ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 14 февраля 1927 года

 

ОБ ИЗМЕНЕНИИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ДЕЛЕНИИ

АВТОНОМНОЙ ТАТАРСКОЙ С.С.Р.

 

Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

 

Внести следующие изменения в административное деление Автономной Татарской С.С.Р.

 

1. Буинский и Тетюшский кантоны объединить в один Буинский кантон с центром в городе Буинске без изменения существующей в них системы волостного деления.

 

2. Упразднить Свияжский и Лаишевский кантоны и разрешить Центральному Исполнительному Комитету Автономной Татарской С.С.Р. в изъятие из общих правил в виде опыта организовать из волостей, входящих в состав вышеупомянутых кантонов, нижеследующие районы:

 

а) Лаишевский район с центром в селе Лаптеве в составе: 1) села Лаишева, 2) селения Тат. Янтык Б. Салтанской волости, 3) всех населенных пунктов Сараловской, Нармонской и Чирповской волостей, кроме двух селений Чирповской волости - Сабакаево и Б. Елги, которые отнести к Рыбно-Слободскому району;

 

б) Рыбно-Слободский район с центром в селе Рыбной Слободе в составе: 1) всех населенных пунктов Ново-Арышской и Рыбно-Слободской волостей, 2) Б. Салтанской волости, кроме селения Тат. Янтык, отнесенного к Лаишевскому району, а также: Конь, Шали, Б. Дивлезеры, Ср. Дивлезеры, Екатериновки и Александровки, которые включаются в состав Пестреченской волости Арского кантона, 3) селений: Казыли, Б. Казыли, Комаровки, Серда, пос. "Надежда", Нов. Гремячка, Загорда и Колкомерки из Пановской волости, 4) Кугарчинской волости, кроме населенных пунктов: Деб. Челны, Мал. Казаклары-Челны, Салтыганы, которые отнести к Усалинской волости Мамадышского кантона, 5) селений Сабакаево и Б. Елги из Чирповской волости;

 

в) Свияжский район с центром в городе Свияжске в составе: 1) города Свияжска, 2) всех населенных пунктов Свияжской волости, 3) селений: Куралово, Русское Бурнашево, Каимки, Клянчино, М. Клянчино, Ниж. М. Клянчино, Рус. Макулово, деревня Малея, Тат. Макулово и Сеитово Макуловской волости;

 

г) Нурлат-Ачасырский район с центром в селе Нурлат в составе: 1) всех населенных пунктов Нурлатской и Ачасырской волостей, 2) селений Соболевской, Кармыщино и Чулпанихи Макуловской волости, 3) селений Тавгильдино, Агишево, Азелей Ульянковской волости;

 

д) Ульянковский район с центром в селе Ульянкове в составе: 1) всех населенных пунктов Молькеевской волости и Кушманской, за исключением селений Мал. Меми и Азбаба, входящих в состав Теньковского района, 2) Ульянковской волости без селений Тавгильдино, Агишево и Азелей, входящих в состав Нурлат-Ачасырского района;

 

е) Теньковский район с центром в с. Теньках в составе: 1) всех населенных пунктов Теньковской волости, 2) селений Ст. Казыево, Азим-Курлебаш, Тарловка, Балчаклы и Ивановки, Бикеевской волости, Тетюшского кантона, 3) всех селений Макуловской волости (кроме входящих в Свияжский и Нурлат-Ачасырский районы), 4) селений Шапкино и Антоновка Богородской волости Тетюшского кантона, 5) селений Мал. Меми и Азбаба Кушманской волости.

 

3. Образовать Воскресенский район с центром в городе Казани в составе: а) всех населенных пунктов Воскресенской, Столбищенской и Ильинской волостей Арского кантона, б) селений Щербаково, Кадышево, Макаровки, Семиозерной слободы и поселка Петропавловского Калининской волости, в) селений Русско-Черемисские Ковали N 2, Кунгурцево, Теплый Ключ и Кленовая Гора, Менделинской волости того же Арского кантона.

4. Образовать Агрызский район с центром в селе Агрыз в составе: а) села Агрыз и б) всех селений Омгинской волости Елабужского кантона.

