Вопросы для изучения:
1. Понятие социального обеспечении
2. Виды социальной помощи
3. Пенсионное обеспечение. Общая характеристика пенсионного законодательства.
Вопрос № 2 Понятие социального обеспечения
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых,
определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировалисьпостепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется
неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества»[43]. Иными словами, различные формы помощиобщества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.
Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан)[44]. Основу данной концепции составлял способраспределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции изначально базировали свою позициюодновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, наэкономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всехчленов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой состороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой обществана отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царскойРоссии — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работникитяжелой промышленности и члены их семей).
При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всехлиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию. В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — этопредоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.
Представителями этой теории явились В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко[45].Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средствобщественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, поих мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.
Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому исубъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формированиинаучной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.
Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальноеобеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой оматери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствамиоздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности»[46].
Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители « широкой» и « узкой» сфер социального обеспечения. Болеетого, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспеченияотношения по « медицинскому обслуживанию и лечению» ( В. С. Андреев), но невключали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другиепредставители « широкой» сферы ( К. С.Батыгин[47]и др.), напротив, считали, чтомедицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и поповоду бесплатного образования ( среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев[48], Р. И. Иванова и В. А. Тарасова[49]считали, что оно должно включаться всоциальное обеспечение. Т. М. Кузьмина[50] относит к социальному обеспечению не
собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебныхзаведениях.
Представители « узкой» сферы социального обеспечения ( в частности, В. Ш. Шайхатдинов)[51]предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатойпенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под « узкой» сферой социального обеспечения понимается такжепредоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета[52].
Своеобразный подход к данному вопросу предлагает Е. Е. Мачульская. По еемнению, социальное обеспечение предоставляется только лицам, подвергшимсявоздействию социального риска на безвозмездно-неэквивалентных или бесплатныхначалах. Поэтому санаторно-курортное обслуживание и образование не следует включать,
по ее мнению, в понятие социального обеспечения[53].
Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, являются.
Источники финансирования
Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должнопредоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В периодсуществования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фондыобеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социальногообеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социальногострахования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственногобюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки
населения;
Дата: 2018-12-28, просмотров: 329.