Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.
Важнейшими предпосылками институциализации – формирования и становления нового института – являются:
1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей – своих и соотносимых с ними).
Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, инсти-туциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.
Социология семьи.
Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественных проблем зарождается именно в семье. Внимание и интерес к семье проявляет не только социология, но и другие социальные дисциплины (психология, социальная психология, социальная антропология, социальная медицина).
С точки зрения социологии, семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Институт семьи представляет собой такую социальную среду, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие.
Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.
Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Ба-ховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).
Американский социальный антрополог Льюис Морган (18181881) впервые попытался представить целостную картину истории семьи как социального института. С его точки зрения, семья в своем развитии прошла через следующие фазы: кровнородственная семья (брачные группы разделены по поколениям), пуналуальная семья (исключены сексуальные отношения между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная жена среди многих жен).
Дальнейшие исследования уточнили общую картину. С точки зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют следующие этапы.
Промискуитет (характерен для низшей ступени дикости) – это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходило ограничение полового общения и начали выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено, что привело к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.
Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.
Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.
Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой семье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство – полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной собственности и стремление ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.
Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные периоды развития общества и в отдельных социальных общностях.
Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям – мужской и женской.
Если выделить основные тенденции в историческом развитии семьи, получится следующая картина:
- по количеству супругов: полигамия (которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество)) – моногамия (однобрачие);
- по власти в семье: матриархат – патриархат – эгалитарная семья;
- по составу: родовая семья – нуклеарная (простая: только супруги или сложная: родители и дети) семья;
- по количеству детей: многодетная – малодетная или бездетная семья;
- по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) – детоцентристская – супружеская семья.
Можно проследить тенденции по развитию форм семейной жизни, по отношению церкви и государства к институту семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.
Семья – самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, исследовав формы семей в 250 культурах (1949), предложил следующее определение:
Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.
Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
При рассмотрении семьи как социального института изучаются:
- общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
- образцы семейного поведения;
- ролевые отношения в семье;
- эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;
- социальный механизм изменения норм и ценностей.
Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:
- условия формирования и этапы развития семьи;
- динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;
- распределение обязанностей в семье;
- причины и мотивы разводов;
- структура и функции семьи.
Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.
Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.
В браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Именно поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию сексуальных отношений. Так, если в биологическом, сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретного человека, физические черты и весь облик которого воспринимаются и оцениваются не сами по себе, а в единстве с морально-этическими качествами. Таким образом, в любви половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону. Экономическая сторона – это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.
Брачные отношения имеют и юридическую сторону. Если на ранних стадиях развития общества отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, то с возникновением нравственности, религии и государства регулирование этих отношений приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком.
Право оказало сильнейшее влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Такие правовые обязанности, как супружеская верность и взаимопомощь, способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказали общее облагораживающее воздействие на мораль, наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на власть, санкционировавшую их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, то люди, состоявшие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.
Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.
Условия жизни семьи – это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.
Каждая семья насчитывает определенное количество членов, которые определенным образом связаны между собой.
Структура семьи – это совокупность отношений между ее членами, включающая помимо отношений родства духовные, нравственные отношения, в том числе отношения власти и авторитета.
Выделяют так называемую авторитарную структуру (авторитарные семьи), которая характеризуется жестким подчинением жены мужу, а детей – родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на осознании, а не на принуждении.
Структура семьи представляет особый интерес в связи с тем, что она оказывает существенное влияние на выполнение семейных ролей каждым членом семьи, на вероятность конфликтов между супругами – одним словом, оказывает влияние на все стороны функционирования семьи.
Функции семьи – это формы проявления активности, жизнедеятельности семьи и отдельных ее членов.
Эти формы отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности – с другой. В зависимости от эволюции общества и изменений требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись структура семьи и ее социальные функции.
Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
- репродуктивная (воспроизводство потомства);
- воспитательная (в первую очередь, детей);
- хозяйственно-экономическая (бытовая);
- рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция дает возможность восстанавливать нравственные и физические силы, душевное равновесие и здоровье члена семьи за счет семейных отношений, опирающихся на любовь и эмоциональную поддержку, взаимопомощь. Она также предоставляет возможность организации досуга и отдыха, психологической разрядки, т. е. того, что необходимо для поддержания жизненного тонуса; ¦ коммуникативная и регулятивная функция. Она отражает социальные отношения внутрисемейного общения, взаимодействия с другими семьями, помогает налаживать отношения на работе (учебе), с соседями и друзьями, вживаться в новый коллектив, принимать важные для семьи решения.
