В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Не секрет, что на протяжении достаточно долгого периода времени Русь и Византия находились в тесных взаимоотношениях. Стоит отметить, что трудно представить становление древнерусского государства без каких-либо столкновений с таким великим государством как Византия. Вообще, византия и древняя русь – государства, которые очень часто вели между собой политические войны за правление определенной землей.
Значение Византии
На протяжении практически всего периода существования Византия своими богатствами привлекала к себе огромное количество русских купцов. Очень часто в Константинополь отправлялись военные корабли, а также русская рать, для того чтобы отрегулировать какие-либо торговые отношения между государствами. По словам историков, бывали случаи, когда русские даже помогали своими войсками Византии. Принятие Русью православия стало важной основой византийской культуры. Необходимо отметить, что Византия, в первую очередь – наследница римской государственности, а также античной культуры. Обогатившись православной верой, это государство существенно повлияло на православный мир.Вообще, благодаря данному государству православная культура стала настоящим достоянием не только для Древней Руси, но и Албании, Болгарии, а также Сербии. Кроме православия, русские приняли от данного государства каноны, а также догматы православной веры, что важно. Вообще, древняя русь и её соседи всегда стремились стать более сильными.
Влияние Византии на культуру Руси
Также Византия достаточно сильно повлияла на культуру Древней Руси. Когда впервые русские послы отправились в Константинополь, они были удивлены архитектурной красоте
этого государства. Кроме этого, именно из Византии на территорию Древней Руси были доставлены первые книги, что немаловажно для культурного развития. Кроме этого, всем известные святые братья Кирилл и Мефодий - выдающиеся деятели именно византийской православной культуры.Историки утверждают, что устраивалась Русь исключительно по образцам Византии. К примеру, византийские мастера научили русских строителей возводить каменные храмы, украшать их удивительными мозаиками. Еще немаловажным фактором является то, что такое искусство как иконопись также появилось на территории Древней Руси благодаря Византии.Согласно летописям, именно великая княгиня Ольга сделала важнейший шаг для осуществления крещения Руси. Дело в том, что эта княгиня отправилась в Константинополь с важной православной миссий, которую достаточно удачно выполнила. Среди самых важных шагов в установлении культурных связей между такими великим государствами как византия и древняя русь можно выделить поездку княгини Ольги, которая оставила большой след в истории.Одни из свидетельств большого влияния Византии на древнерусскую культуру – удивительные Софийские соборы, которые также были заимствованы у Византии. В этом государстве особое значение уделяли развитию церковной архитектуры. Среди главных святынь Византии можно выделить очень красивую древнюю икону Божией Матери, которую привезли на Русь из Византии. Стоит отметить, что древняя русь 9 12 века – важнейший период становления власти.Исходя из описанного выше, можно сделать вывод о том, что на протяжении многих лет Византия достаточно сильно влияла на развитие культурной, политической и религиозной жизни Древней Руси.
ВОПРОС 8. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и России. Типологическое единство и различия России и Запада в развитии феодализма
Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.
В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в име-ниях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.
«Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт.
Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, то есть положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам.
В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви.
Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была акцентировать фактуру тела.
Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали.
Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В духовной культуре средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена средневековья.
Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университетЫ.
Различия:
1.) В Европе процесс феодализации проходил быстро, а на Руси медленно.
2.) Есть конкретная феодальная лестница, вассальное подчинение, а на Руси нет определенной структуры, просто подчинение
3.) На Западе королевский домен, в России – княжеская вотчина.
4.) Дворяне больше зависели от царя, были более бесправны перед царём по сравнению с дворянами Западной Европы.
Сходства:
1.) Правящий класс как в России, так и в Западной Европе.
2.) Кроме этого, земля была основной ценностью, крестьяне были вынуждены платить ренту своему феодалу.
