Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Ставится запятая, если простые предложения в составе бессоюзного тесно связаны по смыслу, не распространены и в них перечисляются одновременно или последовательно происходящие события: Накануне выпал небольшой снежок, подморозило, от снега было светло вокруг.

2. Ставится точка с запятой, если простые предложения менее тесно связаны по смыслу или имеют внутри себя запятые: Небо покрыто было тучами; я надеялся, что ветер, который час от часу усиливался, их разгонит.

3. Ставится двоеточие, если:

а) второе предложение раскрывает содержание первого: Я знаю: наш дар неравен;

б) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении: Метелице стало холодно: он был в расстегнутой солдатской фуфайке поверх гимнастерки с оторванными пуговицами;

в) в первом предложении посредством глаголов видеть, знать, чувствовать, слышатьи т. д. делается предупреждение о том, что во втором предложении будет изложен какой‑то факт: Я знал: удар судьбы меня не обойдет.

4. Ставится тире, если:

а) имеется резкое противопоставление и между частями предложения можно вставить союз ноили а:Смелые побеждают – трусливые погибают;

б) первое предложение обозначает время или условие: Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накатившимся теплым запахом ночи;

в) во втором предложении содержится сравнение (перед вторым предложением можно вставить союзы словно, будто):Ты запела песню светлую – колокольчики звенят;

г) второе предложение заключает в себе вывод или следствие: На стене ни одного образа – дурной знак!

д) второе предложение содержит неожиданный результат, быструю смену событий: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

 

Задание 26.Расставьте знаки препинания в бессоюзных предложениях.

1. Я знаю в этой битве пасть не мне.

2. Я вижу мачта корабля, и вы – на палубе…

3. Мировое началось во мгле кочевье это бродят по ночной земле деревья.

4. И только совесть с каждым днем страшней, беснуется, великой хочет дани.

5. Постучи кулачком я открою.

6. Ты плачешь я не стою одной слезы твоей.

7. У него глаза такие, что запомнить каждый должен мне же лучше, осторожной, в них и вовсе не глядеть.

8. Здесь горных трав легко благоуханье и только раз мне видеть удалось у озера, в густой тени чинары, в тот предвечерний и жестокий час – сияние неутоленных глаз бессмертного любовника Тамары.

9. Молчат гробницы, мумии и кости лишь слову власть дана.

10. И в падях, что всегда пусты, нас будто всех околдовало мы вдруг увидели цветы.

11. В горах погаснет солнечный июнь заснут во мгле печальные аилы молчат цветы безмолвствуют могилы и только слышно как шумит Катунь.

12. Не ослеплен я музою моею красавицей ее не назовут и юноши узрев ее за нею влюбленною толпой не побегут.

13. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.

14. Служить бы рад прислуживаться тошно.

15. Дело не любишь мастером не будешь.

16. В рубашке пахать в шубах сеять.

17. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить.

 

Задание 27.Подберите из произведений Н.В. Гоголя примеры постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях (запятая, точка с запятой, тире и двоеточие).

 

 

Обобщающее задание

 

Расставьте знаки препинания в предложениях со сложными синтаксическими конструкциями. 1. Как (не, ни) старались люди собравшись в одно (не)большое место несколько сот тысяч изуродовать ту землю что(бы) (не, ни) чего не росло не ней как (не, ни) счищали всякую пробивавшуюся травку как (не, ни) дымили каменным углем и нефтью как (не, ни) обрезывали деревья и (не, ни) выгоняли животных и птиц весна была весною даже в городе.

2. И в самом деле здесь все дыш…т уединением здесь все таинственно и густые сени липовых а…ей склоняющихся над потоком который с шумом и пеною падая с плиты на плиту прорезывает себе путь между зеленеющими горами и ущелья полные мглою и молчанием которых ветви ра…бегают…ся отсюда во все стороны и свеж…сть ароматического воздуха от…гоще(н, нн)ого испарениями высоких южных трав и белой акации и постоя…о сладостно усыпительный шум студе…ых ручьев которые встретясь в конце д…лины бегут дружно (в)запуски и наконец кидаются в Подкумок.

3. (Не, ни) когда (не) знаешь когда бл…снет из(под) р…сниц лукавый женский взгляд когда покажутся (в)дали башни (не, ни) знакомого города и закачаются на г…ризонте мачты т…желых кораблей какие стихи придут в голову при виде грозы бушующ…й над Альпами и чей голос пропоет тебе как др…жащий колокольчик песенку о (не) ра…пустивш…ся любви.

4. Когда Лопатин на другой день пробовал вспомнить эти пять а может быть десять минут этот километр который они от времени до времени залегая пробежали и прошли под минометным огнем у него осталось в памяти два чу…ства (во)первых ему все время было очень страшно и (во)вторых он все время хотел только одного поскорей добежать до лежавших (в)переди окопов.

5. Но Петр Васильевич вдруг остановился пор…же…ый тенью какого(то) очень давнего воспоминания тонко засветившегося перед глазами во всей своей свеж. сти и чистоте и маленький Гаврик и маленькая Мотя осторожно пол…жившая руку на плечо Петра Васильевича тогда маленького Пети и дедушкина шаланда увозившая матроса в чужие края и очень широкое море в тума…ой голуб…зне которого та… л маленький парус легкий воздушный как чайка.

6. Крепость наша стояла на высоком месте и вид был с вала прекрасный с одной стороны широкая поляна изрытая (не)сколькими балками оканчивалась лесом который т…нулся до самого хребта гор кое(где) на ней дымились аулы ходили табуны с другой бежала мелкая речка и к ней пр…мыкал частый кустарник покрывавший каменистые возвыш…ости которые соед…нялись с главной цепью Кавказа.

7. Егорушка оглядывался и (не)понимал откуда эта странная песня потом же когда он прислушался ему стало казаться, что это пела трава в своей песне она (полу)мертвая уже погибшая без слов но жалобно и искренно убеждала кого(то) что она (не, ни) (в) чем (не)виновата что солнце выжгло и (по)напрасну она уверяла что ей страстно хочется жить что она еще молода и была(бы) красивой если(бы) (не, ни) зной и (не, ни)засуха.

8. Д. лвиш…ся др. лт>це…ости нашего языка что (не, ни)звук то подарок все зернисто крупно как сам жемчуг и право иное название драгоценнее самой вещи. В нем все тоны и оттенки все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мя. лких он бе…пр…делен и может живой как жизнь обог…щат…ся ежеминутно почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно библейского а с другой стороны выб. рая на выбор меткие названия из бе…числе…ых своих наречий, ра…ыпа…ых по нашим провинциям имея возможность таким образом в одной и той(же) речи восходить до высоты (не)доступной (не, ни)какому другому языку и опускаться до простоты ощутительной осязанию (не)понятливейшего человека язык который сам по себе уже поэт.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 422.