 

5. Волости Тюлячинскую и Пановскую, за исключением селений последней, вошедших в Рыбно-Слободский район, перечислить из Лаишевского кантона в Арский кантон.

 

6. Волостные исполнительные комитеты волостей, включенных в состав вышеперечисленных районов, упразднить. Районные исполнительные комитеты вновь образуемых районов подчинить непосредственно Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров Автономной Татарской С.С.Р.

 

 

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.КИСЕЛЕВ

КАРАВОН В ИНТЕРНЕТЕ

20(2001) Гуманитарные науки. Выпуск 4.
Диалектная лексикология и лексикография


Е. Б. Берг

Термины пляска, танец, хоровод в русских народных говорах

Хоровод - хороводить

Хоровод как хореографическое произведение русского народа существует уже несколько столетий, он тесно связан с поверьями, обрядами и народным бытом.

Хороводы почти повсеместно сохранились в народе до наших дней, на что указывает большое количество вариантов слова хоровод на территории распространения русских народных говоров: xоровóд 'cобранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе, для пляски с песнями'; хоровóдить, хоровóдничать петь, ходить в хороводе [Даль, 4, 561]; каравóд. [арх., влг., нижегор., новг., перм. - СРНГ, 14, 354]; [ворон., орл., ряз. - Даль, 2, 90], [ОСГКО, 83], [ЯОС, 5, 20]; каравóн [ЯОС, 5, 20]; карагóд [Миртов, 131], ворон., орл., ряз. - Даль, 2, 90]; [СРГЮРКК, 131], [ОСГКО, 83]; караÓд [Васнецов, 103]; каревóд [влг., ворон. - СРНГ, 13, 85]; кареóд [СВГ, 3, 40]; каревóд [арх., влг. - ЛК ТЭ]; кароÓд [Васнецов, 103]; коровóд [акм., влад., влг., ворон., вят., зап.-брян., иркут., казан., калуж., кемер., колым., костр., куйбыш., моск., нижегор., новг., олон., перм., петерб., ряз., сарат., сиб., смол., твер., том., тул., ульян., урал., челяб., чкал., якут., яросл. - СРНГ, 14, 354], [СРГП, 126], [СРГСРКК, 138]; коровóн [влад. - СРНГ 14, 355], [ЯОС 5, 70]; коровóнт [казан., чебокс. - СРНГ, 14, 355]; корогвóд. [куйбыш. - СРНГ, 14, 358]; корог óд [белг., брян., в.-лук., ворон., дон., иркут., калуж., колым., курск., моск., орл., пенз., пск., ростов., ряз., сиб., смол., тамб., тул., чкал., якут. - СРНГ 14, 358]; корогóть [иркут. - СРНГ, 14, 359]; курогóд [Деул., 241]; харагóд [юж. - Даль, 4, 561].

На широкое употребление слова кроме географических данных указывает и его словообразовательная активность: коровóдик уменьш.-ласк. к коровод [влг. - СРНГ, 14, 355]; коровóдичек уменьш.-ласк. к коровод [вят. - СРНГ, 14, 355]; корогóдец уменьш.-ласк. к корогод [СРНГ, 14, 358]; корогóдик уменьш.-ласк. к корогод [ряз. - СРНГ, 14, 358; Деул., 241]; корог óдчик уменьш.-ласк. к корогод [тул. - СРНГ, 14, 359].

Фасмер [2, 332] не находит объяснения формам карагод, корогод, коровод, караюд и др. Он допускает разные возможности: первично хоровод, а остальные формы - поздние диалектные разновидности этого слова, или наоборот, корогод - более древняя форма. Черных считает, что старшей формой слова была форма с начальным к: коловод или колоход (от о-слав. *kolo). В дальнейшем могла иметь место народная этимология: переосмысление слова под влиянием хор, что привело к потере внутренней формы слова [Черных, 2, 352].

Словник сліпецького (калипівського) жаргону
Записано на Волині
Каравона , карига – дівчина

Лох – чоловік
Марфа – гармонія


Исследования

Мискин Р.В.
«Кобзари и лирники – тайное братство, тайный язык…»

-1- -2- -3- -4- -5-

В других случаях провинившихся перед кобзарским или лирницким братством карали следующим образом: "…один на голові, другий на ногах сіда, по спині б'ють костурами…". В случае, если подобный приговор выносился заочно, то рано или поздно виновного находили и избивали палками.