Образ жизни – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени или для семьи.
Здесь идет речь о ролевом взаимодействии в семье.
Традиционные роли, когда женщина вела дом, хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. Сейчас большинство женщин участвуют в экономическом обеспечении семьи и принимают равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на образ жизни семьи, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супругов, но вместе с тем оказало воздействие на демографическое поведение, что привело к снижению уровня рождаемости и росту числа разводов. Как мы видим, между образом жизни семьи и общества в целом наблюдается самая тесная связь.
Образ мыслей семьи – это совокупность ценностей, норм, установок в сфере семейной жизни.
Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не на статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Изменяются отношения и родителей с детьми.
Во-первых, традиционные нормы и ценности становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в определенных семьях, различающихся по уровню образования, культурного развития, месту жительства (сельская местность, небольшой город, средний город, мегагород).
Во-вторых, происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми, изменения, ведущие к демократизации этих отношений.
Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные и интеллектуальные стороны межличностных отношений. В социологических исследованиях данная категория рассматривается с точки зрения степени удовлетворенности супругов своей жизнью.
Успешность брачно-семейных отношений – это категория, характеризующая качество семейной деятельности и отношений супругов в семье. Она может включать в себя следующие компоненты:
- характер и степень выполнения социальных функций;
- характер и выполнение индивидуальных функций;
- степень удовлетворенности супругов отношениями между ними;
- степень стабильности брака;
- степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых ее членов.
Этапы жизненного цикла семьи – эта категория характеризует динамику изменений, которые происходят в семье от ее формирования до распада.
Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Обычно выделяют следующие фазы этого цикла:
- образование семьи – начинается от заключения брака;
- начало деторождения – от рождение первого ребенка;
- окончание деторождения – от рождение последнего ребенка;
- «пустое гнездо». Эта фаза берет начало от вступления в брак и выделения из семьи последнего ребенка;
- прекращение существования – смерть одного из супругов.
Современная семья характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники, например, родители супругов, входившие ранее в состав расширенной семьи, в нуклеарную семью не входят. Такая семья – превалирующая форма современной семейной жизни. 87 % населения развитых стран живет сегодня в нуклеарных семьях.
Расширенная семья (семья с родственниками, состоящая из нескольких поколений) может существовать в следующих формах:
- патрилокальная (молодые живут в семье мужа);
- матрилокальная (молодые живут в семье жены);
- неолокальная (молодые живут отдельно).
Во-вторых, современная семья является эгалитарной. Основу такой семьи составляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз женщины и мужчины. В такой семье не ущемляются права и достоинство мужчины и женщины, обеспечивающие каждому из них равные возможности профессионального, интеллектуального и духовного роста.
В-третьих, семья сегодня является экзогамной (т. е. подчиняется запрету на браки близких родственников). Кроме того, люди современного общества продолжают более или менее придерживаться и норм эндогамии, которые ограничивают возможности их выбора. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.
В-четвертых, современная семья является «симметричной» (работают муж и жена), характеризуется высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в условиях быстрых изменений в обществе. Жесткое разделение ролей по гендерному признаку уходит в прошлое. Оба супруга теперь выполняют и лидерские функции, и функции ведомых в зависимости от ситуации и компетенции в том или ином вопросе. Симметричное строение более характерно для семей образованных людей в обществе с высоким уровнем социально-экономического развития. «Несимметричность» отношений (например, карьера мужа имеет более важное значение, чем карьера жены) характерна для семей, состоящих из менее образованных супругов и в менее развитых обществах.
Семейно-брачные отношения очень чутки к изменениям в экономике, политике и в социальной сфере общества. Отсюда те тренды, которым подвержена современная семья, и проблемы, ими вызываемые. Какие это проблемы?
Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи. Чем это вызвано? Одним из факторов является то, что необходимо больше времени для завершения образования (в связи с увеличением объема необходимых знаний). Другим фактором выступает желание сначала сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить создаваемую семью.
Увеличение количества разводов. О том, что эта проблема семьи является достаточно острой, говорят следующие факты. За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий брак. Эта проблема характерна не только для нашей страны, но и для всех развитых стран. Социологические исследования показывают, что в основе этой проблемы лежат экономические причины. Дело в том, что достигнутый уровень развития производительных сил, образования позволяет женщине самостоятельно (в одиночку) содержать семью, т. е. кормить и воспитывать детей.
