КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие:  

1 - Психиатрический диагноз. Этапы постановки диагноза. Принципы классификации психических расстройств. МКБ – 10.

2 – Психотические психические расстройства (психозы). Понятие острого психоза, критерии диагноза. Шизофрения.

Агрессивное поведение больных: правила поведения с возбужденными больными, методы удержания, правила применения фиксации.

Этапы постановки диагноза:

1. Выявление и классификация симптомов(жалобы, сбор анамнеза, наблюдение за больным)

2. Определение взаимосвязи отдельных симптомов и связывание в синдром

3. Оценка синдрома в динамике развития

4. Постановка предварительного диагноза

5. Дифференциальная диагностика

6. Постановка индивидуального клинического диагноза.

На прошлом занятии мы разобрали отдельные симптомы психических заболеваний .

Но распознавание симптома — это только самое начало диагностической работы, ее первый, скорее даже не первый, а предварительный ее этап. Сделав это, врач определяет направление своих дальнейших размышлений (как говорят, «очерчивает круг дифференциальной диагностики»). Он ведь знает, в структуре каких синдромов этот симптом может возникнуть. И он начинает задавать пациенту вопросы, смысл которых состоит в выявлении других симптомов, тех, которые в данном случае составляют его «родню». В природе симптом существует только в структуре синдрома.

Врач уже с первых минут беседы с больным распознает и учитывает множество деталей, — точно так же, как мы поступаем, узнавая в толпе своего знакомого. Как больной держится, как разговаривает, свободен он или напряжен, откровенен или скрытен, доверчив или подозрителен, — все эти тонкости непременно принимаются во внимание, потому что они могут быть важными «подсказками», определяющими направление дальнейших расспросов.

Эти «подсказки» — тоже симптомы. Пока пациент излагает свою основную жалобу, — ту, которая привела его на прием, — врач распознает не только тот симптом, о котором говорит пациент, но и несколько других. В результате та «компания», в которой встретился основной симптом, становится для врача более или менее понятной. Дальнейшие его вопросы направлены на то, чтобы уточнить сложившееся у него представление, подтвердить или опровергнуть предположение о том конкретном синдроме, который определяет состояние пациента. Так симптомы собираются в синдромы.

А синдромы уже соединяясь образуют назологический диагноз.

Любое психиатрическое заболевание может состоять из нескольких синдромов, причем не обязательно наличие всех синдромов, характерных для болезни у каждого конкретного больного. При каждом заболевании есть наиболее характерные и часто встречающиеся синдромы, а есть синдромы диагностически менее значимые. Вот например, астенический синдром – совершенно неспецифичный, м.б. при любом психическом заболевании, а может и не быть. Поэтому, что важно? Важно понимать, какие синдромы важные, и в первую очередь оценивать их. 

С практической точки зрения удобным является разделение всех психических расстройств на:

1.расстройства, вызванные внутренними причинами (эндогенные)

2.рассстройства , обусловленные внешним воздействием (экзогенные).

Среди внешних причин выделяют в свою очередь

А)факторы биологического характера, вызывающие собственно экзогенные расстройства,

Б) психосоциальные факторы, являющиеся причиной психогенных заболеваний.

Обычно на эндогенное заболевание указывает

1.спонтанный характер возникновения болезни, т.е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики. Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, мы наблюдаем случайные, несущественные события или условно-патогенные, например триггерные, влияния.

2. другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т.е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни. Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга (тесно связанными с общими биологическими ритмами).

3.В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя чаще всего психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции

Понятие экзогенных расстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией, гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией). В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики. Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Таким образом, разделение болезней на экзогенные и психогенные в некоторой степени пересекается с выделением органических и функциональных психических расстройств.

Важной характеристикой болезни является тип течения. Можно выделить острые (в виде единственного эпизода в жизни) и хронические (протекающие годами, склонные к повторным приступам, нередко неизлечимые) заболевания.

Хронические заболевания могут протекать с постоянным нарастанием тяжести проявлений (прогредиентное течение) или с отчетливым ослаблением симптоматики (регредиентное течение). Довольно часто удается наблюдать наличие отчетливых периодов ремиссий и обострений (приступообразное течение).

Основные положения МКБ-10

Международная классификация болезней (МКБ) разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

 Список рубрик главы V МКБ-10:

F0 Органические, включая соматические, психические расстройства: органические р-ва личности, деменции, делирий органического генеза (не алкогольный).

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ: алкоголь, наркотические в-ва, психостимуляторы.

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:

F3 Аффективные расстройства: маниакальные, депрессивные, смешанные.

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства:

НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Главное, что всегда нарушается у больного шизофренией – это ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ.

Какие нарушения мышления мы находим у больного шизофренией (помним, что о нарушениях мышления мы судим по речи пациента. Анализируем речь):

1. Мышление лишено конкретности, реальности, оторвано от действительности

2. Парологичность мышления (поскольку подчинено своей логике, для нас оно носит характер неожиданности, непонятности). Является причиной того, что при одной и той же ситуации реакция больного каждый раз оказывается иной, притом всегда неожиданной и непонятной.