Воинское и сакральное значение непременного атрибута нищенствующего кобзаря или лирника - "костура" или "костурця", т.е. дорожного посоха, подробно рассмотрено в работах современного исследователя К.Черемского. Он, в частности, указывает на органическую связь воинских навыков кобзарей с запорожской воинской традицией в связи с тем, что в 17-18вв. ряды "нищенствующей братии" пополнялись часто за счет бывалых воинов-сечевиков. Например, в конце 18в. после ликвидации Запорожской Сечи слепой казак Игнат Рогозянский был избран "…панотцем-цехмайстром кобзарського та всього незрячого нищого Братства". Помимо дорожного "костура", кобзари и лирники умело управлялись с "махланником" (ножом), а также в кулачных боях, которые, хоть и проводились незрячими, тем не менее, по свидетельствам очевидцев, отличались большим умением и мастерством.

До середины 19в. практически ничего не было известно и о тайном языке кобзарей и лирников - "лебийской мове". При обычных встречах лирники приветствовали себя на своем арго: "Кудень клевий, лебiю!" - "Аби тобi кудень клевiщий!" ("День добрый, лебий!" - "А тебе день еще лучше!"). Интересные сведения про употребление лирницкого арго приводит Кость Викторин, он же Константин Студинский:

"Молитв на своем языке деды не имеют. Молятся по-нашему, и только перед каждой молитвой прибавляют по-своему: "О, фез комунiський, до тебе кизiтаю!", т.е. "О Боже ласковый, к Тебе молюсь". Песен, на их языке сложенном, также нет: некоторые "дедовские" песни, сложенные на нашем языке, они под веселый момент поют по-своему, частенько и на другой мотив. Вот одна из таких песен:

Коби мені хлібець святий,
а до хліба трошки сира,
а до сиру склянка пива,
I дівчина чорнобрива









А по-дедовски:

Коби менi кумса сяна,
а до кумси ще й тириня,
i бутельбух вовчаку
каравона чорнобрива.

Общество русской культуры:

Осенью 1991 года Н.П. Кузьмина и М.ё. Щеглов (в последствии член правления ОРК), пригласили из села Русское Никольское Лаишевского района ансамбль деревенских бабушек "Каравон" (что по старорусски означает "Хоровод"), Тогда энтузиастам-общественникам удалось создать телевизионную передачу и продемонстрировать ее по кабельному телевидению микрорайона молодежного жилищного комплекса - МЖК. Зрители микрорайона смогли в подлиннике увидеть русские народные традиции одного из близлежащих от Казани сел.

Появилось желание создать подобный ансамбль и у себя в микрорайоне. В декабре этого же года при молодежном жилищном комплексе Ленинского района города Казани был создан русский фольклорный ансамбль "Коляда". И уже через две недели, в рождественскую ночь, участники ансамбля с колядками пошли по подъездам своего микрорайона.

22 мая 1992 года на Николин день ансамбль "Коляда" выехал в село Никольское к своим народным учителям. Ётот день Православная Церковь празднует как день любимого в русском народе святого Николая Угодника. Николин день - это и престольный праздник сельского храма, престол которого освещен в честь Николая Угодника и самого села, названного по имени святого. Здесь в честь этого праздника после церковной службы и праздничных обедов, исстари, еще с ХVl века велись традиции русских хороводов, сохраненные его жителями до сих пор, и потому являются одними из самых древних на территории республики.

Уникальные хороводы необычны по своим движениям, а тексты песен настолько стары, что не всем понятны, из-за давно утраченных в русском языке слов. Участники "Коляды" с большим для себя интересом узнавали русские народные традиции, которым насчитывалось несколько веков.