Современная научно-технологическая революция превратила брак из экономического института в морально-правовой. В то же время в такой среднеразвитой стране, как Россия, несимметричность семейных отношений еще имеет место за счет того, что мужские семейные обязанности (добывать пищу, строить жилье, заготавливать дрова и т. д.) ушли в небытие, а женские (приготовление еды, содержание дома, мужа и детей) остались. Ситуация, когда муж не принимает участия в домашних делах, зачастую приводит к разводу. Из десяти случаев разводов в семи из них инициатором выступает женщина.
Каковы последствия увеличивающегося числа разводов? Более всего от них страдают дети. Ежегодно в нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье. При этом они получают и неполное воспитание, т. е. недополучают родительского внимания, любви, тепла. Это, в свою очередь, ведет к детским правонарушениям. Так, 90 % рецидивистов начали свою преступную деятельность с детских лет, а многие из них выросли в неполных семьях.
3. Уменьшение количества детей в семье. В настоящее время у нас в стране около 90 % семей имеют 1–2 детей, причем 58 % семей имеют одного ребенка. А демографическая статистика утверждает, что для хотя бы небольшого прироста населения необходимо, чтобы в семье было 2–3 ребенка.
Существуют объективные и субъективные факторы, которые связаны с этой проблемой семьи.
Социальное обеспечение. Ранее большое количество детей требовалось для того, чтобы они смогли впоследствии содержать своих родителей. Ныне пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, различные социальные льготы, прижизненные накопления дают возможность пожилым людям не прибегать к помощи детей.
Медицинское обеспечение. Ранее слабое развитие медобслужива-ния в России приводило к тому, что почти половина родившихся детей умирала, не достигнув возраста активных работников. Поэтому рождаемость держалась на высоком уровне. В настоящее время положение изменилось. Современная медицина в состоянии поставить на ноги почти любого ребенка.
Отягощенная наследственность. Угроза здоровью ребенка исходит, как показывает медицинская статистика, в основном из двух источников: от так называемого слабоумия (например, олигофрении) и алкоголизма родителей. Согласно официальным данным, доля новорожденных, у которых фиксируются признаки поражения олигофренией, достигает 12 %, в тяжелой форме болезнь поражает 33,5 % детей. При этом, как показало выборочное обследование в одном из регионов России, пьянство родителей является причиной более 80 % всех случаев этого недуга.
Изменение мотивации брака. Исследования мотивов вступления в брак показали, что любовь, как правило, является главным фактором выбора будущего супруга. Однако значительная часть браков, в которых главным мотивом является любовь, оценивается опрошенными как неудачные. Следовательно, приходится констатировать отсутствие жесткой взаимосвязи между основным мотивом брака и прочностью брачного союза. В качестве причин этого можно назвать следующие:
- сложность самого феномена любви, включающего такие характеристики, как постоянство, глубина, прочность, которые непосредственно зависят, во-первых, от господствующих в обществе нравственных и эстетических ценностей и, во-вторых, от интерпретации указанных ценностей на индивидуальном уровне;
- ожидание романтической любви, которое в браке разбивается о реальность жизни. Повышая ожидания, связанные с браком, а вместе с ними и требования к избраннику, любовь тем самым увеличивает опасность разочарования и в том и другом, а следовательно, нередко создает психологические конфликты, способные вызвать и негативное отношение к данному конкретному браку по любви;
- сплочение семьи на базе антисоциальных по своей сути интересов (например, индивидуалистических, эгоистических и т. п.). Налицо противоречивость некоторых социальных требований и семейных норм (продолжительность рабочего дня, размер зарплаты и др.). Это связано с необходимостью ускоренного развития современного общества и приводит в конечном счете к росту изоляции семьи как социального института и ослаблению семейных связей;
- большое различие между вступающими в брак по уровню интеллекта, образования, общей культуры.
Кроме того, каждое конкретное общество, страна имеет свои особенные, национальные семейные проблемы. Имеет их и Россия. По результатам опроса НИИ семьи Министерства социальной защиты РФ, основными проблемами российских семей являются:
- сложное материальное положение, особенно молодых семей и семей пенсионеров;
- жилищная проблема;
- проблемы внутрисемейных отношений, обостряющиеся на почве пьянства одного из супругов, безработицы, адюльтера.
В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей – общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации (о чем шла речь выше). Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, – это повсеместно происходящий процесс размывания поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.
Одна из таких тенденций – тренд к детоцентристскому типу семьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к осознанию необходимости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности. Детоцентристская семья по природе малодетна.
В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимно-эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины XX столетия. Даже в деревенских семьях, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х гг. XX в. многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать своим детям максимальные возможности для образования. Дети, судя по высказываниям большинства опрошенных сельских жителей, – главный смысл семьи. В детоцентристской семье, как показывают социологические исследования, сколь бы скромным ни был ее бюджет, изыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими развивающих кружков и школ, театров, концертов и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.
