Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:
· состав семьи (подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);
· доходы (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);
· имущество, которое находится в собственности у семьи (подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности в отношении недвижимости.Для движимого имущества, как правило, специальных документов нет);
· сведения о получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг. Право на это имеет ограниченный круг лиц, например, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны и другие лица, перечисленные в ст. 6.1 Закона о социальной помощи[60].
Информация должна быть полной и достоверной (если выявится, что поданные сведения не соответствуют действительности, помощь оказана не будет). Вопрос о предоставлении социальной помощи решается в течение 10 дней, в исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 30 дней.
Отметим, что право на некоторые виды государственной поддержки малоимущим семьям следует оформлять в других уполномоченных органах, причем могут потребоваться дополнительные документы. Например, для получения субсидии на оплату жилья нужно обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ и представить в числе прочего документы, подтверждающие отсутствие задолженности по квартплате. Для получения бесплатной юридической помощи, а также льгот, предусмотренных законодательством об образовании и Налоговым кодексом РФ, следует обратиться в соответствующие организации или органы госвласти, представив документы, подтверждающие статус малоимущей семьи.
Вопрос № 3. Пенсионное обеспечение. Общая характеристика пенсионного законодательства
Пенсионное обеспечение являетеся основным видом социального обеспечениянетрудоспособных граждан. В соответствии со статьей. 8 Федерального закона « Обосновах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии постарости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видовстрахового обеспечения работающих граждан по обязательному социальной страхованию.
Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособнымгражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, приустановлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительнойпрофессиональной деятельностью.
Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется
различными нормативными актами» предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.
Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначенияи выплаты государственных пенсий, является Закон РФ «О государственных пенсиях вРоссийской федерации» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два видапенсий трудовые и социальные.
К трудовым пенсиям, назначаемый в связи с трудовой или иной общественнополезной деятельностью засчитываемой в трудовой стаж, относятся следующие четыревида пенсий
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи струдовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальнаяпенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместотрудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней) (ст. 3 Закона РФ от 20 ноября 1990)-Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане РоссийскойФедерации, но и проживающие в российской Федерации граждане других союзныхреспублик, иностранные одновременно право на различные государственные граждане илица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.
Как правило, гражданам, имеющим пенсии (в том числе и на основании другихнормативных актов), назначается и выплачивается по выбору. Исключение из этогообщего правила предусмотрено законом «О государственных пенсиях в РоссийскойФедерации» от 20 ноября 1990 г. Право на получение одновременно двух пенсийпредоставлено:
а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, участникамВеликой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступилавследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться одновременнопенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;
б) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую
Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могутустанавливаться и пенсия по старости ( либо пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная), и пенсия по случаю потери кормильца — за погибшего мужа;
в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствиевоенной травмы после увольнения с военной службы ( за исключением случаев, когдасмерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
Им могут устанавливаться пенсия по старости (либо пенсия по инвалидности, завыслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца. При этом пенсия послучаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего. Основания и условия пенсионного обеспечения родителей погибшихвоеннослужащих установлены Законом РФ «О пенсионном обеспечении родителейпогибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993 г.
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. предусматривает, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время послевозникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо отхарактера их занятий ко времени обращения.
Пенсионное обеспечение некоторых категорий граждан (военнослужащих, прокурорских работников, сотрудников таможенной службы, государственных служащих, судей, депутатов Государственной Думы и др.) регулируется специальныминормативными актами.
Так, Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливаются основания и условияпенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, а такжеиные категории граждан, на которых распространено действие данного Закона[61]
Законом предусматриваются три вида пенсий:
- за выслугу лет;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения
военнослужащего со службы. Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потерикормильца назначаются независимо от продолжительности службы, т.е. независимо отпродолжительности выслуги.