А с 1993 года локальное культурное мероприятие одного села стало общественным, престольный праздник превратился в фестиваль и в последствии стало одним из главных мероприятий русской традиционной культуры Республики Татарстан. На первом же фестивале в мае 1993 года, кроме самих хозяев, приняли участие лишь два фольклорных коллектива: ансамбль "Коляда", из Казани и ансамбль "Родные напевы" из города Заинска. И состоялся он лишь благодаря упорству и настойчивости инициаторов - директора д/к села Русское - Никольское - С.А. Трусова, специалиста РНМЦ - Чекмаревой, членам правления Общества русской культуры - Н.П. Кузьминой и М.Ю. Щеглова. С первого же раза главной проблемой фестиваля стала доставка участников и гостей в село Р. Никольское.

В 1998 году в адрес Президента РТ М.Ш.Шаймиева от Общества русской культуры было направлено письмо, с просьбой предать статус официального республиканского мероприятия народному фестивалю "Каравон". В этом письме, в частности указывалось, что в Республике "где по официальным данным проживает 43,3% русскихЕ до сих пор не проводится ни одного русского национального праздника, приближающегося по масштабам организации ко всеми любимому татарскому празднику "Сабантуй".

Но послания, направленные в адрес Президента РТ оседали в кабинетах чиновников среднего звена, чаще - в администрации г. Казани, а здесь решать вопросы русской культуры бывает сложнее. Ежегодно организаторы фестиваля "Каравон" сталкивались с огромными трудностями в обеспечении возможности посетить праздник всеми желающими, Общество русской культуры неизменно играло роль некой пожарной команды, пытающейся спасти ситуацию на последнем этапе.

И только в 2002 году на встрече членов Общества русской культуры Президент РТ согласился с тем, что полюбившийся праздник "Каравон" нужно сделать не хуже чем татарский праздник " Сабантуй".

 

 

Республика Татарстан № 58 25 марта 2003 г./Сельская жизнь

Картинки из глубинки

Традиций крепнущая нить

Никольский Совет местного самоуправления помогает духовному возрождению села




Как живешь, деревенька?

А живет деревня Тарлаши Лаишевского района своей тихой, размеренной жизнью. Вот стукнула калитка. Бабуся к колодцу за водой поспешает. Вот забрехала собака. Машина развернулась прямо посреди деревни. Гости! Да какие! Неужто сам председатель Никольского Совета местного самоуправления Сергей Алексеевич Трусов пожаловал? К чему бы это? Гадать долго не пришлось. В дверь дома Марии Григорьевны Германовой постучали. Оказалось, соседка.

- Сбирайся, Марья, всех старух председатель зовет на угощение. Песни наши будем петь. Меня вот по дворам послали на машине.

- А в честь чего это? - удивилась Мария Григорьевна.

- Да старый Новый год на дворе. Вот праздновать будем, как в старину!

Хотя и хворая была Мария Григорьевна, но собралась, поехала к застолью.

Сергей Трусов в Никольском пришлый. Но жена тутошняя, из деревни Травкино. Это она уговорила его почти 20 лет назад после института культуры стать сельским жителем. Назначили его директором СДК, и хотел он было вокально-инструментальный ансамбль наладить. Но быстро понял, что тут совсем особая ситуация. Село, которому никакие бури и пертурбации не сломили хребет, во весь голос распевало свои никольские песни, которые сочинили прадедушки-прабабушки в 17-18-х веках. Вот эти-то песни и решил узаконить Трусов; не окультурить, нет, а именно в том виде, в каком пели бабушки и женщины, записать и распространить на весь район.

Вот и в Тарлашах он когда-то записал с десяток песен у той же Марии Григорьевны. А став председателем СМС, стал интересоваться не только песнями. Чем живут деревни? Какие заботы у пенсионеров? В чем им помощь нужна? Эти вопросы стали обязательными для главы местной власти.

Поскольку клубным досугом в малых селах пенсионеры не охвачены - в том понимании, как это было в советские времена, вот и решил Трусов порадовать пожилых праздничными застольями. У кого-то собирались в деревенской горнице, а в иной деревне - прямо в медпункте, где всегда светло, уютно и натоплено. А заодно и тут узнавал председатель, у кого нет дров и надо помочь, у кого избенка заваливается, а сил старушечьих нету на ремонт. Все берет Сергей Алексеевич на заметку.

