Тип занятия: Развитие восприятия сюжетных изображений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: формирование способов восприятия сюжетной картины, обогащение чувственного опыта в процессе восприятия.

Задачи: 1. Обучающая: учить целенаправленно, осмысленно воспринимать сюжетное изображение; продолжать работу по формированию умения созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться, осязать), направляя внимание на различение качеств объектов; пополнять словарь детей прилагательными – названиями качеств, признаков, состояний предметов;

2. Развивающая: обогащать активный словарь; совершенствовать умение составлять рассказы по содержанию картины; продолжать работу по формированию чувственной основы слова; расширять и обогащать представления о предметах окружающей действительности; учить отражать пространственные отношения с помощью силуэтов.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии сюжетной картины; приучать детей к самостоятельности суждений.

4. Коррекционная: формирование зрительного восприятия, развитие глазодвигательных функций при обучении рассматриванию изображений, расположенных на демонстрационной доске в различном направлении: вертикально, горизонтально.

Оборудование: демонстрационный фланелеграф, экран, мультимедийный проектор, элементы картины, набор звуков «зимы», тактильный набор: мех, брусок деревянный, ткань, металл, перо (легкое, пушистое, теплое, воздушное), снег.

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1.Орг.момент 2.Основная часть: 3.Работа с картиной: состав картины 3.1. Работа с картиной: вслушивание 3.2.Физминут-ка. 3.3. Работа с картиной: тактильное обследование. 3.4. Работа с картиной: имитация эмоций объектов, оживление картины. 4. Зрительная гимнастика по Базарову В.Ф. «Полет птиц». 5.Свободный выход, под-ведение итога -Ребята, я приглашаю вас в интересное путешествие. (СЛАЙД № 1), (звучит тихая музыка). Педагог обращает внимание детей на следы (человека, птиц, белки), расположенные на полу. -Ребята, посмотрите, что это? Я предлагаю вам внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос: Чьи это следы? (Педагог стимулирует к правильному употреблению слов в родительном падеже: Следы птиц – птичьи; следы человека – человечьи; следы белки – беличьи).     -Куда эти следы нас могли бы привести? (Педагог предлагает детям пройти по следам). -Ребята, пройдем по следам и узнаем, куда они нас приведут. (Педагог подходит, вместе с детьми, к фланелеграфу с деревом). -Ребята, куда привели нас эти следы?(Ответы детей). -Хотите узнать, что происходило возле дерева? -В этом нам поможет экран. (Пе-дагог предлагает детям сесть на стульчики перед экраном. -Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». А правильно вы отгадали или нет, мы увидим на экране. (Педагог загадывает загадки). На экране появляются отгадки. Игра: «Доскажи словечко» 1.Посмотрели мы в окно Все вокруг белым - бело Дуб кивает головой Рад поздравить вас с ….(зимой),(СЛАЙД № 2) 2.Возле дуба как всегда суетится….(детвора),(СЛАЙД № 3) 3.Мы из снега без совка, Вылепим... (снеговика),(СЛАЙД № 4) 4.В ветках дерева избушка Это же для птиц… (кормушка),(СЛАЙД № 5). 5.К мальчику бежит - не птичка, А зверек тот - невеличка, Шубка тёплая, как грелка. Кто же это, дети, …  (белка).(СЛАЙД № 6) -Ребята посмотрите, с вашей помощью удалось создать чудесную картину. Помогите мне перечислить всех, кто изображен на картине? -Как много героев на картине, они разговаривают, шутят, играют. Ох и весело наверно там. А хотите послушать, что же происходит? - Ребята, послушайте и скажите где эти звуки можно услышать и кто их может издавать? (Педагог включает аудиозаписи звуков картины: скрип двери, звуки замка и ключа, ветер, щебетание птиц, разговор детей на детской площадке, скрип снега). - Посмотрите как много снега на нашей картине? Что из снега можно сделать зимой? И у нас на картине есть снеговик. - Как вы думаете, кто его слепил? А какой должен быть снег, чтобы слепить снеговика? (Если дети затрудняются, педагог задает уточняющий вопрос: «Из липкого, или рассыпчатого?»). (Педагог предлагает выполнить физкультминутку: «СНЕГОВИК»). - Ребята, давайте с вами «слепим» снеговика. Встаньте в круг. Повторяйте движения и проговаривайте слова вместе со мной.