Лицам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается однапенсия по их выбору. Жены лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г., погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеютправо на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо отполучения ими другой пенсии.Выплата пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливается право государственных служащих на пенсиюза выслугу лет и пенсионное обеспечение членов их семей в случае смертигосударственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 19 Закона). Условия, порядок назначения и выплаты пенсии должны быть определеныфедеральным законом. В настоящее время такой закон не принят и пенсионноеобеспечение государственных служащих, т.е. назначение и выплата пенсии за выслугулет, осуществляется на основании Указа Президента РФ «О некоторых социальныхгарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации идолжности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854. Указ
предусматривает ежемесячные доплаты к государственным пенсиям для лиц, замещавшихгосударственные должности. Поскольку Указом предусмотрена доплата к пенсии, следовательно, государственные служащие должны иметь право на назначение какой-либо государственной пенсии ( либо по Закону от 20 ноября 1990 г., либо право надосрочную пенсию по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.). Условия назначения и размер ежемесячной доплаты зависят отгосударственной должности и продолжительности стажа работы на государственныхдолжностях.
Пенсии по старости
Пенсии по старости — это ежемесячные денежные выплаты, назначаемыегражданам по достижении ими установленного пенсионного возраста при наличии трудового (общего или страхового) стажа.
Пенсии по старости предусмотрены Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.
По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать напенсии, назначаемые на общих основаниях, и пенсии на льготных условиях.
1. Пенсии по старости, назначаемые на общих основаниях
Пенсии по старости на общих основаниях назначаются гражданам по достижении:
- мужчинами — 60 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 лет;
- женщинами — 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет
(ст. 10 Закона).
Наличие общего трудового стажа определенной продолжительности является
обязательным условием для назначения полной пенсии по старости.
В случаях, когда у лица, достигшего пенсионного возраста, нет установленной законом продолжительности общего трудового стажа, назначается неполная пенсия по старости. Необходимым условием назначения пенсии по старости при неполном трудовом стаже является наличие общего трудового стажа не менее пяти лет (ст. 15 Закона).
Пенсионный возраст, установленный еще в 1928 г., в России значительно ниже, чемв большинстве других стран. Однако в Концепции реформы системы пенсионногообеспечения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФот 7 августа 1995 г., предусматривается повышение пенсионного возраста.
Действующим законодательством предусматривается возможность назначениядосрочной пенсии по старости[62]. В отличие от неполной пенсии по старости досрочныепенсии назначаются гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовойдеятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях. С их согласия пенсия по старости оформляетсядосрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством возраставыхода на пенсию.
Например, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. предусматривает возможность назначения досрочных пенсий по старости безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата. Пенсии назначаются по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства. Порядок оформления досрочных пенсий безработным органами социального обеспечения по предложению органов государственной службы занятости населения утвержден приказом Минсобеса РСФСР от 20 августа 1991 г.
2 Пенсии по старости на льготных условиях
Пенсии по старости на льготных условиях назначаются при сокращенииустановленной ст. 10 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» продолжительности общего трудового стажа и пенсионного возраста.
Пенсии по старости, назначаемые на льготных условиях, дифференцируются взависимости от того, что является основанием для предоставления льгот: особые условиятруда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью ( ст. 12 Закона); медико-биологические и социальные факторы ( материнство, воспитание ребенка-инвалида, состояние здоровья) (ст. 11 Закона); климатические условия жизни и труда (ст. 14 Закона). Статья 11 Закона от 20 ноября 1990 г. предоставляет право на льготное назначениепенсии по старости: женщинам, родившим пять детей и более и воспитавшим их до восьми лет, а такжематерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста. Пенсия постарости назначается по достижении женщиной 50 лет и при наличии у нее общеготрудового стажа не менее 15 лет. Льготы при назначении пенсии предоставляются также и женщинам, усыновившимдетей до достижения ими восьмилетнего возраста; инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним вотношении пенсионного обеспечения.