Но старинные песни - это незабвенная любовь Трусова. Ведь это при нем, при Трусове, появилась в СДК Никольского комната для фольклористов, где собирались известные теперь певуньи Курынцева, Гаранина и многие другие. А на знаменитый праздник "Каравон", который проходит ежегодно в мае на Вешнего Николу, приезжают не только пенсионеры из малых деревень, но и гости со всех концов республики.

Нестареющий "Каравон"

Поколение никольчан сумело передать из уст в уста свой народный фольклор. Ни одна гулянка не обходилась без песен старины. И когда несколько лет назад Трусов, будучи директором СДК, зазвал женщин на репетиции, то они откликнулись охотно. И вскоре никольские певуньи стали знаменитыми на весь район. На гастроли начали ездить сначала в райцентр, потом - в Казань, на всевозможные праздники по линии Министерства культуры РТ.

И пошло-поехало: как иностранцы к нам жалуют - везут никольских певуний в Казань, как пароход с важными гостями прибывает - снова в речпорт едет автобус с бабушками из Никольского. И хоть иностранцы языка не понимают, но русская душа в этих песнях - вся напоказ. Частенько гости сами, захваченные магией действа, становятся в круг.

На престольный праздник Николая Угодника в Никольском под эгидой Министерства культуры стали собираться многие фольклорные коллективы, поющие русские обрядовые песни. Религиозная подоплека праздника утрачена, поэтому нет заутрени, а фольклористы без молебна и молитв, наряженные в русские сарафаны, собираются в центре села, чтобы спеть свои песни. А после традиционного концерта красочная кавалькада, растянувшаяся на сотню метров, идет на поляну - водить с песнями хороводы. Царит дух веселья и душевной приподнятости, за что и любят многие праздник "Каравон", приезжая на него ежегодно.

Сейчас, правда, его решили проводить один раз в два года. Но зато в этом году он пройдет как всероссийский. И у Сергея Алексеевича, как главы местной власти, и у отдела культуры района в связи с этим много хлопот. Сейчас пишут сценарий, репетируют песни, шьют новые костюмы. Готовятся, одним словом.

И стал театр народным

А осуществляет подготовку все тот же дружный коллектив СДК, куда брал в свое время Трусов на работу только неравнодушных людей. Так, Галину Германову - сноху Марии Григорьевны Германовой - взял поначалу уборщицей. Но женщина, обладая организаторскими способностями, быстро выдвинулась в заведующие постановочной частью народного театра, уже более десяти лет существующего при СДК. Мне довелось недавно видеть в Лаишевском РДК в исполнении никольчан спектакль А.Косенковой "День шестой". Его привезли для подтверждения звания "народный". Все работники СДК заняты в пьесе, поставленной худруком СДК Светланой Никитиной.

Эта современная трагикомедия, в которой роли играют учителя, пенсионеры и штатные работники СДК, смотрится на одном дыхании. От сочного языка пьесы, острого народного словца и яркой игры самодеятельных актеров захватывает дух.

Муж Галины Германовой, привезший артистов на автобусе и сидевший в зрительном зале, ни одного слова не пропускал. Весь был на сцене. Он когда-то и сам являлся активистом СДК, играл в ВИА на гитаре. А потом его провожали в армию всем селом. И среди провожающих была юная жена, которая ждала ребенка.

- Владимир Германов - наш лучший водитель, - говорит Сергей Алексеевич. - Это его мама знает много старинных песен. В ее честь дочку родители назвали Машей, а первенец у них - Миша. Хорошая, крепкая семья.

Трусов, конечно, волновался, все-таки пьеса еще не обкатана, сыровата. Но звание народного Никольскому театру подтвердили.

Для Сергея Алексеевича Никольское стало его второй родиной. Здесь взрослеют его дети. Здесь он находит время, чтобы отстоять всенощную в храме чудотворца Николая Угодника.

"О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал - истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога".

Этими строками Ахматовой и хочется закончить рассказ о жизни села Никольское и прилегающих к нему деревень, подаривших миру возрожденный праздник "Каравон".




Людмила СУХАНОВА.

