Графический дизайн в ар-нуво – рекламный плакат и журнал
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дизайн Ар-Нуво

Стиль ар-нуво (модерн)- прикладные искусства.

В Европе прикладные искусства переживают яркий рассвет. Ощущается влияние английского прикладного искусства.

Всемирная выставка в Париже, 1889 г. Эйфелева башня. Выставление витражных ламп Тиффани. Распространена вольная стилизация под средние века.

Утверждение департамента прикладных искусств. 26 декабря 1895 года на Левом берегу Сены, в Париже, открывается художественная галерея Сигфрида Бинга (Siegfried Bing), названная «Дом Нового Искусства»

Показ фабрик из многих французских городов – стекло Эмиля Галле. Хрестоматийные отображения модерна.

Значимые личности: Серрурьер Бови, Бельгия, и школа «Нанси», прямые очертания предметов.

Графический дизайн в ар-нуво – рекламный плакат и журнал.

Франция, начало 80-х. Жуль Шере, Альфонс Муха, Лотрек, Морис Биас. Засилие женских образов. Абстрактные понятия обозначаются словами женского рода. Женская фигура с атрибутом в руке – в рекламном плакате фигура имеет стертое значение, иносказательность. Техника – литографские оттиски, отрисованные. Журнал «Пан». Богатая иллюстрация виньетками, орнаментами, готические манускрипты – словарь франко-бельгийского ар-нуво (Пр.: Отто Экман, журнал «Югенд»). Реклама для АЕГ. Разработка шрифтов для промышленных предприятий. Влияние идей Морриса.

Голландские художники: Ян Тороп, геометризм. Пропорциональная система на основе вписанных друг в друга фигур. Заимствование символики, связанной с оккультными науками.

Чарльз Ренни Макинтош – след в истории графического дизайна, Глазго. 1890-1909 г построение школы.

Willow tearoom. Хилл Хауз, Хеленсбург, 1904 год. Поздний старый английский стиль. Влияние англо-японского стиля внутри.

Обеденные стулья с высокими спинками – изобретения. Маргарет Макдональд-Макинтош – жена, граф. Дизайнер, геометризированные строительные орнаменты. Влияние графики Бертсли, нет светотени. Орнаментальные панно для мужа.

Венский сецессион – выставочное общество. Йозеф Мария Ольбрих, 1897 год, большой выставочный павильон. Журнал «Велсакрум» - лучший из журналов ар-нуво. Лучшие художники публиковались там. В некоторых граф. работах заметно влияние британцев. «Венские мастерские» - фирма по продаже и выпуску предметов интерьера и ювелирных украшений.

Йозеф Хофман, 1910 год – модерн напоминает модернизм в интерьере. Макинтош влияет на Хофмана и Хозера.

Мода, Эмилия Флёге (подруга Климта). Мария Ликарц, рисование костюмов.

Германия

Немецкий Веркбунд, Герман Мутезиус – основатель. Одна организация подала на него в суд, так как он дискредитирует немецкую художественную промышленность. Решение единомышленников– лучше исправлять недостатки, чем закрывать на них глаза. Карл Шмидт, 1910 г, построение Хеллерау. Роль Рихарда Римершмида – здание фабрики и мебель. Анри ван де Вельде – бельгийский архитектор, дом в Уккле (1895). Все детали спроектированы до мелочей. Часть ансамбля – платья жены из ткани драпировки гостиной. Дом – единая и связная художественная среда. Главное здание школы прикладных искусств великого герцога (впоследствии Баухауза) в Веймаре, 1904 г. Оформление книги Ницше.

Центр Немецкого прикладного искусства – Дармштадт. Во главе - Эрнст-Людвиг Гессенский. Колония художников + здание для всех художников с мастерскими. Выставки промышленности. Йозеф Мария Ольбрих строит эти здания.

Петер Беренс, художник книжной графики. Роль оформителя. Настоял на том, что собственный особняк спроектирует сам. Внутри отделан с исключительной роскошью. Иллюстрация статьи о собственном доме в каталоге выставки «Шедевры немецкого искусства» в Дармштадской колонии художников. Издательство Алекса Коха, 1901.Сам Беренс верстал, тщательная отрисовка рамок с орнаментами.

Любовь к абстрактным и геометрическим построениям. Сотрудничество с АЕГ. Постройка фабричных зданий, выставочных павильонов. Проектирование продукции: чайники, лампы.

1.  Создание целостного корпоративного стиля

2.   Узкое значение промышленного дизайна (дизайнеры ранее сотрудничали с ремесленными мастерскими)

3.  Приборы – не стиль модерн, элементарны по форме, без орнаментов.