3.  Утрата ассоциативных связей. Неспособность к ассоциативному мышлению. Что такое ассоциативное мышление? Нарушается процесс обобщения, при котором у пациента наблюдается много отвлеченных ассоциаций по незначащим признакам. Например, что общего между девочкой и куклой? – ответ будет, например, - серые глаза.

4. Нарушение на уровне понятий при одновременной сохранности формально-логических связей. В грамматическом отношении предложение построено правильно, но логичесий смысл очень страдает. Нельзя уловить основной мысли. Строят логические цепочки, умело соединяя между собой предложения, отдельные мысли, но при этом связи эти ложные. Например, такое умозаключение: «На улице идет дождь, потому что на стене висит картина» - грамматически связано два предложения правильно, но смысла нет. А из этого еще может следовать дальнейшее рассуждение: «Поэтому я не пойду на улицу, так как у моей мамы день рождение в январе». Примерно так. Это называется: формальные логические связи. 

НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Нарушение эмоциональной сферы очень часто бывает одним их первых проявлений заболевания и может проявляться задолго до признаков развернутого психоза. Это проявляется изменением отношения к окружающим (прежде всего близким) людям: человек становится отчужденным, холодным, замыкается в себе (вспомните, как изменилось поведения Кая в сказке Снежная королева», когда его поцеловала Снежная королева – вот это первые признаки шизофрении.  Не хватает живости, яркости, так же как мышление, характеризуется амбивалентностью.

Неадекватность эмоций на внешние воздействия.

Амбивалентность (мыслей, мотивов, поведения)-  (двойственность, двузначность, неоднозначность) - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или явлению.

Данным термином определяют не просто смешанные чувства и побуждения, а именно противоречивые, которые испытываются не попеременно, а практически одновременно.

ПСИХИЧЕСКИЕ АВТОМАТИЗМЫ

Психические автоматизмы — ощущение отчуждения, внешнего воздействия на мысли. Включает в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия психического и физического характера, чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления.

Сюда относится «ощущение открытости мыслей» - больному кажется, что он думает, чувствует, видит, знает  точно так же как  окружающие. Его мысли слышны на расстоянии. Вот сейчас к нему пришла какая-то дурная мысль, а сосед по парте повернул в этот момент к нему голову, ага, это потому, что он услышал его мысль и осудил. Точно так же ему кажется, что и он сам слышит мысли других людей, они «звучат у него в голове» (мы это называем вербальными галлюцинациями, а он сам это может и не считать галлюцинациями, это «просто мысли», необычные мысли, которые он слышит, мысли, которые не принадлежат ему лично, он не считает их своими). Позже эти необычные ощущения, которые больной пытается как-то осмыслить, объяснить себе, он формирует в своей голове определенные умозаключения, бредовые по своему характеру, он начинает считать эти «чужие» мысли, чувства, действия, навязанными какими-то внешними силами, и что этим силам необходимо подчиняться). В целом у человека часто возникает такое чувство, что «ОН – это не ОН, его подменили». Поэтому иногда больные говорят о себе в третьем лице. Ложные (бредовые) представления формируют бредовое восприятие дейстительности: реальные события он начинает воспринимать так же через призму своих бредовых идей.

Синдром Кандинского–Клерамбо —психопатологический симптомокомплекс, проявляющийся отчуждением или утратой принадлежности своему «я» собственных психических процессов (мыслительных, сенсорных, двигательных) в сочетании с ощущением влияния какой‑то посторонней силы; сопровождается бредом психического и физического воздействия и (или) бредом преследования, расстройствами ­восприятия (псевдогаллюцинации).

 

ПОВЕДЕНИЕ

Поведение больных часто связанно с характером их бредовых идей. В целом, характерно стремление к изолированности, недоверчивое отношение к другим. Очень много странностей в поведении, нелепых и непонятных поступков .

 

Конституция РФ

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

 

От 2 июля 1992 г. N 3185-I

"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Статья 30.

(1) Психиатрическая помощь в стационарных условиях оказывается с наименьшими ограничениями, обеспечивающими безопасность госпитализированного лица и других лиц, при соблюдении медицинскими работниками его прав и законных интересов.

(2) Меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинских работников. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации.

 

Письмо Министерства здравоохранения РФ

От 26.12.2002г. № 2510/12967-02-32

«О мерах физического стеснения при оказании психиатрической помощи»

—Меры физического стеснения … применяются только в тех случаях, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, предоставляющие опасность для него или других лиц.

—Меры физического стеснения осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. Привлечение других пациентов для этих целей исключается.

—Меры физического стеснения могут применяться только на ограниченный срок, т.е. на период действий пациента, представляющих опасность для него иди других лиц.

