Учебно-методическая документация
2.1 Краткий конспект лекций
ТЕМА 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ возникновения И СУЩЕСТВОВАНИЯ коррупции КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ.
Понятие, формы, виды коррупции и ее влияние на развитие общества.
ТЕМА 2 СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Основные элементы системы организации борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.
Положения законодательства Республики Беларусь, направленные на противодействие коррупции.
ТЕМА 3 СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Система государственных органов и организаций, осуществляющих противодействие коррупции.
Полномочия отдельных субъектов противодействия коррупции.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Законодателем очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений, на законодательном уровне определена система мер борьбы с коррупцией и предупреждения коррупции, а также перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений.
Действие данного Закона распространяется на должностных лиц практически всех организаций негосударственной формы собственности. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.
Иными субъектами, на которые возложена обязанность участия в борьбе с коррупцией, являются:
Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы;
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь;
Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь и пограничные войска Республики Беларусь;
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции;
Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы;
Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ТЕМА 4. КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОРРУПЦИИ
Коррупционные правонарушения.
Коррупционные преступления.
Правонарушения, создающие условия для коррупции.
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В рамках реализации требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», для повышения результативности борьбы с коррупционными преступлениями совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007г. № 17/94/11 утвержден перечень коррупционных преступлений. К ним относятся:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).
2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК).
3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).
4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290 УК).
5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).
6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).
7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).
8. Служебный подлог (ст. 427 УК).
9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).
10. Получение взятки (ст. 430 УК).
11. Дача взятки (ст. 431 УК).
12. Посредничество во взятке (ст.432 УК).
13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433).
14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).
Статья 208. Вымогательство
1. Требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне (вымогательство), –
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Вымогательство, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо под угрозой убийства или причинения тяжкого телесного повреждения, либо соединенное с уничтожением или повреждением имущества, либо с целью получения имущественной выгоды в крупном размере –
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
3. Вымогательство, совершенное организованной группой, либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо повлекшее иные тяжкие последствия, либо с целью получения имущественной выгоды в особо крупном размере –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Статья 431. Дача взятки
1. Дача взятки –
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Дача взятки повторно либо в крупном размере –
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.
СОДЕРЖАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Содержание обозначенных стандартов достаточно разнообразно, но как показывает исследование, эти стандарты, прежде всего, должны наполняться административной и этической составляющими. Этика служебного поведения государственного служащего представляется категорией достаточно сложной, поскольку не все этические императивы могут быть закреплены с помощью норм права, содержащихся в законе или каком-либо ином нормативном документе. Тем не менее, служебная этика является важным императивом в деятельности государственного служащего. Как отмечал в свое время В.Д. Попков «…соблюдение законности, этических начал в служебной деятельности каждым государственным служащим, и прежде всего должностными лицами, является необходимым условием дальнейшего укрепления государственной дисциплины».
Необходимо также отметить, что попытки закрепить этические принципы межличностного общения и взаимодействия в системе государственной службы имеют достаточно давние традиции в целом ряде зарубежных государств. Подчеркнем, что такая практика принесла весьма существенный результат в деле противодействия коррупции. В этой связи верен тезис о том, что административная этика считается одним из важнейших способов противодействия коррупции, а управление административной этикой включено в состав учебных курсов крупнейших учебных заведений, занимающихся подготовкой государственных управленцев.
Определенный опыт развития профессиональной этики служебного поведения есть и в нашей стране, особенно сильны традиции такого нормативного закрепления в системе военной и правоохранительной службы. Надо признать, что потенциал этических кодексов, кодексов профессиональной этики, а также иных подобных документов, может быть востребован только при определенных обстоятельствах, а именно, при должной личной и правовой культуре того лица, которое состоит на государственной службе. Приходиться констатировать, что проблема правовой культуры белорусского (как и российского) общества сегодня оставляет желать лучшего, именно поэтому многие граждане весьма терпимо, а в некоторых случаях и с пониманием, относятся к проблеме коррупции. Эти люди видят в коррупции возможность для себя преодолеть необоснованные административные барьеры и ограничения, которые установлены в системе государственного управления. Другие члены общества видят в коррупции возможность избежать привлечения к юридической ответственности, а также без необходимых на то оснований, ускорить разрешение своего административного дела и т.д. Все это является питательной средой для роста коррупции как на самом низу системы власти и управления, так и на самых верхних этапах государственной службы. В этой связи не случаен тезис Ю.А. Дмитриева о том, что в полицейском государстве коррупция – единственное положительное явление, которое позволяет его гражданам достигать желаемых целей в обход бюрократии и произвола его чиновников.