 

 
№ 105 (24921) 24 мая 2003, суббота / Культура  

 

Светлый праздник "каравон"

Накануне русского народного праздника "Каравон", что субботним утром начинается в селе Никольское Лаишевского района, к гражданам республики обратился Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. От имени Государственного Совета, Правительства республики и от себя лично он поздравил их с замечательным событием в жизни русского народа и всего многонационального населения Татарстана - праздником "Каравон".

Глава республики отметил, что это единственное в своем роде фольклорное представление имеет интересную историю. Отмечавшийся в XVI веке как престольный праздник - День святителя и чудотворца Николая, он постепенно превратился в массовое народное игрище, которое сохранилось только в селе Русское Никольское Лаишевского района. Сюда после завершения сева съезжались многочисленные гости из ближних и дальних мест и водили особые хороводы - каравоны. От них и получил свое название этот самобытный праздник, которому суждено было пережить века и лихолетья и вновь предстать во всей своей красе. 15 лет назад "Каравон" возродился как праздник родного села, затем он стал базой для проведения фестиваля русского фольклора. В Русское Никольское устремились ученые-фольклористы, исполнители музыкального народного творчества. Сельский праздник поднялся до республиканского уровня, приобрел всероссийскую известность.

В прошлогоднем, десятом по счету, фестивале "Каравон-2002" приняли участие 50 лучших коллективов из многих городов и районов Татарстана, республик и областей Российской Федерации. А ныне при поддержке администрации Лаишевского района и Правительства республики он официально проводится как общереспубликанский праздник.

Минтимер Шаймиев убежден в том, что возрожденный "Каравон" займет видное место в истории культуры, станет нравственно-эстетической основой воспитания многонационального населения, прежде всего детей и юношества Татарстана, в духе дружбы и любви к Родине.

  “Татар-информ”.

 

Хроника

"Каравон" - хоровод дружбы

Чудесным праздником стал прошедший 24 мая в селе Русское Никольское Лаишевского района XI фестиваль русского фольклора "Каравон". Он собрал 60 коллективов из двадцати одного района Татарстана и его столицы. Приехали на него и гости из Чувашии, Башкортостана и Кировской области. Особую торжественность празднику придало участие в нем Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Среди почетных гостей были также заместитель Председателя Госсовета республики Роберт Миннуллин, министр культуры РТ Ильдус Тарханов и другие официальные лица.

Открывая фестиваль, Минтимер Шарипович сердечно приветствовал его участников и подчеркнул, что праздник "Каравон", переживший века и лихолетья и возрожденный на лаишевской земле, - это замечательное событие в жизни не только русского народа, но и всего многонационального населения республики. Нынче при поддержке администрации Лаишевского района и Правительства республики "Каравон" приобрел статус общереспубликанского праздника. Президент выразил уверенность, что возрожденный "Каравон" займет видное место в истории культуры, станет нравственно-эстетической основой воспитания детей и юношества в Татарстане в духе дружбы народов и любви к Родине.

Участницы ансамбля "Каравон" приняли из рук Минтимера Шариповича подарки - красивые платки, а Президент по их приглашению с удовольствием встал в хоровод.

Одним из волнующих моментов праздника стало поздравление молодоженов Алены и Сергея Елиферовых.

- Это счастливое совпадение, что Алена и Сергей вступают в новую жизнь именно сегодня, в этот праздничный день, - сказал Президент Татарстана, вручая подарки молодым. В их честь был исполнен старинный свадебный обряд, а потом они под торжественный колокольный звон прошли в храм Николая Чудотворца для венчания.

В адрес участников "Каравона" пришло приветствие от председателя Ассамблеи народов России Рамазана Абдулатипова, в котором дана высокая оценка фестивалю, его роли в сохранении и развитии русской культуры.

Глава администрации Лаишевского района Александр Петрович Тимофеев в своем приветствии напомнил, что новый статус фестиваля подкреплен серьезной финансовой поддержкой со стороны Президента и Правительства республики, что позволило благоустроить село Никольское.

Незабываемое впечатление на всех, кто был на этом празднике, произвели театрализованное представление "Легенда о возникновении села Никольское" и выступление гостей из Москвы - ансамбля "Частушка", постоянного участника телепрограммы "Играй, гармонь". Никого не оставили равнодушным хороводы, обрядовые, лирические и плясовые песни, которые исстари пелись на этой земле, в исполнении никольцев и приехавших на "Каравон" фольклорных ансамблей. Начавшись в центре села, праздник позднее переместился за околицу на хороводную поляну и продолжался до позднего вечера.