В его работах для АЕГ видят пример протомодернистского дизайна. Его приборы – предвестие модернизма. Много общего между модернизмом и классицизмом – внимание к пропорциям, выдержанность в стиле, внимание к деталям.

Графический дизайнер:

Использование гротеска на обложках. Изобретение модульной сетки – главное изобретение графических дизайнеров 20 века. Немецкий Веркбунд, участник, один из устроителей выставки 1914 года в Кёльне.

Мутезиус за стандартны, Ван де Вельде за свободу мысли художника. Спор о специфике промышленного дизайна.

Вывод:

Ар-нуво – время, когда происходят перемены.

1.  Прикладное искусство – тоже искусство, не хуже живописи

2.  Реформа в дизайн-образовании. Реформация старых учебных заведений и создание новых школ

3.  Роль орнамента. От изобразительности к геометрии, а потом исчезает с поверхности

4.  В книге – гротеск. Изобретение сетки. Первый полноценный корпоративный стиль

5.  Мутезиус теоретик, Беренс – практик – формирование теории промышленного дизайна

6.  Германия, Немецкий Веркбунд, а не Великобритания становится главным местом, где творится история дизайна.

                                     

Европейский дизайн 1920-х.

Заметную роль играла абстракция – совершенно новое слово в искусстве. Несколько художников пришли к абстракции и каждый своим путем.

Робер де Ломе – орфизм

Михаил Ларионов – лучизм

Казимир Малевич – супрематизм

Одна из ключевых фигур абстрактного искусства – Пит Мондриан. В ранний период испытывал влияние кубизма. Его вдохновлял отказ от подражания искусству в пользу пластических форм. Мондриан пошел еще дальше. Вопросы духовного плана были для него важнее. Он искал суть вещей с помощью геометризации. Он бросил вызов первооснове живописи. Разделению фигур и форм. Не хотел, чтобы в его картинах была иерархия. Первое решение – сетка, но позже он уходит дальше, создавая заведомо неравновесные и диссонансные композиции, которые он приводил в состояние гармонии. Элементы не равны друг другу, но друг друга уравновешивают. Основные цвета: красный, желтый, синий, черный и белый. Неопластицизм.

Искал не только решение живописных проблем, но и достижение нового способа видения.

Подписывает манифест De Stijl – одновременно название художественной группы и журнала. Становится одним из идеологов этого движения. Транслируют идеи неопластицизма в реальную жизнь. Позже Мондриан покинул группу.

Пафос и жизнестроительство, характерные для Мондриана имели место в школе БауХауз (высшая школа строительства и художественного конструирования).

Начиналась новая эпоха для немецкого народа. Глава БауХауз Вальтер Гроппиус и его коллеги стремились к обновлению искусства и жизни. Как истенные модернисты, они хотели заново построить искусство и привнести его в мир.

Важное нововведение БауХауза – его система преподавания. Если раньше единственной системой была методика академии художеств, но в Баухаузе вводный курс предполагал изучение выразительности абстрактных форм и цвета, а также фактуры различных материалов.

Василий Кандинский был одним из ведущих преподарателей. Там меняется его стиль и работает как теоретик. Он изучает взаимодействие между основными цветами и формами.

Он пишет трактат “Точка и линия на плоскости”. Там он описывает систему и методику анализа, как отдельных элементов целого, так и самого целого.

Рядом с педантичным аналитиком работал Пауль Клее, искусство которого не подчиняется законам. Он учил понимать внутреннюю гармонию картин.

Далее студенты распределялись по мастерским. Здесь много общего с советским Вхутемасом. Студенты Баухауза – особое сообщество. Они были открыты, свободны, готовы к экспериментам.

Особо это отражалось на театральных постановках. Это даже вписано в историю перфоманса

Еще одним важным направлением в Баухаузе была фотография. Главным ее представитилем является Ласло Мохой-Надь. К фотографии он относился по-модернистски. Они являются своеобразными визуальными исследованиями. Он задает себе множество вопросов и в процессе работы находил ответы. Кроме того, он, как и коллеги из Баухауза, он исследовал человеческое восприятие и пытался расширить его возможности. 

Художники 20-х пытались изменить мир, но на их пути встретился национал-социализм. Соратникам Гитлера не нравились идеи Баухауза. Они пытались помешать работе Баухауза, однако это искусство является одной из основных линий развитий искусства того времени.

 

Баухауз

Графический дизайн

Рассвет в 1930-60-х годах. Она наследница ранней, в том числе немецкой типографики. Тео Балмер и Макс Билл – два ведущих дизайнера, учились в баухаузе. С начала 30-х годов в Швейцарии жил Ян Чихольд. В работах швейцарских дизайнеров можно найти все знакомые модернистские приемы: фотомонтаж, диагональные композиции и т.д. Кроме того швейцарцы сделали несколько важных изобретений, которые вскоре стали использовать дизайнеры всего мира. Важнейшие из них модульная сетка из невидимых направляющих линий, к которым привязаны все графические элементы на странице. Она облегчает чтение, давая информации зримую и легкоусвояемую структуру.