Подчеркнем, что бессмысленно бороться с коррупцией в каком-то одном сегменте или уровне государственной службы. Противодействие коррупции должно охватывать все без исключения аспекты публичного управления, а также частно-правовую сферу хозяйственной деятельности. Следует согласиться также и с тем, что борьба только лишь с коррупцией, без решения других проблем в сфере государственного управления, а также политической системе нашего государства, обречена на провал. Как верно отмечает С. Роуз-Аккерман «…коррупция относится к тем проблемам, которые невозможно решить в отрыве от других проблем».
Уровень коррупции, который имеет место сейчас в нашей стране, не позволит провести эффективно ни одну реформу, соотвественно, не позволяет качественно улучшить жизнь людей. Можно сколь угодно развивать законодательство о противодействии коррупции, принимать планы и стратегии противодействия, констатировать факт, что белорусскре антикоррупционное законодательство полностью соответствует европейским и международным стандартам, можно даже этим гордиться. Но, к сожалению, само по себе антикоррупционное законодательство и антикопционные программы не снижают уровня коррупции. Помимо законодательства о противодействии коррупции необходимо развивать демократические институты, создавать условия для развития гражданского общества «снизу», а не по команде «сверху».
Административные запреты занимают весьма серьезное место в содержании антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих – соответствующие средства не позволяют служащему выйти за границы дозволенного ему поведения. В этой связи роль и значение запретов в соответствующем направлении административно-правового регулирования очень высока. В настоящее время запреты в механизме реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих носят преимущественно общий характер, они обязательны для всех служащих, независимо от сферы управления. Такой подход сегодня уже нельзя признать в полной мере удовлетворительным. Должны получить развитие новые антикоррупционные запреты в системе государственной службы, которые будут находиться в зависимости от сферы государственного управления, от функции, которую выполняет соответствующий служащий, а также от коррупционных рисков, связанных со служебной деятельностью чиновника и занимаемой им должностью.
Рассматривая запреты, как составную часть антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, можно прийти к выводу о том, что обозначенные средства известны институту государственной службы достаточно давно, а некоторые из них с момента своего первого нормативного закрепления практически не изменились. Особенность запретов, обусловленных режимом государственной службы, состоит в том, что они, по сути, являются обязанностями, соблюдение которых объективно необходимо, иначе государственная служба утратит свои социальные функции и станет местом решения хозяйственных и политических вопросов. Подобное положение вещей не может допустить ни одно государство, которое озабочено проблемой суверенитета своей государственной службы.
Исследование сущности антикоррупционных запретов дает возможность сделать вывод о том, что новые вызовы во внешней среде функционирования государственной службы обусловливают необходимость расширения антикоррупционных запретов на те сферы жизнедеятельности государственного служащего и членов его семьи, которые оказались под коррупционным воздействием. Поэтому вполне оправдан запрет на открытие государственным служащим счетов в кредитных организациях, расположенных за пределами Республики Беларусь.
Также представляется необходимым вернуться к вопросу о запрете государственному служащему владеть недвижимостью в офшорных юрисдикциях, а также в тех странах, которые не присоединились к различным антикоррупционным конвенциям и соглашениям, действующим в этой сфере. Запреты, как составная часть антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, могут быть эффективным средством противодействия коррупции только при их надлежащем обеспечении соответствующими мерами дисциплинарной и административной ответственности.
В этой связи было бы вполне логично расширить перечень оснований для увольнения государственного служащего в связи с утратой доверия, за несоблюдение им всех без исключения запретов, направленных на противодействие коррупции. А для выявления фактов несоблюдения запретов, связанных с государственной службой, необходимо принять нормативный правовой акт, которым следует утвердить порядок проведения служебных проверок по фактам совершения государственным служащим коррупционных дисциплинарных проступков. Такой подход позволил бы более действенно проводить соответствующие проверочные мероприятия, кроме того, такая проверка проводилась бы в специальном процессуальном режиме.
Изучение действующего законодательства, а также ряда программных документов, посвященных проблеме противодействия коррупции, позволяет сделать вывод о том, что одной из приоритетных задач антикоррупционной политики является профилактика коррупции, а также создание атмосферы нетерпимости к различным должностным – корыстным злоупотреблениям, как в обществе в целом, так и в корпоративной чиновничьей среде.
Для решения этой задачи предполагается проведение различного рода просветительских мероприятий антикоррупционного содержания, создание подразделений по профилактике коррупции в органах власти и управления, по разрешению конфликта интересов и обеспечению надлежащего служебного поведения, а также проведению иных организационных мероприятий по соответствующему предмету. К сожалению, приходиться констатировать, что многие из нормативно закрепленных организационных мероприятий, которые должны были быть направлены на противодействие и профилактику коррупции, должным образом не выполняются.