ВОПРОС 9. Ордынское нашествие и экспансия Запада. Русь. Орда. Литва. Взаимоотношения и геополитические приоритеты
Нашествие, разгром Северо-Восточной, Южной, Юго-Западной Руси, образование Золотой Орды, чье владычество в той или иной форме распространялось на огромные территории русских земель, повлекли за собой дальнейшее их разъединение и прежде всего окончательный и долгий разрыв исторических судеб Северо-Восточной и остальной Руси.Многие цивилизационные процессы, в частности центростремительные тенденции, оказались грубо подрезанными. Русь окончательно потеряла свободный выход на Волгу, утратила в пользу Орды свои вассальные владения в Окско-Волжском междуречье, Среднем и Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе.Общее ослабление Руси привело к активизации ее противников на юго-западе - Венгрии и Польши, на северо-западе - Тевтонского ордена, Швеции, Дании, Литвы, которые методично и настойчиво оттесняли русские княжества от балтийского побережья.Политика Владимиро-Суздальского княжества (позднее Великого княжества Владимирского) после монгольского нашествия строилась с учетом постоянного давления со стороны Золотой Орды. Великие князья владимирские, а позднее и московские прекрасно понимали историческую реальность второй половины XIII в. и всепобеждающую мощь Сарая, делали все для того, чтобы сохранить стабильные отношения с ордынскими владыками для упрочения своих позиций среди русских земель и для продвижения внешнеполитических интересов Руси на оставшихся в ее ведении западном и северо-западном направлениях.Первыми это блестяще продемонстрировали Ярослав Всеволодович и особенно Александр Невский, чье истинное величие заключалось, может быть, не столько в его военных предприятиях как новгородского князя -замечательных победах над литовцами, шведами, немцами, сколько в осторожной, дальновидной, хитрой политике по отношению к Орде и достижении своих целей как в общерусской политике, так и во внешнеполитической сфере на западных и северо-западных рубежах.Монголо-татарское нашествие и иго, безусловно, заметно ослабили все русские земли, и прежде всего Северо-Восточную Русь, а также Новгородскую землю, что вызвало заметную активизацию западного крестоносного мира по отношению к русским владениям в Прибалтике, Финляндии и непосредственно к русским территориям.Первой пробой сил на северо-западных и западных русских границах в послемонгольский период стал натиск литовцев, которые в 1239 г. захватили Смоленск и готовили удар по Новгородской земле. Александр Ярославич, княживший в то время в Новгороде, поставил против Литвы оборонительные городки на реке Шелони, а его отец Ярослав Всеволодович выбил литовцев из Смоленска, тем самым предотвратил их поход на новгородские владения.Затем последовал натиск шведов. В июле 1240 г. шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. Князь Александр Ярославич со своей дружиной скрыто подошел к лагерю шведов и ударил по ним, а небольшое новгородское ополчение отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли. Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранив за Русью выход к Балтийскому побережью.Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили Изборск и Псков. Александр Невский внезапным ударом освободил захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, он перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра.5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами.В этой битве решалась не только судьба Новгородской и Псковской имель, но и дальнейшая судьба Северо-Восточной Руси. После разгрома крестоносцев на льду Чудского озера Орден отказался от своих завоеваний и 11овгородской земле, его военная мощь была ослаблена. Северо-Восточная Русь стала первым центром объединения русских земель.После смерти Александра Невского его старшие сыновья (Дмитрий и Андрей) упорно боролись за великий Владимирский стол, а младшему (Даниилу) досталась в удел Москва с округой на западном пограничье Владимиро-Суздальской земли. В 70-х гг. XIII в. Москва становится собственно стольным градом небольшого княжества, а его правитель -основатель московской династии Даниловичей. Даниловичи (Иван Калита и его дети - Симеон Гордый, Иван Иванович Красный) продолжали рашивать отношения с Ордой на тех же принципах. Они скупают, присоединяют земли, наращивают демографический потенциал, материально-техническую базу власти. Московские князья собирают не только земли, власть светскую, но и духовную. Иван Калита сумел подружиться с митрополитом Петром, который часто бывал в Москве. После смерти Петра наследовавший митрополичью кафедру Феогност переселился в Москву, которая отныне становится и духовным центром объединения русских земель.Возникшие связи между московскими властями и церковными, получили развитие в 1352 г., когда митрополитом стал сын московского боярина Федора Бяконта Алексей. Роль митрополита Алексея особенно несомо проявилась в годы малолетства князя Дмитрия Ивановича. Решительные действия главы русской православной церкви способствовали укреплению власти Московского князя. Духовенство не раз оказывало поддержку великим князьям, чья власть укрепляла позиции православия в Северо-Восточной Руси.
ВОПРОС 10. Возвышение Москвы. Образование единого Русского централизованного государства. Формирование великорусской народности. Москва – III Рим
Возвышение Москвы – процесс роста экономического влияния и политической власти Москвы и Московского княжества на другие княжества и постепенное объединение Руси вокруг новой столицы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.