Диктант № 3
Ровная, накатанная дорога, мягко серея в траве, бежала вдаль. Я шел в эту темную даль, и меня все полнее охватывала тишина. Теплый ветер слабо дул навстречу и шуршал в волосах; в нем слышался запах зреющей ржи и еще чего‑то, что трудно было определить, но что всем своим существом говорило о ночи, о лете, о беспредельном просторе полей.
Все больше мною овладевало странное, но уже давно мне знакомое чувство какой‑то тоскливой неудовлетворенности. Но в такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая‑то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. Никогда еще это настроение не овладевало мною так сильно, как теперь.
Кругом лежали поля. Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы. Ночная тишина была полна жизнью и неясными звуками. Все дышало спокойствием и самоудовлетворением; каждый колебавшийся колос, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я один стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему. Я чувствую: эта красота недоступна мне, я не способен воспринять ее во всей целости; и то немногое, что она мне дает, заставляет только мучиться по остальному.
Меня потянуло в темную чащу лип и берез. Из людей я там никого не встречу: это усадьба помещицы Ярцевой, и с нею живет только ее сын‑студент. Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель, профессор, сулит ему великую будущность.
Я прошел межою к саду, перебрался через заросшую крапивой канаву и покосившийся плетень.
Уставший, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. Вдруг где‑то недалеко за мною раздались звуки настраиваемой скрипки. Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь неосвещенных окон.
(По И. Бунину).
Запомните написаниетрудных слов!
1. Безударные гласные в корне слова: благословить, искореженный, непостижимый, роскошный, умалять(заслуги); умолять(о помощи).
2. Непроверяемые гласные в корне слова: авантюра, багровый, бордовый, ветеран, виртуоз, дилетант, дирижер, досконально, меланхолия, меценат, миниатюра, компонент, комплимент, мошенник, наваждение, нигилист, обелиск, ореол, оцепенеть, парадокс, перспектива, репертуар, сентиментализм, феномен, хамелеон, эксперимент, элегия, энциклопедия.
3. Чередующиеся гласные в корне слова: кампания(военная, общественная), компания(группа людей), опоздать.
4. Звонкие и глухие согласные в корне слова: везти(дрова), вести(беседу), вперемешку(мешать), вперемежку(перемежаясь), изморозь(морозить), изморось(моросить), просьба.
5. Согласные в приставках: бессчетный, происшествие, чересчур, чрезвычайный, чрезмерный.
6. Сложные слова: авиапочта, военачальник, всемирно известный, летосчисление, общественно‑политическая(обстановка), сорокалетний, себялюбие.
7. Непроизносимые согласные в корне слова: безвозмездный, праздный, сверстники.
Запомните правописание слов, в которых нет непроизносимых согласных: гнусный, прежний, студенческий, ужасный.
8. Приставки преи при:
беспрерывно, беспрестанно, препровождать, предание, президент, президиум, пресмыкаться, претендент, неприступный, прихотливый, привилегия, прийти, приключение, без прикрас, пристрастный, притерпеться.
9. Двойные согласные:
аннотация, апелляция, жужжать, беллетристика, интеллигенция, оккупация, обожженный, пассивный, режиссер, сожженный, эффект.
Не пишутся двойные согласные в словах: галерея, гуманизм, драма, карикатура, количество, ресурсы.
10. Буквы ои епосле шипящих и ц:мажорный, ночевка, общо,ожог(сущ.), ожег(глагол), трущоба, чопорный, шокировать, шорох, шоссе.
11. Буквы ыи ипосле ц:инициатива, куцый, цитадель, цитата.
12. Буквы а, и, уставятся после шипящих. Исключение: брошюра, жюри, парашют.
13. Разделительные ъи ь:адъютант, безъядерный, инъекция, сверхъестественный, трехъязычный (словарь), фельдъегерь, арьергард, батальон, бьется, вьется, компаньон, павильон, премьера, пьеса.