 

Предпочитали гротескные шрифты. Популярны были гротески univers и особенно helvetica, созданные Максом Медингером в 1957 г. Во второй половине 20 века гельветика была и до сих пор остается шрифтом по умолчанию. В Швейцарии 2 центра гд: Цюрих и Базель. Самые известные швейцарские модернисты – преподаватели отделения типографики в школах прикладного искусства (или Kunstgewerbeshule). Эрнст Келлер - родоначальник цюрихской школы, где он преподавал с 1918 г.

 

Дизайнеры следующего поколения: Тео Балмер, Антон Станковский, Рихард Пауль Лозе, Макс Хубер, (Макс Билл и Йозеф Мюллер Брокман – самые известные). Некоторые из них известные авангардные художники (входят в группу Allianz, основанная в 1937). Для нас они художники-абстракционисты, но они называли свое искусство конкретным. Их живопись не результат абстрагирования, обобщения увиденного, а визуализация абстракций, например, математических формул.

 

Рихард Пауль Лозе – один из основателей Альянса, цюрихский типограф. Макс Билл – выпускник Баухауза, одна из ключевых фигур в истории мирового дизайна. Он занимался не только типографикой и живописью, но был и скульптором, архитектором, промышленным дизайнером, проектировал мебель для Horgen Glarus, пропагандировал новую эстетику, курировал новую выставку Die gute Form 1949. С 1951 до 1956 руководил Ульмской школой дизайна в Германии, самой влиятельной школой дизайна из всех, существовавших во второй половине 20 века.

 

Чрезвычайно важна рациональная сторона профессии. Главный критерий – читабельность. Она достигалась анализом текста, с которым работал дизайнер, отделением главных элементов от второстепенных и выделением главных элементов средствами дизайна.

 

Ле Корбюзье в 1950 опубликовал книгу о модулоре – системе архитектурных пропорций, основанной на соотношениях золотого сечения. В 1951 году в Милане прошла международная конференция, посвященная пропорциям под председательством швейцарца Зигрфрида Гидеона, где Корбузье рассказал о Модулоре, а историк искусства Рудольв Витковер рассказывал о гармонических пропорциях в архитектуре Возрождения.

 

Самые известные работы швейцарских дизайнеров-модернистов афиши городских выставочных залов kunsthalle и концертных залов tonhalle.

 

Йозеф Мюллер Брокман, Рихард Пауль Лозе, Ханс Нойбург и Карл Виварелли с 1958 года издавали в Цюрихе профессиональный журнал Neue Grafik (или New graphic design), который освещал важнейшие события в мире гд и был шедевром верстки.

 

В 50-е годы было построено новое здание для Базельской школы дизайна архитектором Герхардом Бауером. Эмиль Рудер возглавлял отделение. Другие современники и дизайнеры этой школы Их Циммерман, Армин Хофманн выпускали собственные журналы дизайна «Типографский

 

ежемесячник». Кроме того, базельские дизайнеры публиковали обстоятельные руководства по верстке (две важнейшие книги Руководство по графическому дизайну, 1965 года Армина Хофманна Типографика Эмилия Рудера, впервые изданная 1967). «Типографика» - самая ясное, самая подробное, а потому все еще популярное руководство по гд. Этими книгами завершается весь опыт модернистского искусства, начавшегося в 10-е годы, и благодаря этим книгам швейцарский гд достигает пика популярности.

 

Дизайн Ар-Нуво

Стиль ар-нуво (модерн)- прикладные искусства.

В Европе прикладные искусства переживают яркий рассвет. Ощущается влияние английского прикладного искусства.

Всемирная выставка в Париже, 1889 г. Эйфелева башня. Выставление витражных ламп Тиффани. Распространена вольная стилизация под средние века.

Утверждение департамента прикладных искусств. 26 декабря 1895 года на Левом берегу Сены, в Париже, открывается художественная галерея Сигфрида Бинга (Siegfried Bing), названная «Дом Нового Искусства»

Показ фабрик из многих французских городов – стекло Эмиля Галле. Хрестоматийные отображения модерна.

Значимые личности: Серрурьер Бови, Бельгия, и школа «Нанси», прямые очертания предметов.

Графический дизайн в ар-нуво – рекламный плакат и журнал.