Все эти, а также ряд иных фактов могут убедительно свидетельствовать о том, что организационный механизм противодействия коррупции, в целом, а также при реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих в частности, должным образом пока еще не работает. В этой связи необходимо провести ревизию соответствующего массива нормативных правовых актов, принятых по предмету противодействия коррупции. Следует выявить, какие предписания, содержащиеся в них не используются, а также установить причины подобного положения вещей. Учитывая сложившееся положение дел в рассматриваемой сфере, было бы целесообразно установить меры административной ответственности должностных лиц в виде дисквалификации за бездействие в реализации законодательства о противодействии коррупции и обеспечении антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих. Несмотря на ряд правильных предписаний, содержащихся в законодательстве о противодействии коррупции, уже сейчас можно говорить о том, что их потенциал практически не используется.
Так, практически не работает предписание, касающееся уведомления государственным служащим представителя нанимателя о факте его склонения к совершению коррупционного правонарушения, бездействует институт административной ответственности юридических лиц, от имени которых следует вознаграждение соответствующему должностному лицу государственной службы. Как уже говорилось выше, в настоящее время приходиться признать, что системно законодательство о противодействии коррупции не работает. Сложившаяся практика обусловлена обстоятельствами как объективного, так и субъективного порядка. Для изменения сложившегося положения дел необходимо корректировать отношение государственных служащих к законодательству о противодействии коррупции с помощью, при наличии на то оснований, жестких дисциплинарных мер воздействия. Попытаться также исключить политическую конъюнктуру и избирательность в реализации законодательства о противодействии коррупции в системе государственной службы, а также сделать акцент на противодействии кадровой коррупции в системе государственной службы и самым принципиальным образом пресекать коррупционную кадровую политику, наказывать тех руководителей органов власти и управления, которые комплектуют корпус государственных служащих по принципу личной преданности, а также по принципу землячества и семейственности.
Подобная негативная практика уже сейчас привела к крайне отрицательным последствиям для всего общества и государства, она не позволила реализоваться на государственной службе профессиональным и честным кадрам.
Основной вред протекционизма заключается в способствовании антиотбору в системе государственной службы. Одаренные организаторскими способностями молодые люди из малоимущих или средних классов, получившие образование, вследствие протекционизма и отсутствия ротации кадров в системе государственной службы лишены возможности развивать свои дарования. Они оказываются прикрепленными к более низким видам служебной деятельности, и их управленческие таланты нередко погибают для общества. В связи с этим власть, по сути, стала делом «семейным».
В последние годы проводится постоянная работа по сокращению количества административных процедур, упрощению порядка их осуществления и облегчению доступа граждан к компетентным органам, принимающим различные решения. Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» Правительству Республики Беларусь поручено проводить систематическую работу по: - изучению организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна и принимать необходимые меры по корректировке соответствующих актов законодательства; - упрощению административных процедур, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения; - обеспечению максимально полного информирования граждан об использовании заявительного принципа одного окна, в том числе через 22 средства массовой информации и сеть Интернет; - повышению квалификации работников государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами; - унификации функций структурных подразделений государственных органов с целью максимального сокращения количества должностных лиц, участвующих в рассмотрении обращений граждан в рамках соответствующей административной процедуры. С учетом требований Директивы принят Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур». С принятием Директивы и Закона одним из основных принципов осуществления административных процедур стал заявительный принцип одного окна. Сущность этого принципа состоит в том, что заинтересованное лицо обращается с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом, а все остальные документы истребуются самим уполномоченным органом. Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» установлены: - исчерпывающие перечни административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, а также документов, представляемых для осуществления каждой административной процедуры; - размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры; - максимальный срок осуществления административной процедуры; - срок действия справки, другого документа (решения), выдаваемых (принимаемого) при осуществлении административной процедуры.
Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» направлен на противодействие коррупции как в государственном, так и в частном секторе. В соответствии с Законом субъектами коррупции признаются, в том числе, лица, постоянно или временно либо по специальному 23 полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно- распорядительных, административно-хозяйственных функций, а также работники этих организаций, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Такие лица относятся к категории лиц, приравненных к государственным должностным лицам. Для этих лиц Законом установлен ряд обязанностей и ограничений антикоррупционного характера. Таким лица, в частности, запрещено: - использовать служебное положение при решении вопросов, затрагивающих их личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью; - использовать в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информацию, содержащую сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей; - отказывать в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации; - требовать от физических или юридических лиц информацию, в том числе документы, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; - создавать препятствия физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; - принимать имущество (подарки) или другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий; - принимать имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда; - принимать приглашение в туристическую, лечебно- оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом (поездки по приглашению близких родственников, по приглашению 24 иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого и др.). Совершение указанных правонарушений влечет за собой привлечение лица к гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Названные лица, к примеру, могут быть привлечены к уголовной ответственности за получение взятки, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями и совершение других коррупционных преступлений.