14. Буквы ывместо ипосле приставок: безыдейный, безызвестный, безынициативный, безыскусный, предыстория(но: контригра, межинститутский, сверхизысканный).
15. Правописание букв еи ив окончаниях существительных единственного числа: в инее,в музее,о произведении,на побережье,в счастье,о Марье,к Марии,в постели;по завершенииработы; по истечениисрока; по окончанииинститута; по приездев город; по причинеболезни.
16. Правописание суффиксов существительных: большинство, воспитанник,избранник,количество, меньшинство, одиночество, приданое, путаник,труженик,соломинка, дюжина, проталина, жемчужинка.
17. Правописание глаголов:
молоть – мелешь– мелют;
мучить – мучит– мучает– мучил;
ползать – ползают;
прийти – придет,придут;
пыхать – пышет,пышут;
стлать – стелет,стелют;
сыпать – сыплет,сыплют.
18. Ни ннв разных частях речи:
балованный, бесталанный, бешеный, брошенный, дареный, длина(сущ.), длинна(кр. прил.), дощаник, жданный, желанный, званый, золотокованый, легкораненый(термин); легко раненный, лишенный, Масленица, нежданный, неписаный, неслыханный, плененный, смышленый, суженый, юннат, юный.
19. Слитное написание наречий: врассыпную, вперегонки, врасплох, втихомолку, вовремя, воистину, вправе, вслед, доныне, задолго, заодно, исподлобья, исподтишка, недаром(не без основания), некстати, наедине, наравне, насухо, наотмашь, нараспашку, начеку, невзначай, неспроста, навстречу, наперегонки, подолгу, помногу, поровну, подольше, подряд, подчас, поодиночке, поодаль.
20. Раздельное написание наречий: без ведома, без оглядки, без отказа, без толку, без устали, в общем, в рассрочку, в одиночку, в упор, во всеуслышание, в прах, до отказа, за границу, за полночь, из‑за границы, из‑под мышек, как раз, не даром(не бесплатно), не прочь, на редкость, на совесть, на цыпочках, один на один, от мала до велика, по преимуществу, под стать, под мышками, под мышки, с боку на бок, с начала до конца.
Синтаксис
Простое предложение
Тире между подлежащим и сказуемым
При отсутствии связки естьмежду подлежащим и сказуемым тире1) ставитсяв следующих случаях:
а) если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже (Грушницкий – юнкер);
б) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (В бою побывать – цену жизни узнать);
в) если подлежащее выражено существительным в именительном падеже, а сказуемое – неопределенной формой глагола (Великий удел – быть поэтом);
г) если подлежащее выражено неопределенной формой глагола, а сказуемое – существительным (Защищать родину – наш долг);
д) если подлежащее и сказуемое выражены числительными (Дважды два – четыре)и если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – именем числительным (Многоточие – три точки);
е) перед словами это, вот, значит, это значит;2) обычно не ставитсяв следующих случаях:
а) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, все равно что, вроде как(Пруд как сталь);
б) если между подлежащим и сказуемым стоят вводные слова, союзы или частицы (Семенов только начинающий художник);
в) если перед сказуемым стоит отрицание не(Сердце не камень);
г) иногда при обратном порядке главных членов предложения (Неплохой игрок этот парень);
д) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным (Я учитель).
Задание 1.Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.
1. В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка.
2. Пушкин стал самым популярным певцом поколения, полного решимости ниспровергать режим деспотизма и рабства.
3. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила».
4. Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения.
5. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов.
6. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей.
7. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками.
8. Война есть продолжение политики иными средствами.
9. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности.
Задание 2.Восстановите пословицы, расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения.
1. Человек без родины. соловей без песни.
2. Доброе слово человеку. дождь в засуху.
3. Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ… для души.
4. Знание в юности это мудрость в.
5. Ум без книги как птица.
6. Без дела жить только небо.
7. Доброе дело правду говорить.
8. Ласковое слово что весенний.
9. Человек неученый что топор.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 444.