(Звучит веселая тихая мелодия). (Педагог предлагает детям сесть за столы и рассмотреть различные образцы для тактильного обследования. На столе приготовлены образцы: мех, деревянный брусок, ткань, металл, перо (легкое, пушистое, теплое, воздушное), имитатор снега (мешочки с крахмалом). Педагог направляет процесс восприятия и стимулирует детей к словесному обозначению характерных признаков обследуемых объектов: - Ребята, подержите в руках, надавите, погладьте, сожмите, приложите к щеке, положите на ладонь и т.п. -Вы потрогали образец, много про него рассказали. Назовите объект на картине, который можно описать такими же словами? (Педагог предлагает описать объект на картине, используя прилагательные, обозначающие свойства и качества объектов, воспринимаемые наощупь, предлагает детям подойти к экрану. (Обращает внимание детей на настроение героев картины). - Ребята, как вы думаете, у всех ли на картине одинаковое настроение? А как вы думаете, какое настроение могло бы быть у дерева? Почему? -Нравится ли кормушке, что к ней прилетели птицы, возле неё смеются дети? Какое у неё настроение? (Педагог предлагает детям подойти к фланелеграфу и присесть на ковёр). - Ребята, посмотрите на наше дерево. Ему грустно стоять одному. Как было бы хорошо, если бы здесь появилась детвора, птицы, снеговик и другие герои. - Я предлагаю вам создать свою картину. Сейчас каждому из вас я раздаю картинку. Рассмотрите героя, расположите его на фланелеграфе так, как он расположен на картине. А затем изобразите героя движениями, передайте его настроение. Кто хочет рассказать о своем герое? (Педагог распределяет картинки-объекты между детьми. Предлагает изобразить эмоции объектов с помощью мимических и пантомимических средств, найти место героя на картине). (Педагог предлагает образец: - «Покручусь, поверчусь, в дерево я превращусь. Я - могучее, мудрое, высокое дерево. Мне нравится слушать смех детей, голоса птиц. Мне спокойно и приятно». (Педагог размещает свой «объект-дерево» в центре фланелеграфа, приглашает детей к фланелеграфу и предлагает придумать название картины). -Ребята, мы на фланелеграфе выложили нашу картину, но у нашей картины нет названия. Придумайте каждый свое название. (Педагог выслушает варианты ответов детей). -Ребята, как много разных вариантов названия есть у нашей картины. А значит придумать можно разные истории с нашими героями. (Педагог предлагает детям сесть на ковёр и выполнить упражнения для глаз с помощью экрана: проследим глазками за полетом птиц. Звучит музыка (СЛАЙД № 7,8,9,10). - Ребята, мне очень приятно было с вами путешествовать. И я хочу подарить эту картину вам. Вы расскажите своим друзьям: где вы были? кого вы встретили? какие истории можно придумать еще, а чтобы нам не заблудиться, предлагаю вернуться в детский сад по следам. Решение проблемной ситуации: дети предлагают варианты ответов. Дети рассуждают и предлагают варианты. Дети проходят по следам и останав-ливаются возле фланелеграфа. Дети отвечают: «Следы привели нас к дереву». Дети садятся на стульчики перед экраном. Дети договаривают слова и видят отгадки на экране. Дети рассматривают картину, перечисляют объекты, изображенные на ней. Дети вслушиваются и рассуждают над тем, где эти звуки можно услышать и кто их может издавать. Дети рассуждают. Дети выполняют ритмические движения под музыку в соответствии с текстом, проговаривая при этом слова. ФИЗКУЛЬТМИНУТ- КА «СНЕГОВИК»
Мы катаем снежный ком Ладонями делают круговые дви­жения по бедрам
Вот такой Разводят руки в стороны, показывая большую величинукома.
А потом поменьше ком Растирают ладонями грудь
Вот такой Показывают руками величину кома поменьше
А наверх поставим мы     Поглаживают ладонями щеки
Маленький комок Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии(«маленький комок»).
Вот и вышел снеговик, Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево
Сне – го – ви - чок Дети хлопают в ладоши
Вот идет снеговичок –  очень милый толстячок! Дети маршируя, идут по кругу.

Дети обследуют образец, подбирают определения. Например: снег мягкий, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный и т.д. Аналогично воспринимают все образцы и соотносят с предметами, изобра-женными на картине.

Дети рассуждают.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.