Приравненными к инвалидам Отечественной войны
считаются инвалиды вследствие военной травмы ( ст. 41 Закона). Пенсии по старостиназначаются мужчинам по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет и приналичии у них общего трудового стажа 25 и 20 лет соответственно;инвалидам I группы позрению. Причем причина инвалидности (трудовое увечье, профессиональное заболевание,
общее заболевание или др.) не имеет значения. Пенсия по старости назначается подостижении мужчинами возраста 50 лет и при наличии общего трудового стажа не менее15 лет и женщинам— по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет; гражданам, больным гипофизарным нанизмом ( лилипутам), идиспропорциональным карликам. Пенсия по старости назначается мужчинам подостижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам — подостижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Таким образом, из анализа ст. 11 Закона от 20 ноября 1990 г. усматривается, чтопенсия по старости на льготных условиях назначается при наличии сложногоюридического состава, в содержание которого входят возраст, общий трудовой стаж идополнительный (медицинский или социальный) фактор.
3. Общая характеристика пенсий за выслугу лет
Пенсии за выслугу лет — ежемесячные денежные выплаты, назначаемыегражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсииза выслугу лет. Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительной подземной работой,
работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также в случаях занятиялицами некоторыми видами профессиональной деятельности, связанной с рискомпреждевременного профессионального старения.
Пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорийработников, которые из-за особого характера профессии не могут продолжать работать поданной профессии в силу особых требований, предъявляемых к состоянию здоровьяданной категории работников, либо в силу того, что дальнейшая работа по прежнейпрофессии не всегда целесообразна в связи с некоторыми обычными возрастнымиизменениями, а также в силу того, что продолжение работы в этих условиях труда и в этих
профессиях с высокой степенью вероятности может привести к утрате или снижениютрудоспособности, установлению инвалидности. Цель пенсии за выслугу лет — освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом надругую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.
Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенной продолжительностиспециального трудового стажа, как правило, независимо от возраста и состоянияпрофессиональной трудоспособности. Порядок исчисления специального трудового стажаустанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда, а такжепрофессий. Суммирование различных видов специального стажа не допускается.
Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполномспециальном трудовом стаже ( исключение установлено для работников гражданскойавиации в случаях оставления летной работы по состоянию здоровья).
В некоторых случаях дополнительными условиями для назначения пенсии завыслугу лет может быть достижение определенного возраста, а также наличие общеготрудового стажа.В отличие от пенсии по старости пенсии за выслугу лет назначаютсячетко очерченному в законодательстве кругу лиц и выплачиваются, как правило, при
условии оставления работы (службы), с выполнением которой она установлена. Привыполнении работы другого характера пенсия за выслугу лет выплачивается на общихоснованиях.
К пенсиям за выслугу лет, назначаемым по Закону РФ «О государственных пенсияхв Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г., не начисляются никакие виды надбавок, кроме надбавки участникам Великой Отечественной войны.
Действующее законодательство предусматривает широкий круг лиц, имеющихправо на пенсию за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет установлены для работниковпросвещения и здравоохранения, работников летно-подъемного состава гражданскойавиации, работников театрально-зрелищных предприятий и коллективов, военнослужащих рядового и начальствующего состава органов Министерства внутреннихдел, работников прокуратуры, имеющих классные чины; работников налоговой полиции и
таможенной службы, государственных служащих.
Пенсии по инвалидности
Пенсии по инвалидности — ежемесячные денежные выплаты, назначаемыегражданам, признанным в установленном порядке инвалидами и имеющимнеобходимый трудовой стаж.
Понятие инвалидности
Причины и группы инвалидности и их юридическое значение
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид».
Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройствомфункций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость егосоциальной защиты ( ст. 1 Закона). Под ограничением жизнедеятельности понимаетсяполная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлятьсамообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлениемПравительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 « О порядке признания гражданинвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом. Гражданенаправляются на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения илиорганом социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохраненияуказываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушенияфункций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а такжерезультаты проведенных реабилитационных мероприятий. В случае отказа в направлениина медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель можетобратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно. Освидетельствованиепроводится только на основании письменного заявления лица либо его законногопредставителя.
Специалисты, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматриваютпредставленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждаютполученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе вустановлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающихэкспертное решение, простым большинством голосов. Основаниями для признаниягражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленноезаболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматьсятрудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Эти признаки должны присутствовать в комплексе, наличие одного из указанныхпризнаков не является достаточным условием для признания гражданина инвалидом.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.