Стремление заботиться о материальной и духовной стороне жизни своих детей – явление положительное. Однако гипертрофированное чувство долга, дополненное отходом от аскетической традиции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит как избыток нежности, так и излишняя авторитарность. Нередко родители не общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.
Появление детоцентристского типа семьи предопределило новую семейную стратегию – адаптацию (психологическую совместимость) супругов. Совместное проживание мужа и жены в условиях отсутствия ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей степени оказывает воздействие на стабильность семьи. И действительно, судя по эмпирическим материалам (опросы, проведенные С. И. Голодом[11]), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, а сдвиги в ней предопределяются стадией развития той или иной семьи.
В последнее время наблюдается зарождение еще одного типа моногамии – супружеская семья. В такого рода семье взаимоотношения определяется не родством (как в патриархальной) и не родительст-вом (как в детоцентристской), а в большей степени отношениями между мужем и женой, т. е. родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Часть социологов считают, что такая семья определяет лицо современной цивилизации.
Супружеская семья – исторически наименее стереотипизирован-ное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим семейных отношений: муж – жена, родители – дети, супруги – родственники, дети – прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности самореализации для всех.
Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.
Отсюда следует его институциональный характер, симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена.
В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества в современном его понимании, могли практически реализовываться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождающихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответственности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.
За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни.
Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», – именно ее чаще предпочитают шведы и шведки традиционной семье. Самбо не влечет за собой никаких юридических обязательств супругов, предполагает раздельное владение имуществом, сбережениями, заработками, свободу взаимоотношений и выхода из брака. Закон только обязывает супругов, заключивших самбо, заботиться о совместных детях.
В Швеции есть и такая форма полубрачных отношений, как «сербо», предполагающая, что супруги могут навещать друг друга по определенным дням. Различные формы брака могут скрепляться специальным контрактом.
Совместная жизнь без вступления в брак. В России такая форма семьи получила название «гражданский брак». Напомним, что под гражданским браком, в отличие от брака, освященного церковью (церковного брака), со времени Великой французской революции понимались брачные отношения, утвержденные государством (брак, заключенный в мэрии). Более того, церковь, да и государство, долгое время не признавали законность того, что сегодня в России понимают под гражданским браком. По римскому праву, например, не зарегест-рированное длительное сожительство мужчины и женщины (конкубинат) допускалось, но дети от этого сожительства считались незаконнорожденными. За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Так, в США, с 1970 по 1981 г. их число выросло с 523 тыс. до 1 млн 808 тыс. чел., т. е. увеличивалась на 246 %. Большинство таких пар не имеет детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое внимание вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Ясно, что партнеры и их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.
Коммуны. Это форма расширенной семьи. Члены коммун полагают, что они уходят от узости, одиночества, материализма и лицемерия общества и его семейной основы. Нормы отношений между членами в коммунах разные. Во многих главной задачей считается воспитание детей, при этом каждый из родителей отвечает за всех детей. Однако проблемы все равно возникают. Выявлена нестабильность коммун, хотя некоторые существуют годы. Трудно координировать повседневную жизнь, избежать ревности и конфликтов. Есть проблемы работы и лидерства. Большинство коммун (например, в США их 3000) – сельскохозяйственные и воспроизводят патриархальность. Много проблем возникает в коммунах и с сексуальной свободой.
Растет число так называемых пробных браков, суть которых заключается во временном сожительстве партнеров. Когда они решают иметь детей, оформляется законный брак. Маргарет Мид назвала эту форму «двухшаговый брак».
Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи, давно наблюдаемая на Западе, ныне характерна и для России. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нынешних российских условиях роль института брака возрастает прежде всего в регулировании отношений собственности.
Все отмеченные тенденции не могут не вести к многообразию семейных форм. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о «семье», в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о различных формах семьи. Ответить на вопрос, что такое семья, можно либо сузив объем понятия, как предлагают некоторые западные ученые (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо выделив различные типы семей как особого рода малые группы. Последнее важно при проведении эмпирических исследований.
Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке. Следует помнить, что семья как социальный институт прошла длительный путь развития и адаптации к самым различным условиям существования, отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания ее гибели отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.
История развития семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Так, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации исполняется не только семьей, но и другими институтами (дошкольными учреждениями, школами). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных взаимоотношений. Но, безусловно, она не исчезнет из современного общества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 434.