—О формах и времени применения мер физического стеснения делается запись в медицинской документации, а также в специально заведенном журнале. Запись должна содержать мотивировку применения мер физического стеснения, указание времени начала использования этих мер, описание изменений в дальнейшем состоянии пациента, а также указание времени, когда меры физического стеснения были отменены.

 

Уголовный кодекс РФ

Статья 127. Незаконное лишение свободы

«Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

 

Занятие:  

1 - Психиатрический диагноз. Этапы постановки диагноза. Принципы классификации психических расстройств. МКБ – 10.

2 – Психотические психические расстройства (психозы). Понятие острого психоза, критерии диагноза. Шизофрения.

Агрессивное поведение больных: правила поведения с возбужденными больными, методы удержания, правила применения фиксации.

Этапы постановки диагноза:

1. Выявление и классификация симптомов(жалобы, сбор анамнеза, наблюдение за больным)

2. Определение взаимосвязи отдельных симптомов и связывание в синдром

3. Оценка синдрома в динамике развития

4. Постановка предварительного диагноза

5. Дифференциальная диагностика

6. Постановка индивидуального клинического диагноза.

На прошлом занятии мы разобрали отдельные симптомы психических заболеваний .

Но распознавание симптома — это только самое начало диагностической работы, ее первый, скорее даже не первый, а предварительный ее этап. Сделав это, врач определяет направление своих дальнейших размышлений (как говорят, «очерчивает круг дифференциальной диагностики»). Он ведь знает, в структуре каких синдромов этот симптом может возникнуть. И он начинает задавать пациенту вопросы, смысл которых состоит в выявлении других симптомов, тех, которые в данном случае составляют его «родню». В природе симптом существует только в структуре синдрома.

Врач уже с первых минут беседы с больным распознает и учитывает множество деталей, — точно так же, как мы поступаем, узнавая в толпе своего знакомого. Как больной держится, как разговаривает, свободен он или напряжен, откровенен или скрытен, доверчив или подозрителен, — все эти тонкости непременно принимаются во внимание, потому что они могут быть важными «подсказками», определяющими направление дальнейших расспросов.

Эти «подсказки» — тоже симптомы. Пока пациент излагает свою основную жалобу, — ту, которая привела его на прием, — врач распознает не только тот симптом, о котором говорит пациент, но и несколько других. В результате та «компания», в которой встретился основной симптом, становится для врача более или менее понятной. Дальнейшие его вопросы направлены на то, чтобы уточнить сложившееся у него представление, подтвердить или опровергнуть предположение о том конкретном синдроме, который определяет состояние пациента. Так симптомы собираются в синдромы.

А синдромы уже соединяясь образуют назологический диагноз.

Любое психиатрическое заболевание может состоять из нескольких синдромов, причем не обязательно наличие всех синдромов, характерных для болезни у каждого конкретного больного. При каждом заболевании есть наиболее характерные и часто встречающиеся синдромы, а есть синдромы диагностически менее значимые. Вот например, астенический синдром – совершенно неспецифичный, м.б. при любом психическом заболевании, а может и не быть. Поэтому, что важно? Важно понимать, какие синдромы важные, и в первую очередь оценивать их. 

С практической точки зрения удобным является разделение всех психических расстройств на:

1.расстройства, вызванные внутренними причинами (эндогенные)

2.рассстройства , обусловленные внешним воздействием (экзогенные).

Среди внешних причин выделяют в свою очередь

А)факторы биологического характера, вызывающие собственно экзогенные расстройства,

Б) психосоциальные факторы, являющиеся причиной психогенных заболеваний.

Обычно на эндогенное заболевание указывает

1.спонтанный характер возникновения болезни, т.е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики. Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, мы наблюдаем случайные, несущественные события или условно-патогенные, например триггерные, влияния.

2. другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т.е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни. Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга (тесно связанными с общими биологическими ритмами).

3.В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя чаще всего психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции

Понятие экзогенных расстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией, гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией). В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики. Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Таким образом, разделение болезней на экзогенные и психогенные в некоторой степени пересекается с выделением органических и функциональных психических расстройств.

Важной характеристикой болезни является тип течения. Можно выделить острые (в виде единственного эпизода в жизни) и хронические (протекающие годами, склонные к повторным приступам, нередко неизлечимые) заболевания.

Хронические заболевания могут протекать с постоянным нарастанием тяжести проявлений (прогредиентное течение) или с отчетливым ослаблением симптоматики (регредиентное течение). Довольно часто удается наблюдать наличие отчетливых периодов ремиссий и обострений (приступообразное течение).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Основные положения МКБ-10

Международная классификация болезней (МКБ) разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

 Список рубрик главы V МКБ-10:

F0 Органические, включая соматические, психические расстройства: органические р-ва личности, деменции, делирий органического генеза (не алкогольный).

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ: алкоголь, наркотические в-ва, психостимуляторы.

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:

F3 Аффективные расстройства: маниакальные, депрессивные, смешанные.

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.