Мы попросили поделиться впечатлениями о нем участников и зрителей.

Олег СОКОЛОВ, протоиерей, настоятель Богоявленского собора в Казани:

- Я с удовольствием нахожусь на этом замечательном празднике, масштабном, как никогда, - сказал он. - "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет" - эти слова великого Пушкина можно с полным правом отнести к нынешнему празднику в честь Николая Чудотворца. И замечательно, что на нем мы видим также татар, чувашей, марийцев и представителей других народов, живущих единой семьей в нашем Татарстане. "Каравон" сближает людей, и в этом один из секретов его огромной популярности.

Мария МОИСЕЕВА и Валентина КИСЕЛЕВА из народного ансамбля "Сударушка" (Пестрецы):

- Мы уже не первый раз на "Каравоне" и благодарны никольцам за то, что они возродили этот праздник. Песня продлевает жизнь, а тем более участие в таком прекрасном и добром празднике.

Галина СОКОЛОВА, жительница Никольского:

- Мне хочется поблагодарить главу местного самоуправления Сергея Трусова и его супругу Светлану - директора нашего Дома культуры. Ведь именно они были инициаторами возрождения "Каравона", который нынче проходит уже в одиннадцатый раз. Признательны мы и Правительству Татарстана. Благодаря его поддержке наше Никольское так чудесно преобразилось: реконструированы центральная площадь и Дом культуры, отремонтированы и заасфальтированы дороги - любо-дорого посмотреть! Ну, а сам праздник - это настоящее чудо!

Вместе с мужем Зиннуром, агрономом местного совхоза, пришла на "Каравон" и Альбина Шакирова, учительница начальных классов.

- "Каравон" нам, татарам, так же близок и дорог, как Сабантуй, - говорит она. - На этом празднике мы встречаемся с друзьями из соседних сел. Мы и сами не раз пели с ними, и наша дочка Лиля, до отъезда в Казань на учебу, участвовала в "Каравоне".

- Жизнь сейчас, конечно, нелегкая, - добавляет Зиннур, - но благодаря таким праздникам настроение поднимается. Они дарят надежду, что жизнь в нашей стране изменится к лучшему.

2003 г. 26 мая, "Каравон", Татарстан 26 мая 2003 года в селе Русское Никольское прошел XI Республиканский фестиваль фольклора «Каравон», на котором впервые побывал Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев с супругой. Из истории: «каравон» - это особенный хоровод: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники идут «каравонным» шагом. Круг как бы пульсирует, то увеличиваясь, то уменьшаясь в диаметре, медленно вращаясь «по солнцу». Во время игры «Каравона» многие парни присматривали себе невест. Возродившийся 15 лет тому назад этот праздник с многовековой историей (более 300 лет отмечают «Каравон» в селе), ныне имеет статус Фестиваля русского фольклора и приобрел всероссийскую известность. Село названо в честь православного святого Николая Чудотворца, да и сам праздник, знаменовавший окончание весенних полевых работ, всегда проводился в дни престольного церковного праздника в честь святителя Николая. В этом году в концертах приняли участие более 60-ти фольклорных ансамблей: коллективы Татарии, Республики Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Кировской области, Башкирии, Удмуртии и многих других регионов. Компания «Имлайт» обеспечивала техническое сопровождение фестиваля. Безупречная профессиональная работа специалистов компании в большой степени способствовала грандиозному успеху праздника. По многочисленным отзывам нынешнее гуляние самое масштабное из того, что видело село Русское Никольское Лаишевского района Татарии. Чувствовался необычайный эмоциональный подъем. Получился настоящий народный праздник, праздник старинных русских песен, русской души.

 

 

Новости епархии

26.05.2003
В селе Русское Никольское прошел традиционный праздник русского фольклора «Каравон».

В этом году празднование Дня славянской письменности и культуры совпало еще с днем проведения «Каравона»


Дата: 2019-02-02, просмотров: 401.