Франция, начало 80-х. Жуль Шере, Альфонс Муха, Лотрек, Морис Биас. Засилие женских образов. Абстрактные понятия обозначаются словами женского рода. Женская фигура с атрибутом в руке – в рекламном плакате фигура имеет стертое значение, иносказательность. Техника – литографские оттиски, отрисованные. Журнал «Пан». Богатая иллюстрация виньетками, орнаментами, готические манускрипты – словарь франко-бельгийского ар-нуво (Пр.: Отто Экман, журнал «Югенд»). Реклама для АЕГ. Разработка шрифтов для промышленных предприятий. Влияние идей Морриса.

Голландские художники: Ян Тороп, геометризм. Пропорциональная система на основе вписанных друг в друга фигур. Заимствование символики, связанной с оккультными науками.

Чарльз Ренни Макинтош – след в истории графического дизайна, Глазго. 1890-1909 г построение школы.

Willow tearoom. Хилл Хауз, Хеленсбург, 1904 год. Поздний старый английский стиль. Влияние англо-японского стиля внутри.

Обеденные стулья с высокими спинками – изобретения. Маргарет Макдональд-Макинтош – жена, граф. Дизайнер, геометризированные строительные орнаменты. Влияние графики Бертсли, нет светотени. Орнаментальные панно для мужа.

Венский сецессион – выставочное общество. Йозеф Мария Ольбрих, 1897 год, большой выставочный павильон. Журнал «Велсакрум» - лучший из журналов ар-нуво. Лучшие художники публиковались там. В некоторых граф. работах заметно влияние британцев. «Венские мастерские» - фирма по продаже и выпуску предметов интерьера и ювелирных украшений.

Йозеф Хофман, 1910 год – модерн напоминает модернизм в интерьере. Макинтош влияет на Хофмана и Хозера.

Мода, Эмилия Флёге (подруга Климта). Мария Ликарц, рисование костюмов.

Германия

Немецкий Веркбунд, Герман Мутезиус – основатель. Одна организация подала на него в суд, так как он дискредитирует немецкую художественную промышленность. Решение единомышленников– лучше исправлять недостатки, чем закрывать на них глаза. Карл Шмидт, 1910 г, построение Хеллерау. Роль Рихарда Римершмида – здание фабрики и мебель. Анри ван де Вельде – бельгийский архитектор, дом в Уккле (1895). Все детали спроектированы до мелочей. Часть ансамбля – платья жены из ткани драпировки гостиной. Дом – единая и связная художественная среда. Главное здание школы прикладных искусств великого герцога (впоследствии Баухауза) в Веймаре, 1904 г. Оформление книги Ницше.

Центр Немецкого прикладного искусства – Дармштадт. Во главе - Эрнст-Людвиг Гессенский. Колония художников + здание для всех художников с мастерскими. Выставки промышленности. Йозеф Мария Ольбрих строит эти здания.

Петер Беренс, художник книжной графики. Роль оформителя. Настоял на том, что собственный особняк спроектирует сам. Внутри отделан с исключительной роскошью. Иллюстрация статьи о собственном доме в каталоге выставки «Шедевры немецкого искусства» в Дармштадской колонии художников. Издательство Алекса Коха, 1901.Сам Беренс верстал, тщательная отрисовка рамок с орнаментами.

Любовь к абстрактным и геометрическим построениям. Сотрудничество с АЕГ. Постройка фабричных зданий, выставочных павильонов. Проектирование продукции: чайники, лампы.

1.  Создание целостного корпоративного стиля

2.   Узкое значение промышленного дизайна (дизайнеры ранее сотрудничали с ремесленными мастерскими)

3.  Приборы – не стиль модерн, элементарны по форме, без орнаментов.

В его работах для АЕГ видят пример протомодернистского дизайна. Его приборы – предвестие модернизма. Много общего между модернизмом и классицизмом – внимание к пропорциям, выдержанность в стиле, внимание к деталям.

Графический дизайнер:

Использование гротеска на обложках. Изобретение модульной сетки – главное изобретение графических дизайнеров 20 века. Немецкий Веркбунд, участник, один из устроителей выставки 1914 года в Кёльне.

Мутезиус за стандартны, Ван де Вельде за свободу мысли художника. Спор о специфике промышленного дизайна.

Вывод:

Ар-нуво – время, когда происходят перемены.

1.  Прикладное искусство – тоже искусство, не хуже живописи

2.  Реформа в дизайн-образовании. Реформация старых учебных заведений и создание новых школ

3.  Роль орнамента. От изобразительности к геометрии, а потом исчезает с поверхности

4.  В книге – гротеск. Изобретение сетки. Первый полноценный корпоративный стиль

5.  Мутезиус теоретик, Беренс – практик – формирование теории промышленного дизайна

6.  Германия, Немецкий Веркбунд, а не Великобритания становится главным местом, где творится история дизайна.

                                     

Дата: 2019-02-02, просмотров: 287.