Тема 2
Время -2 часа
Семинар
Цели и задачи изучения данной темы - приобретение обучаемыми теоретических знаний и углубление представлений о системе мер противодействия коррупции. Студенты должны изучить основные теоретические положения темы и использовать эти знания для изучения последующих тем и формирования правового мышления.
Учебные вопросы:
1. Основные задачи в сфере противодействия коррупции. Система мер предупредительного характера, направленных на противодействие коррупции. Система антикоррупционного законодательства Республики Беларусь.
2. Система государственных органов и организаций, осуществляющих противодействие коррупции. Полномочия Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и их права. Взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере, участвующие в борьбе с коррупцией.
3. Принципы противодействия коррупции.
Тема 4
Время -2 часа
Семинар
Цели и задачи изучения данной темы - приобретение студентами теоретических знаний о закономерностях возникновения и функционирования коррупционной преступности, природе преступных проявлений, социальных и иных причинах коррупционной преступности, процедурах анализа и оценки этой преступности; приобретение знаний о наиболее значимых экономических, социально-культурных, социально-психологических, этических и политических обстоятельствах общественной жизни, которые влияют на воспроизводство коррупционной преступности, либо препятствуют ей; выработка у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о рассматриваемой преступности, прогнозирования коррупционной преступности и индивидуального преступного поведения, организации использования современных методик для реализации этих задач.
Студенты должны знать основные теоретические положения темы и уметь определять количественные и качественные показатели коррупционной преступности (состояние, уровень, динамику, структуру), а также использовать эти показатели для анализа преступности и выявления ее причин и условий в отдельном регионе.
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды коррупционных правонарушений, их природа. Коррупционная преступность как социальное явление и показатель положения дел в обществе.
2. Количественные и качественные показатели коррупционной преступности.
3. Причины, условия и факторы коррупционной преступности.
4. Латентность коррупционной преступности.
5. Типология личности коррупционного преступника.
Тема 5
Время -2 часа
Семинар
Цели и задачи изучения данной темы - приобретение студентами теоретических знаний и углубление представлений о субъектах коррупционных правонарушений, признаках и правовом положении государственных служащих, государственных должностных и приравненных к нему лиц в Республике Беларусь. Студенты должны изучить основные теоретические положения темы и использовать эти знания для изучения последующих тем и формирования правового мышления.
Учебные вопросы:
1. Понятие, признаки и правовое положение государственного служащего, государственного должностного и приравненного к нему лица в Республике Беларусь.
2. Понятие и признаки должностного лица как субъекта коррупционных правонарушений. Виды должностных лиц.
3. Субъекты коррупционных правонарушений. Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции.
4. Этические стандарты профессионального поведения и государственной службы в Республике Беларусь. Опыт зарубежных стран в регламентации вопросов служебной этики.
5. Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения.
Тема 9
Время -2 часа
Семинар
Цели и задачи изучения данной темы - приобретение студентами теоретических знаний о международном сотрудничестве в сфере противодействия коррупции; выработки у студентов умений и навыков использования специальных познаний в области противодействия международной коррупционной преступности, анализа состояния и развития международной коррупционной преступности, использования современных методик для расследования этих преступлений.
Учебные вопросы:
1. Цели международного сотрудничества в сфере противодействия коррупционной преступности. Обмен опытом в борьбе с коррупционной преступностью на международном уровне.
2. Международные организации по противодействию коррупции. Организация Объединенных Наций (ООН), Группа стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и другие международные организации по противодействию коррупции.
3. Международные Конвенции в области противодействия коррупции. Международно-правовое регулирование борьбы с коррупционными правонарушениями. Антикоррупционная политика и реализация антикоррупционных программ. Зарубежный опыт противодействия коррупции.
Нормативные правовые акты
1. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., № 165-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22. 12. 2011 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
2. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30. 12. 2011 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
3. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: Закон Респ. Беларусь, 26 мая 2003 г., № 199-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20. 06. 2008 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
4. О ратификации Конвенции огражданско-правовой ответственности за коррупцию: Закон Респ. Беларусь, 26 дек. 2005 г., № 75-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
5. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 2004 г., № 344-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20. 06. 2008 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
6. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Закон Респ. Беларусь, 3 мая 2003 г., № 195-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20. 06. 2008 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12. 07. 2013 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
Основная литература
1. Противодействие коррупции: учеб. пособие / Н. А. Бабий [и др.]; под общ. ред. А. В. Конюка. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2016. - 498 с.
