беларусь. Установлено, что кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости.

Урегулирован порядок финансирования кандидатур на вышеуказанные государственные должности. Установлено, что расходы по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Расходы на эти цели могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан Республики Беларусь, которые могут вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов для дополнительного финансирования расходов по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, республиканского референдума.

Расходы по подготовке и проведению повторных выборов депутатов местных Советов депутатов и выборов депутатов вместо выбывших, отзыва депутата местного Совета депутатов осуществляются за счет средств местного бюджета в порядке, установленном соответствующим местным Советом депутатов. Порядок распределения и использования денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики из республиканского бюджета и добровольно внесенных во внебюджетный фонд, устанавливается Центральной комиссией.

Прямое или косвенное участие иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства в финансировании и другой материальной помощи при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики запрещается.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования дополнительных расходов по предвыборной агитации, которые могут формироваться, в том числе, за счет собственных денежных средств кандидата, добровольных пожертвований граждан Республики Беларусь и юридических лиц. Кодексом установлен предельный размер каждого из таких взносов, а также предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.

Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. Кодексом закреплен исчерпывающий перечень целей, на которые могут использоваться средства избирательных фондов, а также порядок контроля за их использованием. Порядок финансирования политических партий урегулирован Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях». Установлено, что финансирование политических партий за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не допускается. Государственные органы и иные государственные организации не вправе финансировать политические партии. Политическим партиям и созданным ими юридическим лицам запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от: - иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; - анонимных жертвователей; - граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста; - юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования; - религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями.

Не считается незаконным получением средств участие представителей политических партий в съездах, научных конференциях и иных мероприятиях за счет принимающей стороны. Денежные средства политической партии могут размещаться только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Политические партии не вправе получать доходы от акций и иных ценных бумаг. Денежные средства и иное имущество, полученные политическими партиями и созданными ими юридическими лицами из запрещенных источников, запрещены, должны быть переданы в доход государства в порядке, установленном законодательством.

Вышеуказанные нормы законодательства о государственной службе и выборах публичных должностных лиц наряду с другими целями преследуют и цель предупредить возникновение конфликтов интересов. Порядок предупреждения и разрешения конфликтов интересов, в том числе на государственной службе, подробно урегулирован в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». 3. По статье 8 Конвенции.

Основные стандарты поведения государственных служащих для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения государственных функций, а также недопущения коррупционных проявлений, закреплены в законах Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «О борьбе с коррупцией» и иных актах законодательства. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный служащий обязан:

- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

- не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

- в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

- сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законами Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе в Республике Беларусь» для государственных служащих установлен ряд специальных ограничений, направленных на предупреждение коррупции. Государственный служащий не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц;

- оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

- быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; - иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

- использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы. Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» государственным служащим запрещено:

- занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

- принимать участие в забастовках;

- принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

- использовать во внеслужебных целях средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

- принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Государственный служащий обязан также передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Наряду с этим, законами Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе в Республике Беларусь» установлены ограничения по выполнению государственными служащими иной оплачиваемой работы. Из законов следует, что большинство государственных служащих не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по основному месту службы, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики.

 

В последние годы проводится постоянная работа по сокращению количества административных процедур, упрощению порядка их осуществления и облегчению доступа граждан к компетентным органам, принимающим различные решения. Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» Правительству Республики Беларусь поручено проводить систематическую работу по:

- изучению организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна и принимать необходимые меры по корректировке соответствующих актов законодательства;

- упрощению административных процедур, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения;

- обеспечению максимально полного информирования граждан об использовании заявительного принципа одного окна, в том числе через 22 средства массовой информации и сеть Интернет;

- повышению квалификации работников государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами;

- унификации функций структурных подразделений государственных органов с целью максимального сокращения количества должностных лиц, участвующих в рассмотрении обращений граждан в рамках соответствующей административной процедуры.

С учетом требований Директивы принят Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур». С принятием Директивы и Закона одним из основных принципов осуществления административных процедур стал заявительный принцип одного окна. Сущность этого принципа состоит в том, что заинтересованное лицо обращается с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом, а все остальные документы истребуются самим уполномоченным органом.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» установлены:

- исчерпывающие перечни административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, а также документов, представляемых для осуществления каждой административной процедуры;

- размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры;

- максимальный срок осуществления административной процедуры; - срок действия справки, другого документа (решения), выдаваемых (принимаемого) при осуществлении административной процедуры.

По статье 12 Конвенции. 5.1. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» направлен на противодействие коррупции как в государственном, так и в частном секторе. В соответствии с Законом субъектами коррупции признаются, в том числе, лица, постоянно или временно либо по специальному 23 полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, а также работники этих организаций, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. Такие лица относятся к категории лиц, приравненных к государственным должностным лицам. Для этих лиц Законом установлен ряд обязанностей и ограничений антикоррупционного характера. Таким лица, в частности, запрещено:

- использовать служебное положение при решении вопросов, затрагивающих их личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

- использовать в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информацию, содержащую сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей;

- отказывать в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

- требовать от физических или юридических лиц информацию, в том числе документы, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

- создавать препятствия физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

- принимать имущество (подарки) или другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

- принимать имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

- принимать приглашение в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом (поездки по приглашению близких родственников, по приглашению 24 иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого и др.).

Совершение указанных правонарушений влечет за собой привлечение лица к гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Названные лица, к примеру, могут быть привлечены к уголовной ответственности за получение взятки, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями и совершение других коррупционных преступлений.

Правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, а также требования к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, обязательные для организаций всех форм собственности, установлены Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности». Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом, Национальным собранием, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Организации обязаны непрерывно вести бухгалтерский учет с момента их создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Такие первичные документы составляются по типовым формам, утверждаемым уполномоченными государственными органами. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Состав бухгалтерской отчетности определяется уполномоченными государственными органами. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь. Стандарты аудита, в том числе, в частном секторе установлены Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности».

Законом определены случаи проведения обязательного ежегодного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (для открытых акционерных обществ, банков, небанковских кредитно- финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро и др.).

Установлено, что аудиторская деятельность может осуществляться на основании лицензии как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Каждый аудитор должен получить соответствующий квалификационный аттестат. В целях предупреждения злоупотреблений при осуществлении аудиторских проверок, в том числе сокрытия хищений, Законом установлены определенные требования к аудиторам. Аудит, в частности, не может проводиться:

- аудиторами, являющимися учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- аудиторами, состоящими в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- аудиторскими организациями и аудиторами, оказывавшими 26 аудируемому лицу услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, за период восстановления, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудируемое лицо обязано:

- создавать аудитору условия для своевременного и качественного проведения аудита, представлять ему все необходимые документы;

- давать по запросам аудитора разъяснения в устной и (или) письменной форме;

- устранять выявленные аудитором нарушения законодательства, порядка ведения бухгалтерского и (или) налогового учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и вносить соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе с соблюдением сроков, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Создание неофициальной отчетности, проведение неучтенных или неправильно зарегистрированных операций, ведение учета несуществующих расходов, использование поддельных документов, намеренное уничтожение бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законодательством, другие нарушения в сфере бухгалтерского учета и аудита могут повлечь за собой дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К примеру, при наличии условий, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь, за такие правонарушения может наступить уголовная ответственность как за служебный подлог, легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, уклонение от уплаты сумм налогов и сборов, сокрытие экономической несостоятельности (банкротства) и другие преступления.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. установлена административная ответственность за: - нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности; - уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до 27 истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие; - нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем правил хранения бухгалтерских документов и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату; уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлено, что организации независимо от формы собственности обязаны: - передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции; оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 380.