Способы криминального снятия ЗПУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для устранения ЗПУ применяют разрушающие способы, поскольку в соответствии с требованиями к ним они должны обеспечивать невозможность их размыкания без разрушения хотя бы одного из их элементов.

Способы криминального снятия ЗПУ:

— использование орудий ударного действия. Данный способ малоэффективен из-за конструктивных особенностей и повышенной твердости поверхности большинства типов ЗПУ. Наименее устойчивы к этому способу ЗПУ с гибким блокирующим элементом, детали других ЗПУ, выполненные из цветных металлов или пластмасс;

— использование орудий рычажного действия. При этом способе стараются создать изгибающий момент с помощью прочного рычага, предварительно надпилив стержень ЗПУ. Большинство типов ЗПУ выдерживают без видимых деформаций значительные изгибающие моменты до 200 кгм;

— использование орудий рубящего действия. Как правило, этот способ применяют для снятия ЗПУ с гибким элементом («Спрут», «Спрут-универсал» и др.);

— применение орудий пилящего действия. В качестве таковых может быть применена элетропила с режущим диском («болгарка»). Уязвимы почти все ЗПУ, кроме «ЛаВРа» в вагонном исполнении и «Ерша»;

— использование дрели с «алмазным» сверлом или фрезой с твердосплавной головкой. Высверливается стержень-пломба либо элементы стопорного узла («ЛаВР», «Клещ», «Клещ-М»). Иногда в просверленное отверстие вкручивают метчик, разрушающий храповую насечку фиксатора;

— выбивание стержня из фиксатора («ЛаВР»). При этом предварительно извлекают шайбу и пружину, затем стержень-пломбу выбивают из корпуса вместе с кулачками фиксатора. Иногда в этих целях используют строительно-монтажный пистолет и твердосплавный дюбель со спиленным концом;

— перекусывание блокировочного элемента (тросика или стержня). Чаще других этим способом снимают «ЛаВР» (контейнерный), «Клещ», «Спрут». Используют саперные ножницы или кусачки с гидравлическим приводом рабочих частей;

 

— использование винтовых съемников. В основном данный способ применяют для ЗПУ с жестким стержнем. При этом может развиваться усилие до 2 тонн;

— химическое воздействие. Внутрь стопорного узла ЗПУ заливают кислоту (азотную, серную, фосфорную), нередко замазывая смолой или мастикой. Процесс достаточно длительный, может протекать в течение двух-трех недель. Более уязвимы «Спрут» и аналогичные ему по конструкции стопорного узла ЗПУ, так как их пружины могут раствориться за три-четыре дня и шарики перестают удерживать тросик;

— использование орудий и аппаратов термического действия (электрогазорезка). В практике встречались случаи применения жидкого азота, при воздействии которого металл становится очень хрупким и ЗПУ разрушается при незначительных ударных нагрузках;

— использование взрывных устройств, как заводского так и самодельного исполнения. При этом разрушается не только ЗПУ, но и весь запирающий узел (дверные накладки, петли).

Зачастую для криминального снятия ЗПУ прибегают к комбинации различных способов. Выбор того или иного способа определяется видом ЗПУ, интервалом времени, «квалификацией» преступников, другими условиями и обстоятельствами (наличие охраны, удаленность вагона от пункта охраны, освещенность и др.).

Технические требования к большинству ЗПУ исключают возможность маскировки их криминального снятия. Снятие с использованием производственных инструментов (газоэлектросварки, «болгарки» и др.) неизбежно ведет к появлению обширных и характерных следов взлома.

Однако в практике встречаются немногочисленные случаи снятия ЗПУ с попытками маскировки. Так, при наложении ЗПУ типа «Клещ» в результате предварительного сговора отправителя с преступниками в стопорное устройство вместо стальной проволоки вставляют более мягкую (алюминиевую или медную). В условленном месте ЗПУ снимается, а при повторном навешивании в него вставляется уже предусмотренная правилами стальная проволока. Признаками такого способа могут быть следы металлизации от поддельной проволоки (алюминий, медь) внутри стопорного узла ЗПУ.

В ЗПУ «Клещ-М» стопорная проволока помещена внутрь корпуса при его изготовлении в заводских условиях, поэтому описанный способ криминального снятия к нему неприменим.

Санкционированное снятие пломбы-запора «ЛаВР» с помощью специального съемника приводит к образованию специфических следов — отрыву головки стержня с шероховатой поверхностью излома.

При криминальном снятии другими инструментами вместе с отрывом головки стержня происходит разрушение напаянного на нее пластмассового кольца.

Тем не менее при использовании пломбы-запора «ЛаВР» возможно криминальное его снятие с последующей маскировкой. Для этого перед замыканием, т. е. перед введением стержня в корпус, в последний помещают отрезок кембрика, фольги, тонкостенной трубки. Фиксация стержня при этом крайне ненадежна, что позволяет извлечь его из корпуса, а после совершения хищения замкнуть пломбу-запор в соответствии с правилами.

При снятии ЗПУ «Ерш» с помощью специального съемника разрушаются колпачок, нож и пружина. При этом на них образуются специфические следы. Попытка криминального снятия посторонними предметами вызывает образование их следов, но не приводит к разрушению запорно-пломбировочного устройства. Что касается снятия с помощью газоэлектрооборудования, то их следы легко отличимы от следов съемника.

Санкционированное снятие ЗПУ «Спрут» и «Спрут-универсал» должно проводиться только с помощью клещей-кусачек «Страж». При этом образуются типичные следы встречного разреза, общая длина петли тросика не изменяется.

При криминальном снятии с помощью других инструментов следы разделения тросика будут иметь признаки, характерные для этих видов инструментов и механизма их действия.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.