Советский авангардный дизайн
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предметный и промышленный дизайн рождается из искусства геометрической абстракции. Геометрическая абстракция (Казимир Малевич) – аналитическая живопись, озабоченная поиском универсальных композиционных законов. Два ранних течения русской геометрической абстракции, конструктивизм и супрематизм, почти одновременно проделали путь от живописи до проектирования предметов. Отец супрематизма, Казимир Малевич, основал группу «УНОВИС», что означает «утвердители нового искусства». Помимо станковой живописи группа занималась и прикладным искусством (украшение города). В 1924 Малевич с его учениками переезжают в Петроград и вступают в ГИНХУК, устраивая собственные выставки.

В 20-е годы Малевич увлекся пространственным проектированием, начал работать над серией абстрактных объёмных композиций. В 1923 году возглавил лабораторию формы при фарфоровом заводе в Петрограде. Знаменитый сервиз Малевича – одна из разработок этой лаборатории и яркий пример супрематического дизайна.

Тогда же, когда супрематисты вступали в ГИНХУК, в Москве Василием Кандинским был основан другой институт – ИНХУК. В институте было несколько отделений, одним из которых (группа субъективного анализа) руководил Александр Родченко. В этом отделении родилась концепция конструктивизма. Первостепенная задача конструктивизма – создавать новую реальность. В отличие от супрематизма, конструктивизм – более масштабное, но и аморфное движение. Родченко, Ган, Татлин и Лисицкий – крупные, самостоятельные художники, во многом несогласные друг с другом. Конструктивисты гораздо чаще имели дело с объёмной формой, работали над утилитарными предметами. Первый такой предмет – башня Татлина.

Конструктивисты охотно пробовали себя в роли архитекторов, участвуя, например, в конкурсах киосков. Так, проект Антона Лавинского (киоск Госизадата) выиграл в конкурсе и пошел в серийное производство. Эль Лисицкий в то время горел идеей горизонтальных небоскребов, зданий невиданной формы, которые должны были расположиться на площадях бульварного кольца. Конструктивисты проектировали мебель, костюмы (чаще всего театральные), декорации. Дальше всех в театральных экспериментах ушел Эль Лисицкий, спроектировав механические куклы, которые должны были выступать вместо актёров в театре.

 

Предметный и графический дизайн группы De Stijl

Европейский дизайн 1920-х.

Заметную роль играла абстракция – совершенно новое слово в искусстве. Несколько художников пришли к абстракции и каждый своим путем.

Робер де Ломе – орфизм

Михаил Ларионов – лучизм

Казимир Малевич – супрематизм

Одна из ключевых фигур абстрактного искусства – Пит Мондриан. В ранний период испытывал влияние кубизма. Его вдохновлял отказ от подражания искусству в пользу пластических форм. Мондриан пошел еще дальше. Вопросы духовного плана были для него важнее. Он искал суть вещей с помощью геометризации. Он бросил вызов первооснове живописи. Разделению фигур и форм. Не хотел, чтобы в его картинах была иерархия. Первое решение – сетка, но позже он уходит дальше, создавая заведомо неравновесные и диссонансные композиции, которые он приводил в состояние гармонии. Элементы не равны друг другу, но друг друга уравновешивают. Основные цвета: красный, желтый, синий, черный и белый. Неопластицизм.

Искал не только решение живописных проблем, но и достижение нового способа видения.

Подписывает манифест De Stijl – одновременно название художественной группы и журнала. Становится одним из идеологов этого движения. Транслируют идеи неопластицизма в реальную жизнь. Позже Мондриан покинул группу.

Пафос и жизнестроительство, характерные для Мондриана имели место в школе БауХауз (высшая школа строительства и художественного конструирования).

Начиналась новая эпоха для немецкого народа. Глава БауХауз Вальтер Гроппиус и его коллеги стремились к обновлению искусства и жизни. Как истенные модернисты, они хотели заново построить искусство и привнести его в мир.

Важное нововведение БауХауза – его система преподавания. Если раньше единственной системой была методика академии художеств, но в Баухаузе вводный курс предполагал изучение выразительности абстрактных форм и цвета, а также фактуры различных материалов.

Василий Кандинский был одним из ведущих преподарателей. Там меняется его стиль и работает как теоретик. Он изучает взаимодействие между основными цветами и формами.

Он пишет трактат “Точка и линия на плоскости”. Там он описывает систему и методику анализа, как отдельных элементов целого, так и самого целого.

Рядом с педантичным аналитиком работал Пауль Клее, искусство которого не подчиняется законам. Он учил понимать внутреннюю гармонию картин.

Далее студенты распределялись по мастерским. Здесь много общего с советским Вхутемасом. Студенты Баухауза – особое сообщество. Они были открыты, свободны, готовы к экспериментам.

Особо это отражалось на театральных постановках. Это даже вписано в историю перфоманса

Еще одним важным направлением в Баухаузе была фотография. Главным ее представитилем является Ласло Мохой-Надь. К фотографии он относился по-модернистски. Они являются своеобразными визуальными исследованиями. Он задает себе множество вопросов и в процессе работы находил ответы. Кроме того, он, как и коллеги из Баухауза, он исследовал человеческое восприятие и пытался расширить его возможности. 

Художники 20-х пытались изменить мир, но на их пути встретился национал-социализм. Соратникам Гитлера не нравились идеи Баухауза. Они пытались помешать работе Баухауза, однако это искусство является одной из основных линий развитий искусства того времени.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.