ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.

Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

создание и обеспечение деятельности специальных          подразделений по борьбе с коррупцией;

образование на различных уровнях комиссий,                     координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям в нем дано уточненное правовое определение понятия «коррупция»«умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».

В интересах дальнейшего совершенствования и ужесточения антикоррупционного законодательства и повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратурой совместно с заинтересованными государственными органами подготовлены и внесены законодателем изменения и дополнения в кодексы Республики Беларусь (УК, УПК, ГК, КоАП).

В настоящее время в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией разработан и вынесен на общественное обсуждение проект нового Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

В целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики по инициативе Генеральной прокуроры создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.

На официальном сайте Генеральной прокуратуры с целью повышения эффективности борьбы с коррупцией с декабря 2008 г. создана страничка «Борьба с коррупцией», на которой можно при необходимости оставить сообщение об известных фактах взяточничества или иных коррупционных преступлениях, совершенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений. Размещенная информация тщательно проверяется с последующим принятием необходимых мер.

Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования таких основных международных актов по борьбе с коррупцией, как:

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г., и Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.).

Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» в Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности Республики Беларусь созданы специальные подразделения по противодействию коррупции и осуществлению согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений.

Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».

    Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни.

Значительный вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка в регионах наряду с деятельностью правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.

Выполняя требования Главы государства о повышении координирующей роли прокуратуры в борьбе с коррупцией и необходимости принятия в этом направлении исчерпывающих мер, Генеральной прокуратурой на основе анализа криминогенной ситуации в стране разрабатываются и осуществляются конкретные действия, направленные на значительное усиление ответственности за нарушение законодательства в процессе разгосударствления и приватизации, предоставления земельных участков, при проведении государственных закупок, использовании инвестиционных ресурсов, расходовании бюджетных средств, выделении кредитов на основе коррупционных соглашений.

Более жесткие меры наказания теперь будут применять к лицам, получающим взятки при реализации имущества предприятий, подлежащих ликвидации в процессе осуществления процедуры банкротства, при строительстве и распределении жилья, сотрудникам правоохранительных органов, получающим незаконное денежное вознаграждение при принятии решений о необоснованном освобождении лиц от уголовной ответственности.

Осуществляя надзор за исполнением руководителями министерств, ведомств и организаций требований законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией, Генеральная прокуратура в целях повышения действенности и эффективности принимаемых ими мер установленным порядком систематически информирует руководство, вносит представления об устранении выявленных нарушений закона, а также направляет соответствующие поручения о необходимости осуществления надлежащей деятельности по противодействию коррупционным проявлениям.

В соответствии с Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644, Генеральная прокуратура периодически проводит республиканские совещания, на которых всесторонне рассматриваются вопросы состояния правопорядка, тенденции развития криминогенной ситуации в стране и вырабатываются меры по активизации проводимой работы.

Вопросы обеспечения безопасности, правопорядка и борьбы с коррупцией постоянно находятся в поле повышенного внимания Президента Республики Беларусь.

Они поднимаются и периодически рассматриваются Главой государства в ходе проведения в стране таких важных общественно-политических мероприятий как Всебелорусское народное собрание, ежегодное Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию, в выступлениях Главы государства, посвященных государственным праздникам, на совещаниях различных уровней по вопросам укрепления обороноспособности, правопорядка и безопасности государства, в ходе принятия с отчетом руководителей различных министерств и ведомств, а также встреч с представителями зарубежных и государственных СМИ и трудовыми коллективами предприятий и организаций республики.

В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией Президент Республики Беларусь потребовал:

1. Принять строжайшие меры и обеспечить принципиальный спрос за исполнение трех действующих в республике директив: по дебюрократизации, по общественной безопасности и дисциплине, по экономии и бережливости.

2. Уделить первоочередное внимание кадровой чистоте государственного аппарата, его юридической и моральной чистоплотности. «Надо сделать так, чтобы у чиновников не было не только условий, но и поводов для коррупционной деятельности», – подчеркнул А.Г. Лукашенко.

3. Улучшить работу по подбору и расстановке кадров. Принципиально подойти к решению проблемы кадрового протекционизма, который является верным спутником коррупции и основной из причин совершения коррупционных преступлений государственными служащими.

4. В деятельности по предотвращению коррупционных проявлений не ограничиваться отдельными акциями и кампаниями. Создать в стране антикоррупционную атмосферу.

5. Разрабатывать и внедрять новые методы работы, позволяющие наносить упреждающие удары по реальной коррупции, а не «по мелочевке». Оперативно и адекватно реагировать на современные, более изощренные факты коррупции.

6. Создать систему надлежащего взаимодействия между органами, ведущими борьбу с коррупцией, в целях выявления коррупционных преступлений в наиболее значимых сферах деятельности: бюджетной, внешнеэкономической, энергетической, нефтехимической, автомобильной и др.

7. Либерализируя в Беларуси экономику, нельзя ни в коем случае отдать ее в руки жуликов и проходимцев; нельзя допустить растаскивания государственных ресурсов и «прихватизации».

8. Вести борьбу с коррупцией следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на установление и ликвидацию причин, ее порождающих.

9. В борьбе с коррупцией необходимо обеспечить консолидацию всех общественных сил, активизировать социальное партнерство государственных органов, общественных объединений в широком смысле этого слова, органов самоуправления и средств массовой информации. Они должны сказать свое веское слово и активным противодействием коррупции внести достойный вклад в укрепление правопорядка в республике.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.