2. Антикоррупционная политика: учеб. пособие для студентов фак. гос. упр.; под ред. Г. А. Сатарова. - М: СПАС, 2004. - 368 с.
3. Бабий Н. А. Квалификация взяточничества: науч. исслед. белорус. и рос. опыта / Н. А. Бабий - Минск: Тесей, 2011. - 860 с.
4. Басецкий, И. И. Коррупция: теория и практика противодействия / И. И. Басецкий, А. В. Башан. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. - 567 с.
5. Берестень, В. И. Коррупция и ее общественная опасность: учеб. - метод. пособие /В. И Берестень; Респ. ин-т высш. шк. Минск: РИВШ, 2005. - 166 с.
6. Годунов, И. В. Азбука противодействия коррупции / И. В. Годунов. - М.: Акад. Проект, 2012. - 296 с.
7. Добреньков, В. И. Коррупция: современные подходы к исследованию: учеб. пособие для вузов / В. И. Добреньков, Н. Р. Исправникова. - М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2009. - 207 с.
Дополнительная литература
1. Астанин, В. В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография / В. В. Астанин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 255 с.
2. Голик, Ю. В. Коррупция как механизм социальной деградации. /Ю. В. Голик, В. И. Карасев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. - 329 с.
3.Ищенко, Н, С. Беларусь и мировой опыт противодействия коррупции / Н. С. Ищенко. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2011. - 250 с.
4. Кирпичников, А. И. Российская коррупция /А. И. Кирпичников. - 3-е изд., испр. И доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 439 с.
5. Козлов, Т. Л. Проблемы профилактики коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных органах: монография / Т. Л. Козлов. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 192 с.
6. Коррупционная преступность: кримин. Характеристика и науч.-практ. коммент. к законодательству о борьбе с коррупцией / В, В, Асанова [и др.]; под общ. ред. В. М. Хомича. - Минск: Тесей, 2008. - 504 с.
7. Костенников, М. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: учеб. пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. - М.: Щит-М, 2004. - 214 с.
8. Куракин, А. В. Государственная служба и коррупция / А. В. Куракин; под ред. М. В. Котенникова. - М.: Nota bene, 2009. - 328 с.
9. Лосев, В. В. Преступления против интересов службы: юридический анализ и правила квалификации / В. В. Лосев. - Минск: Амалфея, 2010. - 175 с.
10.Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения); С. В. Максимов (науч. ред.) [и др.]. - М.: Спарк, 2000. - 228 с.
11. Решетников, М. Психология коррупции: утопия и антиутопия / М. Решетников. - СПб.: Вост.-Европ. Ин-т психоанализа, 2008. - 128 с.
12. Роуз-Аккерман, Сьюзан: пер. с англ.: Коррупция и государство: причины, следствия, реформы / С. Роуз-Аккерман. - М.: Логос, 2003. - 344 с.
2.3 Тематика дипломных работ
1. Историческая характеристика коррупции (история ее возникновения, динамики развития в различные исторические периоды в различных государствах).
2. Общая характеристика механизма коррупционного поведения и основных ее элементов.
3. Негативное влияние коррупции на экономическую систему государства.
4. Негативное влияние коррупции на социально-политическую систему государства.
5. Система мер предупредительного характера, направленная на предупреждение проникновения коррупции в структуры государственной власти и органы местного самоуправления.
6. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
как важнейший элемент в системе мер противодействия коррупции.
7. Дебюрократизация государственного аппарата, сокращению количества и упрощение административных процедур, облегчение доступа граждан к компетентным органам в системе мер противодействия коррупции.
8. Субъекты, осуществляющие информационную и воспитательную работу в сфере противодействия коррупции.
9. Полномочия отдельных субъектов противодействия коррупции.
10.Перечень коррупционных правонарушений и их правовая характеристика.
11. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений.
12. Круг субъектов коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.
13. Административная ответственность за коррупционные правонарушения.
14. Уголовная ответственность за коррупционные преступления.
15. Роль гражданского общества в противодействии коррупции.
16. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами в противодействии коррупции.
17. Значение международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией.
18. Международные организации по противодействию коррупции.
19. Система антикоррупционного законодательства Республики Беларусь.
20. Исторические, политические и экономические условия высокого уровня коррупции в Республике Беларусь.
Учебно-методическая документация
2.1 Краткий конспект лекций
Дата: 2019-02-02, просмотров: 343.